Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2008
канд. экон. наук, ректор
Дальневосточного института
управления, бизнеса и права
Значительные экономические, социальные и политические перемены, происходящие в последние 15 лет на территории России, ведут к формированию нового национального геоэкономического пространства, которое в ближайшем будущем будет интегрировано в мировое.
Происходящие в мире и в нашей стране глобализационные процессы в экономическом развитии обусловливают необходимость выработки новых методических и практических подходов к формированию путей стратегического хозяйственного развития территорий России в рамках отдельных субъектов РФ.
Большое значение в нашей стране придается регионализации как одному из ведущих направлений реформирования и дальнейшего развития российской экономики. Этот подход ведет к необходимости всестороннего пересмотра государственного управления территориями, в первую очередь его принципов, целей, задач, функций и процессов.
В условиях поиска оптимальных вариантов развития локальных территориальных экономических систем становится целесообразной более углубленная разработка концептуальных подходов к региональному управлению. Сегодня существует несколько базовых направлений в региональной теории управления экономическим развитием территориальных систем. К ним можно отнести следующие.
Во-первых, "пространственное" развитие, основывающееся на основе поиска лучшего размещения производства и предприятий относительно источников сырья, энергии, друг друга, а также потребителей в рамках отдельных территорий.
Во-вторых, "структурообразующее" развитие, которое, являясь логическим продолжением первого, основывается на подходе, при котором региональное управление направлено на оптимизацию структуры и размеров производства в отдельном субъекте Российской Федерации.
В-третьих, "комплексное" развитие, которое основывается на формировании системного подхода к управлению территориями на разном уровне хозяйственного развития и функционального состояния бизнеса в рамках федеральных территориальных образований.
В-четвертых, "точечное" развитие, суть которого сводится к рассмотрению узкопространственной организации производства как совокупности факторов пространственного и общерегионального направлений.
Существующее сегодня многообразие видов экономического пространства, действующих концепций и подходов к управлению территориями создает потребность в оптимальных решениях всего комплекса проблем в хозяйственном пространственном развитии страны.
Быстрота изменения внешней среды и сильная мирохозяйственная конкуренция, а также отсутствие в России общей концепции управления на федеральном уровне способствуют в настоящее время объективному процессу смещения управленческих функций с общенационального уровня на региональный, что приводит к превращению региона из объекта внешнего управления в его активный самостоятельный организационный субъект.
Продолжающееся углубление в стране интеграционных процессов, а также системная трансформация экономических процессов лишь усиливают необходимость создания новых управленческих моделей по решению региональных социально-экономических проблем и обеспечению устойчивого развития хозяйства территориальных систем. В этой связи в экономической науке усиливается внимание к теоретическим исследованиям в области управления хозяйственным пространством ("пространственное экономическое управление"), а также к поиску новых методов региональной организации хозяйства и управления им. Как показывает практика, на начальном этапе нового регионального развития любое бизнес-сотрудничество является рамочным, отражающим только общие направления деятельности федеральных, региональных и местных органов управления в области пространственного экономического развития территорий, но оно позволяет выработать последовательную долгосрочную стратегию сбалансированного экономического развития территорий и в конечном счете укрепить на принципах субсидиарности и обоюдности конкурентоспособность производимой на них продукции, сотрудничество и солидарность региональных органов власти, способствуя тем самым стабилизации экономических достижений.
В свою очередь, принципы субсидиарности и обоюдности в пространственном развитии могут работать, лишь когда региональный уровень власти наделен необходимыми административными и экономическими полномочиями. В этой связи следует наделить бизнес, региональные и местные власти (в рамках регионального самоуправления) соответствующими возможностями и возложить на них ответственность за совместные программы пространственного развития. При этом позитивные территориальные преобразования должны опираться на механизм, способный создать глубоко интегрированную экономику в каждом новом хозяйстве. Основной задачей данного процесса является определение приоритетных путей пространственного развития, принятие которых позволило бы людям достичь приемлемого современного уровня сосуществования, что является необходимым условием стабилизации государственной власти по всей руководящей вертикали в стране.
