Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №4 год - 2014
С. В. Галкин
В соответствии с положениями действующего законодательства организации должны представлять в государственные внебюджетные фонды отчетность в рамках обязательного социального страхования. Такая обязанность закреплена в ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ).
Вместе с отчетностью в Пенсионный фонд необходимо представлять сведения о каждом работающем лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В составе отчетности по страховым взносам организации должны представлять:
1) в Фонд социального страхования Российской Федерации – Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (ф. 4-ФСС). С отчетности за первый квартал 2014 г. применяется форма, которая была несколько скорректирована приказом Минтруда России от 3 марта 2014 г. № 94н. Форма отчетности утверждена приказом Минтруда России от 18 января 2013 г. № 15н;
2) в Пенсионный фонд Российской Федерации – Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (ф. РСВ-1 ПФР). С отчетности за первый квартал 2014 г. форма указанного отчета утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 января 2014 г. № 2п.
Тем же постановлением Правления Пенсионного фонда № 2п утвержден Порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (ф. РСВ-1 ПФР) (далее по тексту – Порядок заполнения РСВ-1).
Указанные формы представляются в территориальные органы государственных внебюджетных фондов ежеквартально. При этом форма 4-ФСС представляется до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а форма РСВ-1 – до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
Одновременно с отчетом РСВ-1 организации должны отчитываться по каждому сотруднику о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование, а также о страховом стаже. При этом начиная с отчета за первый квартал 2014 г. персонифицированная отчетность по каждому отдельному сотруднику представляется в составе единой формы РСВ-1, т. е. «персотчетность» и отчетность по обязательному пенсионному страхованию отныне объединены.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.
Формы и состав персонифицированной отчетности
До недавнего времени формы персонифицированной отчетности были определены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 192п. Этим же документом была утверждена также Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (далее – Инструкция № 192п).
Начиная с отчетности за первый квартал 2014 г. в состав персонифицированной отчетности входят отдельные разделы формы РСВ-1. В частности, сведения по каждому отдельному работнику формируются в виде раздела 6 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица», который заменяет форму СЗВ-6-4 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица».
Опись сведений персонифицированной отчетности отныне оформляется в виде раздела 2.5 «Сведения по пачкам документов, содержащих расчет сумм начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц» формы РСВ-1. Данная форма пришла на замену ранее представляемой формы АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР».
В случае необходимости корректировки ранее представленных (до 2014 г.) сведений по формам СЗВ-6-4, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, организация должна будет (как и ранее) представлять корректирующие сведения по ранее принятым формам (СЗВ-6-4, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2). На это указано в п. 41 Порядка заполнения РСВ-1.
Таким образом, в состав персонифицированной отчетности по соответствующим периодам включаются следующие отчетные формы:
Напомним, что за отчетные периоды до нынешнего года персонифицированная отчетность представлялась в следующем составе:
1. СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц».
Сведения представлялись на тех лиц, на которых за отчетный период не заполнялась форма СЗВ-6-1.
2. СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица».
Сведения заполнялись отдельно на каждого работника, который в отчетном периоде:
– находился в отпуске без сохранения заработной платы или на «больничном»;
– работал в особых (также и в особых территориальных) условиях труда (необходимо заполнить реквизиты «территориальные условия труда (код)» или «особые условия труда (код)»;
– имел право на назначение досрочной пенсии (необходимо заполнить реквизиты «Выслуга лет и условия для досрочного назначения трудовой пенсии»);
– имел периоды, отражаемые при формировании сведений с кодами «ДЛДЕТИ», «ЧАЭС» и «НЕОПЛ».
Одновременно с этим форма АДВ-6-3 «Опись документов о начисленных и уплаченных страховых вносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР» сопровождала пачки документов по форме СЗВ-6-1.
При формировании показателей персонифицированной отчетности учитываются и положения Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н (далее – Инструкция № 987н).
В ближайшее время следует ожидать изменения в Инструкции № 987н и № 192п.
Формат представляемой отчетности
Отчетность представляется в письменной или электронной форме. В последнем случае – на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т. ч. сети Интернет (включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
Организации, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, должны представлять отчетность в государственные внебюджетные фонды в электронном виде по форматам и в порядке, которые установлены соответствующим органом контроля за уплатой страховых взносов.
В среднесписочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Порядок определения среднесписочной численности определен приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428, которым утверждены Указания по заполнению формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников».
При расчете среднесписочной численности не учитываются внешние совместители, а также лица, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера.
Организации с численностью менее 50 человек вправе представлять сведения в электронном виде по собственному решению. С 2014 г. планировалось обязать представлять отчетность в фонды в электронном виде организации и иных страхователей с численностью работающих до 25 человек. Такие изменения приняты не были.
Общий порядок оформления и представления отчетов в электронном виде определен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553. В частности, такие документы:
– оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными органами власти;
– подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в данном случае необходима квалифицированная электронная подпись);
– представляются в государственные внебюджетные фонды с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть Интернет) лично или через законного представителя при посещении территориальных отделений фондов, посредством многофункциональных центров предоставления государственных или муниципальных услуг или Единого портала государственных или муниципальных услуг, а также иным другим способом, позволяющим передать в электронном виде соответствующие документы.
Новый формат отчета РСВ-1 в электронном виде утвержден постановлением
Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 25п.
Определено, что отчетность по форме РСВ-1 представляется в виде комплекта файлов входящих документов, в совокупности содержащих сведения в целом по плательщику страховых взносов.
При этом файл входящих документов, представляющих форму РСВ-1, содержит представление единственного документа пачки. В свою очередь, раздел 6 формы РСВ-1 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица» представляются одним или несколькими файлами входящих документов. Один файл входящих документов «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица» представляет собой одну пачку входящих документов и содержит как сведения по пачке таких документов, так и представление каждого отдельного документа «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица».
В свою очередь, описание формата файла формы 4-ФСС приведено в приказе ФСС России от 12 февраля 2010 г. № 19 (в редакции изменений и дополнений).
Особенности формирования показателей формы РСВ-1
Как отмечалось выше, начиная с отчета за первый квартал 2014 г. Организации должны представлять отчетность в Пенсионный фонд по новой форме, определенной постановлением Правления ПФР от 16 января 2014 г. № 2п. Этим же документом утвержден Порядок заполнения РСВ-1.
В обязательном порядке в состав формы РСВ-1 включаются титульный лист, а также разделы 1, 2 и 6 указанной формы. При этом раздел 6 формируется по каждому отдельному работнику.
Раздел 3 представляется организациями, применяющими пониженные тарифы страховых взносов, и в данной части отчета они подтверждают свое право платить взносы в льготном порядке.
Раздел 4 заполняется в случае, если государственными внебюджетными фондами в текущем периоде были по актам проверок (камеральных или выездных) доначислены страховые взносы за предыдущие отчетные (расчетные) периоды.
Такие доначисленные взносы отражаются также по строке 120 «Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода». При этом в расчет принимаются решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу в текущем отчетном периоде.
Тот же раздел 4 формы РСВ-1 может заполняться, если организация сама в отчетном периоде выявила необходимость доначисления страховых взносов за предыдущие отчетные периоды.
Раздел 5 представляется организациями, которые производят выплаты и иные вознаграждения в пользу лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде в рамках трудовых отношений или по соответствующим гражданско-правовым договорам.
Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ такие выплаты могут не включаться в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, если только студенческий отряд включен в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Особенности формирования показателей титульного листа
При формировании показателей титульного листа отныне не следует указывать коды ОКАТО (ОКТМО) и ОГРН.
В титульный лист отчета введен новый показатель – «Тип корректировки».
В данном поле необходимо указать одно из следующих возможных значений:
«1» – уточнение расчета в части показателей, касающихся уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в т. ч. по дополнительным тарифам);
«2» – уточнение расчета в части изменения сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в т. ч. по дополнительным тарифам);
«3» – уточнение расчета в части страховых взносов на обязательное медицинское страхование или других показателей, не затрагивающих сведения индивидуального учета по застрахованным лицам.
Напомним, что при представлении первичной формы отчета РСВ-1 в поле «Номер корректировки» указывается значение «000». При представлении же в дальнейшем расчета за предыдущий отчетный (расчетный) период в данном поле приводится номер, указывающий какой по счету расчет с учетом внесенных изменений представляется организацией в территориальный орган Пенсионного фонда (например, «001», «002»… «010» и т. д.).
Обязанность и право работника по представлению в орган контроля по уплате страховых взносов уточненного расчета закреплены в ст. 17 Федерального закона № 212-ФЗ. При этом отныне следует не только отслеживать порядковый номер уточненного за соответствующий период расчета, но также выявлять причину корректировки. Если уточнению подлежат данные раздела 1 расчета в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то в поле «Тип корректировки» проставляется значение «1». Другие значения начисленных в соответствующем периоде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сопровождаются значением «2», что означает в том числе необходимость представления за тот же период корректирующих сведений персонифицированной отчетности.
Уточнения расчетов и страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию сопровождаются значением «3» в новом поле «Тип корректировки».
Уточненный расчет представляется по форме РСВ-1, действовавшей в том периоде, за который выявлены ошибки (искажения). Уточненная форма сопровождается документами персонифицированного учета, подготовленными по форме, действовавшей в том периоде, за который выявлены ошибки в отношении застрахованных лиц, данные по которым корректируются. Исключение составляет код типа корректировки «3».
Несколько в ином порядке заполняется и поле «Отчетный период (код)». Формат заполнения – «3» (первый квартал), «6» (полугодие), «9» (9 месяцев) и «0» (календарный год). До 2014 г. формат показателя был несколько иной – «03», «06», «09» и «12».
Показатель в поле «Количество застрахованных лиц, на которых представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и/или страховом стаже» формируется исходя из общего количества застрахованных лиц в соответствии с количеством представленных разделов 6 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица» за каждое застрахованное лицо за отчетный период.
Особенности заполнения раздела 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам»
Главное изменение раздела 1 формы РСВ-1 – обособление расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по периодам 2010–2013 гг. (графы 4 и 5) и за периоды начиная с 2014 г. (графа 3). Объясняется такое разделение нововведениями 2014 г., и прежде всего необходимостью уплаты страховых взносов начиная с выплат и вознаграждений за январь 2014 г. единым расчетным документом на страховую часть пенсии. Платеж работодателей на обязательное пенсионное страхование в рамках накопительной части пенсии с нынешнего
года отменен, а распределение взносов между страховой и накопительной частями пенсии отныне находится в компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обособление расчетов влечет за собой отдельные вопросы. И если в рамках накопительной части пенсии (графа 5) сумма дебиторской задолженности в силу положений действующего законодательства может быть ликвидирована только путем обращения в Пенсионный фонд Российской Федерации, то порядок регулирования «дебиторки»по графе 4 расчета пока что не ясен.
В части указанной задолженности в рамках накопительной части пенсии (графа 5) организации необходимо обращаться в территориальный орган Пенсионного фонда за возмещением указанной суммы или же за зачетом суммы переплаты в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках страховой части пенсии. Невозможность самостоятельного зачета суммы переплаты объясняется различиями кодов бюджетной классификации.
Что касается взносов на страховую часть пенсии, то в этой части коды бюджетной классификации с 2014 г. не изменились. В силу этого казалось бы организация вправе сама зачесть образовавшуюся по итогам прошлых лет переплату в счет уплаты страховых взносов за первый квартал 2014 г. Однако обособление расчетов в новой форме РСВ-1 указывает на обратное. Как следует из п. 7 Порядка заполнения РСВ-1, значение графы 4 «Страховая часть» по строке 100 «Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода» должно быть равно значению графы 3 строки 150 расчета, представленного за 2013 г.
Правда, п. 7 Порядка заполнения РСВ-1 указывает на необходимость приведенной сверки только в случае выявления кредиторской задолженности, т. е. недоплаты страховых взносов, по итогам 2013 г.
Пример 1
Предположим, что организация начислила с заработной платы за декабрь 2013 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 125 600 руб., из них на страховую часть пенсии – 90 300 руб., на накопительную часть пенсии – 35 300 руб. До этого уплата страховых взносов производилась своевременно, что исключало наличие любой суммы задолженности.
Уплату страховых взносов за декабрь 2013 г. организация произвела в установленном порядке до 15 января 2014 г.
В этом случае при формировании показателей отчета РСВ-1 за 2013 г. по строке 150 «Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода» в графе 3 «страховая часть» необходимо было указать сумму 90 300 руб., а по графе 4 «накопительная часть» – 35 300 руб.
В отчете РСВ-1 за первый квартал 2014 г. показатель по строке 100 «Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода» по графе 4 «страховая часть» составит 90 300 руб., а по графе 5 «накопительная часть» – 35 300 руб.
Если страховые взносы за декабрь были перечислены в установленном порядке в январе 2014 г., они подлежат отражению по строке 140 «Уплачено страховых взносов с начала расчетного периода». Соответственно, по строке 150 формы РСВ-1 за первый квартал 2014 г. по графам 4 и 5 будут в данном случае прочерки.
Раздел 1 будет иметь следующий вид:
При наличии по итогам расчетов за 2013 г. дебиторской задолженности по графам «4» и «5» организациям рекомендуется взаимозачет в счет уплаты страховых взносов (даже в рамках страховой части пенсии) самим не производить. Следует дождаться такого решения от территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации или же соответствующих разъяснений (по страховой части пенсии) Пенсионного фонда.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что организация до декабря 2013 г. имела дебиторскую задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в рамках страховой части пенсии в размере 24 500 руб., а в рамках накопительной части пенсии – 5700 руб.
Текущие платежи организация производила своевременно. Показатели отчета РСВ-1 за первый квартал 2014 г. будут иметь следующий вид:
По итогам приведенных расчетов организации следует сумму дебиторской задолженности в рамках накопительной части пенсии (5700 руб.) истребовать через территориальное отделение ПФР или по решению данного фонда зачесть в счет уплаты страховых взносов в 2014 г.
Сумму дебиторской задолженности в рамках страховой части пенсии (24 500 руб.) организация вправе зачесть самостоятельно. Однако до выхода соответствующих разъяснений рекомендуется уплату текущих страховых взносов производить в полном объеме.
Особенности формирования показателей раздела 2.1 «Расчет страховых взносов по тарифу»
Как и ранее, раздел 2.1 формы РСВ-1 формируется раздельно по тарифам, которые применяются организацией в течение календарного года. В случае, если в течение отчетного периода организацией применялось более одного тарифа, то в расчет включается несколько разделов 2.1 – по количеству тарифов, которые применялись с начала года.
Классификация плательщиков страховых взносов по кодам тарифов с 2014 г. не изменена. Единственное уточнение заключается в том, что с нынешнего года не выделяется код «14», что соответствует организациям, оказывающим инжиниринговые услуги. Данные организации с 2014 г. уплачивают страховые взносы по общеустановленным тарифам.
Начиная с отчета за первый квартал 2014 г. в разделе 2.1 все данные отражаются едиными показателями без разделения на выплаты и вознаграждения в пользу лиц 1966 года рождения и старше, 1967 года рождения и моложе, а также без обособления выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих или временно пребывающих на территории России.
В графах 4–6 строки 206 «с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов» отражаются суммы страховых взносов с сумм выплат и иных вознаграждений, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, начисленных за отчетный период в отношении физических лиц. Такое обособление по-прежнему обусловлено тем, что указанные страховые взносы уплачиваются на солидарную часть тарифа, а потому не отражаются на лицевых счетах граждан.
При формировании расчета страховых взносов рекомендуется учитывать материалы, опубликованные на страницах нашего журнала в текущем году. В особенности рекомендуется изучить разъяснения по вопросу формирования объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления взносов (1).
В частности, как отмечено со ссылкой на складывающуюся в настоящее время судебную практику, в объект обложения страховыми взносами не включаются выплаты социального характера, не предусмотренные трудовыми договорами с работниками и производимые не в рамках трудовых отношений, а в рамках социально-трудовых отношений, которые регулируются действующими в организации коллективным договором, локальными нормативными актами.
Таким образом, организация вправе рассчитывать, что в объект обложения страховыми взносами не будут включены такие выплаты, как:
– единовременная материальная помощь;
– материальная помощь, оказываемая отдельным категориям лиц в рамках их социальной поддержки (многодетные семьи, одинокие родители, имеющие на иждивении ребенка-инвалида и др.);
– единовременное пособие в связи с выходом на пенсию;
– выплаты на санаторно-курортное лечение и оздоровление, включая суммы оплаты стоимости путевок, а также суммы компенсации стоимости путевок, приобретенных работниками самостоятельно и др.
Приведенные выплаты не включаются в объект обложения взносами, а потому не участвуют при формировании показателя по строке 200 «Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и в соответствии с международными договорами» раздела 2.1 формы РСВ-1.
При всем этом следует учитывать, что противником такого порядка формирования объекта обложения взносами является Минтруд России. Как отмечено в письме от 4 декабря 2013 г. № 17-3/2038, единовременные выплаты при увольнении должны включаться в объект обложения страховыми взносами по той причине, что они производятся в пользу тех лиц, с которыми у работодателя имеются трудовые отношения. Таким образом, организациям следует быть готовыми защищать свои законные интересы в судебных органах.
Разъяснения Минтруда России представляются спорными. В самом письме было указано на то, что действующий в организации коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения, но почему-то производимые на его основе единовременные выплаты при увольнении трактуются как осуществляемые в рамках трудовых отношений. Высший Арбитражный Суд указывает на иной порядок формирования объекта обложения страховыми взносами.
Особенности формирования разделов 2.2, 2.3 и 2.4 РСВ-1
В данных разделах формы РСВ-1 производится расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые с 2013 г. уплачиваются по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу отдельных категорий лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.
(1) См. статью Полетаева А. В. «Новые правила исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам. Освобождение от обложения взносами некоторых выплат социального характера», ж-л «ЗП», № 3/2014 г.
Напомним, что начиная с 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам в общем случае должны уплачиваться исходя из класса (подкласса) условий труда на рабочих местах соответствующих категорий работников, выявленных по итогам специальной оценки условий труда.
Отныне такие взносы уплачиваются по следующим тарифам:
Соответствующие положения закреплены в ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
Изменения приняты Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ).
Приведенные тарифы применяются независимо от того, в каком списке приводится та или иная должность (профессия) работника, его производство, которые дают право на льготное пенсионное обеспечение.
Для применения приведенных тарифов организации вправе в настоящее время использовать материалы проведенной ранее аттестации рабочих мест. Как зафиксировано в п. 5 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам результаты проведенной аттестации рабочих мест действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно. Напомним, что итоги проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет.
При уплате взносов по вышеприведенным тарифам подлежит оформлению новый раздел 2.4 формы РСВ-1 «Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ».
Раздел 2.4 формируется раздельно в части:
– выплат и вознаграждений в пользу лиц, занятых на тех видах работ, которые предусмотрены так называемым Списком № 1 (код «1» в поле «Код основания»);
– выплат и вознаграждений в пользу лиц, занятых на тех видах работ, которые предусмотрены Списком № 2 или так называемыми малыми отраслевыми списками, дающими право на льготное пенсионное обеспечение (код «2» в поле «Код основания»).
В отдельном порядке формируется также поле, касающееся оснований для уплаты страховых взносов исходя из класса условий труда на рабочем месте. Возможные основания (одно из значений обозначается символом «Х»):
– результаты спецоценки;
– результаты аттестации рабочих мест;
– результаты спецоценки и результаты аттестации рабочих мест (данный вариант возможен, когда на отдельных рабочих местах уже проведена специальная оценка условий труда, но на других до сих пор используются итоги ранее проведенной аттестации рабочих мест).
Как следует из п. 14 Порядка заполнения РСВ-1, в случае если в течение отчетного периода применялось более одного основания для уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, установленному по результатам специальной оценки условий труда, то в расчет включается столько страниц подраздела 2.4, сколько оснований применялось в течение отчетного периода. При этом значения строк 240–269 для включения в состав других разделов расчета участвуют как сумма значений (по основаниям «1» или «2») по соответствующим строкам подраздела 2.4, включенных в расчет.
Пример 3
Предположим, что в организации заняты отдельные сотрудники, производства которых включены в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
В 2013 г. с выплат и вознаграждений в пользу данных сотрудников организация должна была уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу 2,0%.
С 2014 г. взносы необходимо уплачивать исходя из класса условий труда на рабочих местах соответствующих сотрудников. Проведенная в 2012 г. аттестация рабочих мест выявила на рабочих местах отдельных лиц вредные условия труда с подклассами 3, 2 и 1.
Материалы ранее проведенной аттестации организация может использовать для уплаты дополнительных страховых взносов в 2014 г. Тарифы взносов составят: класс 3.3–6,0%; класс 3.2–4,0%; класс и 3.1–2,0%.
При формировании отчета по форме РСВ-1 за первый квартал 2014 г. Организации следует формировать раздел 2.4 с указанием в нем:
– поле «Код основания» – «1»;
– поле «Основание для заполнения» – «результатов аттестации рабочих мест».
При формировании раздела 2.4 подлежат заполнению строки 252–269.
В мае 2014 г. организация провела специальную оценку условий труда, по итогам которой на рабочих местах лиц, которые имеют право на льготную пенсию, выявлены классы 3.2 и 3.1. Итоги специальной оценки подлежат применению с 1 июня 2014 г.
При формировании отчета РСВ-1 за первое полугодие 2014 г. в состав формы должны быть включены:
1) раздел 2.4 с кодом основания «2» и основанием «результатов аттестации рабочих мест» – в отношении выплат и вознаграждений в пользу работников, имеющих право на льготную пенсию, за период с января по май 2014 г.;
2) раздел 2.4 с кодом основания «2» и основанием «результатов спецоценки» – в отношении выплат и вознаграждений в пользу работников, имеющих право на льготную пенсию, за июнь 2014 г.
Если аттестация рабочих мест в организации не была проведена и (или) итоги данной процедуры уже недействительны, рассматриваемые страховые взносы должны уплачиваться по тем тарифам, которые были предусмотрены ранее.
В таком случае страховые взносы с выплат в пользу лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, поименованных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10) должны уплачиваться в следующем порядке (ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ):
Дополнительные страховые взносы в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (так называемые Список № 2 и малые отраслевые списки) при отсутствии материалов аттестации рабочих мест должны уплачиваться по следующим тарифам (ч. 2 ст. 33.2 Федерального закона № 212-ФЗ, ч. 2 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ):
При уплате страховых взносов по данным тарифам подлежат формированию разделы 2.2 «Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ» и 2.3 «Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ».
Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что до 2014 г. в организации аттестация рабочих мест не проводилась.
За период с января по май 2014 г. организация должна была уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу 4,0%.
В данном случае формированию подлежали данные раздела 2.3 РСВ-1.
С июня 2014 г. организация должна уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам по условиям труда на рабочих местах соответствующих сотрудников, выявленных по итогам специальной оценки условий труда.
Разделы 2.2 и 2.3 формы РСВ-1 подлежат формированию и в случае, если организация производит уплату страховых взносов по дополнительным тарифам по итогам аттестации рабочих мест, если на рабочих местах отдельных лиц выявлены оптимальные или допустимые условия труда. На это указано в п. 14 Порядка заполнения РСВ-1 и подтверждено в письме Пенсионного фонда от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.
Таким образом, в случае если по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест условия труда на рабочих местах лиц, имеющих право на льготную пенсию, были признаны оптимальными и (или) допустимыми, указанные результаты аттестации не учитываются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ (в данном случае тариф взносов составляет 0,0%), и в отношении этих рабочих мест уплата страховых взносов по дополнительным тарифам должна производиться плательщиками в размерах, установленных чч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ (тарифы составляют 6,0 и 4,0% исходя из кода основания для уплаты страховых взносов).
Необходимость уплаты страховых взносов объясняется тем, что до проведения специальной оценки условий труда работник не может быть лишен права на льготный стаж. Если же по итогам специальной оценки на рабочем месте сотрудника, имеющего право на льготную пенсию, будут зафиксированы оптимальные или допустимые условия труда, за работником более не сохраняется право на льготный стаж.
Пример 5
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что на рабочем месте одного сотрудника, производство которого включено в Список № 2, по итогам ранее проведенной аттестации рабочих мест были выявлены допустимые условия труда.
В 2013 г. с выплат в пользу данного лица организация должна была уплачивать страховые взносы по ставке 2,0%. В 2014 г. страховые взносы следует уплачивать по ставке 4,0%.
В состав отчета РСВ-1 за первый квартал 2014 г. следует включить раздел 2.4, а в части выплат и вознаграждений в пользу вышеуказанного сотрудника – раздел 2.3.
Порядок формирования персонифицированной отчетности
Как отмечалось ранее, с 2014 г. в состав персонифицированной отчетности сотрудников включаются разделы 2.5 и 6 формы РСВ-1.
Раздел 2.5 «Сведения по пачкам документов, содержащих расчет сумм начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц» заменяет с текущего года форму АДВ-6-2, и в нем приводятся данные о пачках сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом принципиальными отличиями раздела 2.5 РСВ-1 от АДВ-6-2 является отказ от отражения сумм уплаченных страховых взносов, а также отражение сведений о базе для начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Отныне в персонифицированной отчетности работодатели не производят распределение уплаченных страховых взносов. Это функция Пенсионного фонда Российской Федерации. В разделе 6 РСВ-1 по каждому сотруднику отражаются только начисленные страховые взносы (подраздел 6.5), а потому и в разделе 2.5 в соответствующих графах приводятся только начисленные за соответствующий квартал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Как и ранее, в расчет принимаются только страховые взносы, начисленные с выплат и вознаграждений, не превышающих предельную величину базы. В 2014 г. этот показатель составляет 624 000 руб.
Необходимость отражения в разделе 2.5 РСВ-1 базы для начисления страховых взносов объясняется взаимоувязкой отдельных разделов единой формы отчета. В частности, указанное в строке «Итого» графы 2 подраздела 2.5.1 значение должно быть равно значению, равному сумме значений, указанных в графах 4, 5 и 6 строки 204 подраздела 2.1 Расчета по всем кодам тарифов (см. п. 17.3 Порядка заполнения РСВ-1).
Правила формирования пачек персонифицированных сведений приведены в п. 33 Порядка заполнения РСВ-1. Так, количество сведений в пачке не должно превышать 200 штук.
В отдельные пачки документов формируются сведения с разными типами корректировки сведений («исходная», «корректирующая» и «отменяющая»).
Сведения, корректирующие данные за предыдущие отчетные периоды (тип корректировки сведений «корректирующая» и «отменяющая»), представляются вместе со сведениями с типом корректировки сведений «исходная» за период, в котором корректируются данные.
Пачки, содержащие корректирующие или отменяющие сведения по формам СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-4, должны содержать формы с одним типом договора и одним кодом категории застрахованного лица.
Исходными считаются сведения, первый раз подаваемые организацией за соответствующее физическое лицо за отдельный отчетный период. При этом необходимо учитывать, что если представленная форма была возвращена работодателю из-за содержащихся в ней ошибок (неточностей), то взамен нее должна представляться также исходная форма.
Корректирующие сведения представляются с целью изменения ранее поданных сведений о работнике или ином застрахованном лице. Корректировка производится посредством указания новых показателей отчета (а не посредством указания дополнительных данных на сумму разницы с положительным или отрицательным значением), которые будут расцениваться вместо ранее представленных.
Как отмечено в п. 37.2 Порядка заполнения РСВ-1, в разделе 6 с типом корректировки сведений «корректирующая» указываются сведения в полном объеме, как корректируемые (исправляемые), так и не требующие корректировки. Данные корректирующей формы полностью заменяют на индивидуальном лицевом счете данные, учтенные на основании «исходной» формы.
Корректирующие формы представляются в случае выявления ошибок самой организацией или по результатам проведения проверок территориальными органами ПФР. При этом форма отчета с типом «корректирующая» за прошедшие отчетные периоды должна представляться вместе с исходными сведениями персонифицированной отчетности за отчетный период, в котором организацией обнаружены ошибки.
Таким образом, при формировании корректирующих форм персонифицированной отчетности необходимо:
1) сформировать соответствующие сведения за прошлый период времени, отметив в отчете тип сведений «корректирующая»;
2) указать новую правильную сумму взносов, исчисленных и уплаченных за соответствующий отчетный период;
3) заполнить раздел 2.5.2 «Перечень пачек документов корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета» текущей формы РСВ-1.
В случае перерегистрации плательщика страховых взносов при подаче корректирующего раздела 6 РСВ-1 обязательным является заполнение реквизита «Регистрационный номер в ПФР в корректируемый период». «Отменяющие» сведения представляются с целью полной отмены ранее поданных сведений о застрахованном лице. Указав тип сведений «отменяющие», организация указывает, за какой отчетный период отменяются сведения. В отменяющей форме должны заполняться все реквизиты до «Тип корректировки сведений» включительно (в формах СЗВ – до «Страховой номер» включительно).
Отменяющие формы должны представляться вместе с исходными формами за отчетный период, в котором обнаружена ошибка.
Примером формирования отменяющих форм является случай утраты организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения в рамках определенных видов деятельности, права на уплату страховых взносов по пониженному тарифу.
В частности, для использования льготы доходы от «льготируемых» видов деятельности должны составлять не менее 70% общей суммы доходов.
Если организация утратила право на использование льготы, необходимо сдать отменяющие формы по прежним (льготным) тарифам с начала текущего календарного года и одновременно с этим за те же периоды времени сформировать и сдать корректирующие формы по новым тарифам. Отменяющие и корректирующие формы за прошлые отчетные периоды сдаются одновременно с исходными сведениями за текущий отчетный период.
В дальнейшем если организация вновь по итогам нового отчетного периода достигнет показателя в 70% и более доходов в рамках льготируемых видов деятельности, ей опять придется формировать отменяющие (по используемым в последнем отчетном периоде тарифам) и корректирующие (по новым тарифам) формы.
В отдельных случаях организации могут производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование одновременно по общеустановленным тарифам и по льготному тарифу. В данном случае придется за один и тот же отчетный период формировать разные формы персонифицированной отчетности (с 2014 г. – отдельные разделы 6 формы РСВ-1). Одновременно с этим показатели в форме РСВ-1 ПФР найдут свое отражение в разных разделах 2 данного отчета.
Раздел 6 формы РСВ-1 формируется в отношении каждого отдельного лица, в пользу которого в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по соответствующим авторским договорам. При этом начиная с отчета за первый квартал 2014 г. сведения формируются единые по каждому лицу. Выплаты по гражданско-правовым договорам приводятся по отдельной графе 6 в формате «в том числе».
Другим отличием персонифицированных сведений является необходимость отражения начисленных выплат и вознаграждений не только за месяцы отчетного квартала, но и в формате «Всего с начала расчетного периода». Этому посвящены строки 400, 410 и т. д. Это обусловлено необходимостью увязки показателей раздела 6 с другими данными единой формы РСВ-1. В форме СЗВ-6-4 сведения и выплатах и вознаграждениях приводились только за последние 3 месяца отчетного периода.
Код категории застрахованного лица с 2014 г. учитывается не при формировании общих сведений по соответствующему лицу, а при указании выплат и вознаграждений, начисленных в пользу данного лица. Соответственно, при указании нескольких кодов категорий застрахованного лица не надо формировать отдельные разделы 6 РСВ-1 и пачки таких сведений. Просто количество строк в подразделе 6.4 должно быть соответственно увеличено.
Данные о начисленных за истекший квартал страховых взносах приводятся в подразделе 6.5 РСВ-1. Как и ранее, сведения формируются исключительно в части страховых взносов, начисленных с выплат и иных вознаграждений, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Данные приводятся в рублях и копейках.
Новизной является отражение в формах персонифицированных сведений с типом сведений «исходная» информации о корректирующих сведениях. Для этого предназначен подраздел 6.6 РСВ-1.
При наличии данных в подразделе 6.6 дополнительно в обязательном порядке предоставляются корректирующие (отменяющие) разделы 6 и (или) формы СЗВ-6-1 и (или) СЗВ-6-2 и (или) СЗВ-6-4. То есть корректирующие (отменяющие) сведения представляются по формам представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, действовавшим в том периоде, за который выявлены ошибки (искажения).
При корректировке сведений за отчетные периоды, начиная с первого квартала 2014 г., сведения о сумме доначисленных страховых взносах указываются в графе 3 подраздела 6.6, а при корректировке сведений за отчетные периоды 2010–2013 гг. – в графах 4 и 5 рассматриваемого раздела.
Изменен и порядок формирования сведений о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, с которых были начислены страховые взносы по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. Отныне такие сведения отражаются в подразделе 6.7 формы РСВ-1.
Соответствующие данные отражаются не только исходя из того, по какому списку сотрудник вправе рассчитывать на льготное пенсионное обеспечение, но также исходя из класса условий труда, установленного по итогам специальной оценки условий труда. Код специальной оценки условий труда приводится по графе 3 раздела 6.7 и может быть следующим:
– класс условий труда «опасный», подкласс 4 – «О4»;
– класс условий труда «вредный», подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – «В3.4»;
– класс условий труда «вредный», подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – «В3.3»;
– класс условий труда «вредный», подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – «В3.2»;
– класс условий труда «вредный», подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – «В3.1».
При указании нескольких кодов специальной оценки условий труда количество строк в подразделе 6.7 должно быть соответственно увеличено.
Код специальной оценки условий труда в персонифицированных сведениях указывается только при уплате страховых взносов исходя из класса условий труда на рабочем месте соответствующего лица, т. е. только тогда, когда в организации проведена указанная процедура специальной оценки или же в данной организации еще действуют итоги ранее проведенной аттестации рабочих мест.
При уплате страховых взносов по принятым еще в 2013 г. ставкам (в 2014 г. по Списку № 1 – 6%, по Списку № 2 и малым отраслевым спискам – 4%), графа 3 раздела 6.7 РСВ-1 не заполняется.
Период работы (стаж) в персонифицированной отчетности отражается по формату, который определен в подразделе 6.8 РСВ-1, и при этом он с 2014 г. не изменен.
Даты, указанные в графах 2, 3, должны находиться в пределах отчетного периода и заполняются в формате с «дд.мм.гггг.» по «дд.мм.гггг.».
При наличии в отчетном периоде у застрахованного лица периодов трудовой деятельности в рамках трудового договора и гражданско-правового договора периоды работы указываются отдельными строками по каждому из видов договоров (оснований). В данном случае работа в рамках гражданско-правового договора заполняется с отражением кода «ДОГОВОР» или «НЕОПЛДОГ» в графе 7 подраздела 6.8 РСВ-1.
Пример 6
Предположим, что со штатным сотрудником организации заключен договор гражданско-правового характера, срок действия которого приходится на период с 17 марта по 30 мая 2014 г. Вознаграждение по указанному договору подлежит выплате исполнителю после выполнения порученных работ.
При формировании по данному лицу персонифицированной отчетности в подразделе 6.8 РСВ-1 необходимо указать:
С 2014 г. введены новые коды для отражения сведений о страховом стаже сотрудников (графа 7 подраздела 6.8 РСВ-1):
– «ВАХТА» – время межвахтового отдыха;
– «МЕСЯЦ» – перевод работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более 1 месяца в течение календарного года;
– «КВАЛИФ» – повышение квалификации с отрывом от производства;
– «ОБЩЕСТ» – исполнение государственных или общественных обязанностей;
– «СДКРОВ» – дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха;
– «ОТСТРАН» – отстранение от работы (недопущение к работе) не по вине работника;
– «ПРОСТОЙ» – время простоя по вине работодателя;
– «УЧОТПУСК» – дополнительные отпуска работникам, совмещающим работу с обучением;
– «МЕДНЕТРУД» – период работы, соответствующий переводу в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, а также период, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением;
– «НЕОПЛДОГ» – период работы застрахованного лица по договору гражданско-правового характера;
– «НЕОПЛАВТ» – период работы застрахованного лица по авторскому договору;
– «ДОПВЫХ» – дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.
Сведения для работников
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ организации обязаны:
– в установленный срок представлять в органы Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах;
– передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица.
Сведения должны быть переданы работникам в те же сроки, что и данные в Пенсионный фонд. Фактически каждому из работников необходимо с 2014 г. Передавать оформленные на бумажном носителе сведения по форме раздела 6 РСВ-1.
Если работник увольняется либо прекращается действие гражданско-правового договора, эти сведения должны быть выданы ему в день увольнения (прекращения действия договора). На это указано в подп. «г» п. 67 Инструкции № 987н. Подтверждением передачи является подпись увольняемого о получении.
В случае выхода работника на пенсию, сведения ему предоставляются в течение 10 дней со дня подачи заявления о выходе на пенсию (п. 4 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).
С учетом позиции 898 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558) храниться копии сведений должны не менее 5 лет. Поскольку целый ряд работодателей сведения представляют в электронной форме, то копии таких сведений они также вправе хранить в электронном формате.
Особую важность вопрос о выдаче документов персотчетности на руки работникам приобрел с 2013 г. Во-первых, потому, что с 2013 г. отменена обязательная рассылка «писем счастья». Каждый гражданин теперь вправе представить в Пенсионный фонд лично или посредством ресурса «Государственные услуги» заявление о выдаче сведений. Если он этого не сделает, сведения направлены не будут.
Во-вторых, передача сведений важна для сотрудников, которые претендуют на льготную пенсию по той причине, что заняты на соответствующих видах работ.
Начиная с 2013 г. в льготный стаж таких лиц соответствующий период включается только при условии, что за них работодатели уплатили страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. В связи с этим работники вправе контролировать своего работодателя, чтобы избежать неприятных моментов при выходе на пенсию.