Диверсификация как эффективное направление организационно-управленческой деятельности предприятий масложировой промышленности



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2007


В условиях сильной конкуренции одной из эффективных мер успешного ведения дел является диверсификация. Диверсификация как направление предпринимательской деятельности связана с расширением ассортимента, спектра выполняемых работ и предоставляемых услуг. Она тем самым создает предпосылки для выхода на новые товарные рынки, более полного удовлетворения потребительского спроса и, на этой основе, получения стабильной прибыли, укрепления финансовой устойчивости предприятий, повышения уровня использования производственных фондов, сохранения кадрового потенциала, социальной поддержки трудовых коллективов.

В отечественной и зарубежной экономической науке [1, 2] выделены различные виды диверсификации.
Диверсификация продукции - расширение числа модификаций одного и того же товара. Диверсификация бывает реальной и мнимой, когда качественные характеристики товара остаются неизменными, а меняется только дизайн и упаковка товара, но на рынке данный товар предлагается как новый по более высокой цене.
Диверсификация производства
- одновременное развитие многих, не обязательно связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий.
Диверсификация экономической деятельности
- распространение активности фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса (под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих наибольшие доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции).

Хотя в масложировой промышленности положение лучше, чем в других отраслях АПК, доля прибыльных предприятий в отрасли снижается. Особенно плохо на деятельности предприятий сказалось снижение уровня использования производственных мощностей, который в среднем по масложировым предприятиям России составляет около 54%. Это приводит к росту затрат на единицу продукции. Однако по отдельным предприятиям заметен рост прибыли, в основном, за счет диверсификационной деятельности. Использование диверсификации позволяет полнее использовать производственные мощности, расширяя ассортимент продукции и услуг, повышая финансовую устойчивость предприятия. Это особенно важно, когда производство по основному профилю становится нерентабельным или низкорентабельным. Тогда диверсификация становится источником получения дополнительной прибыли, что позволяет полнее использовать основные фонды и трудовой потенциал. В отличие от зарубежного опыта диверсификации развитой рыночной экономики, для российских предприятий она преимущественно становится фактором выживания и достижения безубыточности.
Приоритеты целей диверсификации меняются в зависимости от финансового состояния предприятий. Результаты исследования позволили разграничить предприятия масложировой промышленности по четырем уровням рентабельности: 1-й уровень (убыточные), 2-й уровень (безубыточные или имеющие минимальную прибыль), 3-й уровень (имеющие среднюю прибыль) и 4-й уровень (высокоприбыльные). Исходя из финансовых возможностей этих групп предприятий, можно определить различные стратегии диверсификации. Первая осуществляется на базе основного вида деятельности (профильная диверсификация), вторая, как правило, не связано с основным производством (непрофильная диверсификация). В условиях спада производства для предприятий масложировой промышленности перспективна профильная диверсификация, которая опирается на собственный потенциал и не требует крупных капитальных вложений.

Базой диверсификации масложировых предприятий могут быть: основные производственные подразделения, складские помещения, производственные лаборатории, ремонтно-механические цехи, а также трудовые ресурсы.
При определении размера заработной платы при расширении масштабов работ (за дифференцированный вид деятельности) нужно исходить из объемов выпускаемой продукции, трудоемкости выполняемых работ (или оказываемых услуг), а также окладов или ставок заработной платы с учетом доплаты (в процентах) от стоимости дополнительно реализованной продукции (работ, услуг). При расчете амортизационных отчислений на оборудование, специально приобретенное (взятое в лизинг), лучше использовать метод ускоренной амортизации (с коэффициентом ускорения 2). Величина удельных материальных затрат на складскую обработку масложировой продукции может быть определена суммированием общих плановых расходов на сортировку, фасовку товара, обработку заказов потребителя и прочих издержек в расчете на объем грузопотока. При определении затрат на складирование за основу может быть принята доля от стоимости реализованной продукции (средний показатель по данным предприятия, например, 1 - 2 %). Результаты диверсификации могут быть измерены единым интегральным показателем, а именно приростом прибыли от диверсификационной деятельности. Расчет производится на основании вида диверсификации и ее масштабов. Процесс диверсификационных изменений в деятельности предприятий отражается на производственных и финансовых результатах, и в силу этого количественно измерим. При этом набор показателей может существенно отличаться. Вместе с тем в комплексе основных технико-экономических показателей, характеризующих результаты деятельности, можно выделить общие (практически для всех направлений функционирования предприятий). Мы считаем целесообразным оценивать результативность диверсификационного процесса и собственной системой показателей эффективности и определять общий эффект диверсифицированного предприятия расчетом единого интегрального показателя.
Прибыль более, чем другие показатели результатов деятельности предприятия (доход, рентабельность, стоимость продукции), соответствует целевым установкам проведения диверсификации. Поэтому нами предложено считать прибыль диверсифицированного производства интегральным показателем эффективности предпринятой диверсификации.
Интегральный эффект по всем направления диверсификации предприятия (Эд) будет составлять


при

 – прибыль, соответственно, от i-того вида диверсификации по основному, вспомогательному, обслуживающему (сервисному) и прочему профилю деятельности предприятия; Кi – капитальные затраты по i-тому виду диверсификации; Е – коэффициент эффективности капитальных затрат, 0,15; у – размер прибыли (убытков) от основной деятельности.
Так, для одного из предприятий масложировой промышленности Воронежской области по этой методике были обоснованы и подтверждены практическими расчетами следующие виды диверсификации:
1) основное производство – выработка новых видов продукции (соусы);
2) ремонтно-механические мастерские – выполнение ремонта оборудования и техники для предприятий, организаций и населения;
3) производственная лаборатория – оказание услуг сторонним организациям и населению по определению качества продукции, испытанию и сертификации продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;
4) складские помещения – сдача в аренду; организация хранения продукции сторонних организаций и хозяйств.
Расчеты показали, что размер прибыли от всего комплекса диверсификационных направлений деятельности составит 12,5 млн. рублей, что позволит покрыть убытки от основной деятельности и перейти предприятию из разряда убыточных на уровень работающих со средней прибылью.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой экономический словарь. – М.: Институт новой экономики, 2004 г.
2. Лузгина О.А. Диверсификация производства: целесообразность и проблемы. В сборнике «Актуальные проблемы повышения эффективности управления экономикой». – Пенза, Изд-во ПГУ, 2002, с. 3–13.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста