Проблемы оценки угрозы рейдерского захвата бизнеса



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №4 год - 2011


к. ю. н., старший преподаватель
Новгородского филиала НАЧОУ ВПО «Современная
гуманитарная академия»

 

 

При переходе к рыночным отношениям происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности тех или иных явлений. Одним из таких явлений стало рейдерство. Причины рейдерства лежат в структуре рыночных и административных отношений. Рейдерство в России имеет свою историю. Наиболее опасны системные рейдеры, поскольку находятся под покровительством коррумпированных представителей правоохранительных органов, местных и федеральных властей. Практика смены руководства региональных органов исполнительной власти, назначение губернаторов способствуют вхождению в регион системных рейдеров под прикрытием «борьбы с местным криминалом» либо «привлечением инвестиций». В условиях масштабного кризиса, охватившего государство, проблема рейдерства приняла новые масштабы и формы; слабость власти в центре и на местах, кадровая чехарда и неудачные реформы правоохранительной системы послужили причиной роста данного вида преступлений. Практика показывает, что цели рейдеров меняются и завладение недвижимостью не становится основной и конечной целью.

Приемы рейдеров меняются и совершенствуются. Например, меры по аресту активов, пакета акций или счетов по решению «дружественного» суда считаются трудоемким приемом, поэтому рейдеры стали просто подделывать решения судов и собраний акционеров, договоры аренды и покупки помещений. Хозяйственные преступления были подследственны органам МВД, а вот преступлениями против правосудия – следственным органам при прокуратуре РФ. Таким образом, одно и то же преступление рейдерского захвата бизнеса расследовалось сразу двумя правоохранительными органами, только в той части, которая им определена. Такие параллельные расследования приводили к «размыванию» умысла, способствовали уклонению от ответственности отдельных соучастников преступного захвата бизнеса, разрывам преступных связей участников преступной группы. Создание Следственного комитета РФ в значительной степени облегчит расследование рейдерских захватов бизнеса, сократит сроки расследования и повысит его эффективность.

Риск нападения рейдеров многократно увеличивается, если собственники и руководство предприятия допускают ошибки, такие как вывод прибыли с предприятия, минимизация налогов или неуплата, игнорирование природоохранных и других норм законодательства. Последние нарушения связаны с высоким риском уголовного преследования самих руководителей предприятия и временного их отстранения от работы. Тем самым внутри предприятия заведомо закладывается конфликт руководства с законом.

Общее представление о том, что объект рейдерства есть не что иное, как общественные отношения, взятые под охрану уголовным законом, нуждается в пояснениях. Так, законодатель по ряду причин при обозначении в статьях закона объекта рейдерства в одних случаях указывает лишь на отдельные элементы общественных отношений. Предлагается определить данные отношения как общественные отношения по реализации права на бизнес. Однако общее исходное представление об объекте рейдерства как общественном отношении – лишь первая ступень познания этого явления. В силу абстрактности оно не может играть роль инструмента для юриста-практика, так как последнего интересует не преступление вообще, а конкретное преступление, совершенное конкретным лицом (группой лиц) в условиях данного места и времени и, следовательно, нарушившее определенное общественное отношение. Это значит, что для привлечения лица к ответственности по конкретной статье уголовного закона необходимо установить, на какой объект было направлено преступление, какому объекту желало причинить вред своими действиями конкретное лицо и, в частности, какому именно объекту этот вред был причинен либо создавалась угроза причинения такого вреда.

В главе 22 УК РФ определены виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности, указаны виды преступлений, совершаемых лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и другую деятельность экономической направленности; с «рейдерством» связаны 35 статей УК РФ. Из них можно выделить преступления, совершенные в сфере налогового законодательства, банковской деятельности, кредитных отношений, оборота ценных бумаг. В указанной главе содержатся и другие виды преступлений, совершаемых физическими лицами при их предпринимательской деятельности и другой деятельности экономической направленности.

Считаем возможным выделить рейдерство как отдельный состав уголовно наказуемого деяния, создав отдельную статью УК РФ «Рейдерство», определив понятие как противоправный захват бизнеса, выделив четыре части в проектируемой статье: захват предприятия как объекта собственности, акций со сменой руководства; захват бизнеса (группы предприятий, составляющих единую технологическую цепочку, либо группы предприятий, объединенных единой сетью); захват бизнеса группой лиц с участием должностных лиц, использующих свое должностное положение; захват бизнеса в особо крупном размере, сопровождающийся убийствами, тяжкими телесными повреждениями. Необходимо квалифицировать «рейдерство» исключительно как преступление, совершенное группой лиц. Данная статья УК РФ позволит отграничить это противоправное деяние от других уголовно наказуемых действий в области экономики. Полагаю, что ошибочно утверждение, что понятие «рейдерство» не имеет самостоятельного состава преступления, а может быть рассмотрено в совокупности с различными состава УК РФ.

Общественная опасность является объективным свойством рейдерства. Под наказуемостью как признаком преступления понимается возможность назначения наказания за совершенное преступление, следовательно, отрицая рейдерство как отдельное общественно опасное деяние, за которое возможно назначение наказания, данное преступление становится ненаказуемым, включенным в состав других экономических преступлений.

Классифицируя рейдерство как преступление, следует определить, что оно представляет большую опасность, то есть является тяжким преступлением, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше10 лет. Общим основанием криминализации данного деяния является степень его общественной опасности, связанная с отрицательными последствиями развития рыночных отношений; с последствиями участия капиталов, имеющих криминальную природу и их отмыванием, в экономических отношениях; с отрицательными последствиями участия коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов в захвате бизнеса. Рейдерство может составить отдельное преступление, так как оно общественно опасно, совершенно виновно и определено как конкретное преступление, то есть состав преступления отражает виновность, уголовную противоправность и общественную опасность деяния.

К объективной стороне рейдерства относятся: общественная опасность деяния, совершенного группой лиц (действие и бездействие); общественно опасные последствия наступают в виде ликвидации предприятия, лишения жизни и здоровья собственников бизнеса, лишения собственников бизнеса права на бизнес; причинная связь между рейдерством и его последствиями; время, место, способ, обстановка, орудие и средство совершения захвата бизнеса. Субъектом рейдерства является лицо, совершившее преступление (исполнитель деяния), причем в одиночку рейдерский захват совершить невозможно. Кроме вменяемости и достижения определенного возраста как общих признаков, характеризующих преступление, в законе могут указываться также специальные признаки субъекта, в том числе должностное положение субъекта. Субъективная сторона характеризует внутреннюю (психическую) сторону рейдерства, то есть отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и к его последствиям. Субъективную сторону рейдерства образуют вина (исключительно в форме умысла); мотив (то есть побуждения, которыми руководствовалось лицо при совершении преступления, – завладение бизнесом); цель, которую лицо преследовало при совершении преступления, – завладеть бизнесом.

Под объектом рейдерства понимаются общественные отношения, но не все, а та их часть, которая взята под охрану действующим уголовным законом, и что необходимо отграничивать, например, от недружественных поглощений. Правильное определение объекта посягательства представляет возможность определения юридической природы рейдерства. Если нападение преследует цель завладеть имуществом потерпевшего, то в таком случае по своей юридической природе совершаемое преступление относится к посягательствам на собственность, если нападение совершается с целью завладения бизнесом – рейдерство. Правильное определение объекта посягательства имеет значение в определенных случаях для отграничения сходных между собой преступлений и их правильной квалификации. Значение объекта и в том, что он является одним из критериев отграничения преступлений от иных правонарушений. Если нет в Уголовном кодексе конкретной нормы, охраняющей отношение, на которое направлено посягательство, то нельзя признать это посягательство преступлением. Таким образом, объект преступления «бизнес» – это общественные отношения, которые могут охраняться уголовным законом, на которые направлено конкретное посягательство и которым рейдерством причиняется вред либо создается реальная угроза захвата.

К вопросу о совершенствовании законодательства (УПК РФ) относится и вопрос объединения всех следственных служб в единый следственный орган, который смог бы оперативно расследовать уголовные дела о рейдерском захвате бизнеса. Практика показала, что объединение дел в одно производство занимало годы, было неэффективно, создание единой следственной группы не обеспечивало эффективного расследования, вело к бюрократической волоките, на передачу дела от одного следователя другому уходили месяцы и годы, терялся смысл всего расследования, исчерпывались сроки расследования, утрачивалось наличие единого умысла и групповой характер преступления. Предлагаемые в настоящее время изменения в УК РФ и УПК РФ лишь частично реализуют предложения в области корпоративного права, дополняя УК РФ статьей, предусматривающей ответственность за фальсификацию Единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг. В частности, за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов с ложными сведениями предусматривается штраф либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом, либо лишение свободы без штрафа. За внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, если это сопряжено с неправомерным доступом к реестру, также предусматривается лишение свободы до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо штраф. Однако должного эффекта эти меры в правоприменительной практике не получили.

Значительный массив в судебной практике всех арбитражных судов занимают споры, связанные с оспариванием решений общих собраний участниками общества, а также с оспариванием сделок, совершенных обществом. Обычно такие споры являются проявлением следующей ситуации: между участниками общества существует конфликт, причиной которого является намерение некоторых недобросовестных участников единолично, без учета и вопреки интересам других участников общества воспользоваться имущественными активами общества либо на невыгодных для общества условиях передать право собственности на активы «своему» лицу. С целью захвата имущества рейдеры, имеющие полномочия исполнительного органа, совершают сделки по отчуждению имущества по заниженной цене либо иные экономически нецелесообразные сделки, действительной целью которых является отчуждение имущества у общества, между участниками которого возник конфликт; при этом в некоторых случаях фальсифицируется решение общего собрания участников общества, которым якобы была одобрена такая сделка. Таким образом, преступные действия с реестром акционеров не являются распространенными, так как основные усилия по захвату бизнеса рейдеры проводят с другими формами организации бизнеса.

Коррупция и рейдерство тесно взаимосвязаны. Коррупция как правовое явление содействует рейдерству, в ходе захвата бизнеса способствует преступным действиям, а также создает предпосылки для нарушений законодательства, скрывающие факты рейдерства либо тормозящие ход расследования рейдерских захватов. Наиболее многочисленными нарушениями, допускаемыми коррупционерами в сфере хозяйствования, являются те, которые связаны с ненадлежащим исполнением законодательства, созданием различных административных барьеров предпринимательству, вымогательством взяток, неправомерным предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам, нарушениями законодательства при государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и их лицензировании, прямым и косвенным воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности.

Наличие общественной опасности рейдерства представляет собой качественный признак преступления. Противоправность свидетельствует о том, что группа лиц, осуществляющих захват, нарушила запрет, содержащийся в уголовно-правовой норме. Классифицируя способы достижения контроля над объектом рейдерского захвата, можно выделить корпоративные, судебные, административные и силовые действия. Криминологическая модель воспрепятствования законной предпринимательской деятельности рассмотрена в рамках рейдерства. Наличие коррупционных связей на различных уровнях власти делает возможным осуществление и криминальных захватов предприятий, затенения экономической деятельности хозяйствующих субъектов и иных преступных операций в сфере бизнеса. Преступные поглощения предприятий являются многоуровневой криминальной деятельностью, осуществление которой возможно при совершении целого ряда сопутствующих, не только экономических, но и других, в том числе и должностных, преступлений. В настоящее время рейдерство как вид преступной деятельности носит организованный групповой характер, совершается с использованием несовершенной законодательной правовой базы, коррупционным привлечением государственных,  административных и силовых ресурсов и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности государства.

Рейдерский захват невозможен без гражданско-правовых и арбитражных судебных решений в отношении общества, ее крупных акционеров и руководства, активно используются недобросовестные представители судебной власти. Применяются следующие меры: наложение арестов на акции, принадлежащие другим акционерам общества, его руководству; судебные предписания в отношении регистратора, осуществляющего ведение реестра акционеров общества; в рамкахтрудовых споров выдаются запреты на исполнение обязанностей руководителя общества, а также указания о допуске вновь созданных органов управления на территорию предприятия; признание недействительными решения общих собраний акционеров или решения органов управления поглощаемого общества; наложение судебных арестов на имущество и денежные средства на финансовых счетах общества.

Экономический кризис приводит к обострению конфликта отношений в сфере бизнеса, формированию новых методов и сопутствующих способов захвата предприятий, привлечению новых субъектов, участвующих в цепочке действий рейдеров, а также к потребности изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в борьбе с этим противоправным явлением. Как криминологическое явление рейдерство носит международный характер, является предметом совместной борьбы правоохранительных органов многих государств в изменяющихся экономических отношениях. Действия рейдеров не сводятся только к захвату национального бизнеса, а имеют тенденцию к посягательству на транснациональные компании и холдинги, с использование финансовой и банковской систем.

В случае если собственник бизнеса одновременно обращается в иные судебные органы, следствие перекладывает вопрос рейдерского захвата на рассмотрение арбитражного суда, полагая тем самым, что арбитражный суд решит все вопросы. Зачастую защита интересов добросовестных участников общества затруднена, а предусмотрительные злоумышленники остаются безнаказанными по причине несовершенства механизма правового регулирования. На наш взгляд, действующее законодательство содержит и другие пробелы, которые активно используются рейдерами при противоправном завладении имущественными активами. Рейдерство представляет собой межгосударственное явление, распространяющееся не только на территории Российской Федерации, но и в странах СНГ, приводящее к изменению структуры преступности, переоценке тех или иных явлений, их общественной опасности.

Действующее российское законодательство не предусматривает какого-либо способа удостоверения подлинности подписи участника общества на протоколе общего собрания, а также не обязывает органы, осуществляющие ведение государственных реестров, требовать у заявителей и сохранять их подлинники, что в некоторых случаях приводит к фальсификации подписи участников на протоколе, осуществлению захватчиками необходимых действий на его основании. Участники общества, подписи которых в протоколе сфальсифицированы, испытывают серьезные затруднения в доказывании факта подделки, поскольку, как известно, экспертиза подлинности подписи по копии документа не проводится, а сфальсифицированный подлинник уже не существует.

При анализе факторов, влияющих на состояние безопасности фирмы, выделяются внутренние и внешние воздействия, субъекты и объекты этих воздействий, а также состав, состояние и методы использования тех корпоративных ресурсов, которые задействованы в процессе ее обеспечения. Анализ распределения и использования ресурсов фирмы производится на основе анализа безопасности фирмы, а также корпоративных ресурсов по мерам, обеспечивающим безопасность фирмы. Для удержания имущества и производственных мощностей фирмы в некоторых случаях целесообразно применение обеспечительных мер со стороны партнеров, тем самым арест имущества становится препятствием для рейдеров по перепродаже третьим лицам имущества и оборудования фирмы, а также гарантией сохранения производственного процесса. Правовая безопасность фирмы обеспечивается деятельностью отдельных ее подразделений. Необходимо произвести оценку деятельности структурных подразделений фирмы по обеспечению безопасности фирмы и эффективности использования этими подразделениями соответствующих корпоративных ресурсов.

Правовая составляющая безопасности фирмы включает три основные группы критериев.

К первой группе относятся гражданско-правовые показатели: удельный вес судебных гражданских и арбитражных процессов в общей сумме хозяйственных договоров фирмы, доля процессов, возбужденных против фирмы, доля процессов, возбужденных фирмой, в том числе доля выигранных процессов в общем числе, доля процессов, имеющих охранное значение для фирмы, количество сотрудников организации на одного работника юридической службы либо обслуживание фирмы по договору и др. Показатели данной группы определяют степень охвата всех сфер деятельности фирмы ее юридической поддержкой, а также качество правового обеспечения в плане проработки юридической стороны договорных обязательств фирмы, эффективного отстаивания интересов в конфликтных ситуациях, а также уровень юридического обеспечения с целью предотвращения возможных ущербов фирме. Эта группа также включает стоимостные показатели, отражающие эффективность работ по обеспечению правовой безопасности фирмы. Основными показателями считаются отношение штрафных санкций по хозяйственным договорам, удельный вес полученных и уплаченных штрафных санкций в общей сумме обязательств по хозяйственным договорам фирмы, доля затрат на юридическое  обеспечение деятельности фирмы в общей структуре ее производственных затрат, показатель эффективности принимаемых мер по обеспечению правовой безопасности фирмы, который рассчитывается по эффективности принимаемых мер на основе методики оценки ущербов.

Ко второй группе относятся уголовно-правовые показатели, в том числе возмещение ущерба внутренними и внешними субъектами. В эту группу входят: кражи наличности, чеков, инвентаря, использование наличности не по назначению, фальсификация кассовых книг и сумм на банковских счетах, оплата личных счетов чеками организации, фальсификация транспортных накладных, сговор с клиентами или поставщиками, «откаты», использование подставных поставщиков, переплата, манипуляции с кредитными карточками, страховкой, медицинскими счетами, фальсифицирование налоговых деклараций, записей в бухгалтерских книгах, искажение расходов в отчетах о командировках, несанкционированная продажа имущества организации, обналичивание невостребованных чеков, фальсификация часов переработки, оплата труда несуществующих работников. Данная группа преступлений в основном совершается работниками бухгалтерии и группы материального обеспечения и реализации продукции, иногда совместно с кадровой службой. Совершение преступлений этой категории встречается в деятельности любой фирмы, может повлечь уголовное преследование работника, его увольнение, но вместе с тем не может быть показателем начала рейдерского захвата фирмы. Возмещение ущерба фирме является показателем работы юридической службы по обеспечению безопасности фирмы. Наиболее частый обман совершается путем манипуляций с финансовой отчетностью, в которой искажаются данные о доходности и дебиторских задолженностях фирмы. При этом руководство всегда стремится к тому, чтобы держатели акций представляли финансовое положение гораздо лучше, чем на самом деле. Исполнительная дирекция не объявляет собственникам о предбанкротном состоянии фирмы и необходимости процедуры банкротства. Этот обман, преследуемый по закону как преступление об искажении бухгалтерской отчетности, может быть этапом приготовления к совершению рейдерского захвата. Например, искажение баланса производственных мощностей и незавершенного строительством производственного объекта путем незаконной переоценки незавершенного строительством объекта и значительным увеличением его доли в стоимостном выражении позволяет в последующем продать ликвидные мощности по заниженным ценам, тем самым лишая фирму производства и конкурентоспособности. Еще один вид преступлений со стороны администрации и менеджмента фирмы – создание параллельного бизнеса и перекачивание туда активов и средств фирмы, создание одноименных фирм с частичным или полным смешением фирменного наименования, незаконное использование сайта фирмы, фирменного знака и доброго имени фирмы. Эти действия можно рассматривать как приготовления к рейдерскому захвату бизнеса. Рейдерский захват бизнеса может начинаться с привлечения инвестиций в бизнес фирмы. Эти преступные действия связаны с предложением инвесторам сделать инвестиции, которые впоследствии оказываются липовыми, не имеющими никакой стоимости, либо, наоборот, действительными вложениями, например, в валюте. В результате этого любое колебание валютного рынка или кризисы могут привести к финансовой несостоятельности. В данную категорию попадают финансовые пирамиды, вложения в «проекты века», которые разваливаются, либо гарантии банка, не имеющие залогового обеспечения.

Противоправные действия со стороны внешних субъектов производственной деятельности фирмы должны иметь умысел. Таковы действия поставщиков, проявляющиеся в завышении количества поставленных изделий, поставке бракованных товаров, недопоставке уже оплаченной партии, поставке товара более низкого качества. Для предприятия малого бизнеса чрезвычайно важна аренда помещений, где расположены производства по выпуску продукции и оказанию услуг. Решение собственника помещений о прекращении арендных отношений и обязанности освободить помещения в определенных случаях лишает фирму основного вида деятельности и приводит к ее ликвидации. Такие действия арендодателя, подпадающие под гражданско-правовые отношения, могут служить началом рейдерского захвата бизнеса, подкрепленного административным ресурсом. Противоправные действия со стороны заказчика или клиента, включая неплатежи за уже поставленный товар, получение платы за невыполненную работу, поставку совершенно ненужных вещей взамен указанных в договоре обычно не подпадают под уголовную ответственность. Однако необходимо оценивать масштаб и множественность таких действий, в некоторых случаях являющихся согласованными действиями начала рейдерской атаки на бизнес.

К третьей группе относятся показатели административно-правовой ответственности: так, началом рейдерской атаки можно считать ситуацию, когда на фирму без повода зачастили  контролирующие структуры, применяющие многочисленные и повторяющиеся штрафные санкции. С определенностью можно считать, что в данном случае рейдерский захват бизнеса подкреплен административным ресурсом. Наиболее распространенными являются экологические нарушения. К ним относятся нормативы предельно допустимой концентрации вредных веществ (ПДК), которые устанавливаются в положениях действующего законодательства. Основной формой доказывания незаконности применения административной ответственности в основном является установление повторности ответственности за одно и то же правонарушение либо отсутствие самого факта административного нарушения в судебном порядке. На основании расчета эффективности принимаемых мер осуществляется анализ деятельности фирмы по обеспечению экологической безопасности и выявляются основные недостатки принятых мер и рекомендации по разработке комплекса мероприятий. В случае рейдерской атаки на фирму часто предпринимается попытка переквалификации административного правонарушения в категорию уголовного преступления с завышением ущерба с целью применения уголовного преследования в отношении администрации фирмы.

Риск нападения рейдеров многократно увеличивается, если собственники и руководство предприятия допускают такие ошибки, как недостаточная забота о консолидации пакета акций; внутренние конфликты на предприятии, то есть конфликты между собственниками и топ-менеджерами; игнорирование интересов акционеров; вывод прибыли с предприятия; минимизация налогов или их неуплата; игнорирование природоохранных и других норм законодательства. В первую очередь могут быть применены организационные меры по противодействию рейдерским захватам: постоянный контроль за текущей и просроченной кредиторской задолженностью,  предоставление руководству еженедельной отчетности о размере задолженности и ее погашении; консолидация пакета акций в руках достаточно узкого круга доверенных лиц; при переписке оригиналы документов должны направляться адресату либо под роспись, либо заказным письмом с уведомлением о вручении; вести строгий учет входящей корреспонденции, присваивать входящим и исходящим документам номера и регистрировать их в журнале; необходимо выбрать надежного реестродержателя; создать параллельно с основным юридическим лицом ряд дополнительных компаний, которым передаются (или могут быть оперативно переданы) в собственность ценные активы предприятия; в договорах желательно предусмотреть запрет на уступку другому лицу прав кредитора без согласия должника; хранение оригиналов  учредительных документов и основных внутренних документов в труднодоступных местах, желательно за пределами предприятия; целесообразно заложить акции или доли по иску надежного партнера, добиться наложения на них судебного ареста. Практика показывает, что цель рейдеров – завладеть недвижимостью – не является основной и конечной целью.

На наш взгляд, действующее законодательство содержит и другие пробелы, которые активно используются рейдерами при противоправном завладении имущественными активами. Указанные обстоятельства делают абсолютно беззащитным практически каждого участника любого общества перед угрозой злоупотреблений со стороны желающих присвоить имущественные активы, ему принадлежащие.

Сложившаяся ситуация требует от законодателя дополнительных мер: необходимо установить презумпцию недействительности оспариваемого участником решения общего собрания общества, которую общество или иные заинтересованные лица обязаны опровергнуть путем представления доказательств, подтверждающих проведение собрания и принятия на нем соответствующего решения; законодательно предусмотреть обязанность нотариального удостоверения подписей участников общества по ряду важнейших вопросов, в частности по вопросам избрания единоличного исполнительного органа общества, реорганизации/ликвидации общества,  совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью; предусмотреть обязательное представление подлинника протокола общего собрания в орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра юридических лиц, для внесения изменений в сведения об обществе; предусмотреть обязанность регистрирующих органов сохранять подлинники протоколов в регистрационном деле.

Необходимым условием рейдерства является наличие так называемого административного ресурса, который проявляется в поддержке агрессора и всех его действий со стороны отдельных работников органов государственной власти и местного самоуправления, прежде всего правоохранительных органов, а также судебных органов Российской Федерации – арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Рейдерский захват невозможен без осуществления действий должностных лиц и представителей судебных органов в отношении общества, ее крупных акционеров и руководства.

К осуществлению плана рейдерского захвата привлекаются отдельные коррумпированные представители государственных органов, имеющие властные полномочия. При поддержке этих органов рейдер получает обязательные для исполнения предписания, проводятся выемки документов. Одновременно при содействии таких органов парализуются основные технологические процессы на производстве.

Учитывая огромное влияние средств массовой информации на ход ситуаций, связанных с рейдерскими захватами, в значительной степени действенной является организация защиты бизнеса с помощью PR-акций. Защита такого вида может использовать целый ряд определенных профессиональных действий по формированию в массовом сознании необходимого отношения к происходящему рейдерскому захвату.

Экономический кризис проводит к обострению конфликта отношений в сфере бизнеса, формированию новых методов и сопутствующих способов захвата предприятий, привлечению новых субъектов, участвующих в цепочке действий рейдеров, что требует изменений  законодательства в борьбе с этим противоправным явлением.


Материал публикуется по итогам IV Научно-практической конференции с международным участием «Проблемы правоприменительной практики».


 

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста