Проблемы превенции административных и иных правонарушений несовершеннолетних лиц



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №4 год - 2011


к. ю. н., доцент кафедры
административной деятельности
органов внутренних дел Санкт-Петербургского
университета МВД России

 

 Процессы метаморфоз социального, экономического, политического, правового и иного характера, происходящие в Российской Федерации, оказывают серьезное влияние на систему, организацию и функционирование компетентных органов, занимающихся вопросами защиты прав, законных интересов и благополучия ее несовершеннолетних граждан. Для решения глобальных проблем по профилактике административных и других правонарушений несовершеннолетних, социальной и правовой защиты подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, необходима комплексная профилактика, которая в настоящее время проводится компетентными органами. В то же время следует признать, что кардинальных позитивных изменений в сфере обеспечения прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия, пока не произошло.

По официальным данным МВД России, несовершеннолетними или при их соучастии сегодня совершается каждое 18-е преступление, что составляет примерно 5,6% общего количества преступлений. За различные административные правонарушения, в том числе за появление в общественных местах в состоянии опьянения или распитие алкогольных и спиртосодержащих напитков, ежегодно в органы внутренних дел доставляется свыше полумиллиона подростков, на учете в органах внутренних дел состоит около 330 тыс. несовершеннолетних и около 170 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей и не выполняющих прямых обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Каждый год к уголовной ответственности привлекается более 80 тыс. лиц в возрасте от 14 до 17 лет, при этом около четверти из них уже были до этого судимы. По итогам 2010 г., в Российской Федерации количество совершенных несовершеннолетними лицами преступлений сократилось примерно на 20%, в том числе тяжких на 18%, особо тяжких более чем на 20%(1).

Несмотря на то, что в целом статистические данные органов внутренних дел и суда по итогам последних лет свидетельствуют об определенной стабилизации обстановки в сегменте совершения преступлений в подростковой среде, эталонными они не являются, и в противовес снижению удельного веса преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, общему уменьшению числа осужденных некоторые показатели, а именно достаточно высокая доля особо тяжких насильственных преступлений, групповых преступлений с участием совершеннолетних в качестве организаторов группы, свидетельствуют о необходимости активизации профилактической работы в сфере как первичной, так и рецидивной преступности несовершеннолетних, особенно со стороны инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В сложившихся условиях также настоятельно необходим кардинальный пересмотр государственной политики в части предупреждения безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних. Кроме этого, в целях четкого разграничения полномочий, устранения параллелизма и дублирования функций, более четкого формулирования и необходимого уточнения требуют задачи органов системы противодействия безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

Корректировка в положительную сторону правовых норм невозможна без глубокого всестороннего подхода к осмыслению наиболее важных теоретических проблем, сопоставления законодательства и реалий современной жизни. Таким образом, только глубокий, масштабный, разносторонний анализ состояния законодательства и судебной практики может стать эффективным инструментом для разработки действенных рекомендаций по совершенствованию научных и организационноправовых основ деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В данном контексте четко прослеживается острая необходимость выработки нового фундаментального подхода к осознанию и решению  управленческих, системно-правовых и методологических проблем, возникающих при функционировании системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации, с акцентированием внимания на деятельности подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.

Ключевые моменты по основам организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних регламентируются основным ведомственным нормативным правовым актом по работе отделов по делам несовершеннолетних – приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (в ред. приказа МВД России от 6 апреля 2007 г. № 338).


1 См.: Официальные статистические данные: http://www.mvd.ru/stats/


Инспектор по делам несовершеннолетних органа внутренних дел имеет право:

– посещать несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы, проводить беседы с ними, их родителями и иными лицами;
– запрашивать в организациях, предприятиях, учреждениях необходимые сведения;
– вызывать несовершеннолетних, родителей, лиц, их заменяющих, а также приглашать иных лиц для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушениями несовершеннолетних, в служебные помещения органов внутренних дел и привлекать их к участию в обсуждении поведения подростков;
– в установленном порядке доставлять в органы внутренних дел на время не более трех часов несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также безнадзорных и беспризорных;
– в случаях и порядке, установленных законодательством, применять официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения к несовершеннолетним, совершающим правонарушения, а также к родителям и лицам, их заменяющих, злостно не выполняющим обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующим совершению правонарушений несовершеннолетними;
– при наличии законных оснований в установленном порядке подвергать доставленных в органы внутренних дел несовершеннолетних личному досмотру с составлением об этом протокола;
– проверять состояние воспитательной работы с подростками-право на рушителями в культурнопросветительных учреждениях, жилищно-эксплуатационных организациях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают эти несовершеннолетние;
– ставить перед соответствующими государственными органами и общественными организациями вопрос об ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими требований законодательства о предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– вносить в органы опеки и попечительства предложения об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией;
– обращаться в районный (городской) суд с заявлениями об ограничении дееспособности родителей, лишении родителей родительских прав, отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, а также о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены этих прав, невозможно;
– участвовать в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении;
– участвовать в рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав материалов о применении мер воздействия в отношении учащихся, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инспектор по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленный за образовательным учреждением:

– участвует в мероприятиях по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся;
– проводит индивидуально-профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в образовательном учреждении либо в подразделениях по делам несовершеннолетних, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, и родителями или иными законными представителями названных учащихся, принимает меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних;
– осуществляет меры по предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий, в том числе экстремистской направленности, со стороны учащихся образовательного учреждения либо в отношении их;
– участвует в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в зоне  обслуживания;
– проводит правовую пропаганду среди учащихся и их родителей или иных законных представителей, работу по формированию у учащихся законопослушного поведения и чувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозных конфессий;
– осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях;
– выявляет причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности  несовершеннолетних, совершению учащимися правонарушений и антиобщественных действий;
– подготавливает материалы, необходимые для рассмотрения судом вопроса о возможности помещения учащихся в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
– подготавливает материалы о помещении учащихся-правонарушителей в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в случаях, предусмотренных ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
– взаимодействует в пределах своей компетенции с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями.

Инспектор по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленный за  образовательным учреждением, имеет право:

– участвовать в разработке плана мероприятий по организации взаимодействия образовательного учреждения с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– принимать участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
– проводить совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;
– оказывать педагогическому коллективу организационно-методическую и правовую помощь в вопросах предупреждения безнадзорности и правонарушений среди учащихся;
– вызывать учащихся образовательного учреждения, их родителей (или законных представителей), а также посещать их по месту жительства в целях выяснения их образа жизни, связей и намерений, получения от них объяснений, проведения с ними разъяснительной работы по вопросам, отнесенным к его компетенции;
– получать в установленном порядке от администрации образовательного учреждения необходимую информацию об учащихся;
– участвовать в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
– участвовать в организации отдыха и занятости учащихся образовательного учреждения в каникулярный период;
– вносить предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями или законными представителями руководителю образовательного учреждения и начальнику подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.

Инспектор по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленный за образовательным учреждением, обязан:

– планировать и осуществлять свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении;
– регулярно, но не реже одного раза в четыре месяца, отчитываться о результатах своей работы перед начальником подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, а также заместителем начальника органа внутренних дел;
– носить форменную одежду установленного образца при осуществлении своей деятельности в образовательном учреждении;
– докладывать начальнику органа внутренних дел о выявлении учащихся, совершивших правонарушения, группах несовершеннолетних и местах их концентрации, лицах, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и административных правонарушений или способствующих совершению несовершеннолетними таких правонарушений, родителей либо законных представителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений, для принятия к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
– участвовать в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним, а также семьям, находящимся в социально опасном положении;
– проводить работу по выявлению:

  • учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении, в том числе совершающих правонарушения, систематически употребляющих спиртные напитки,  наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, а также совершающих иные антиобщественные действия;
  • несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, установлению места их нахождения, в том числе путем проведения отработки жилого сектора;
  • учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности, установлению их связей, места сбора. Принимать меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;
  • родителей или законных представителей учащихся, не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, жестоко обращающихся с ними;
  • лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений или антиобщественных действий либо совершающих по отношению к ним иные противоправные деяния, с целью принятия мер воздействия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • мест возможного сбыта, приобретения и потребления наркотических средств в учебном заведении и на прилегающей территории(1).

В подразделении по делам несовершеннолетних ведется журнал учета профилактических мероприятий, в котором отражается деятельность инспекторов по проведению профилактических рейдов и операций, других профилактических мероприятий, а также по проведению индивидуально-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

Кроме того, в каждом подразделении по делам несовершеннолетних обязательно должна вестись следующая документация:

– план обслуживаемой территории;
– нормативные правовые акты, указания, методические рекомендации по деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
– журнал учета результатов проверок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних;
– наблюдательные дела на группы несовершеннолетних с антиобщественной направленностью;
– учетно-профилактические дела (карточки), списки лиц, с которыми проводится  профилактическая работа;
– списки несовершеннолетних, находящихся в розыске.

Осуществляя общую превенцию правонарушений несовершеннолетних, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) собирают, обобщают, анализируют информацию о состоянии борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних на обслуживаемой территории; прогнозируют тенденции распространения негативных факторов, влияющих на состояние профилактики правонарушений несовершеннолетних; разрабатывают с учетом складывающейся обстановки планы мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, и вносят на их основе в государственные и общественные организации предложения о совершенствовании профилактической деятельности  заинтересованных ведомств.


1 См.: Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (в ред. приказа МВД России от 6 апреля 2007 г. № 338).


Помимо этого, они обязаны регулярно проводить рейды и поисковые операции («Подросток», «Подросток – семья», «Подросток – игла», «Подросток –курорт», «Внимание, дети», «Семья», «Забота», «Защита», «Усыновитель», «Здоровье», «Зимние каникулы», «Летние каникулы», «Всеобуч», «Быт», «Контакт», «Безнадзорные дети», «Безнадзорник», «Брошенные дети», «Дети улиц», «Подворотня», «Табор», «Беглец», «Усыновитель», «Условник», «Геймер», «Игрок», «Группа», «Лидер», «Свисток», «Семафор», «Мотоциклист», «Сфера безопасности», «Вихрь-Антитеррор», «Мак» и др.) в целях выявления мест концентрации подростков с асоциальной направленностью, участвовать в операциях, проводимых другими службами органов внутренних дел по предупреждению детского травматизма, выявлению притонов и мест незаконного выращивания содержащих наркотики культур.

Для повышения правовой грамотности подростков и их родителей выступать с беседами на правовые темы в школах, трудовых коллективах, на сходах и собраниях граждан по месту жительства, организовывать систематические встречи, собрания детей и их родителей из социально неблагополучных семей, с руководством органов внутренних дел, представителями прокуратуры.

Выявление несовершеннолетних правонарушителей и лиц, отрицательно влияющих на них, начинается прежде всего с ежедневного просмотра сотрудником ПДН:

– книги доставленных в дежурную часть органа внутренних дел;
– суточной сводки о совершенных преступлениях и задержанных лицах;
– книги учета сообщений о происшествиях.

Кроме того, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних обязаны поддерживать связь с дознавателями и следователями, в чьем производстве могут находиться материалы в отношении несовершеннолетних; с центрами временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и другими службами органов внутренних дел, которые при выявлении несовершеннолетних правонарушителей обязаны незамедлительно направлять в подразделения по делам несовершеннолетних по месту его жительства соответствующую справку на выявленное лицо с кратким изложением сути проступка, допущенного несовершеннолетним, а следователи или дознаватели – копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении по нереабилитирующим основаниям, информацию в отношении не заключенных под стражу обвиняемых несовершеннолетних. Уголовно-исполнительные инспекции информируют подразделения по делам несовершеннолетних о несовершеннолетних лицах, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Сведения о противоправном поведении несовершеннолетних сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних получают также и в ходе встреч с гражданами и должностными лицами органов исполнительной власти и местного самоуправления, учебных и лечебных заведений, при рассмотрении заявлений и жалоб граждан, поступивших в органы внутренних дел, а также личным сыском, непосредственно выявляя правонарушителей при проведении рейдов и проверок мест концентрации подростков.

Основаниями проведения индивидуальной профила ктической работы инспекторами по делам несовершеннолетних в отношении несовершеннолетни х, их родителей или законных представителей являются обсто ятельства, предусмотренные ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ1, если они зафиксированы в следующих документах:
– заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– приговоре, определении или постановлении суда;
– постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
– заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;
– документах, определенных законодательством как основания помещения подростков в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие административные и иные правонарушения, могут быть доставлены в дежурную часть горрайоргана или в служебные помещения подразделений по делам несовершеннолетних на срок не более трех часов.
Разбирательство проводит должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних, а в его отсутствие – оперативный дежурный по органу внутренних дел. При доставлении несовершеннолетнего устанавливаются данные, характеризующие его личность, сведения о родных или законных представителях, условиях воспитания, обучения, в необходимых случаях оформляются материалы для привлечения к административной или уголовной ответственности. О задержании лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, в обязательном порядке уведомляются его родители или заменяющие их лица. После разбирательства несовершеннолетнего передают в установленном порядке родителям или законным представителям, о чем обязательно делается письменная отметка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел, с указанием времени передачи и совершеннолетнего лица, которому передан подросток.

Подводя предварительные итоги в качестве рекомендаций по оптимизации деятельности подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, мы считаем целесообразным предложить нижеследующее:

– следует периодически проводить с инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел совещания на уровне Министерств внутренних дел, главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации с заслушиванием инспекторов, допустивших определенные нарушения в процессе выполнения должностных обязанностей, выступлениями по модернизации деятельности инспекторов по делам  несовершеннолетних органов внутренних дел, освещением новейшего законодательства и изучением дискуссионных моментов правоприменительной практики по направлению деятельности;
– мы считаем, что на базе факультетов переподготовки и повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России следует проводить регулярные занятия с инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, другими сотрудниками подразделений органов внутренних дел по темам, затрагивающим вопросы профилактики правонарушений лиц, не достигших 18-летнего возраста;


1 См.: Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.


– с нашей позиции, в целях повышения эффективности согласованного взаимодействия инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием, органами опеки и попечительства, органами по делам молодежи, органами управления здравоохранением, органами службы занятости, прокуратуры и суда необходимо периодически на базе высших учебных заведений МВД России проводить тематические семинары-совещания и конференции с участием работников всех органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Кроме этого, рассматриваемые мероприятия позволят вырабатывать научные рекомендации по активизации и улучшению деятельности субъектов системы превенции правонарушений несовершеннолетних в условиях изменчивых реалий современной жизни;
– для минимизации количества латентных правонарушений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет, декриминализации ситуации в субъектах Российской Федерации в подростковой среде и усиления связи инспекторов подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних с населением необходимо обеспечить доведение до населения порядка деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и школьных инспекторов, место и время приема граждан через местные средства массовой информации, в том числе региональные печатные издания, местное телевидение и Интернет;
– видится необходимым регулярно осуществлять выезды сотрудников Де партамента охраны общественного порядка, организационно-инспекторских подразделений МВД России, сотрудников подразделений органов внутренних дел субъектов Федерации с целью проверки состояния законности на территории, обслуживаемой инспекторами по делам  несовершеннолетних органов внутренних дел.

Хочется надеяться, что учет и реализация высказанных предложений и рекомендаций оптимизационного характера будут благосклонны воспринята как научным сообществом, так и правоприменителями, воплощающими в жизнь постулаты реформы МВД России, объявленной в конце 2009 г. Президентом РФ(1), и по завершении дискуссий позволят качественно улучшить ситуацию в России в сегменте превенции административных и иных правонарушений не достигших совершеннолетия лиц.


1 См.: О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6536.


 

Также по этой теме: