Саморегулируемые организации аудиторов: анализ деятельности и тенденции развития



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №2 год - 2011


эксперт журнала

В 2009 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307­ФЗ). Законом предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов (СРО аудиторов).

Закон № 307­ФЗ направлен на сокращение государственного вмешательства в аудиторскую деятельность при усилении влияния саморегулирования в профессиональном аудиторском сообществе за счет значительного расширения полномочий СРО аудиторов. Снижение административного давления должно способствовать развитию аудиторской деятельности как предпринимательского вида деятельности и, соответственно, ускорить развитие профессионального аудиторского сообщества в России.

С введением механизма саморегулирования в аудиторской деятельности предусматривается передача СРО аудиторов функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций.

Переходный период от лицензирования к саморегулированию в аудиторской деятельности закончился 1 января 2010 г.– лицензии на осуществление аудиторской деятельности утратили силу, право ведения аудиторской деятельности приобрели аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организации аудиторов.

В отличие, например, от оценочной деятельности субъектами аудиторской деятельности являются как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы саморегулирования в аудиторской деятельности, являются:
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»;
Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315­ФЗ).

Иными значимыми актами, регулирующими отдельные вопросы осуществления аудиторской деятельности, являются федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации, аудиторов, а также кодекс профессиональной этики аудиторов.

Согласно Закону об аудиторской деятельности саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:
объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудиторской деятельности требованиям к членству в такой организации;
наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Следует также отметить, что Законом № 307­ФЗ предусмотрено принятие каждой из СРО аудиторов одобренного Советом по аудиторской деятельности кодекса профессиональной этики аудиторов с возможностью включения в принимаемый на уровне СРО кодекс дополнительных требований.

Кроме того, Законом № 307­ФЗ определен новый порядок получения квалификационного аттестата аудитора, устанавливаются правила проведения квалификационного экзамена. Указанный порядок окончательно вступит в силу с 1 января 2013 г., до указанного срока Законом № 307­ФЗ предусмотрена возможность сдачи квалификационного экзамена в упрощенном порядке.

Для проведения квалификационного экзамена всеми СРО аудиторов создается единая аттестационная комиссия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (Министерство финансов Российской Федерации). Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в области аудиторской деятельности – Минфином России (постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 185).

Состояние отрасли и тенденции саморегулирования
По состоянию на декабрь 2009 г. было выдано 7500 лицензий, из них 6700 – аудиторским организациям, 800 – индивидуальным аудиторам.

Следует отметить, что на протяжении последних лет фактически аудиторскую деятельность осуществляло около 4500–5000 тысяч субъектов рынка. Указанная оценка подтверждается в том числе численностью аудиторских организаций, включенных в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов в 2010 г. (по состоянию на сентябрь 2010 г.?– 5044 аудиторских организаций).

После вступления в силу Закона № 307­ФЗ в 2009 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесено 6 СРО аудиторов (численность приведена по состоянию на сентябрь 2010 г.):

1.?Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Аудиторская Палата России» (НП АПР) – численность НП АПР составляет 7805 членов, в том числе 1163 ауди­торских организации (23,1% общего числа организаций) и 6642 аудитора (27,1% общего числа аудиторов).

2.?Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» (НП ИПАР) – численность НП ИПАР составляет 2691 член, в том числе 291 аудиторская организация (5,8%  общего числа организаций) и 2400 аудиторов (9,8% общего числа аудиторов).

3.?Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» (МоАП) – численность МоАП составляет 6114 членов, в том числе 1074 аудиторских организаций и (21,3% общего числа организаций) 5040 аудиторов (20,6% общего числа аудиторов).

4.?Некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» (НП «Гильдия аудиторов ИПБР») – численность НП «Гильдия аудиторов ИПБР» составляет 5932 члена, в том числе 1091 аудиторская организация (21,6% общего числа организаций) и 4841 аудитор (19,8% общего числа аудиторов).
5.?Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (НП «РКА»). Численность НП «РКА» – 3781 член, в том числе 741 аудиторская организация (14,7% общего числа организаций) и 3041 аудитор (12,4% общего числа аудиторов).

6.?Некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» (НП ААС) – члены «ААС» представлены следующим составом: аудиторы – физические лица: 2381 (10,2%  общего числа аудиторов); аудиторы – индивидуальные предприниматели: 125; аудиторские организации: 684 (13,6% общего числа организаций).

По состоянию на 31 декабря 2009 г. членами указанных СРО аудиторов являлись 3648 ауди­торских организаций и 18?257 аудиторов (включая индивидуальных аудиторов). По информации Минфина России, на конец 2009 г. СРО аудиторов объединяли приблизительно 70% аудиторов и аудиторских организаций, фактически осуществлявших аудиторскую деятельность в 2009 г. К середине 2010 г. указанный показатель составил порядка 95% – членами указанных СРО аудиторов стали 5044 аудиторских организаций и 24?470 аудиторов (включая индивидуальных аудиторов).

Распределение субъектов аудиторской деятельности по СРО аудиторов по состоянию на сентябрь 2010 г. представлено на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Распределение аудиторских организаций по СРО аудиторов (в %)

 

Рис. 2.

Распределение аудиторов – физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) по СРО аудиторов (в %)

Имущественная ответственность членов саморегулируемых организаций аудиторов Законом о саморегулируемых организациях предусмотрено право СРО применять один из следующих способов обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:
создание системы личного и (или) коллективного страхования;
формирование компенсационного фонда.

В свою очередь, Законом № 307­ФЗ в качестве механизма обеспечения имущественной ответственности членов СРО аудиторов предусмотрено только формирование компенсационного фонда. При этом формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Законом № 313­ФЗ.

Размер взносов физических и юридических лиц в компенсационный фонд СРО аудиторов, составляет 3 и 5 тыс. рублей соответственно.

Кроме того, в настоящее время в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности для целей обеспечения имущественной ответственности СРО применяется механизм солидарной ответственности, что в условиях незначительных объемов компенсационных фондов существенно осложняет вопрос управления компенсационным фондом и возмещения ущерба, поскольку заявитель может напрямую и нелимитировано претендовать на средства компенсационного фонда, что, во-первых, может вести к регулярному истощению компенсационных фондов и необходимости их пополнения в первую очередь за счет средств добросовестных участников рынка, а во?вторых, так до конца и не решает вопрос достаточного покрытия возникающих в связи с осуществлением аудиторской деятельности рисков.

По состоянию на сентябрь 2010 г. величина компенсационного фонда по СРО аудиторов составляла:
НП АПР – 25?642?000 рублей:
НП ИПАР – 8?655?000 рублей:
НП МоАП – 20?490?000 рублей;
НП «Гильдия аудиторов ИПБР» –16?018?000 рублей;
НП «РКА» –16?018?000 рублей;
НП ААС – 10?098?862 рублей.

НП АПР, помимо формирования компенсационного фонда, предъявляет к своим членам требование об обязательном страховании профессиональной ответственности. У остальных организации в качестве механизма обеспечения ответственности предусмотрено только формирование компенсационного фонда. Выплаты из компенсационных фондов СРО аудиторов до настоящего времени не производились.

Контроль

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в области аудиторской деятельности.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 155 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно­правовое регулирование в области аудиторской деятельности, является Минфин России.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляется Минфином России путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Согласно Закону № 307­ФЗ плановые проверки СРО проводятся не чаще одного раза в два года. Порядок назначения и осуществления проверки СРО аудиторов, программа проверки, план проверок, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются Минфином России. Следует отметить, что до настоящего момента указанные документы не утверждены.

Закон № 307­ФЗ предусматривает право руководителя проверяемой СРО аудиторов обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю Минфина России.

Основанием для осуществления внеплановой проверки СРО аудиторов может являться поданная в Минфин России жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в Минфин России аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, другими СРО аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Иные основания для осуществления внеплановой проверки Минфином России СРО аудиторов устанавливаются законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день, по информации Минфина России, внеплановые проверки СРО аудиторов не проводились.

Осуществление СРО аудиторов контроля (надзора) за осуществлением своими членами аудиторской деятельности Согласно ст. 10 Закона № 307­ФЗ СРО аудиторов в отношении своих членов осуществляют внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором требований Закона № 307­ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Кроме того, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют как саморегулируемые организации аудиторов, так и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово?бюджетной сфере, в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, является Росфиннадзор.

В соответствии со ст. 20 Закона № 307­ФЗ в отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований настоящего Закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, СРО аудиторов может применить меры дисциплинарного воздействия, предписание об устранении нарушений, предупреждение, наложение штрафа, решение о приостановлении членства в СРО или исключении.

Дополнительно следует отметить, что до принятия Закона № 307-ФЗ, предусматривающего переход рынка аудиторских услуг от лицензирования к механизмам саморегулирования, аудиторская деятельность регламентировалась Федеральным законом от 7.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 119-ФЗ), которым предусматривалось осуществление контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Так, ранее на аудиторские организации и индивидуальных предпринимателей возлагалась обязанность по установлению и соблюдению правил внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к таким правилам, регламентировались федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливалась Минфином России, который мог проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации могло послужить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

Так, в 2009 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проведена 611 проверка. По экспертным оценкам, проверками было охвачено порядка 13% всех аудиторских организаций, которые фактически вели аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций, приведено в табл. 1:

Таблица 1
Число внешних проверок качества работы аудиторских организации

Профессиональное объединение аудиторов и аудиторских организаций

Количество проведенных проверок

Доля аудиторских организаций – членов профессиональных объединений, в которых проведены проверки,%

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

АПР

224

234

16

17

ИПАР

42

34

29

24

МоАП

141

136

21

21

ИПБР

141

123

16

14

РКА

113

84

37

28

По сравнению с 2008 г. количество проведенных в 2009 г. внешних проверок качества работы аудиторских организаций сократилось на 8%. Уменьшение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением АПР.

Как и ранее, абсолютное большинство внешних проверок качества в 2009 г. проведено в малых аудиторских организациях. Лишь 9% проверенных аудиторских организаций проводили аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых организаций (кредитных и страховых организаций, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном финансовом рынке, др.). Проверками былиохвачены аудиторские организации, осуществляющие деятельность во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 99% являлись плановыми, 1% – проведены по поручениям Минфина России и на основании поступивших в профессиональные объединения аудиторов и аудиторских организаций жалоб.

В 2009 г. профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций (за исключением ИПБР) проведено 399 проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти проверки проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В 2009 г. профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций проведено 1395 проверок качества работы аудиторов. Количество внешних проверок качества работы аудиторов по профессиональным объединениям аудиторов и аудиторских организаций приведено в табл. 2:

Таблица 2
Число проверок качества работы аудиторов

Профессиональное объединение аудиторов и аудиторских организаций

Количество проведенных проверок

Доля аудиторов – членов профессиональных объединений,  в которых проведены проверки,%

АПР

592

60

ИПАР

294

34

МоАП

270

26

ИПБР

0

0

РКА

239

13

По сравнению с 2008 г. количество проведенных в 2009 г. внешних проверок качества работы аудиторов увеличилось в 2,5 раза. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением РКА.

Расходы профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций на осуществление внешнего контроля качества за 2009 г. составили 8,2 млн руб., или 10,7% общих расходов этих организаций. По сравнению с 2008 г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 83%, а их доля в общих расходах профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций – на 8,4 процентного пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, которые осуществляли такой контроль, за исключением ИПБР.

В проведении внешних проверок качества работы участвовали 662 контролера качества профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций, в том числе 10 штатных контролеров. В 2009 г. штатные контролеры качества имелись в АПР и МоАП. В 2009 г. 604 аудитора прошли обучение по программе повышения квалификации «Обучение контролеров качества аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений».

Основные параметры деятельности контролеров качества профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций характеризуются следующими данными:

Таблица 3
Ключевые характеристики контрольной деятельности в сфере аудиторской деятельности

Профессиональные объединения аудиторов и аудиторских организаций

Количество штатных и внештатных контролеров качества

Количество всех проверок, приходящихся на одного  контролера качества

Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества

АПР

397

2,1

3,6

ИПАР

21

15,6

7,1

МоАП

108

3,8

6,3

ИПБР

66

1,9

13,7

PКА

70

4,6

4,3

Также следует отметить, что за несоответствие требованиям Закона № 307­ФЗ были применены меры дисциплинарного воздействия:

в виде исключения из НП АПР 28 аудиторских организаций и 10 аудиторов;
в виде приостановления членства в НП АПР 11 аудиторских организаций;
в виде предписаний по основным видам нарушений 4 организациям НП ИПАР;
в виде вынесенных предупреждений 4 организациям НП ИПАР;
в виде приостановления деятельности 32 организаций МоАП.

При подготовке материала использованы данные Минэкономразвития России

  По данным исследования, проведенного Минэкономразвития среди СРО аудиторов.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста