Опубликовано в журнале "Советник юриста" №11 год - 2012
Рыжаков А.П.,
д. ю. н., профессор ТФ МЮИ,
заслуженный работник высшей школы РФ
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 361 утверждены Правила предоставления администрацией места содержания под стражей защитнику по его требованию платных услуг по копированию материалов уголовного дела1. В п. 2 Правил закреплено требование оформления специальных стендов, из содержания которых защитники могли бы получить необходимую им информацию о порядке оказания платных услуг по копированию материалов уголовного дела, размере платы за указанные услуги, а также о банковских реквизитах учреждения, предоставляющего услуги. Таковые должны быть в двух помещениях: 1) в общедоступном месте на территории места содержания под стражей; 2) в помещениях, предназначенных для проведения свиданий защитника с подозреваемым или обвиняемым.
Соответствующие стенды с указанной в п. 2 настоящих Правил информацией должны размещаться в административном здании места содержания под стражей, в помещениях, свободных для доступа граждан, вне зависимости от того, являются ли эти граждане защитниками кого-либо из лиц, находящихся в искомом учреждении, или нет. В этой связи, полагаем, не является общедоступным помещение следственного изолятора, куда пускают лишь следователей (дознавателей и др.), адвокатов, прокуроров и т. п. по специальному пропуску.
(1) См.: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 361 «О порядке предоставления администрацией места содержания под стражей защитнику по его требованию платных услуг по копированию материалов уголовного дела и об установлении тарифов на эти услуги» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2401. Далее для краткости – Правила.
В следственных изоляторах (ИВС) администрацией в обязательном порядке должны быть оборудованы специальные помещения для проведения свиданий защитника с подозреваемым или обвиняемым. Эти помещения должны отвечать требованиям, закрепленным в ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и в п. 140 Правил внутреннего распорядка Изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Они должны быть сделаны так, чтобы сотрудник места содержания под стражей видел, как происходит свидание, но не мог слышать, о чем защитник разговаривает со своим подзащитным. Именно в таком помещении администрацией оборудуется стенд с информацией о «порядке оказания платных услуг по копированию материалов уголовного дела, размере платы за указанные услуги, а также о банковских реквизитах учреждения, предоставляющего услуги». Так записано в п. 2 Правил.
Не трудно заметить, что данный нормативный правовой акт не требует от администрации места содержания под стражей размещения в вышеуказанных помещениях информации об условиях оказания платных услуг по копированию материалов уголовного дела. Соответственно, на таком стенде вполне могут отсутствовать сведения о запрете копирования документов, в которых содержатся данные, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, требования к форме заявки, месту, времени оказания услуг по копированию материалов уголовного дела и многое другое. Мы же полагаем необходимым изложение на рассматриваемых стендах сведений не только о порядке, но и обо всех обязательных условиях, без соблюдения которых невозможно осуществление копирования материалов уголовного дела с помощью технических средств администрации места содержания под стражей.
Пункт 3 Правил посвящен форме и содержанию заявки, «при даче» которой защитнику предоставляются платные услуги по копированию материалов уголовного дела. Здесь закреплено одно из обязательных условий предоставления защитнику возможности копировать материалы уголовного дела в помещении места содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей, используя копировально-множительную технику данного учреждения, – «подача им соответствующей заявки».
Термин «подать заявку» означает «представить в письменном виде»(1), направить таковую кому-нибудь, куда-нибудь(2), в нашем случае – администрации места содержания под стражей его подзащитного.
Документ, поступление которого в учреждение, в котором содержится под стражей обвиняемый (подозреваемый), порождает обязанность администрации предоставить защитнику возможность копирования материалов уголовного дела и должен содержать ряд обязательных групп сведений:
1) количество страниц материалов уголовного дела, подлежащих копированию;
2) количество копий каждой из таких страниц, необходимое заказчику;
3) иные данные, которые в заявке должны быть, исходя из предусмотренной Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством обороны РФ и (или) Федеральной службой безопасности РФ формы таковой.
(1) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – С. 458.
(2) См.: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И.Л. Городецкая, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; под ред. В.В. Розановой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. – С. 136.
В то же время следует помнить, что даже должным образом оформленная заявка не позволит (не говоря уже о том, что не обяжет) администрации места содержания под стражей предоставить защитнику услугу по копированию материалов уголовного дела, если к заявке не приложен платежный документ, подтверждающий оплату указанных услуг.
Согласно п. 3 Правил форма заявки на предоставление платных услуг по копированию материалов уголовного дела должна быть утверждена министерствами, в чьей структуре имеются учреждения, где под стражей содержатся обвиняемые (подозреваемые). Однако пока нам не известны нормативные правовые акты, в которых была бы утверждена соответствующая форма документа.
В этой связи до того момента как форма заявки на оказание платных услуг по копированию материалов уголовного дела будет утверждена Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством обороны РФ и (или) Федеральной службой безопасности РФ, рассматриваемый документ можно было бы рекомендовать оформлять по разработанному нами образцу такого документа (см. приложение).
В п. 4 настоящих Правил определены формы оплаты услуг по копированию материалов уголовного дела:
а) в безналичной форме – путем перечисления денежных средств в соответствии с банковскими реквизитами учреждения, предоставляющего услуги по копированию материалов уголовного дела;
б) в наличной форме – путем внесения денежных средств в кассу учреждения, предоставляющего услуги по копированию материалов уголовного дела.
И вновь разработчики настоящего нормативного правового акта указывают на то, что соответствующая оплата «осуществляется защитником». Однако, думается, в данном случае акцент должен делаться не на исключительности субъекта оплаты, а на том, что до направления заявки услуга должна быть оплачена, во-первых, в одной из форм, о которых здесь идет речь, во-вторых, в целях снятия копий с материалов уголовного дела защитником конкретного обвиняемого (подозреваемого).
Причем выбор формы оплаты – прерогатива «защитника» (обвиняемого, законного представителя), а не администрации учреждения.
Время, когда должно и возможно копирование материалов уголовного дела защитником в рамках предоставленной администрацией места содержания под стражей платной услуги, определено п. 5 Правил. Так как копирование может быть осуществлено лишь в специально для этого оборудованном помещении, в названном пункте речь идет о графике его (помещения) работы.
Основная, закрепленная в п. 5 настоящих Правил идея заключается в следующем. Во-первых, если у администрации места содержания под стражей рабочий день (рабочее время), то должно быть не только открыто помещение, предназначенное для осуществления копирования материалов уголовного дела, но и обеспечена возможность защитнику осуществить такое копирование, если, конечно, уполномоченным на то должностным лицом уже принято решение о предоставлении защитнику соответствующей платной услуги. Во-вторых, администрация места содержания под стражей по соответствующему требованию защитника вправе разрешить копирование и в выходные (праздничные) дни, а также в ночное время. Это уже право администрации учреждения в отличие от обязанности, о которой идет речь в абз. 1 п. 5 Правил. Обеспечение копирования документов в рабочие дни – обязанность администрации. Предоставление платной услуги по копированию таковых в выходные (праздничные) дни, а также в ночное время – ее право.
Но и в случае разрешения осуществления копирования материалов уголовного дела в выходные (праздничные) дни и (или) в ночное время все обязательные условия реализации искомой услуги должны быть соблюдены. И хотя в абз. 2 п. 5 настоящих Правил разработчики таковых отсылают правоприменителя лишь к требованиям п. 3 и 4 Правил, в случае осуществления копирования в выходные (праздничные) дни, а также в ночное время должны соблюдаться все закрепленные в анализируемом нормативном правовом акте положения. Ведь, несомненно, в этом случае также действуют запрет копирования документов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (п. 7 Правил), требование обязательного присутствия при копировании представителя администрации (п. 6 Правил) и т. п.
Осталось разъяснить лишь термины «выходные и праздничные дни», а также «ночное время».
Согласно ч. 1 ст. 96 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) ночное время – это время с 22 часов до 6 часов утра. Это же время именуется ночным и в других нормативных правовых актах (например, п. 21 ст. 5 УПК РФ).
В соответствии с правилами, закрепленными в ст. 111 ТК РФ, всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе – один выходной день.
Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.
У некоторых гражданских служащих и сотрудников мест содержания под стражей, проходящих службу в оперативных, специальных и дежурных подразделениях, а также участвующих в оперативно-розыскной деятельности, может устанавливаться рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику (в различные дни недели) поочередно. Выходными соответственно у них могут стать любые дни недели.
Между тем, когда в п. 5 настоящих Правил речь идет о выходных днях, подразумеваются воскресенье и суббота, т. е. выходные не отдельного сотрудника и даже не начальника следственного изолятора, а общепринятые выходные дни при пятидневной рабочей неделе.
Под «праздничными днями» в п. 5 настоящих Правил подразумеваются «нерабочие праздничные дни», а не все дни, в которые отмечаются какие-либо праздники.
В настоящее время нерабочими праздничными днями в Российской Федерации, в частности, являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы;
7 января – Рождество Христово;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
Причем следует помнить, что при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с Новогодними каникулами и Рождеством Христовым.
Правительство РФ переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с Новогодними каникулами и Рождеством Христовым, на другие дни (ч. 1 и 2 ст. 112 ТК РФ). Соответственно и в эти дни защитник может быть лишен возможности копирования материалов уголовного дела, если администрация места содержания под стражей не позволит ему это делать.
Напоминаем: предоставление защитнику возможности осуществить копирование материалов уголовного дела в выходные и праздничные дни, а также в ночное время – право, а не обязанность администрации места содержания под стражей.
Пункт 6 Правил всецело посвящен процессу копирования – условиям, при которых должно и может быть осуществлено снятие копий с материалов уголовного дела. Здесь, в частности, записано: «Копирование материалов уголовного дела производится защитником в присутствии представителя администрации в целях обеспечения сохранности копировально-множительной техники и контроля за количеством снимаемых копий, указанным в заявке защитника».
Копия – это «то, что сделано так же, как другой предмет»(1), «точный список, точное воспроизведение, повторение» чего-нибудь(2).
В законе и иных нормативных правовых актах не закреплено обязательных требований к оформлению снимаемых защитником копий с соответствующих материалов уголовного дела. Поэтому законным следует признать снятие защитником любой письменной, а в некоторых случаях и электронной копии указанных документов. Защитник вправе ходатайствовать, чтобы снятая им копия была заверена подписью лица, его вынесшего, а по возможности и печатью учреждения. Однако ни на администрации места содержания под стражей, ни на следователе (дознавателе и др.) не лежит соответствующая обязанность, поэтому ходатайство защитника вполне может быть не удовлетворено.
Копирование материалов уголовного дела осуществляется обязательно «в присутствии» представителя администрации. «Присутствовать» означает «находиться» где-нибудь «в данное время»3. Присутствовать при копировании материалов уголовного дела значит находиться в том специально оборудованном копировально-множительной техникой кабинете, где защитник снимает копии с материалов уголовного дела, с момента начала снятия первой копии документа и до окончания копирования последней.
(1) См.: Краткий толковый словарь русского языка... — С. 175.
(2) См.: Ожегов С.И. Указ. соч. – С. 253.
(3) См.: Ожегов С.И. Указ. соч. – С. 519; Краткий толковый словарь русского языка… – С. 154.
Присутствуя при копировании документов, представитель администрации имеет возможность воспользоваться (если не сказать, обязан) предоставленным ему правом приостановить процесс снятия копий, если защитник станет осуществлять действия, которые могут привести к повреждению (уничтожению) копировально-множительной техники, или выходить за пределы предоставленной ему платной услуги (снимать копии со страниц, о которых не упоминалось в заявке, либо большее количество копий, чем он ранее требовал).
Запрет копирования материалов уголовного дела, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, закреплен в п. 7 настоящих Правил. Этот же пункт является основанием отказа в удовлетворении заявки защитника на предоставление в этой части ему рассматриваемой платной услуги. Иначе говоря, не только документы, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, нельзя копировать в рамках урегулированной настоящими
Правилами деятельности. Комментируемые Правила не дают администрации места содержания под стражей возможности предоставить защитнику соответствующую услугу.
В п. 7 настоящих Правил речь идет о материалах уголовного дела, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Такого же рода сведения могут быть получены не только из документов, но и в ходе осмотра (иного исследования) предмета.
Документы (предметы) «содержат» определенного рода информацию, не только когда в них (на них) она записана. Само строение, состав, а равно иные характеристики предмета (документа) могут составлять государственную тайну. Иначе говоря, если копирование каких-либо признаков (свойств) документа (предмета) может раскрыть охраняемую федеральным законом тайну, данный предмет (документ) считается «содержащим» эту тайну.
Почему мы здесь упоминаем о предмете, хотя ранее указывали, что комментируемые Правила распространяются лишь на копирование документов? Да потому, что в материалах уголовного дела, к которому приобщены предметы, признанные вещественными доказательствами, всегда имеются документы, фиксирующие признаки такого предмета. Эти документы нельзя копировать, если сам предмет содержит свойства и (или) признаки, составляющие охраняемую федеральным законом тайну.
Теперь следует определиться с понятием «государственная тайна». В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне».
К иной охраняемой законом тайне следует отнести:
– тайну предварительного расследования и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ч. 3 ст. 56, ст. 161 УПК РФ, ст. 310 УК РФ, п. 2 Пе реч ня сведений конфиденциального характера(1) и др.);
– личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, ст. 137 УК РФ);
– тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»(2), ст. 138 УК РФ и др.);
– тайну совещания судей (к примеру, ст. 298 УПК РФ);
– тайну голосования при осуществлении гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме (ст. 141 УК РФ);
– тайну усыновления (удочерения) (ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ);
– аудиторскую тайну (ч. 4 ст. 82 НК РФ);
– врачебную тайну – информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(3), ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»(4), ч. 4 п. 11 Положения о военно-врачебной экспертизе(5) и др.);
– нотариальную тайну (ч. 2 ст. 16, ч. 3 ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, п. 4 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти(6), ч. 2 ст. 26 Консульского устава РФ(7) и др.);
– адвокатскую тайну (ст. 8, ч. 3 ст. 27, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ, ст. 6, ч. 4 ст. 19 Кодекса профессиональной этики адвоката(8) и др.);
– тайну исповеди (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»(9), п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ);
– служебную тайну (п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера);
– тайну страхования (ст. 946 ГК РФ);
– редакционную тайну средств массовой информации (ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»);
– депутатскую тайну (п. 5 ч. 3 ст. 56 УПК РФ)(10);
– коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ).
(1) См.: Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 10. – Ст. 1127.
(2) См.: Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 28. – Ст. 2895.
(3) См.: Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.
(4) См.: Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650.
(5) См.: Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе: постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 10. – Ст. 902.
(6) См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. – 1996. – № 6.
(7) См.: Консульский устав Российской Федерации: Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 28. – Ст. 3554.
(8) См.: Рос. юстиция. – 2003. – № 10.
(9) См.: Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 4465.
(10) О наличии данного вида охраняемой законом тайны пишут и другие ученые. См., к примеру: Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.И. Радченко. – М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. – С. 447; и др.
Банковская тайна к тому же гарантируется положениями ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»(1).
Некоторыми учеными к охраняемым законом тайнам относятся и иные явления:
– тайна архива;
– тайна завещания;
– тайна персональных данных работника(2).
Мотивировка вычленения данных самостоятельных, охраняемых федеральным законом тайн нам представляется не вполне убедительной. Действительно, могут иметь место сведения, которые одновременно подпадают и под признаки, к примеру, тайны персональных данных работника, и под признаки охраняемой законом личной тайны. В этом случае копирование материалов, содержащих такого рода информацию, недопустимо. Но если документ (предмет) содержит персональные данные гражданина, но в нем отсутствуют сведения, касающиеся перечисленных нами охраняемых федеральным законом тайн, администрация вправе предоставить защитнику платную услугу по копированию данных материалов уголовного дела.
Также, думается, обстоят дела с тайной архивов. Тайна же завещания – это подвид нотариальной тайны. В нотариальную тайну помимо тайны завещания входит тайна совершения всех остальных нотариальных действий (ч. 3 ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Закрепленный в п. 7 настоящих Правил запрет в некоторой степени не соответствует правилу, предусмотренному вторым предложением ч. 2 ст. 217 УПК РФ. Здесь, в частности, сказано, что копии документов и выписки из уголовного дела, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.
Иначе говоря, копирование материалов дела, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, с позиции уголовно-процессуального законодательства допустимо. Недопустимо предоставление возможности адвокату вынести данные копии с собой с территории учреждения, в котором под стражей содержится его подзащитный. Если сразу после копирования документов он передаст их следователю (дознавателю и др.) для хранения при уголовном деле, закон нарушен не будет. Хотя, несомненно, условие, закрепленное в п. 7 Правил, в искомой ситуации не будет соблюдено.
Назначение п. 8 Правил – обеспечение возврата денежных сумм, оплаченных защитником за копирование страниц, которое по тем или иным причинам не состоялось. В нем закреплено следующее правило: «В случае если копирование материалов уголовного дела произведено в объеме меньшем, чем объем, указанный в заявке защитника, администрация обеспечивает возврат денежных средств защитнику в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Сразу следует заметить, что причины, по которым объем копирования был меньше, чем в заявке, могут быть любыми. Возврат переплаченных денежных средств должен быть обеспечен и тогда, когда защитник сам в процессе снятия копий отказался от копирования каких-либо документов, которые исходя из содержания заявки требовалось копировать.
(1) См.: Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 6. – Ст. 492.
(2) См.: Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Смирнова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 470; и др.
И еще одно уточнение. Согласно п. 8 Правил администрацией места содержания под стражей возврат денежных средств защитнику в соответствии с законодательством РФ должен быть обеспечен. Администрация обязана обеспечить возврат, а не возвратить денежные средства. О чем речь? Да о том, что возврат денежных средств, в случае если копирование материалов уголовного дела произведено в объеме меньшем, чем объем, указанный в заявке защитника, осуществляется только по требованию самого защитника (лица, оплатившего данную услугу).
Если же защитник не желает возврата переплаченной им суммы денег, невозврат ему денежных средств не является невыполнением администрацией учреждения возложенной на него настоящим постановлением обязанности.