В этой связи необходимо определение социально-экономической стратегии, которая была бы нацелена на решение проблем, стоящих перед обществом. Это и является в настоящий момент приоритетом развития регионов для обеспечения устойчивого и регионально сбалансированного экономического развития бизнес-участников.
Для всестороннего учета потребностей участников внешнеэкономического сотрудничества необходимо разработать и согласовать социальные и экономические требования, предъявляемые к российским территориям, что будет способствовать их долгосрочному широкомасштабному и сбалансированному развитию. Для этого необходимо управленческое взаимодействие пространственного планирования, отраслевых программ и отдельных крупных совместных проектов для разработки мер по сотрудничеству, в том числе и во внешнеэкономической сфере.
Вместе с тем горизонтальное сотрудничество не ограничивается только отраслевыми программами, имеющими отношение к одному отраслевому или инфраструктурному сектору. Оно касается экономического, финансового и социального секторов. При подготовке решений в отраслях следует принимать во внимание различия в пространственных условиях и воздействиях, оказываемых предлагаемыми программами и мероприятиями на регион. Для сбалансированного, устойчивого и комплексного территориального развития сотрудничества в сфере экономики, а также более полного использования природных ресурсов для нужд регионального развития необходимо, чтобы этому развитию сопутствовала соответствующая государственная хозяйственная политика. Разработка политики устойчивого пространственного развития должна основываться на следующих подходах регионального социально-экономического развития:
- обеспечение территориального единства посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности;
- повышение изученности природных ресурсов;
- освоение новых сырьевых баз, повышение уровня обеспеченности территории ресурсами;
- формирование новых промышленных очагов;
- создание регулируемой системы городов и сельских поселений, включая совершенствование их хозяйственных взаимоотношений;
- формирование сбалансированной межрегиональной инфраструктурной системы (транспорт, связь, энергомагистрали);
- развитие информационных технологий, совершенствование доступа к использованию информации;
- предотвращение (ограничение) различных видов ущерба, наносимого хозяйственным развитием окружающей среде;
- приумножение культурного наследия народов - фактора территориального развития;
- развитие безопасной добычи и использование природных ресурсов;
- поощрение высококачественного отечественного и международного устойчивого туризма в рамках безопасности экосистемы территорий;
- ограничение последствий природных катастроф.
Перечисленные подходы не охватывают все направления пространственного развития. Тем не менее из них вытекает, что при развитии инновационных и инвестиционных процессов следует использовать полицентрическую модель развития. В свою очередь, при таком подходе существенно повышается интерес к развитию ареалов крупных городов (промцентров), особенно являющихся городами-воротами, через которые направляются потоки людей, финансов и товаров.
Для выполнения данных задач региональные и местные власти должны стремиться к успешной реализации стратегических комплексных программ пространственного развития, что, в свою очередь, требует легитимных территориальных органов власти, высокого профессионализма управленцев, а также активного участия предпринимателей в планировании и осуществлении пространственного развития.
Кроме того, это развитие требует интеграции и сотрудничества всех участников на различных уровнях бизнес-деятельности (от производственных рамок до организационно-управленческих), благодаря взаимодействию которых создается каркас для принятия транснациональных и межрегиональных решений.
Положительные аспекты комплексного развития территорий состоят в том, что в них легче привлечь крупные частные инвестиции за счет разнообразия бизнес-условий, проще создавать инфраструктурные объекты, надежней решать экологические проблемы, легче бороться с безработицей и нелегальной миграцией. Таким образом, организационно-экономическое управление совместным развитием хозяйства территорий становится сегодня в России основой межхозяйственного руководства в современных рыночных условиях.
Теперь уже невозможно говорить об организации и управлении в "отраслевом" разрезе. Новые управленческие подходы предполагают непосредственное воздействие участников бизнеса на региональное экономическое развитие посредством создания особых условий и форм для развития предпринимательства. Одним из таких подходов, который позволяет комплексно формировать хозяйства регионов, а в ряде случаев и их целых групп, является кластерный подход.
Мировой опыт показывает, что территориальный кластер позволяет создать комплексную систему управления такими структурами, как промышленно-торговые комплексы, аналитические центры, органы государственного управления - "родственные" по признакам соответствия выполнению ставящейся цели и взаимоувязанные с участием государства. В экономическом ракурсе на "кластерных принципах" предлагает сегодня строить постиндустриальную политику ряд крупных международных экспертов.
Так, советник российско-германской программы "Transform" П. Фишер предлагает правительствам стран постсоветского пространства для создания условий экономического роста формировать кластеры взаимосвязанных отраслей, имеющих высокий рыночный потенциал. Приобретая высокую эффективность, такие индустриальные кластеры становятся "промышленными столпами экономики" [1].
В отличие от вертикально интегрированных хозяйственных структур в крупных кластерах появляется действенный механизм для организации действенного взаимодействия элементов бизнеса. При этом в региональном развитии снижается зависимость от отдельных бизнес-групп и появляются реальные основания для диверсификации экономического развития территорий, в том числе за счет более успешного выхода их хозяйственных структур на международные рынки.
На сегодняшний день концепция развития кластеров используется как ключевой элемент стратегий экономического развития многих развитых стран мира. Так, в частности, полностью кластеризированы датская, финская, норвежская и шведская промышленность. Успешно функционируют отдельные кластеры в Германии (химия и машиностроение) и во Франции (производство продуктов питания, косметики), в Сингапуре (нефтехимия), в Японии (автомобилестроение) и в целом ряде других стран мира. В процессе развития находятся многоотраслевые территориальные кластеры в США и КНР. Например, ведущие предприятия в "Шанхайской зоне" КНР работают по специальной модели производства, когда предприятия кластера находятся в одном регионе, но при этом максимально используют природный, кадровый и интеграционный потенциалы соседних регионов.
Там, где реализуется кластерный подход, кластер выступает как официально-экономическая парадигма развития территорий, так как он представляет собой инструмент самоорганизации хозяйственного сообщества для повышения выживаемости регионального бизнеса в условиях бескомпромиссной конкуренции.
Среди отечественных и зарубежных специалистов укрепляется точка зрения, что регионы, на территориях которых формируются кластеры, становятся лидерами национальных экономик и их внешнеэкономических связей, а те территории, где нет кластеров, отходят на второй план и периодически переживают заметные социально-экономические кризисы [2].
В отличие от классических форм кооперационно-хозяйственного взаимодействия кластерные системы характеризуются общими особенностями:
- наличие предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иные стратегии всей региональной экономической системы;
- территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;
- устойчивость стратегических хозяйственных связей в рамках кластерной системы, включая её межрегиональные и международные связи;
- долговременная координация взаимодействия участников кластерной системы в рамках её общенациональных и внутрирегиональных программ развития, инвестиционных проектов, инновационных процессов;
- наличие корпоративных систем управления, контроля бизнес-процессов, коллективного хозяйственного мониторинга.
Это требует усиления внимания к системам регионального управления межрегиональными и международными связями, так как успешная реализация целевых программ по формированию и специальному стимулированию кластерных структур возможна лишь при общерегиональной стратегии развития. Как показывает мировой опыт, формировать кластер в отрыве от общерегионального развития малоэффективно, а часто и невозможно [3].
Для этого в современных условиях межхозяйственного развития на базе кластеров должен достигаться консенсус стимулирования кластеров между бизнесом и региональными администрациями. Во многих субъектах РФ региональные администрации вовлечены в сферы бизнеса, а бизнес часто оказывает сильное влияние на деятельность администрации. Поэтому важно участие администраций в кластерных управленческих структурах. Отечественный и зарубежный опыт внедрения кластерных систем подтверждает целесообразность создания таких территориальных кластеров. Это связано со следующими условиями и предпосылками.
В условиях жесткой международной конкуренции лидеры мирового бизнес-сообщества ищут новые механизмы повышения стратегической эффективности развития территорий. Кластеры являются комплексной организационной формой консолидации усилий государственных и негосударственных заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ российской экономики в условиях расширения глобализационных экономических процессов. Региональные органы власти и предпринимательские структуры сегодня заинтересованы в активном внедрении инициатив по созданию кластеров, так как намечаемая хозяйственная стратегия развития российских регионов может быть реализована при компромиссе интересов и действий власти и бизнеса.
В развитых рыночных условиях сфера непосредственного и регулирующего воздействия государственных органов власти на экономику субъектов РФ ограничена <1> , поэтому нужны интегрирующие структуры, которые позволят действенно и динамично взаимодействовать ключевым участникам бизнес-процессов. Кластеры позволяют государственным структурам в регионах четче регулировать направления социально-экономического развития территорий, прогнозировать и корректировать тенденции хозяйственного развития за счет координации усилий заинтересованных сторон.
<1> На наш взгляд, современные тенденции российской экономики (нарастающее огосударствление и формирование государственных олигополистических структур) противоречат этому суждению автора. - Ред.
Для хозяйствующих субъектов, активно действующих в сфере внешнеэкономических связей, могут быть существенно снижены барьеры выхода на новые сегменты мирового рынка товаров и услуг за счет стандартизации и унификации требований в рамках кластера, возможности использования эффекта масштаба для активизации инновационной и инвестиционной деятельности с участием иностранного капитала (современные мировые технологии, аккумулированные финансовые средства, ресурсное обеспечение, перемещение и подготовка трудовых кадров, коммуникационные связи).
Основой формирования кластеров может являться программный подход, реализуемый через региональные программы социально-экономического развития территорий или специальные программы и проекты, например, улучшения внешнеэкономических связей субъектов РФ, в процессе выполнения которых консолидируются интересы национального бизнеса, органов власти, зарубежных партнеров, финансовых структур, социально-экономических образований.
Для эффективного управления кластерными образованиями в рамках российского законодательства могут быть созданы специализированные организации (логистические, субконтракторные, аутсорсинговые, ауттаскинговые), обеспечивающие основное производство, представляющие специальные услуги. Будучи инфраструктурными организациями управления, они участвуют в осуществлении руководства совместной бизнес-деятельностью. В ближайшей перспективе современные кластерные технологии могут и должны применяться для решения приоритетных научно-практических задач комплексного развития экономики регионов России.
Особенностью внедрения кластеров в России является то, что для их формирования необходимо наличие формальной институциональной структуры, координирующей всё развитие кластера, созданной с непосредственным участием входящих в него предприятий и фирм. Однако общие принципы управления кластерами требуют от заинтересованных сторон открытости и доверия в бизнесе для осуществления совместных действий. Использование кластерного подхода также подразумевает длительный горизонт планирования бизнес-действий и осуществление стратегического прогнозирования. Однако сегодня в России и с тем и с другим существуют серьезные проблемы.
Это связано с тем, что развитие кластеров и их региональных элементов подчиняется общей организации экономических систем. При этом региональные администрации должны полно использовать комплексность и системность территориального бизнеса и со своей стороны способствовать созданию компаний, выполняющих роль хозяйственного ядра (центра) общерегионального кластера. Тогда малый и средний бизнес, который разовьется вокруг них ускоренными темпами, станет важным поставщиком поступления средств в местный бюджет и основным инструментом развития хозяйства территорий.
Многие хозяйственные структуры конкурируют как внутри России, так и в международном пространстве за инвестиции и за размещение наиболее эффективного и перспективного бизнеса именно на своей территории. Много сил и времени у предпринимателей уходит на попытки закрепления своих позиций на международных рыночных сегментах. Объединение заинтересованных участников в территориальный кластер позволяет рационализировать данные издержки и повысить результативность их бизнес-деятельности.
Для России формирование крупных кластеров - это новая бизнес-модель с комплексной организационной структурой и методами хозяйственного управления.
В стратегическом плане речь может идти о кластерах инновационного развития. В мировой терминологии под кластером инновационного развития понимается объединение различных организаций (промышленно-торговых компаний, информационных и аналитических центров, органов государственного управления, бизнес-объединений), позволяющих использовать рыночные механизмы для быстрого и эффективного внедрения новых мировых технологий с использованием местных ресурсов.
Как правило, бизнес-основу кластеров, особенно в США и некоторых странах Западной Европы, составляют транснациональные корпорации, которые осуществляют широкие внешнеэкономические связи. В то же время развитие международного хозяйственного сотрудничества могут проводить и национальные корпорации, как, например, это происходит в машиностроительных кластерах в Италии [1]. В российских условиях основу кластеров (центры бизнеса) также могут составлять действующие или вновь создаваемые в регионах корпоративные или квазикорпоративные структуры.
При этом в составе региона формируются отдельные отраслевые и межотраслевые кластеры, бизнес-центрами которых являются частно-государственные корпорации по ключевым направлениям общерегионального развития. В качестве примера кластерного строительства был рассмотрен регион недавно созданного Камчатского края.
Как показал анализ структуры хозяйства края, в состав территориального кластера могли бы войти машинотехнические предприятия, и особенно судоремонтные; строительные комбинаты, домостроительные компании; предприятия энергетической сферы; сельскохозяйственные производители; фирмы по добыче и переработке морепродуктов; предприятия, разрабатывающие природные ресурсы (золото, платина, редкоземельные металлы, лес); транспортно-коммуникационные системы; туристические и торговые фирмы [4].
При этом хозяйствующие субъекты по указанным направлениям могут составлять как узкоотраслевые, так и многоотраслевые региональные кластеры. В состав кластеров наряду с базовыми структурами также включаются малые и средние структуры поддерживающего их бизнеса, особенно торговли и транспорта. На следующем этапе отдельные кластеры при участии государственных органов управления объединяются в общерегиональные (территориальные) кластерные группы, которые осуществляют деятельность в соответствии с социально-экономическими целями и задачами регионального развития данного субъекта РФ. Вариант формирования кластерной структуры приведён на рисунке.
Для обеспечения эффективного управления хозяйственными процессами должны быть сформированы и успешно функционировать специальные организационно-управленческие структуры. В отличие от распространённых вертикально интегрированных хозяйственных корпоративных структур (холдинги, ФПГ, ТНК), а также от структур прямого хозяйственного руководства (госрегулирование, особые и свободные экономические зоны) управленческие функции должны выполнять органы управления, наделенные индикативными функциями. Так, в частности, предлагается создавать управленческие центры, действующие на основе субконтрактного и логистического подходов с использованием современных механизмов управления.
Особенностью данного подхода к управлению будет являться то, что непосредственное межкластерное, межрегиональное и международное сотрудничество кластеры будут осуществлять самостоятельно, но с учетом общей стратегии развития территорий.
Управляющие центры могут подготавливать рекомендации и для хозяйствующих субъектов, не входящих в кластерные структуры, но тесно с ними взаимодействующими, в том числе и зарубежными. Часть из них со временем могут войти в кластеры как иностранные участники. Кроме того, управляющими центрами подготавливается общая маркетинговая сеть, охватывающая национальные и зарубежные сегменты рынка. Организационную структуру управляющих центров будут составлять коммерчески самостоятельные фирмы и компании, поддерживающие основную деятельность и проводящие целенаправленную хозяйственную политику (производственные и финансовые биржи, торговые и транспортно-экспедиторские брокерские конторы, маркетинговые агентства, консалтинговые и аналитические группы, инвестиционные и кредитные агентства, страховые брокерские дома, информационные биржи, тендерные площадки).
Рис. Вариант территориального кластера (применительно к Камчатскому краю)
В задачи управленческих центров должны также входить анализ и оценка получаемых синергетических эффектов для подготовки предложений по их распределению и использованию в общих интересах социально-экономического развития регионов или для дальнейшего расширения кластерного комплекса, особенно за счет зарубежного участия (создание внешнеторговых представительств, иностранных информационно-аналитических маркетинговых бюро, посреднических и экспедиторских служб, служб правовой поддержки). В итоге создается целостная территориально-хозяйственная система с замкнутым циклом управления от прогнозирования и разработки стратегии до распределения результатов.
ЛИТЕРАТУРА
- Дранев Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий. В кн. "Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России". - М.: Сканрус, 2001.
- Лозинский С., Праздничных А. Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти // Мир стройиндустрии. - 2003. - № 2.
- Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. - М.: Компас промышленной реструктуризации. - 2004. - № 2.
- Дворцов В.И. Северо-восточный ход России, локальная кластеризация территорий // Безопасность Евразии. - 2005. - № 4.