Опубликовано в журнале "Советник юриста" №11 год - 2011
Беженцев А. А.
к. ю. н., доцент кафедры административной
деятельности органов внутренних дел
Санкт-Петербургского университета МВД России,
капитан полиции
В условиях современных реалий одной из актуальных задач, стоящих перед органами внутренних дел, является предупреждение административных правонарушений и преступлений, совершаемых не достигшими совершеннолетия лицами. В этом контексте достаточно остро стоит проблема минимизации причин противоправного поведения подростков. Как видно из статистических данных, крайне часто детерминантой, побудившей несовершеннолетних совершить противоправные действия, явилось их нахождение в состоянии различной степени алкогольного опьянения. Во многих случаях достижению такого состояния способствовали действия взрослых людей, вовлекающих подростков в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или различных одурманивающих веществ. Здоровье несовершеннолетних, в данном случае их нравственное воспитание, ставится под угрозу вследствие действий совершеннолетних лиц по вовлечению несовершеннолетних в распитие спиртных напитков или употребление одурманивающих веществ.
Следовательно, сотрудникам органов внутренних дел для совершенствования превентивной работы с несовершеннолетними правонарушителями следует уделять особое внимание противодействию пьянству и алкоголизму в подростковой среде. Серьезное внимание, кроме того, следует акцентировать на борьбе с незаконными действиями по вовлечению молодежи в употребление этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В данном контексте существенное значение приобретает правильное и эффективное применение норм российского законодательства в сфере привлечения к административной ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков.
Статья 6.10. «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ» КоАП РФ имеет целью обеспечить (административными мерами) реализацию положений Конвенции о правах ребенка(1), ст. 7 и 38 Конституции РФ, норм Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(2), направленных на защиту здоровья ребенка.
Объектами правонарушения по ст. 6.10 КоАП РФ выступают здоровье несовершеннолетних, их нравственное воспитание и общественный порядок. Предметом данного правонарушения являются этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, одурманивающие вещества.
В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»(3) под спиртосодержащей пищевой продукцией понимается пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной
продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции.
Алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 про- цента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино). Спиртные напитки – алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву.
Под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта. Исходя из сути ст. 6.10 КоАП РФ под спиртными напитками следует понимать и иную алкогольную и спиртосодержащую продукцию (пищевую и непищевую), а также препараты и вещества бытовой химии, содержащие в своей основе спирт. Под одурманивающими веществами, как правило, понимаются обычные лекарственные препараты (клофелин, смесь димедрола с алкоголем и т. д.) либо предметы бытовой химии (например, краска, клей «Момент», одеколон, лосьон, ацетон, хлороформ, тормозная жидкость, эфир, бензин), при передозировке или вдыхании паров которых у человека наступает торможение или расслабление психики.
(1) Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. – 1993.
(2) СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
(3) СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4553.
Следует различать одурманивающие вещества и наркотические средства, поскольку склонение несовершеннолетнего к употреблению наркотических средств является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст. 230 УК РФ. Способ одурманивания должен подтверждаться доказательствами на основании положений гл. 26 КоАП РФ.
Объективную сторону административного правонарушения составляют противоправные действия, выраженные в вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, совместном с несовершеннолетними распитии спиртных напитков или употреблении одурманивающих веществ.
Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ возможно различными способами:
– предложением или угощением;
– обещанием каких-либо выгод;
– введением в заблуждение (путем предоставления спиртных напитков под видом безалкогольных);
– обманом (путем сообщения неверных сведений о каких-либо состояниях, ощущениях от употребления) и др.
Указанные действия должны носить разовый характер, поскольку вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ квалифицируется как преступление на основании ст. 151 УК РФ, как и то же деяние, совершенное родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
Действия виновного совершеннолетнего лица подпадают под ст. 6.10 КоАП РФ вне зависимости от того, в каком количестве несовершеннолетним употреблены пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, спиртные напитки и одурманивающие вещества и какое воздействие (легкое, среднее, тяжелое) они на него оказали(1). Административное правонарушение считается оконченным с момента дачи несовершеннолетним согласия на употребление пива, спиртных напитков или
одурманивающих веществ.
Субъектом правонарушения выступают как любые лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста (по ч. 1 и 2), так и родители или иные законные представители несовершеннолетних, а также лица, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию детей (по ч. 3).
Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла. При этом возраст несовершеннолетнего должен быть очевиден или известен правонарушителю. Для квалификации административного правонарушения не имеют значения мотивы лица, привлекаемого к ответственности (личный интерес, зависть, корысть, стремление поднять свой авторитет в глазах несовершеннолетних).
Отталкиваясь от ч. 1 ст. 23.2 и ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.10 КоАП РФ, рассматриваются районными и городскими комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
(1) См.: Ученые-юристы МГУ о современном праве. Антология / под редакцией М.К. Треушникова. Комментарий к статье 6.10 КоАП РФ / коллектив под руководством О.Н. Садикова. – М.: Издательство Городец. 2005.
В целом при анализе перечисленных в ст. 6.10 КоАП РФ составов административных правонарушений необходимо учитывать, что согласно ст. 5.35 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет применение мер административного наказания.
В результате вышеописанных событий родители могут быть лишены судом родительских прав по основаниям, предусмотренным в ст. 69 Семейного кодекса РФ, только в случае их виновного поведения. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать
использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т. п.
Иногда сопряженными с деянием, подпадающим под ст. 6.10, являются противоправные деяния, ответственность по которым установлена ст. 20.20–20.22 КоАП РФ. Регламентируется, что появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах влекут наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.
По ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, вправе составлять не только сотрудники полиции, но и члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Выявление фактов вовлечения несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ прежде всего осуществляется на основе получения информации:
– в ходе работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
– в ходе работы с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел в состоянии алкогольного опьянения;
– от граждан о фактах продажи (приобретении) несовершеннолетним алкогольной, спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе в магазинах розничной торговли.
Кроме того, это может быть информация, поступившая от совершеннолетних граждан: родителей, опекунов и лиц, их замещающих, а также иных лиц – свидетелей фактов вовлечения несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ. Выявление фактов вовлечения несовершеннолетних в употребление происходит непосредственно структурными подразделениями органов внутренних дел
при выполнении ими служебных задач.
Патрульно-постовые наряды полиции по охране общественного порядка, принимая участие в превенции правонарушений среди лиц, не достигших совершеннолетия, должны:
– проводить профилактику и пресекать совершение административных правонарушений и преступлений, в том числе связанных с вовлечением несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ и касающихся продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, несовершеннолетним на улицах и в других местах общественного пользования;
– принимать меры к выявлению подростков, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доставлять таких несовершеннолетних к месту жительства и передавать родителям или лицам, их заменяющим, либо в подразделение по делам несовершеннолетних, а в необходимых случаях – в дежурную часть горрайлиноргана или медицинское учреждение;
– выявлять антиобщественные группы несовершеннолетних, употребляющих совместно спиртные напитки, устанавливать места их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел;
– четко знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, систематически потребляющих алкогольные напитки, вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний, осужденных к лишению свободы условно и с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, обо всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних;
– выявлять взрослых лиц, склоняющих несовершеннолетних к употреблению спиртных напитков, наркотиков, совершению правонарушений либо иных антиобщественных действий, и докладывать о них дежурному, а также информировать работника уголовного розыска, участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних и школьного инспектора полиции.
Участковые уполномоченные полиции также принимают участие в превенции правонарушений среди лиц, не достигших совершеннолетия. Они должны:
– выявлять неблагополучные семьи, родителей, опекунов и попечителей, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;
– вместе с инспекторами отделов по делам несовершеннолетних и школьными инспекторами полиции осуществлять сбор материалов на лишение родительских прав или иного законного представительства;
– во взаимодействии с инспекторами отдела по делам несовершеннолетних и школьными инспекторами полиции принимать меры по оказанию помощи в трудоустройстве или направлении на учебу несовершеннолетних, в том числе состоящих на учете в наркологическом диспансере;
– способствовать оздоровлению обстановки в неблагополучных семьях, в которых подростки склонны к девиантным противоправным поступкам, связанным с употреблением алкоголя;
– оформлять материалы о правонарушениях несовершеннолетних в состоянии опьянения и докладывать о них начальнику горрайоргана;
– выявлять несовершеннолетних подстрекателей и организаторов правонарушений несовершеннолетних из числа взрослых лиц и принимать меры в соответствии с действующим законодательством.
Сотрудники полиции по оперативной работе путем проведения оперативно-разыскных мероприятий выявляют и разоблачают подстрекателей и организаторов преступлений несовершеннолетних, иных лиц, вовлекающих их в пьянство, наркоманию, токсикоманию.
Аппараты следственных подразделений, дознавателей органов внутренних дел оказывают профилактическое, воспитательное воздействие во время производства следственных действий, а также выявляют условия и причины, способствующие совершению несовершеннолетними правонарушений и преступлений, принимают адекватные меры к их устранению, всесторонне выясняют сведения о личности правонарушителей и информируют об этом при необходимости подразделения по делам несовершеннолетних.
Инспектора по делам несовершеннолетних должны в различных формах взаимодействовать с другими службами органов внутренних дел. К формам взаимодействия можно отнести:
– взаимный обмен информацией о происшествиях;
– проведение совместных инструктажей, совещаний;
– совместную подготовку различных документов, информации, отчетов;
– совместный анализ и оценку оперативной обстановки, характеризующей состояние употребления спиртных напитков не достигшими восемнадцатилетия лицами в городе, районе, пригороде, конкретной зоне обслуживания;
– совместное планирование и разработку мероприятий по комплексному использованию сил и средств, разработку и проведение профилактических мероприятий, рейдов и таких операций, как «Подросток», «Подросток – семья», «Подросток – игла», «Подросток – курорт» «Внимание, дети!», «SОS», «Шанс», «Семья», «Забота», «Защита», «Усыновитель», «Здоровье», «Зимние каникулы», «Летние каникулы», «Всеобуч», «Быт», «Контакт», «Безнадзорные дети», «Безнадзорник», «Брошенные дети», «Дети улиц», «Подворотня», «Табор», «Беглец», «Усыновитель», «Полиция и дети», «Условник», «Геймер», «Игрок», «Группа», «Лидер», «Свисток», «Семафор», «Мотоциклист», «Сфера безопасности», «Вихрь-антитеррор», «Без наркотиков», «Мак'BB и др. План специальной операции, как правило, содержит четкие цели и задачи, расчет сил и средств, их расстановку и порядок ввода в действие, обусловливает создание оперативного штаба по руководству операцией, формы взаимодействия и обмена информацией между горрайорганами внутренних дел, а также заинтересованными ведомствами и организациями, порядок действия всех нарядов полиции, осуществление оперативного разбирательства с задержанными лицами. План специальной операции, как правило, содержит три раздела:
1. Организационные мероприятия.
2. Профилактика правонарушений в отношении несовершеннолетних.
3. Мероприятия по выявлению и пресечению вовлечения несовершеннолетних лиц в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ.
К плану операции прилагаются: схема связи, карта местности с нанесенной обстановкой и другие необходимые материалы;
– совместное участие в проводимых органами внутренних дел мероприятиях по общей или индивидуальной профилактике употребления спиртных напитков лицами, не достигшими совершеннолетия;
– оказание взаимной помощи путем выполнения взаимных заданий, поручений, поддержки имеющимися силами и средствами при решении конкретных оперативно-служебных задач, обмена передовым опытом работы, совместной учебы, информирования друг друга по вопросам, представляющим обоюдный интерес.
Сотрудник любого подразделения органа внутренних дел при выявлении несовершеннолетних правонарушителей, в том числе находящихся в состоянии опьянения, и родителей, отрицательно влияющих на детей, лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, обязан составить рапорт, который после рассмотрения начальником органа внутренних дел ли его заместителем передается в подразделения по делам несовершеннолетних.
В свою очередь инспекторы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при получении информации о несовершеннолетних правонарушителях, в том числе находящихся в состоянии опьянения, родителях и иных лицах, отрицательно влияющих на детей, и при наличии оснований представляют начальнику органа внутренних дел предложения о постановке на учет указанных лиц, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу. В случае если указанные лица уже
состоят на учете у инспекторов по делам несовершеннолетних, производятся соответствующие отметки в учетных документах об административном правонарушении и принятых в этой связи мерах.
При доставлении несовершеннолетних правонарушителей в состоянии опьянения дежурный по органу внутренних дел обязан установить их личность, обстоятельства, способствовавшие приобретению алкоголя и его распитию, и в зависимости от состава административного правонарушения оформить соответствующий акт либо передать несовершеннолетнего в отдел по делам несовершеннолетних или следователю.
Рассмотрим документирование и процессуальное оформление правонарушения, предусмотренного ст. 6.10 КоАП РФ.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.10 КоАП РФ, относится к правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
При выявлении рассматриваемого административного правонарушения сотрудник полиции составляет рапорт о выявлении данного правонарушения, после чего выясняются обстоятельства вовлечения несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготовленных на его основе. Далее составляется протокол об административном правонарушении.
При составлении протоколов собирается следующая доказательная база:
– сопроводительное письмо в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– протокол об административном правонарушении по ст. 6.10 КоАП РФ;
– объяснение несовершеннолетнего лица в присутствии родителя или лица, его заменяющего;
– объяснения свидетелей, если они имеются;
– объяснение правонарушителя;
– объяснение законного представителя несовершеннолетнего;
– копия свидетельства о рождении или паспорта несовершеннолетнего.
Весь собранный материал вместе с протоколом об административном правонарушении передается в соответствии со ст. 13.1, 23.3, 23.49 КоАП РФ в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения и принятия решения.
Итак, в настоящее время среди актуальных проблем современного общества выделяется злоупотребление алкоголем, в том числе и в среде не достигших восемнадцатилетия лиц. Факторов, способствующих этому, немало. Это не только отсутствие деятельной мощной системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, но и пассивное отношение родителей к формированию в своих детях стойкого негативного отношения к алкоголю и действия совершеннолетних лиц по вовлечению подростков в употребление спиртных напитков. Помимо борьбы с данным отрицательным явлением со стороны органов внутренних дел подчеркнем, что именно родительское воспитание формирует у ребенка тот фундамент, на котором в дальнейшем выстраиваются все его оценки и критерии окружающего мира, его восприятие, однако алкоголизм среди подрастающего поколения – более масштабная проблема, ложащаяся не только на родителей, но и на государство. Глобальной проблемой общегосударственного масштаба являются продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетним и их вовлечение в употребление алкоголя. Для противодействия этим дестабилизирующим факторам целесообразно ужесточать контроль, а соответственно и санкции за нарушение законодательства в этой области.