Основы выработки управленческих решений в организации транспортного экспедирования в современном морском порту



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2010


Макашина Е.В.,
ведущий менеджер коммерческого отдела
по работе с импортными грузами OOO «Рускон»

Актуальность рассмотрения основ выработки управленческих решений в организации  транспортного экспедирования в современном морском порту продиктована необходимостью совершенствования коммерческой работы на транспорте в процессе организации перевозок груза, его сопровождения, перевалки, хранения.

Процедура принятия решения заключается в формировании последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования полученной информации. К основным условиям, определяющим решения в деятельности человека, относят: дефицит информации и времени, стимулирующий «борьбу гипотез»; наличие неопределённости, определяющей борьбу мотивов у субъекта, принимающего решение; осуществление волевого акта, обеспечивающего преодоление неопределённости, выбор гипотезы, принятие на себя той или иной ответственности. Принятие решений обычно рассматривается как интегральная часть управления организацией любого рода.

Для субъектов принятия управленческих решений важно быть уверенными, что выбранная ими процедура принятия решений является правильной. Очевидно, что если запрограммированная процедура становится неверной, то принятые с её помощью управленческие решения будут неэффективными, а руководство утратит уважение со стороны подчинённых и тех людей вне учреждения, на которых принимаемые решения сказываются.

Процессы глобализации на транспорте и развитие информационных технологий привели к изменению приоритетов у пользователей транспортными услугами.

Грузоотправитель предпочитает иметь дело с одним предприятием, принимающим на себя обязательства по организации всей цепочки доставки грузов. Таким лицом становится для клиента экспедитор, создающий новый продукт, непосредственно связанный с перевозкой грузов, соединяя между собой экспортёров, перевозчиков и провайдеров сопутствующего сервиса.

Опыт моей практической работы показывает, что транспортно-экспедиторские компании предоставляют интегрированные транспортные и транспортно-экспедиторские услуги, что требует и интегрированного подхода к принятию управленческого решения.

Логика подхода к разработке основ выработки управленческих решений в организации транспортного экспедирования в современном морском порту строится с позиции приспособления к условиям реальной действительности. В этой связи представим алгоритм разработки и принятия управленческого решения при организации процесса перевозки груза.

1-й этап – подготовка решения. Этот этап включает выполнение следующих действий:
- приём заявки от клиента;
- расчёт ставки и транзитного времени;
- сбор информации;
- анализ внешних и внутренних факторов;
- поиск и уточнение информации;
- разработка параметров оценки качества реализуемой услуги;
- определение инвариантных и вариативных параметров реализации решения.

2-й этап принятие решения – включает выполнение следующих действий:
- выявление факторов, влияющих на условия реализации цели;
- обсуждение с клиентом коммерческого предложения;
- определение возможных рисков при достижении цели с учётом выбранных условий;
- оценка реализуемого решения с линией и другими отделами и компаниями;
- согласование условий договора;
- согласование договоров с субподрядчиками;
- выбор оптимальной стратегии реализации решения.

3-й этап – реализация решения. На данном этапе происходит следующее:
- определение компонентов, вовлечённых в перевозочный процесс;
- организация перевозки;
- выбор оптимального маршрута, транспортной доставки;
- контроль перевозочного процесса до прибытия в пункт назначения;
- запрос и получение от клиента документов;
- взаиморасчёт между заказчиком и исполнителем;
- анализ доходности операции.

Каждый этап алгоритма принятия управленческого решения предполагает выполнение ряда действий. Завершает исполнение решения и всего процесса принятия решения этап оценки и анализа эффективности реализованного решения. Проводимые в его рамках мероприятия образуют обратную связь, ключевая роль которой очевидна. Анализ количественных и качественных показателей перевозки, сравнения их с расчётными позволяет определить, насколько хорошим было принятое решение.

Основной целью данного анализа является выявление причин возникновения не лучших значений показателей эффективности предшествующей перевозки в сравнении с планируемыми их значениями и выработка инструментов для устранения этих причин. Для решения данной задачи может быть использован любой из возможных методов экономического и статистического анализа.

Обратная связь позволяет отыскать резерв, дабы увеличить рентабельность операции, сократить транзитное время, улучшить качество услуги. Полученные в результате анализа каждой отдельной перевозки показатели собираются экспедитором в базу данных, что в дальнейшем позволяет проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности всего предприятия.

Удобно работать отдельно с количественными и качественными показателями. К количественным показателям относятся: доход от перевозки, общие расходы, прибыль, транзитное время (фактическое и декларируемое). К качественным показателям относим: рентабельность перевозки, коэффициент соответствия фактически затраченного на перевозку времени времени декларируемому, коэффициент сохранности груза.

Таким образом, алгоритм разработки и принятия управленческого решения по экспедированию представляет собой систему целенаправленных действий, направленных на выбор наилучшего варианта из всего возможного многообразия допустимых вариантов. Разработанность решения может быть разной в зависимости от внешних и внутренних факторов.

Литература
1. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. – К. : Наукова думка, 1990.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент / под ред. А.И. Наумова. – М. : Гардарика, 1998.
3. Глушков В.М. О кибернетике как науке // Кибернетика, мышление, жизнь. – М., 1964.
4. Кастеллани К. Автоматизация решения задач управления : пер. с фр. – М. : Мир, 1982.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. – М. : Дело, 1998.
6. Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений : пер. с нем. – М. : Мир, 1990.
7. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ : в 7 кн. / под ред. В.Н. Четверикова. – М. : Высш. шк., 1990.
8. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений / сокр. пер. с англ. – М. : Экономика, 1984.
9. Фогель Л., Оуэнс А., Уолш Л. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование. – М. : Мир, 1969.

12.01.2017

Также по этой теме:


Яндекс.Метрика