Особые категории работников: инвалиды



М. А. Мосейчук

Опубликовано в "Бухгалтерская газета" №10/2016


Предметом рассмотрения данной статьи являются сотрудники с ограниченными возможностями для трудовой деятельности. Согласно общему правилу привлечение данной категории лиц потребует предоставления обязательных дополнительных льгот и гарантий. При этом в отдельных случаях прием на работу указанных граждан является для работодателя обязательным.

Какое лицо может быть признано инвалидом
Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Указанные нормы содержатся в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту статьи – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Какими документами подтверждается инвалидность
В качестве документов, подтверждающих наличие инвалидности, в соответствии с действующим законодательством могут рассматриваться справка об инвалидности и (или) индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Справка выдается учреждениями медико-социальной экспертизы, она подтверждает факт установления инвалидности, группу инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности. До 1 апреля 2011 г. справка выдавалась по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 30 марта 2004 г. № 41 (в редакции изменений и дополнений). Начиная с 1 апреля 2011 г. форма справки (далее по тексту публикации – справка об инвалидности) определена приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. № 1031н.

На оборотной стороне справки проставляется группа инвалидности (прописью), причина инвалидности, на какой срок инвалидность установлена, дата очередного освидетельствования, дополнительные заключения.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида также выдается учреждениями медико-социальной экспертизы. Ее форма приведена в приложении к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н. Документ представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Из указанных документов и можно узнать о группе инвалидности соответствующего лица, что в целом ряде случаев определяет перечень предоставляемых льгот, гарантий и компенсаций. При этом представлять указанные документы при приеме на работу сотрудник не обязан, так как они не определены как обязательные согласно ст. 65 ТК РФ.

Соответствующие документы выдаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. К ним отнесены Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы и бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (они являются филиалами главных бюро).

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности признанному инвалидом гражданину устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». Одновременно с группой инвалидности гражданину устанавливается степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения), либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

Степени ограничения способности к трудовой деятельности (впрочем, как и способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению и др.) раскрыты в приказе Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 1024н, которым утверждены Классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Способность к трудовой деятельности характеризуется способностью осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы. Первая степень указанной способности означает способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации. В свою очередь, вторая степень способности к трудовой деятельности характеризуется способностью к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц, а третья степень – неспособностью к трудовой деятельности или невозможностью (противопоказанностью) трудовой деятельности.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медикосоциальной экспертизы в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в редакции изменений и дополнений).

Условиями для признания гражданина инвалидом являются:
– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
– ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
– необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Квоты для инвалидов
На территории отдельных субъектов Российской Федерации его законодательством может предусматриваться квота для приема на работу инвалидов.

Это предусмотрено п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ и касается организаций, численность которых составляет более 100 человек.

Конкретная величина квоты определяется законодательством субъекта Российской Федерации, но в любом случае она не может быть менее 2 и более 4% к среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

С 2014 г. при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Фактически квотирование означает обязательность для работодателя заключения трудовых договоров с лицами из числа инвалидов. При этом либо сам работодатель добровольно будет принимать на работу соответствующих работников, или же этого могут потребовать местные органы власти, направив претендентов из числа инвалидов для трудоустройства в соответствующие организации.

От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Данная норма закреплена в той же ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ.

Например, в г. Москве порядок квотирования рабочих мест для инвалидов определяется согласно Закону г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест». Если среднесписочная численность работников в организации, осуществляющей свою деятельность на территории г. Москвы, составляет более 100 человек, квота установлена в размере 4% от среднесписочной численности. При этом 2% из указанных предназначается для трудоустройства инвалидов и еще 2% – для трудоустройства молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи уменьшается на соответствующую величину.

При этом работодатели самостоятельно рассчитывают размер квоты исходя из фактически сложившегося показателя среднесписочной численности сотрудников, занятых именно на территории г. Москвы.

Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

В подтверждение выполнения квоты работодатели г. Москвы представляют в Центр квотирования ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме № 1-квотирование. Форма утверждена приказом Департамента труда и занятости населения г. Москвы от 20 июля 2015 г. № 385.

Выполнением квоты для приема на работу инвалидов в г. Москве считается либо фактическое трудоустройство соответствующих лиц с заключением трудового договора со сроком его действия в соответствующем месяце не менее 15 дней, или же уплата взамен этого в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест ежемесячной компенсационной стоимости одного квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения.

В случае отказа от приема направленного для трудоустройства лица работодатель также может быть в соответствии с законодательством соответствующего субъекта привлечен к необходимости внесения компенсации, заменяющей заключение трудового договора. Обязательность внесения таких сумм уже являлась предметом судебного разбирательства.

Как было отмечено, например, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 5-Г05-45, «квота – минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории». Однако с 1 января 2005 г. обязательность внесения работодателями ежемесячной платы в бюджеты субъектов Российской Федерации за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов признана утратившей силу. Соответствующие изменения в Федеральный закон № 181-ФЗ были внесены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (так называемый Закон о монетизации).

Исходя из изложенного, работодатели вправе требовать от судебных органов признания указаний соответствующих органов власти о внесении компенсаций за нетрудоустроенных инвалидов противоправными.

В случае же внесения платы в бюджеты субъектов Российской Федерации соответствующие расходы не могут быть признаны в целях налогообложения прибыли именно по тому основанию, что законодательно такая обязанность утратила силу еще с 1 января 2005 г. Как было отмечено в письме Минфина России от 24 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/294, «расходы, связанные с обязательной платой в связи с невозможностью выполнить условия квотирования для приема на работу инвалидов, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль».

Кроме «стоимостного» наказания в случае отказа от приема на работу инвалидов в счет установленной квоты предусмотрена и административная ответственность. Согласно ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты наказывается административным штрафом на соответствующих должностных лиц организации в размере от 5000 до 10 000 руб.

В отдельных регионах указанная ответственность более существенная. В частности, согласно ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб., а на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Что еще следует учесть при приеме на работу инвалидов
Принимать решение о приеме на работу инвалида работодатель должен исходя из общеустановленных трудовым законодательством норм о недопустимости необоснованного отказа. Также необходимо исходить из установленной квоты и изложенных в соответствующих документах медицинских показаниях. Они для любого работодателя являются обязательными для выполнения.

Как указано в ст. 23 Федерального закона № 181-ФЗ, инвалидам должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

Однако свой особый статус граждане при приеме на работу могут утаить и не представить необходимые документы. Тем более что справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации не включены в перечень обязательных для представления документов, оговоренных в части первой ст. 65 ТК РФ.

Если в дальнейшем выявится тот факт, что трудовой договор заключен с инвалидом, работодателю рекомендуется исходить из рекомендаций учреждений медико-социальной экспертизы, приведенных в справке об инвалидности и (или) программе реабилитации. Соответственно, если порученная работа (должность) согласно наличествующим документам выполняться сотрудником не может, его необходимо перевести на другую работу (должность) в порядке, определенном ст. 73 ТК РФ. Если другой подходящей работы не имеется или же работник отказывается от предложенного перехода, необходимо исходить из необходимого срока перевода. Если перевод планируется на срок до 4 месяцев, работник может быть отстранен от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику начисляется, если это оговорено в коллективном договоре и (или) непосредственно в трудовом договоре с работником.

Если срок перевода в соответствии с медицинским заключением составляет более 4 месяцев, другой работы у работодателя не имеется или сотрудник отказывается от предложенной работы (должностей), трудовой договор прекращается по п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ «в связи с отказом от перевода на другую работу, необходимого в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы».

Работодатель при выявлении факта непредставления документов об инвалидности при приеме на работу вправе исходить и из норм ст. 84 ТК РФ, допускающей прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных правил его заключения.

При заключении трудового договора с инвалидом необходимо в первую очередь исходить из необходимости предоставления соответствующих льгот, гарантий и компенсаций.

Соответственно, если инвалидность сотрудника выявится после приема его на работу, а трудовые отношения с ним сохраняются, к ранее заключенному трудовому договору необходимо будет заключить дополнительное соглашение на предоставление соответствующих льгот, гарантий и компенсаций.

В любом случае в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 181-ФЗ не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (включая вопросы оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, продолжительности ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Особенности рабочего времени и оплаты труда
Для сотрудников из числа инвалидов I и II группы действующее законодательство предусматривает установление сокращенной рабочей недели – не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона № 181-ФЗ). При этом оплата труда должна быть сохранена за работниками в полном размере исходя из принятой в организации системы заработной платы.

Конкретная продолжительность рабочего времени определяется работодателем с учетом индивидуальной программы реабилитации. В таком же порядке определяется и продолжительность ежедневной работы (смены), что оговорено в ст. 94 ТК РФ.

Инвалидам III группа устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени – 40-часовая рабочая неделя. Следовательно, и при оплате труда данных сотрудников необходимо исходить из общих правил оплаты труда, когда величина дневной (часовой) ставки определяется делением величины установленной тарифной ставки (оклада, должностного оклада) соответственно на количество рабочих дней (часов) при нормальной продолжительности рабочего времени.

В отношении инвалидов III группы продолжительность ежедневной работы (смены) также определяется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

К работе в ночное время, в сверхурочное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни инвалиды могут привлекаться только с их письменного согласия и при условии, что работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Соответствующие нормы содержатся в ст. 96, 99 и 113 ТК РФ.

Запрет на привлечение инвалидов к выполнению трудовых обязанностей в соответствующих условиях может быть особо оговорен в индивидуальной программе реабилитации.

Особенности времени отдыха
Наряду с удлиненным ежегодным оплачиваемым отпуском продолжительностью не менее 30 календарных дней работники из числа инвалидов пользуются правом на обязательное предоставление работодателем отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году. Первая из приведенных норм закреплена в ст. 23 Федерального закона № 181-ФЗ, вторая – в ст. 128 ТК РФ.

Конкретная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска фиксируется в коллективном договоре организации и (или) непосредственно в индивидуальном трудовом договоре с работником.

Отпуска без сохранения заработной платы предоставляются на основании письменных заявлений работника. При этом желание работника является для работодателя обязательным, что также оговорено в ст. 128 ТК РФ. Однако за период таких отпусков заработная плата работнику не выплачивается.

Особенности реализации иных положений трудового договора
В соответствии с установленным порядком инвалидность устанавливается на определенный период времени, после чего ее необходимо подтверждать. В соответствии с п. 9 Правил признания лица инвалидом (утверждены постановлением

Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95) инвалидность I группы устанавливается на 2 года, а инвалидность II и III группы – на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Исходя из изложенных положений, администрация организации должна по истечении установленных сроков требовать от работников из числа инвалидов представления новых документов, подтверждающих наличие инвалидности. Если до установленного срока документы представлены не будут, работники утрачивают право на соответствующие льготы, гарантии и компенсации.

Согласно общему правилу инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медикосоциальной экспертизы (переосвидетельствования). После этого инвалидность может быть утрачена.

В отдельных случаях группа инвалидности может устанавливаться без указания срока переосвидетельствования. Они оговорены в п. 13 Правил признания лица инвалидом.

Дата очередного освидетельствования указывается на оборотной стороне справки об инвалидности.

При проведении в организации мероприятий по сокращению численности или штата работников администрация должна учитывать положения ст. 179 ТК РФ, предусматривающей преимущественное право на оставление на работе для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий по защите Отечества.

Условия труда для сотрудников-инвалидов
При использовании труда инвалидов работодатели должны учитывать требования Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». Данным документом определены требования к условиям труда указанных лиц, к оборудованию, основным рабочим местам, а также медицинскому обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работников-инвалидов.

Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений (п. 4.2 Санитарных правил). К факторам, исключающим труд инвалидов, могут быть отнесены:
– физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);
– химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);
– биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);
– физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;
– нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).

Во всех случаях условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Постоянные рабочие места инвалидов не могут размещаться в подвальных и цокольных этажах, а также в зданиях без естественного освещения и воздухообмена. При этом объем производственного помещения на одного работающего инвалида должен быть не менее 15 куб. м, площадь – не менее 4,5 кв. м, высота – не менее 3,2 м. Технологическое оборудование, площадь проходов, проездов, промежуточного складирования материалов и готовой продукции в указанную площадь не входит (п. 4.16 Санитарных правил).

Полы производственных помещений следует предусматривать теплые и нескользкие.

У работодателей, использующих труд инвалидов, должны оборудоваться помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м на одного работника, но не менее 12 кв. м, в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха – не более 75 м.

Помещения для отдыха должны быть оборудованы удобной мебелью, в том числе несколькими местами для лежания.

В самих организациях должны быть организованы столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием, а также здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья.

В Санитарных правилах устанавливаются и некоторые другие требования к условиям труда инвалидов.


27.09.2017

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста