Работа органов прокуратуры по предотвращению насилия в отношении детей



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №11 год - 2012


Левушкин А.Н.,
к. ю. н., доцент кафедры гражданского права
и процесса федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
«Ульяновский государственный университет»

Считая надзор за исполнением законов о несовершеннолетних одним из приоритетных направлений деятельности, органы прокуратуры Ульяновской области проводят правозащитную работу в интересах детей, нацеленную на фактическое устранение каждого из вскрытых нарушений.

Повышенная обеспокоенность в связи с ростом насилия в обществе вполне может быть оправдана, и особенно в отношении детей. Поэтому сегодня особое внимание как показатель развития общества в целом «привлекает» проблема насилия над несовершеннолетними, а над малолетними – в еще большей степени. В силу возрастных особенностей малолетние и несовершеннолетние лица чаще подпадают под мотивированные акты агрессии или жестокости взрослых лиц.

Работа прокуратуры на данном направлении нацелена на регулярное проведение проверок исполнения названного законодательства, в том числе и учреждений, в которых обучаются или воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и на фактическое устранение каждого из вскрытых нарушений. Семейное насилие над детьми и жестокое обращение не только создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию отдельного ребенка и даже целых групп детей, но и безопасности общества в целом. Автор уделяет наибольшее внимание правовому анализу физического и психического насилия над детьми и мерам борьбы органов прокуратуры по предотвращению насилия в отношении ребенка.

Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ)(1) раскрывает содержание понятия «жестокое обращение», называя его отличительные признаки: физическое насилие над ребенком, иначе говоря, побои, избиение несовершеннолетнего, причинение ему физических страданий, боли любым способом; физическое насилие – нанесение ребенку физических травм, телесных повреждений, которые причиняют ущерб его здоровью, нарушают его развитие или лишают жизни(2). Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, введение ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. По данным МВД, ежегодно спасаясь от насилия, российские дети убегают из дома, и в результате около 25 тыс. находятся в розыске(3).

Считая надзор за исполнением законов о несовершеннолетних одним из приоритетных направлений деятельности, органы прокуратуры проводят правозащитную работу в интересах детей, нацеленную на фактическое устранение каждого из вскрытых нарушений.

Исходя из положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»(4), вопросы исполнения законодательства по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних являются предметом постоянного внимания органов прокуратуры.

Учитывая, что наиболее острым проявлением безнадзорности является уход несовершеннолетних из дома, из детских учреждений, когда дети оказываются в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья, статистическая информация по этим вопросам ежемесячно всесторонне анализируется и используется для разработки мер, направленных на усиление влияния прокурорского надзора на деятельность органов и учреждений системы профилактики.

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне. Фактором риска для детей является также ранняя и длительная разлука с матерью сразу после рождения, при поступлении в детское учреждение, на лечение в стационар, т. е. при госпитализации и изоляции.

Обобщение практики прокурорского надзора за исполнением вышеназванного законодательства, анализ преступности свидетельствуют, что органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организована и проводится определенная положительная работа по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних.

Вместе с тем прокурорскими проверками в данной деятельности выявлялись нарушения федерального законодательства, с целью устранения которых принимались меры прокурорского реагирования.

Так, до сих пор во многих районах в Ульяновской области распространено семейное неблагополучие, и продолжают иметь место случаи, когда дети в семье подвергаются различным видам жестокого обращения и становятся жертвами «пьяной педагогики». Между тем,  подавляющее большинство таких детей являются местными жителями и должны находиться в поле профилактического воздействия органов системы профилактики, основная обязанность которых и заключается в защите прав и интересов несовершеннолетних.


(1) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
(2) Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства : учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 14.
(3) Алексеева Л.С. Насилие и дети // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 22.
(4) Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генпрокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 // Законность. – 2008. – № 2.


Более того, проведенные органами прокуратуры в 2009–2010 гг. проверки исполнения федерального законодательства в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних показали, что отдельными должностными лицами указанных органов по-прежнему допускаются нарушения закона, на которые уже неоднократно обращалось внимание по результатам предыдущих прокурорских проверок.

Так, в ходе проверки исполнения органами опеки и попечительства законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в июне 2009 г. было установлено, что, в нарушение требований ст. 5 и 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 121 и 122 СК РФ, надлежащие меры к активизации работы по своевременному выявлению неблагополучных семей в ряде районов не принимаются, что нередко приводит к непоправимым последствиям и вынуждает прибегать к крайним мерам защиты прав детей уголовно-правовыми средствами. Основной недостаток работы органов опеки и попечительства с семьями, находящимися в социально опасном положении, состоит в том, что она должным образом не организована (по принципу межведомственного взаимодействия) и не ориентирована на раннюю профилактику семейного неблагополучия. Алкоголизация и деморализация родителей остается «незамеченной» до тех пор, пока не приобретает опасные формы.

В результате несовершеннолетние в течение длительного времени вынуждены проживать в социально опасной, криминогенной ситуации и подвергаются насилию, причиняющему необратимый вред.

К примеру, в Железнодорожном районе г. Ульяновска учащаяся лицея Л неоднократно подвергалась угрозам избиения со стороны неработающего, злоупотребляющего спиртными напитками, агрессивного отчима С., о чем было известно классному руководителю, однако, в нарушение положений вышеуказанного законодательства, даже информация о грубых нарушениях прав его ученицы в прокуратуру, органы опеки и другие органы системы профилактики им не направлялась. Итогом такой «работы» по защите прав девочки стало ее избиение отчимом во время очередного семейного дебоша.

В Барышском районе халатное отношение к своим служебным обязанностям специалистов опеки и попечительства послужило одной из причин гибели грудного ребенка и доставлению второго малолетнего в инфекционное отделение ЦРБ. Только после того, как по вине нерадивой матери – К. 7 июня 2009 г. погиб ее 6-месячный сын А., 19 ноября 2008 г. р., органы опеки и попечительства приняли меры к изъятию (в связи с угрозой его жизни и здоровью) и помещению в больницу второго, старшего ребенка из данной семьи, несмотря на то, что еще почти год назад – 25 июня 2008 г. им было известно о сложившейся в данной семье социально опасной ситуации, поскольку К. обращалась в управление образования с заявлением о помещении ее малолетнего сына К. в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, на социальную реабилитацию сроком на 3 месяца. Между тем органами опеки и попечительства и другими органами системы профилактики семья на учет взята не была и профилактическая работа с ней не проводилась.

В Тереньгульском районе следствием формализма, бездействия и равнодушия со стороны должностных органов опеки и попечительства к судьбе двух малолетних детей П. (родители которых не работали, злоупотребляли спиртными напитками, в связи с чем с 2006 г. состояли на учете в органах системы профилактики) стала смерть 10-месячного мальчика 8 марта 2009 г. вследствие пневмонии и переохлаждения из-за пьянства матери.

Сексуальная связь между близкими, кровными родственниками, т. е. инцест (кровосмешение), и использование ребенка в качестве сексуального объекта именно отцом или матерью квалифицируются как самые тяжелые по своим последствиям формы сексуального насилия. Они рассматриваются и как варианты особо жестокого обращения с детьми в семье. Подобные сексуальные злоупотребления являются не только преступлениями, но и свидетельствами тяжелых и необратимых нарушений в функционировании семьи.

Сексуальным насилием по отношению к детям считается и большое число сопровождающих его действий: от демонстрации детям порнографических фильмов, половых органов, принуждения их самих к обнажению, прикосновений к раздетому ребенку до склонения совершать сексуально окрашенные телодвижения и занимать соответствующие позы, вовлечения в оргии и ритуалы, половые акты в естественных и извращенных формах.

Необходимо отметить, что в целом жестокое обращение с детьми может реализовываться также бездействием. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни. Так, 5 июня 2010 г. в дежурную часть ОВД по МО Радищевский район Ульяновской области поступило сообщение об исчезновении 5 июня 2010 г. в с. Маза Радищевского района Т., 2005 г. р. Труп ребенка был обнаружен 6 июня 2010 г. в указанном селе в пруду. Как было установлено в ходе проверки, малолетний Т. пришел к пруду накануне вместе с отцом, который, будучи в состоянии алкогольного опьянения, уснул около пруда.

Мальчик проживал совместно с отцом, его мать скончалась в 2009 г. Семья состояла на учете в КДН в связи со злоупотреблением родителями ребенка спиртными напитками, неоднократно обсуждалась на заседании комиссии, однако была снята с учета в сентябре 2009 г. «в связи с улучшением обстановки в семье», несмотря на то, что отец Т. длительное время не работал и продолжал злоупотреблять спиртными напитками.

Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития.

Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно один-два заканчиваются смертью жертвы насилия(1). Следствиями физического насилия являются ушибы, травмы, переломы, повреждения внутренних органов.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.


(1) Алексеева Л.С. Указ. соч.


13 мая 2009 г. органами дознания ОВД по МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 116 УК РФ в отношении учителя физкультуры средней школы С., нанесшего побои своему ученику.

По результатам рассмотрения уголовного дела судом С. был признан виновным в совершении данного преступления и ему было назначено наказание в виде 140 часов обязательных работ.

В Карсунском районе Ульяновской области в 2010 г. учитель русского языка и литературы С. на почве личных неприязненных отношений нанесла учащемуся данной школы Ф. удар по спине электрическим проводом. По данному факту 2 апреля 2010 г. в отношении С. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ. По результатам рассмотрения дела судом уголовное дело и уголовное преследование в отношении С. прекращено на основании ст. 25 и 76 УК РФ.

По результатам общенадзорной проверки прокурором Карсунского района начальнику  Управления образования администрации МО «Карсунский район» внесено представление, по результатам рассмотрения которого директор МОУ СОШ привлечен к дисциплинарной ответственности.

Например, в 2009 г. учреждениями здравоохранения Ульяновской области при обращении за медицинской помощью выявлено и зарегистрировано 277 фактов применения насилия в  отношении несовершеннолетних (из них родителями и законными представителями – 27, сверстниками – 218, другими взрослыми лицами – 32), за 8 месяцев текущего года – 194 (из них родителями и законными представителями – 14, сверстниками – 155, другими взрослыми лицами – 25). Вместе с тем в ходе прокурорских проверок установлено, что, в нарушение требований ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не все муниципальные учреждения здравоохранения информировали о таких фактах органы внутренних дел и прокуратуру.

Так, малолетнего З., 4 июля 2002 г. р., систематически избивал сожитель его матери – К. После очередного избиения К. 8 сентября 2009 г. мальчик был доставлен с закрытой черепно-мозговой травмой в МУЗ «Городская клиническая больница № 1 «Перинатальный центр». Однако сообщение о данном факте в правоохранительные органы направлено не было. Медицинские работники МУЗ «Детская городская поликлиника № 4», на территории обслуживания которой проживает указанная семья, своевременно травму не выявили, что послужило одной из причин избиения ребенка на протяжении длительного времени. 15 сентября 2009 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 115 УК РФ. К. предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 116 УК РФ. После выписки из больницы мальчик был помещен в социально-реабилитационный центр. Железнодорожным районным судом был удовлетворен иск органов прокуратуры о лишении матери – К. родительских прав в отношении ее сына – З.

Кроме того, в 2009 г. сотрудники МУЗ «Детская городская поликлиника» располагали информацией о двух фактах получения травм детьми. Так, 6 апреля 2009 г. было выявлено наличие гематомы на лбу у несовершеннолетнего А., 14 мая 2005 г. р. (со слов ребенка, его ударила мать), 25 октября 2009 г. обнаружена рана на лбу у семимесячного Ф., которую ему нанес отец. Вместе с тем прокуратура, органы внутренних дел и другие органы системы профилактики должностными лицами поликлиники о данных фактах надлежащим образом извещены не были.

Для устранения отмеченных нарушений и недопущения их впредь прокуратурой  Железнодорожного района г. Ульяновска внесены представления.

В целях предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних по каждому факту  безвестного исчезновения и самовольного ухода несовершеннолетних из дома или учреждения в ходе доследственных проверок выясняются условия их жизни и воспитания. Проверяемые сообщения по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних при отсутствии факта совершения в отношении них преступлений, подследственных следователям СК при прокуратуре РФ, в соответствии с совместным приказом прокурора области, руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по Ульяновской области и начальника УВД области в обязательном порядке передаются в подразделения дознания ОВД для проверки наличия или отсутствия в действиях родителей (иных законных представителей) признаков преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.

При наличии оснований, в ходе расследования уголовных дел следователями и дознавателями ОВД в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ вносились представления и информация, в том числе руководителям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам рассмотрения которых принимались меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.

В заключение сформулируем предложение о необходимости закрепления в СК РФ нормы, предусматривающей возмещение вреда здоровью ребенка родителями (усыновителями) при удовлетворении иска о лишении родительских прав и отмене усыновления в том случае, когда противоправные действия родителей (усыновителей) выражались в жестоком обращении с детьми, злоупотреблении родительскими правами, уклонении от выполнения родительских обязанностей и совершении преступления против жизни и здоровья детей (ст. 69, 140, 141 СК РФ).

При возмещении вреда, причиненного ребенку, во внимание принимаются, как правило, физический (телесный) вред и имущественный интерес. Между тем противоправные действия родителей зачастую вызывают задержки и недостатки умственного, нравственного и психического развития детей. Эти формы причинения вреда здоровью не всегда учитываются.

01.04.2016

Также по этой теме: