Роль саморегулирования в развитии потребительского рынка России



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2013


Панюкова В.В.,
к. э. н., доцент кафедры
«Организация и технология коммерции»,
РГТЭУ


Борзова Ю.Е.,
аспирант кафедры
«Организация и технология коммерции»,
РГТЭУ


Практика саморегулирования становится популярной на отечественном рынке и в странах СНГ. Однако многие предприниматели не видят реальных дополнительных возможностей, которые предоставит вступление в саморегулируемую организацию, а в ряде случаев и не обладают достаточными знаниями об инструментах саморегулирования.


Краткая история вопроса
Во многих странах структуры саморегулирования и соответствующие частные организации сложились естественным образом и успешно используются в качестве альтернативы государственному управлению. Это позволяет не только оптимизировать систему нормативного регулирования в каждой отрасли экономики, но и обеспечить действенный контроль за соблюдением принятых правил, а также эффективные меры воздействия на нарушителей.


Европа и США уже давно оценили преимущества саморегулирования. Наиболее ярким примером саморегулирования можно считать систему регулирования рекламы в США. В начале XX в. в перенасыщенной товарами и услугами Америке зрело общественное недовольство качеством рекламы, её неэтичностью и низкой достоверностью. В 1906–1912 гг. в США были созданы «комитеты бдительности». Их задача заключалась в выявлении случаев недобросовестной, с точки зрения потребителей и конкурентов, рекламы, в воздействии на рекламодателей и распространителей рекламы для улучшения её качества.


Комитеты проводили мониторинг рекламных сообщений, разрабатывали кодексы честной рекламы, вели переговоры с рекламодателями, чтобы изменить рекламные сообщения, которые вызывали нарекания со стороны потребителей.


В России саморегулирование на рекламном рынке постепенно развивается, хотя в этой сфере членство в СРО не является обязательным. Саморегулируемые организации в сфере рекламы – это добровольные объединения индивидуальных предпринимателей, физических и юридических лиц, созданные в виде некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства, ассоциации или союза, с целью защиты интересов членов СРО, создания единых стандартов и правил профессиональной и предпринимательской рекламной деятельности (рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей), осуществляющие надзор и контроль за членами СРО, а также за соблюдением обязательных для всех членов стандартов и правил деятельности(1).


Наибольшее развитие саморегулирование рекламной деятельности получило в Новгородской и Калининградской областях, Республике Бурятия. В лидерах также Воронежская область, г. Москва, Свердловская область, Ставропольский край, Новосибирская и Московская области, Краснодарский край(2).


В то же время на сегодняшний день в США функционирует эффективная система контроля за соблюдением этических принципов в рекламе. О результативности работы комитетов, которые сегодня называются БББ (Better Business Bureau), говорит хотя бы тот факт, что в США так и не возникло нужды принять федеральные законы, регулирующие рекламу (за исключением рекламы продуктов питания, медикаментов, алкоголя и табака). Поскольку американское общество стало жаловаться на недостоверность и неэтичность рекламы в сетях Интернет, власти предложили бизнес-сообществу самостоятельно урегулировать с потребителями и эти вопросы. Была разработана концепция функционирования независимого бюро по контролю и регулированию деятельности рекламодателей и рекламопроизводителей в Сети.


Практически во всех сферах бизнеса США, Канады, ЕС существуют саморегулируемые организации. Стоматологи, акушеры, фармацевты, производители продуктов питания, фермеры, парикмахеры являются участниками того или иного отраслевого СРО. Они создают условия, для того чтобы потребители получали только качественные товары и сервис. И при этом ни в Европе, ни в США нет такого количества институтов сертификации и лицензирования, нет такого огромного штата чиновников, контролирующих выполнение правил и стандартов, как в нашей стране.


Что же понимается под саморегулированием?
Предприниматели, свободно используя терминологическую базу, весьма часто применяют как синонимы понятия «саморегулирование», «частное регулирование» и «самолицензирование».


