Ответственность почты за просрочку доставки почтовых отправлений



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №1 год - 2013


Чашина О.Ю.,
заместитель председателя
КАМО «Дальневосточная»

Не правда ли, каждому из нас приходилось томительно долго ждать письма? Хорошо, если письма электронного. Хорошо также, если, ожидая письмо традиционно-бумажное, адресат получает его вовремя. Хуже, если оператор почтовой связи (не будем называть, какой именно) доставил вам письмо через месяц, другой после его отправки. Еще хуже, если на эти самые месяц, другой задержалась посылка из интернет-магазина, а еще хуже, если почтовое отправление вовсе было утрачено. Что же делать расстроенному получателю запоздавшего письма или посылки? Только ли горевать или, может быть, попытаться защитить свои права в судебном порядке? Поскольку журнал наш юридический, рекомендуем второй вариант.

Нормативно-правовое обоснование. В спорах с почтовым оператором придется пользоваться следующими нормативными правовыми актами:
– Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»(1);
– Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»(2);
– Правила оказания услуг почтовой связи (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221(3));
– постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции»(4).

Характеристика сложности дела. Гражданские дела по искам к почтовым операторам, как правило, относятся к категориям несложных. Их почти невозможно проиграть, а юридические факты, на которых основывается иск, легко доказываются, так как на почтовом операторе лежит обязанность фиксировать прохождение любого почтового отправления. Кроме того, каждое почтовое отправление имеет идентификационный номер, используя который можно отследить движение письма, бандероли или посылки в online режиме.


(1) Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3697.
(2) Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
(3) Собрание законодательства РФ. 2005. – № 17. – Ст. 1556.
(4) Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 14. – Ст. 1540.


Стороны судебного спора. Сторонами судебного спора могут быть:
1) со стороны ответчика:
а) операторы почтовой связи – организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи;
б) организации почтовой связи – юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности;
в) организации федеральной почтовой связи – организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) со стороны истца:
а) адресат – гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение;
б) пользователи услуг почтовой связи – граждане, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.

Форма судебной защиты. В делах рассматриваемой категории используется исковая форма судебной защиты.

Вариативность формулировки иска. С этой стороны иски по рассматриваемой категории дел характеризуются низкой вариативностью. Взыскать можно только стоимость (ценность) почтового отправления при его утрате либо пеню за нарушение нормативных сроков доставки такого отправления. Размер пени составляет 3% от оплаты за почтовое отправление (т. е. от суммы, указанной в квитанции, выданной при отправке посылки или бандероли, либо от суммы цен, указанных на наклеенных на конверт (пакет) и погашенных почтовых марок).

Подсудность. Споры между гражданами и почтовыми операторами подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Споры при цене иска до 50 000 руб. рассматриваются мировыми судьями, при цене иска более 50 000 руб. – районными (городскими) судами.

Госпошлина. При подаче искового заявления по спорам между гражданами и почтовыми операторами истцы-граждане от оплаты госпошлины освобождены, поскольку рассматриваемая категория дел подпадает под споры, вытекающие из отношений, регулируемых Законом РФ «О защите прав потребителей».

Содержание иска. Содержание иска зависит от того, какими правами наделен истец в сложившихся правоотношениях.

Так, согласно п. 57 Правил оказания услуг почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услугами почтовой связи. Операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах:
а) в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью – в размере объявленной ценности и суммы платы за пересылку, за исключением платы за объявленную ценность;
б) в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения – в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи;
в) в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения – в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без веса оболочки почтового отправления);
г) в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода – в размере суммы перевода и суммы платы за пересылку;
д) в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений – в двукратном размере суммы платы за пересылку, в случае утраты или порчи (повреждения) части их вложения – в размере платы за пересылку.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности граждан, операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3% платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за такую услугу, а за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом – разницу между
платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Кроме того, согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель услуг почтовой связи может претендовать на денежную компенсацию причиненного ему морального вреда.

Подготовка к судебному спору. При подготовке к спору необходимо сделать следующее.

Во-первых, в случае, когда вы считаете, что ваши права потребителя услуг почтовой связи будут нарушены (т. е. если вы уже заждались своего письма или посылки), получив почтовое уведомление, снимите с него копию. Это нужно для того, чтобы в суде доказать то обстоятельство, что это не вы долго шли за вашей посылкой, а оператор почтовой связи с нарушением сроков уведомил вас о необходимости получить в почтовом отделении почтовое отправление).

Во-вторых, после получения почтового отправления, если оно было испорчено, необходимо составить акт о его состоянии. Это нужно сделать прямо в почтовом отделении. В акте должна быть подпись почтового работника. Если сотрудник почты отказывается подписать акт, не получайте почтовое отправление.

В-третьих, до подачи иска необходимо исполнить требования о претензионном порядке урегулирования спора, который предусмотрен разделом VI Правил оказания услуг почтовой связи. Этот раздел содержит следующие положения.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода.

Претензии предъявляются в письменной форме. При подаче претензии пользователь (его  законный представитель) должен предъявить документ, удостоверяющий личность. В случае если с претензией обращается не сам пользователь, а его доверенное лицо, предъявляется доверенность, выданная на имя этого лица.

К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг почтовой связи или иного  удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения) и свидетельства о неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи (оболочка почтового отправления, упаковка дефектного почтового отправления и т. п.), а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба – сведения о размере причиненного ущерба.

Претензии в отношении несвоевременной доставки (вручения) внутренних простых почтовых отправлений принимаются при предъявлении почтового отправления или его оболочки с указанными на ней оператором почтовой связи датами приема и поступления почтового отправления.

В претензии указываются:
а) данные документа, удостоверяющего личность заявителя;
б) вид почтового отправления;
в) номер почтового отправления или почтового перевода;
г) дата и место приема;
д) место назначения;
е) сумма объявленной ценности или подробный перечень и стоимость пересылавшегося вложения;
ж) адрес и полное наименование отправителя и адресата;
з) вид упаковки.

Оператор почтовой связи обязан рассмотреть претензию и дать заявителю ответ (в письменной форме) в следующие сроки:
а) на претензии в отношении почтовых отправлений и почтовых переводов, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, – в течение 5 дней;
б) на претензии в отношении всех других внутренних почтовых отправлений и почтовых переводов – в течение 2 месяцев.

В случае отказа в удовлетворении претензии или ее частичном удовлетворении документы, приложенные к претензии, возвращаются заявителю.

В случае отказа оператора почтовой связи в удовлетворении претензии, в случае его согласия удовлетворить претензию частично либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услугами почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.

Выплата денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения услуг почтовой связи, производится операторами почтовой связи не позднее 10 дней со дня признания претензии.

Образец претензии приведен в приложении к настоящей статье. Нелишним будет упомянуть, что претензию нужно подготовить в двух экземплярах, один из которых (с приложениями) нужно вручить оператору почтовой связи, а другой (с отметкой о получении) – оставить себе.

После истечения срока рассмотрения претензии можно подавать исковое заявление, образец которого также приведен в приложении к настоящей статье. Кроме того, в случаях, когда вы ожидаете почтовое отправление, а еще более – несколько почтовых отправлений, рекомендуется, не дожидаясь почтового уведомления, подать оператору почтовой связи заявление о розыске почтового отправления.

Если почтовое отправление не будет найдено, нужно оператору почтовой связи подавать претензию, а затем инициировать судебный иск о взыскании убытков, причиненных утратой почтового отправления.

28.10.2016

Также по этой теме: