Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2013
Лукьянова М. А.,
старший преподаватель
Нижегородского государственного
технического университета
им. Р. Е. Алексеева
Болоничева Т. В.,
к. э. н., доцент
Нижегородского государственного
технического университета
им. Р. Е. Алексеева
Феномен согласования интересов заинтересованных сторон при выборе методов организационной реструктуризации промышленных предприятий мало изучен. Как правило, при реструктуризации организаций удовлетворяются интересы инициаторов процесса реструктуризации, например собственников, топ-менеджеров. Однако принятые ими решения о реструктуризации могут оказать решающее влияние на другие заинтересованные стороны, имеющие интерес как к успешной деятельности организации, так и к эффективной реструктуризации предприятия.
В качестве этих лиц могут выступать инвесторы, государственные органы, персонал, подрядчики [1].
Если интересы заинтересованных лиц не учтены при выборе решений реструктуризации, то могут возникнуть проблемы с реализацией данного процесса, просчёты в действительной эффективности планируемых мероприятий. А реструктуризация с учётом интересов всех сторон и поиск компромисса в выборе эффективных решений – это возможный шаг и к социальной ответственности, и к успеху бизнеса после реструктуризации промышленного предприятия.
Несовпадение интересов участников может усложнить выбор оптимальных решений при оценке эффективности различных вариантов реструктуризации. В общей методике выбора взаимоприемлемых решений целесообразно выделить следующие этапы:
1. Определение участников (заинтересованных лиц)
Применительно к оценке эффективности реструктуризации промышленных предприятий очевидны следующие заинтересованные стороны: государственные органы власти, акционеры, кредиторы, инвесторы, поставщики, потребители, общество. Так, основной задачей государственных органов власти является формирование бездефицитного бюджета. Значит, администрация может использовать критерий бюджетной эффективности, отражающий разность между полезным результатом для бюджета и бюджетными затратами на развитие экономических систем.
Кроме оценки бюджетной эффективности деятельности предприятий государственные органы власти заинтересованы и в социальных последствиях реструктуризации, и в экологических аспектах принимаемых решений. Зачастую между критериями эффективности реструктуризации предприятий со стороны государства могут наблюдаться противоречия. Например, изменение структуры предприятия повысит эффективность деятельности организации, но приведёт к высвобождению рабочих мест, а следовательно, и к росту безработицы. Вновь очевидна необходимость поиска компромиссных решений.
Оценка эффективности реструктуризации предприятий с позиции акционеров осуществляется по следующим критериям:
- учёт притоков и оттоков денежных средств, изменение их соотношения за счёт повышения деловой активности;
- чистая прибыль после расчётов и выплат налогов направляется на выплату дивидендов; таким образом, развитие организации также окажет влияние на размер дивиденда акционера.
Основная миссия кредиторов – это предоставление предприятию капитала на определённых условиях. Интересы этих участников заключаются в надёжности кредитуемых предприятий, позволяющей им выплачивать проценты по кредиту, а в дальнейшем возвратить задолженность полностью. В качестве основных критериев эффективности для кредиторов выступают коэффициенты ликвидности, структуры капитала.
Для инвесторов критерием оценки эффективности может выступать срок окупаемости вложений, однако меры по реструктуризации могут быть направлены на долгосрочную выгоду; следовательно, в этом может наблюдаться противоречие заинтересованных сторон.
Кроме того, для ряда промышленных предприятий в роли кредитора и инвестора может выступать государство; в этих случаях на первый план снова выходят общественно значимые критерии эффективности реструктуризационных мероприятий.
Таким образом:
1. Формирование совокупности заинтересованных сторон:
2. Формирование критериев (показателей) эффективности каждого участника:
3. Установление зависимостей критериев от применяемых альтернатив вариантов рестуктуризации:
4. Определение набора частных и обобщённых показателей, характеризующих деятельность предприятия в результате проведения того или иного вида реструктуризации.
5. Поиск наиболее эффективных решений на основе схем компромисса.
Ситуация взаимодействия нескольких заинтересованных сторон и выбора ими методов реструктуризации организации представлена на рис. 1.
В рассматриваемой ситуации возможны противоречия между заинтересованными сторонами. Необходим поиск решений, базирующихся на схемах компромисса.
Для выработки эффективного решения возможно использование критериев согласия и компромисса [2].
Критерий согласия определяется выражением Kc= Gc/(Gc+Gk), где Gc – область совпадения интересов; Gk – область компромисса между интересами заинтересованных лиц.
Критерий компромисса определяется следующим образом:
Kк= Gk/(Gc+Gk).
Сущность критериев понятна из рис. 2.
Областью согласия Gc является область совпадения динамики показателей с позицией заинтересованных сторон. Область компромисса Gk – это область, где имеются разнонаправленные интересы заинтересованных лиц в изменении показателей.
Для поиска компромисса в выборе эффективных решений при реструктуризации предприятий представлен анализ соотнесения интересов заинтересованных сторон в виде количественных показателей, характеризующих их интерес (табл. 1).
Выбор того или иного метода реструктуризации характеризуется набором показателей Kr = {Kri}, i=1,I, который представляет интерес для каждой заинтересованной
стороны.
Для измерения удовлетворения конкретных интересов заинтересованных лиц необходимо оценить величину интереса в изменении выбранного критерия следующими балльными оценками:
В одной плоскости расположены интересы всех сторон, в другой – заинтересованные стороны.
Суммарные числа в строках показывают, чей интерес сильнее выражен при реструктуризации организации. Значения в столбцах показывают приоритетность данных интересов и их изменение при реструктуризации с учётом интересов заинтересованных сторон [3].
На основании приведённой таблицы вычисляем процент, который является оценкой баланса (согласия) между заинтересованными сторонами. В данном случае критерий согласия равен 23%, следовательно, показатель компромисса равен 77%. Для улучшения критерия согласия необходимо изменение целей и интересов сторон при реструктуризации промышленного предприятия. В результате появляется возможность не только определения целей инициаторов реструктуризации, но и сбалансированности этих интересов с заинтересованными сторонами. Соответственно для увеличения процента согласия и гармонизации отношений необходимо желание (умение) признавать важность интересов между сторонами. В противном случае борьба за свои интересы не позволит выбрать наиболее эффективные решения при реструктуризации промышленного предприятия.
Таким образом, знание величины согласия по всем методам организационного вида реструктуризации позволит выбрать инициаторам предпочтительные решения с наименьшими потерями для всех заинтересованных сторон процесса.
Для сравнительного анализа эффективности различных альтернатив реструктуризации требуется определить состав заинтересованных сторон, необходимо выявить цели, которые каждая из них преследует. В общем случае эти цели могут иметь экономическое, социальное, инновационное, экологическое и иное содержание. При этом цели отдельных участников, как правило, противоречивы. Это приводит к конфликтам между заинтересованными сторонами. Следовательно, для решения задачи выбора эффективной альтернативы необходимо использовать схемы компромисса.
Литература
1. Юрлов Ф. Ф. Методы и модели в экономике: учебник. – Н. Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева. – 2010.
2. Лапыгин Ю. Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М: Высшее образование – 2009.
3. Депамфилис Д. Слияние, поглощение и другие способы реструктуризации компании: пер. с англ.– М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». – 2007.