Под саморегулированием в самом общем смысле понимается такое регулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется сообществом предпринимателей,  объединённых по профессиональному или отраслевому признаку. Оно частично замещает государственное регулирование профессиональной деятельности, а в ряде случаев и предъявляет к участникам рынка более жёсткие требования по качеству оказываемых услуг или производимой продукции.


Целью организации саморегулирования является обеспечение добросовестного осуществления предпринимательской или иной профессиональной деятельности её участниками-членами, а также установление и поддержание более высоких стандартов, чем те, которые установлены законодательством. Саморегулирование предполагает добровольный контроль организаций за поведением субъектов предпринимательской деятельности, основанный не только на нормах закона, но и на правилах, установленных самим деловым сообществом.



(1) Информационный портал «Всё о саморегулировании»: all-sro.ru/types-of-sro/self-regulation-advertising
(2) По данным nisse.ru/work/projects/monitorings/orv/



Для представителей бизнеса, как правило, лучше, когда они сами устанавливают «правила игры», определяют санкции за их нарушение и создают ме ханизмы разрешения споров.


СРО защищают интересы своих членов как на рынке, так и перед государством. В то же время СРО очень избирательно подходят к принятию в свой состав различных организаций. Ведь основной принцип современного СРО – материальная ответственность за каждого субъекта, входящего в него. Поэтому число случайных, некомпетентных, непрофессиональных, мошеннических компаний, предпринимателей и фирм в СРО мало – невыгодно принимать в свои ряды представителей «тёмного и серого» бизнеса, неся за них солидарную материальную ответственность.


Преимущества саморегулирования
Потенциальные преимущества создания СРО ясны.


Во-первых, нормы саморегулирования, как правило, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, позволяют быстро заполнить пробелы в законодательстве.


Во-вторых, санкции, применяемые организациями саморегулирования, при честной игре вызывают меньше отторжения, чем санкции, применяемые государством.


В-третьих, разрешение конфликтов при участии СРО обычно обходится сторонам дешевле и занимает меньше времени, чем судебное разбирательство. Ведь в данном случае процедуры разрешения споров лучше адаптированы к условиям конкретной сферы бизнеса и особенностям взаимодействия между участниками рынка, чем общегражданский суд.


Государство, передав часть своих функций органам саморегулирования, экономит бюджетные средства. Создание организаций саморегулирования усиливает прозрачность бизнеса, позитивно сказывается на отношении к нему общества.


Значение саморегулирования на потребительском рынке может быть определено рядом важных положений. Так, саморегулирование:
1) обеспечит установление неформальных и необходимых правил поведения субъектов рынка;
2) заменит государственное регулирование экономических процессов в тех сферах, где оно показало свою неэффективность и нецелесообразность;
3) будет способствовать доверию к торговым компаниям со стороны потребителей, а также добросовестной конкуренции;
4) окажет содействие совершенствованию действующего законодательства в сфере торговли.


Профильные ассоциации, использующие свои экспертные возможности и налаженную обратную связь с предпринимателями, могут быть более эффективны по сравнению с государственным регулированием.


Виды саморегулируемых организаций
СРО можно подразделить на 2 группы:
1) СРО, членство в которых для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в соответствии с федеральным законодательством является обязательным;
2) СРО, членство в которых для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в соответствии с федеральным законодательством является добровольным (табл. 1).



Стадии развития саморегулирования
Процесс внедрения саморегулирования на потребительском рынке можно условно разделить на несколько стадий:


Первая стадия – зарождение саморегулирования – характеризуется низкой осведомлённостью предпринимателей о характерных чертах саморегулирования и низкой консолидацией деятельности хозяйствующих субъектов на рынке.


Вторая стадия – формирование инфраструктуры саморегулирования и включение в нормативные правовые акты положений, касающихся саморегулирования. Постепенно наблюдается рост консолидации рынка, предприниматели начинают объединять усилия для достижения стоящих перед ними целей. Руководство объединений предпринимателей (ассоциаций), которые берут на себя часть функций по саморегулированию рынка, формируют стандарты деятельности членов объединения.


Третья стадия – регистрация СРО. Проведение работ по документированию процедур функционирования СРО и её членов, возрастание влияния СРО на состояние потребительского рынка.


Четвертая стадия – повышение ценности вступления в СРО, рост конкуренции между СРО, ужесточение требований к членам СРО. Наблюдается усиление регулирующих функций СРО на потребительском рынке.


В настоящее время российский потребительский рынок, по нашему мнению, находится на второй стадии развития.


Первые шаги саморегулирования в торговле
Долгое время представители торговых организаций, в том числе торговых сетей, с недоверием относились к идее создания саморегулируемых организаций, не видя в этом выгоды. Одним из первых положительных примеров формирования инфраструктуры саморегулирования в торговой отрасли является регистрация в реестре СРО 20 сентября 2010 г. первой СРО в сфере тары и упаковки – некоммерческого партнёрства «Совет по таре и упаковке»(1), в состав которого вошли 25 компаний из 10 регионов России. Основными целями развития саморегулирования на рынке тары и упаковки являются:



(1) sro.rostara.com/



- разработка отраслевых стандартов и кодексов работы;
- формирование механизмов обеспечения гарантии качества продукции – страхование ответственности;
- легализация рынка и снижение доли «теневого сектора» в этой сфере.


Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и период до 2020 г.(1) предусмотрено, что «важным элементом современных рыночных отношений в сфере потребительского рынка является развитие саморегулирования, взаимодействия саморегулируемых организаций, объединяющих ключевых игроков сфер бизнеса, связанных с производством и реализацией потребительских товаров, которое не только включает механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и позволяет более эффективно и с меньшими затратами регулировать эти процессы».


В Методических рекомендациях по разработке региональных программ развития Торговли(2) предусмотрено, что к задачам региональных программ относится «совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли» и «развитие партнёрства с саморегулируемыми организациями оптового продовольственного комплекса и потребительского рынка в целях защиты интересов потребителей в области качества и безопасности продовольствия; развитие саморегулирования в сфере торговли; вовлечение в формирование и реализацию политики в области торговой деятельности… некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)». А к одному из направлений реализации мероприятий региональных программ относится «совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли».


Одним из значимых факторов, влияющих на развитие СРО, является формирование нормативной правовой базы в этой сфере.


Так, Модельный торговый кодекс для государств – участников СНГ(3) предусматривает, что «участниками торговой деятельности являются саморегулируемые организации участников торговой деятельности. Их правовое положение и деятельность определяются законодательством государства о саморегулируемых организациях».


Саморегулируемая организация в сфере торговли – некоммерческая организация, созданная хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и иными лицами в целях разработки и установления добровольных стандартов и правил осуществления торговли, а также контроля за соблюдением требований этих стандартов и правил.



(1)  base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=112881
(2)  base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=103896
(3) «Модельный торговый кодекс для государств – участников СНГ» принят в Санкт-Петербурге 3 декабря 2009 г. постановлением 33–24 на 33-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.



Кодекс добросовестных практик – шаг к саморегулированию рынка
На потребительском рынке давно возникла необходимость внедрения некоего свода правил и практик взаимодействия поставщиков и торговых сетей. Так, в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и антимонопольного законодательства Российской Федерации в 2012 г. был разработан Кодекс добросовестных практик(1). В конце 2012 г. этот документ был подписан отраслевыми объединениями России: Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциацией «Русбренд», «СОЮЗМОЛОКО», Ассоциацией «Руспродсоюз», Национальной мясной Ассоциацией, Рыбным Союзом, Ассоциацией производителей и потребителей масложировой продукции, Комитетом по потребительскому рынку ТПП РФ, Союзом потребителей РФ.


Нынешний Кодекс рассматривает многие стороны отношений между сетью и её контрагентами. К примеру, в ст. 8 прописан срок согласования изменения цены, который не должен превышать 45 дней, а также даётся двухнедельный срок, чтобы выразить своё несогласие с обоснованием изменения цены. Указаны в документе и сроки уведомления о выводе продукции из ассортиментной матрицы (ст. 9), а также то, что до момента официальной даты вывода продукции стороны должны выполнить все взаимные обязательства.


Что касается очень важного для поставщиков момента – маркетинговых акций, то Кодекс предусматривает согласование их проведения и предоставление исчерпывающей отчётности со стороны сети о мероприятиях. В перечне добросовестных практик указано, что сети должны сами удовлетворять жалобы потребителей на качество продукции без требования возмещения затрат с поставщиков, если только сеть не сможет доказать, что товар был некачественным до его передачи в магазин.


Согласно документу будет создана комиссия по применению Кодекса, в обязанности которой будет входить не только надзор за соблюдением новых правил, но и разрешение споров между сторонами.


Прогноз
В последнее время предприниматели стали признавать огромный потенциал саморегулирования. Институт саморегулирования на потребительском рынке делает первые шаги, и подписание Кодекса добросовестных практик стало первым его этапом.


По нашему мнению, ежегодно число хозяйствующих субъектов, вступивших в саморегулируемые организации, будет возрастать (2). Институт саморегулирования усилит контроль за деятельностью субъектов рынка, в том числе за своевременностью повышения квалификации членов СРО в аккредитованных учреждениях и прохождением членами СРО процедуры аккредитации. Идея привлечения профильных предпринимательских ассоциаций к вопросам разработки стандартов торговой деятельности, контроля за их исполнением, планирования схем размещения объектов розничной торговли и их распределения очень своевременна и позволит воплотить принцип саморегулирования в торговой отрасли (3).


Формирование института саморегулирования на российском рынке направлено на консолидацию усилий по разработке отраслевых нормативных правовых актов и оказывает непосредственное влияние на характер и принципы осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности. В практической деятельности организационная работа по подготовке к повышению квалификации своего работника осуществляется юридическим лицом – членом СРО.



(1) fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials-30864.html
(2) По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, количество саморегулируемых организаций с июля 2009 г. по март 2012 г. увеличилось более чем в 4 раза: с 241 до 1003 СРО в различных сферах деятельности. На сегодня членами СРО являются около 200 000 субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности.
(3) opora.ru/regional/822/43594/all-news/



Выводы
Функционирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в условиях неопределённости, недоверие между основными субъектами потребительского рынка, неустойчивость спроса, медленный рост доходов населения, изменчивость нормативной правовой базы и вариативность подходов к регулированию со стороны органов государственной власти оказывают огромное влияние на устойчивость деятельности организаций в сфере потребительского рынка. Поэтому в последнее время возникла необходимость передачи некоторых контрольно-надзорных функций самим участникам рыночных отношений – предпринимателям и профессиональным объединениям в тех или иных отраслях. Наиболее перспективные направления роста связаны с использованием потенциала саморегулирования, которое может внести серьёзный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач.


Литература
1. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) [Электронный ресурс]. URL:  base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=133015
2. Модельный торговый кодекс для государств – участников СНГ. Принят в г. Санкт-Петербурге 3 декабря 2009 г. постановлением 33–24 на 33-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=INT; n=48673
3. Приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 годы и период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=112881
4. Аналитический доклад «Мониторинг саморегулирования в регионах России. Раунд 5. Март 2012. Подготовлен АНО «НИСИПП» [Электронный ресурс]. URL: nisse.ru/work/projects/monitorings/orv/
5. Информационный портал «Всё о саморегулировании» [Электронный ресурс]. URL: all-sro.ru/types-of-sro/self-regulation-advertising
6. Официальный сайт некоммерческого партнёрства «Совет по таре и упаковке» [Электронный ресурс]. URL: sro.rostara.com/
7. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы [Электронный ресурс]. URL: fas.gov.ru


12.02.2020

Также по этой теме: