Организация социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №2 год - 2013


Гончарова Н.А.,
преподаватель кафедры психологии
Полтавского национального
педагогического университета
им. В.Г. Короленко

Важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека является борьба с преступностью. Ее решение особенно значимо на современном этапе, когда проводимые социальные преобразования наряду с прогрессивными реформами сопровождаются высоким уровнем преступности. Неблагоприятные тенденции и изменение характера преступности  определяют необходимость разработки эффективных мер и средств борьбы с ней, совершенствования законодательной базы и опирающейся на нее практики деятельности правоохранительных органов государства.

Особую категорию составляют подростки, изучение личности которых является необходимым условием для осуществления практической психолого-педагогической работы, направленной на устранение либо уменьшение криминогенных склонностей личности несовершеннолетних, и связано с решением ряда важных практических задач при организации работы инспекций по делам несовершеннолетних и других служб по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних.

Большинство отечественных психологов и криминологов(1) разделяют положение о том, что личность является «носителем» причин индивидуального антисоциального поведения. Ценностные ориентации личности лежат в основе совершаемых ею поступков – как социально позитивных и нейтральных, так и социально вредных (А.Р. Ратинов). Деформированное нравственное и правовое сознание может само по себе стать причиной выбора противоположной линии поведения (А.Р. Ратинов, И.И. Карпец).


(1) Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. – М. : Наука, 1990. – С. 61–77; Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 38–44; Кудрявцев В.Н. Проблема мотивации в криминологии // Криминальная мотивация. – М. : Наука, 1986. – С. 37–43.


Антисоциальное поведение связывают с такими личностными образованиями, как потребности, нравственное сознание, ценностные ориентации (А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцева, Х.А. Рандолу, А.В. Пищелко, А.И. Папкин, Г.С. Саркисова, Ю.М. Антонян). Можно предположить, что именно эти качества личности и должны быть объектом индивидуального превентивного воздействия.

В социально-педагогическом плане проблему антисоциального поведения и причины  неграмотного воздействия на подростка в процессе его воспитания и перевоспитания рассматривали В.И. Куфаев, A.C. Макаренко. Так, A.C. Макаренко определил, что воспитание малолетних преступников протекает в эволюционной форме, в то время как перевоспитание совершается в форме взрыва, при этом теряются старые, вырабатываются и закрепляются новые положительные качества личности. На отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие социальные факторы: дефекты воспитания, скудный жизненный опыт, узость кругозора и т. д. (В.Т. Лашко), различные стихийные сообщества (Ж.Л. Новицкий, Г.А. Аванесов), взрослые с антисоциальным поведением (Г.Г. Бочкарева, Л. Рябис)(1).

Становление правового общества сопровождается процессами его гуманизации, возрастающей ролью человеческого фактора, нравственной сферы личности. Необходимость изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя, необходимость знания мотивов правонарушения диктуются задачами воспитательной системы, основанной на гуманистическом принципе. Особую важность приобретают вопросы психологического изучения особенностей личности несовершеннолетнего осужденного, ведь изменения, происходящие в физическом, психическом, интеллектуальном и нравственном развитии подростков, делают этот возраст сложным и противоречивым по сравнению с предшествующими этапами жизни ребенка. Основой поведения подростков все чаще выступают не чувственные побуждения, а мысль и нравственное сознание; само поведение получает через это определенный смысл и становится поступком(2).

Рост преступности и тяжких преступлений среди несовершеннолетних является крупной проблемой во многих странах. Крайне важно не только предупреждать преступность среди несовершеннолетних с помощью судебных мер, но и обеспечить защиту положения и прав всех несовершеннолетних, которые вступают в конфликт с законом.

В современной психологии государств СНГ существуют исследования нравственной и мотивационной сферы детей и подростков, в том числе и так называемых трудных детей, что облегчает понимание процесса формирования личности подростка с антисоциальным поведением (Ю.А. Клейберг, И.А. Невский, О.М. Мороз, Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина, А.П. Закалюк, К.Е. Игошев, А.С. Новоселова, Е.В. Шорохова, С.Н. Хоружий, Ю.Г. Пилипейченко, И.А. Фурманов и др.). Эти авторы с разных сторон подводят нас к пониманию особенностей личности детей, так или иначе отличающихся в развитии от своих сверстников. В исследованиях раскрывается процесс формирования личности ребенка и выявляется роль различных обстоятельств его жизни и деятельности, которые приводят к неадекватному нравственному развитию и усвоению им общественно отрицательных форм поведения.


(1) Яковлев A.M. Социальная роль и мотивация // Криминальная мотивация / под ред. В.Н. Кудрявцева. – М. : Наука, 1986. – С. 76–85.
(2) Антонян Ю.М. Личность преступника – индивидуальная профилактика преступлений: сопоставление и выводы // Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. – М. : ВНИИ МВД СССР, 1989. – С. 5.


Необходимо также указать на тот факт, что причины антисоциального поведения подростков и факторы, детерминирующие такое поведение, рассматриваются в работах по криминальной и юридической психологии (В.И. Батов, Н.Я. Константинова, А.Е. Личко, И.Ю. Лавский, Г.М. Миньковский, В.Т. Кондрашенко, В.М. Кормщиков, А.Б. Сахаров, С.И. Вернигор, В.В. Волков, М.В. Габелко, Т.В. Калашникова, М.Н. Фицула, И.П. Башкатов, A.M. Яковлев и др.).

Однако при всей важности этих исследований практика испытывает недостаток знаний по проблеме изучения личности несовершеннолетних осужденных.

Поэтому актуальной проблемой является организация и разработка программы социально-психологического сопровождения развития личности подростка, который вступил в конфликт с законом. Необходимость такой работы связана с тем, что у большого количества подростков существуют психологические проблемы, требующие скорейшего конкретного решения. Психолог и социальный педагог не просто ставят диагноз и разрабатывают программу дальнейшего развития сторон личности, но и следят за выполнением данных ими рекомендаций и в значительной мере сами осуществляют часть коррекционной, развивающей работы.

Научно-теоретическая составляющая механизма социально-психологического сопровождения должна включать прежде всего совокупность целей, направленных на упорядочение всего спектра влияний (физических, природных, социальных) на личность и создание условий для ускорения процессов ее реабилитации и коррекции (личностного развития)(1).

Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних должно быть направлено на развитие личности каждого ребенка и основываться на идеях гуманизации, индивидуализации, социальной самореализации личности. Здесь же важно отметить тот факт, что концепция социально-психологического сопровождения, опираясь на фундаментальные психологические и педагогические разработки, используя системы понятий психологии и педагогики, имеет очевидную тенденцию саморазвития. Это проявляется в формировании новых групп понятий преимущественно в данном контексте научного знания: социально-психологическая  реабилитация, жизненные силы субъекта, индивидуальная субъективность, социальная субъективность, психолого-педагогический опыт, психологическая помощь, психологическая поддержка и т.п.(2)

Таким образом, концепция социально-психологического сопровождения рассматривается отнюдь не только в контексте проблем образования и воспитания, но и в широком социальном поле общественного развития в целом. Эта концепция опирается на сложившиеся в стране традиции педагогической практики, ее теоретического видения.

Такой подход оптимизирует практику работы с подростком во всех ее видах и формах организации. Он подразумевает движение вместе с несовершеннолетним по данному отрезку жизненного пути, изучение его особенностей, помощь в принятии и понимании себя, осмыслении достижений и трудностей, т. е. создание условий для продуктивного движения подростка по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями для осознанных личных выборов и формирования конструктивного поведения в трудных ситуациях(3).


(1) Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 38–44.
(2) Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. – М. : Наука, 1990. – С. 61–77.
(3) Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях / под ред. Д.Н. Завалишиной, И.И. Барабанщикова. – М. : Наука, 1990. – С. 10–18.


Психолог и социальный работник реализуют цель оптимизации личностного развития, опираясь на возможности подросткового возраста, организации оптимальной деятельности для несовершеннолетнего, в которой формируется его готовность к жизненному самоопределению.

Рассматриваемый подход обеспечивает создание модели целостного кор рекционно-развивающего, воспитательного комплекса, на основе которого формируется устойчивая система психологического сопровождения развития личности подростков(1).

Целью такого социально-психологического сопровождения является создание условий для личностного развития, саморазвития и личностного роста подростков, их оптимальной самореализации в обществе. А задачами психологического сопровождения могут быть: проведение диагностики и мониторинга личностного развития подростков в воспитательно-образовательном процессе; организация тесного взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса: социальными педагогами, практическими психологами, педагогами; содействие формированию личностного и интеллектуального потенциала детей подросткового возраста; оказание помощи и поддержки воспитаннику в разрешении противоречий личностного развития, преодолении отклонений в личностном и поведенческом развитии; осуществление индивидуального подхода к разрешению проблем личностного развития подростков.

Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей с момента возбуждения уголовного дела могут осуществлять: психологи, социальные педагоги, педагоги учреждений, в которых обучается ребенок; психологи и социальные педагоги учреждений социальной защиты населения; специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Организационно социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних  правонарушителей состоит из таких этапов:
1) сбор информации о личности ребенка через: а) посещение места жительства ребенка для выяснения условий его жизни; б) встречи и беседы: с родителями и родственниками для выяснения особенностей взаимоотношений и воспитания в семье; с сотрудниками районных ОВД для получения информации: состоял ли подросток на учете и какая работа с ним проводилась;
с классным руководителем для выяснения особенностей взаимоотношений с одноклассниками и учителями, проблем обучения и воспитания в школе; со школьным психологом – обращался ли за психологической помощью сам, обращались ли родители или учителя с проблемами взаимодействия, поведения или обучения данного ребенка, какая работа психологом проводилась и с кем;
2) организация и осуществление социально-психологического обследования ребенка, его семьи (изучение интеллектуальных особенностей ребенка, соответствие возрастной норме, изучение личностных особенностей ребенка; его эмоционального состояния; отношений со сверстниками, родителями; изучение особенностей семейного воспитания);


(1) Яковлев A.M. Социальная роль и мотивация // Криминальная мотивация / под ред. В.Н. Кудрявцева. – М. : Наука, 1986. – С. 76–85.


3) составление индивидуальной реабилитационной программы для несовершеннолетнего правонарушителя, которая включает следующие аспекты: социальный (условия жизни, организация досуга, трудоустройство несовершеннолетних), психологический (включает психокоррекцию эмоциональных состояний, личностных особенностей, повышение ответственности за свое поведение, развитие навыков социально-компетентного поведения со сверстниками и взрослыми, коррекцию детско-родительских отношений, семейное консультирование), образовательный (направлен на создание индивидуальной образовательной программы, помещение ребенка в образовательное учреждение, соответствующее его психическим и интеллектуальным возможностям);
4) организация психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего во время следствия и судебного процесса (при необходимости специалистом выносятся на суд заключение и рекомендации);
5) участие в реализации индивидуальной реабилитационной программы для осужденного несовершеннолетнего.

Вся полученная информация фиксируется в карте социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя и предоставляется судье для исследования вопроса о причинах, способствовавших совершению преступления, и нахождения оптимального решения о применении мер воздействия на нарушителя.

Таким образом, социально-психологическое сопровождение просто необходимо проводить с несовершеннолетними, которые совершили преступления. Содержательно оно может быть представлено такими направлениями: изучение наиболее типичных психологических проблем детей и форм их проявлений у подростков (самооценка, самоактуализация, коммуникативность и т. д.); психологическая диагностика (как входная, так и в режиме контрольных срезов); реабилитационная, развивающая и психокоррекционная работа, направленная на восстановление
и формирование структуры личности ребенка, преодоление нарушений в развитии личности подростков; психопрофилактическая работа, направленная на создание благоприятных условий для адаптации несовершеннолетних.

25.11.2016

Также по этой теме: