Об участии работников в работе избирательной комиссии



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №12 год - 2012


Подписчик «КП»
М.С. Кравченко,
г. Саратов

У нас в области в начале декабря состоялись выборы в органы местного самоуправления (собрание района). По окончании выборов я и мой коллега, которые входят в избирательную комиссию, были неприятно удивлены.

Вернувшись на работу для продолжения выполнения своей непосредственной трудовой функции, мы обнаружили, что нас на проходной не пускают, пропуск заблокирован.

Нас пригласили в отдел кадров, где вручили каждому приказ об увольнении. Меня уволили за длительный прогул по подпункту «а» пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ, так как я лишь написал заявление на предоставление мне отпуска без сохранения заработной платы, но не представлял никаких документов в подтверждение. А моего коллегу уволили по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса РФ (за неоднократное неисполнение должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). Его увольнение было связано с систематическим неисполнением требований о формировании еженедельной и квартальной отчетности, что повлекло негативные последствия для предприятия. Мы считали, что нас не могут уволить как членов избиркома. А работодатель утверждает, что установленные ограничения в нашем случае не действуют. Скажите, кто из нас прав? Какова вероятность положительного для нас решения в случае обращения в суд?

Эксперт «КП»
Н.В. Пластинина,
Специалист по трудовым спорам

В виду комплексного характера изложенной в вопросе проблемы рассмотрим ее составные части.

Как следует из письма, вы обратились к работодателю с заявлением о предоставлении вам отпуска без сохранения заработной платы. Иных документов вы ему не представляли. Более того, вы не дождались ни резолюции руководителя, ни приказа (распоряжения) работодателя о  предоставлении вам указанного вида отпуска.

То есть самовольно не выходили на работу, не представив никаких доказательств уважительности вашего отсутствия. Исходя из данных обстоятельств, у вашего работодателя возникло основание считать ваше отсутствие прогулом и применить к вам меры дисциплинарного воздействия (в вашем случае – в виде самой строгой меры – увольнения). Другой вопрос – о соблюдении  работодателем процедуры применения взыскания, установленной статьей 192 Трудового кодекса РФ. Судя по вашей информации (отказ впустить вас на территорию завода был для вас сюрпризом, следовательно, до выхода на работу вы никакой информации, уведомлений от работодателя не получали), от вас не было затребовано письменное объяснение. То есть совершено грубейшее нарушение процедуры применения взыскания. В этом случае вы вполне с большой вероятностью успеха можете подать соответствующий иск о восстановлении на работе, указав в обосновании, что увольнение было произведено с нарушением процедуры, установленной Трудовым кодексом РФ.

Что касается вашего участия в составе избирательной комиссии, то вы относитесь к категориям работников, в отношении которых Трудовым кодексом РФ установлены определенные гарантии, связанные с расторжением трудового договора.

Статьей 165 Трудового кодекса РФ предусмотрено предоставление работникам гарантии и компенсации, в том числе при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Исходя из совокупности положений статей 165, 170 и 128 Трудового кодекса РФ, можно сказать, что Трудовой кодекс РФ не содержит указания на форму такого освобождения. Однако предоставление именно неоплачиваемого отпуска членам избирательных комиссий предусмотрено иными законами. В вашем случае обязанность предоставления вам и вашему коллеге отпуска без сохранения заработной платы установлена последней частью статьи 11 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Ваше право быть освобожденным от работы и исполнять свои обязанности члена избирательной комиссии никто не оспаривает. В вашем случае нигде не усматривается, что работодатель отказал вам в предоставлении гарантий как члену избиркома. Исходя из предоставленной информации, можно предположить, что работодатель и не знал о том, зачем вам понадобился длительный отпуск без сохранения заработной платы. Довести информацию до работодателя о причинах, в связи с которыми у вас возникло право на получение гарантий, – ваша обязанность, а не его. Давайте разберемся, как правильно должна была быть проведена процедура оформления освобождения вас от работы.

Необходимо отметить, что порядок оформления освобождения работника, являющегося членом избирательной комиссии, трудовым законодательством не установлен.

Схематично данную процедуру можно представить состоящей из нескольких этапов:
1) направление избирательной комиссии руководителю предприятия, в котором работает член комиссии, официального представления-уведомления о необходимости освобождения работника от работы;
2) заявление работника с указанием причин и периода заявленного освобождения от работы;
3) приказ об освобождении работника, изданный по месту работы;
4) справка работодателя о размере средней заработной платы (для представления в ИК для выплаты компенсации);
5) приказ о начале исполнения работником трудовых обязанностей (рекомендуется издать при выходе работника на работу, особенно если работник является материально ответственным лицом или его работа связана с периодическими медицинскими осмотрами).

Отсутствие точного регулирования – и в ситуации с отсутствием унифицированных форм большинства документов по оформлению освобождения работника от работы по рассматриваемому основанию. В данном случае можно частично руководствоваться приложениями, утвержденными Постановлением Центризбиркома РФ от 02.09.2011 № 30/266-6. Указанные формы уже хорошо проработаны и предусматривают полное и точное указание всех необходимых реквизитов. Исходя из данных форм, с учетом приведенной схемы всеми тремя участниками (вами, вашим работодателем и вашей избирательной комиссией) должны были быть оформлены соответствующие документы.

Ограничений по максимальной продолжительности отпуска без сохранения заработной платы трудовым законодательством не установлено. Ограничение коснется только государственного и муниципального служащего. В отношении указанной категории работников максимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы установлена в один год (пункт 6 статьи 21 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; пункт 15 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Следует напомнить, что статьей 5.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность работодателя за отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме. За данное правонарушение санкция установлена в виде штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. Однако в разрезе рассматриваемой ситуации данная ответственность у работодателя не наступит: статья 128 Трудового кодекса РФ не накладывает на работодателя обязанности предоставить отпуск без сохранения заработной платы просто так. А о наличии обстоятельств, с которыми Трудовой кодекс связывает наступление у него обязанности по предоставлению данного вида отпуска, работодатель не знал по вашей вине.

4 этап: выдача работодателем справки о средней заработной плате. Форма данной справки именно для избирательной комиссии муниципального образования не утверждена ( в отличие от аналогичной справки ЦИК, утвержденной тем же постановлением ЦИК РФ от 02.09.2011 № 30/266-6).

5 этап: издание работодателем приказа о начале исполнения работником трудовых обязанностей. Унифицированной формы указанного приказа нет. Поэтому каждый работодатель может утвердить свою форму.

В указанном приказе должно быть предусмотрено: «...считать Иванова И.И. приступившим к исполнению обязанностей с <дата>». Данный этап не является обязательным.

Ведь уже был издан распорядительный документ с указанием дат отсутствия работника на работе. Составление приказа о том, что необходимо считать работника приступившим к выполнению обязанностей, является лишь рекомендацией, призванной довести эту информацию до заинтересованных лиц работодателя (бухгалтерии и пр.).

Трудовой кодекс РФ не предусматривает сохранения за сотрудником среднего заработка на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Оплата компенсации за время исполнения этих обязанностей возложена не на работодателя, а на государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей (часть вторая статьи 170 Трудового кодекса РФ).

Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований (вашей комиссии) предусмотрен статьей 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации». Согласно пункту 17 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Исходя из изложенного в письме, вами самим была нарушена процедура оформления освобождения от работы: вы не донесли до работодателя информацию о том, на какие цели вам необходим был отпуск; не принесли вы работодателю и представление избирательной комиссии.

То есть формально вы сами способствовали нарушению Ваших гарантий.

В соответствии с пунктом 19 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

Однако положение пункта 19 статьи 29 в системе действующего правового регулирования не исключает возможность увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, по такому  предусмотренному законом основанию для расторжения трудового договора, как грубое нарушение трудовых обязанностей. Указанное положение следует из выводов, изложенных Конституционным Судом РФ в определении от 16.01.2007 № 160-О-П.

Конституционный суд РФ определил, что положение пункта 19 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в системе действующего правового регулирования не исключает возможность увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, по такому предусмотренному законом основанию для расторжения трудового договора, как грубое нарушение трудовых обязанностей, в случае если увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично значимых функций.

Вопрос же о том, являлось ли увольнение способом оказания давления, преследования либо наказания лица в связи с исполнением им полномочий члена избирательной комиссии, в каждом конкретном случае разрешается судом в ходе рассмотрения иска этого лица о восстановлении на работе. В вашем случае мотив давления даже не просматривается – работодатель даже не знал, что вы являетесь членом избиркома. В отношении вашего коллеги информации предоставлено слишком мало, чтобы сделать вывод об истинном мотиве его увольнения.

Придерживаясь выводов Конституционного Суда РФ, относительно вашего увольнения следует определить, являлось ли увольнение следствием грубого нарушения вами трудовых обязанностей. Для этого необходимо еще раз обратиться к пунктам статьи 81 Трудового кодекса РФ,  предусматривающей основания для увольнения по инициативе работодателя.

21.11.2016

Также по этой теме:


Яндекс.Метрика