Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2010
Фияксель Э.А.,
д. э. н., профессор, зав кафедрой
венчурного менеджмента
и кафедрой маркетинга,
Нижегородский филиал
Государственного университета
– Высшая школа экономики
Бутрюмова Н.Н.,
преподаватель кафедры
венчурного менеджмента,
Нижегородский филиал
Государственного университета
– Высшая школа экономики
Наука и высокие технологии являются решающими факторами комплексного развития страны. За счёт реализации результатов инновационной деятельности пополняется около 90% американского бюджета, от 70 до 80% бюджетов стран ЕС, около 100% – Японии. В России примерно на 80% бюджет пополняется за счёт сырьевых отраслей [1]. Основные доли мирового рынка наукоёмкой продукции занимают следующие страны: 39% – продукция США, 30% – Японии, 16% – Германии. Доля России составляет всего 0,3%.
При этом малый инновационный бизнес в экономически развитых странах, потребляя до 5% общего объёма затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. Однако вновь создаваемым малым инновационным предприятиям (МИП) необходима поддержка и благоприятные условия для их становления и успешного развития. Для увеличения количества вновь созданных МИП и организации благоприятных условий их дальнейшего развития необходимо создать и наладить систему коммерциализации инновационных проектов. Для этого введём понятие «инновационный лифт».
Механизм инновационного лифта можно рассматривать с точки зрения принципов работы социального лифта. Термин «социальный лифт» введён социологом П. Сорокиным, который отождествлял данное понятие с понятием «социальная мобильность». Подробное описание им дано во втором издании книги «Социальная и культурная мобильность». Под термином «социальный лифт» подразумевается совокупность экономических, исторических, политических факторов, оказывающих определяющее влияние на изменение индивидом или группой лиц места, занимаемого в социальной структуре, перемещение людей из одного социального слоя в другой или смена занятий, местожительства в пределах одного и того же социального слоя. Социальный лифт – это кровеносная система современного общества, посредством которой его члены перемещаются из одной социальной группы (сословия, класса) в другую. Без функционирования социального лифта, без чёткой системы стимулов, поощряющих позитивное, ответственное поведение и карающих за антисоциальные проявления, невозможно ни выстроить современное общество, ни запустить механизмы экономического роста.
Под термином «инновационный лифт» мы будем понимать совокупность факторов и элементов инновационной системы, влияющих на появление и развитие малых инновационных предприятий, то есть на переход МИП от стадии «посев» к стадии «старт», далее от стадии «старт» к стадии «ранний рост» и выше.
Инновационный лифт функционирует как самостоятельная система, элементами которой являются научные и образовательные учреждения; службы, организующие поддерживающую инфраструктуру и трансфер технологий; консалтинговые фирмы;
компании, осуществляющие финансирование инновационной деятельности; потребители инноваций. В основе концепции лифта лежит идея ускорения инновационного процесса, создания и продвижения новых технологий.
Социальный лифт не может возникнуть сам по себе. И инновационный лифт требует объективных предпосылок, является результатом как государственной, так и частной поддержки. Важной составляющей, оказывающей сильное влияние на работу механизма инновационного лифта, является инновационная культура в обществе, а также готовность предприятий заниматься инновационной деятельностью.
Исключительно важный фактор в работе механизма инновационного лифта – понимание малыми инновационными предприятиями правил, критериев отбора и механизма работы лифта. Должно быть донесено до всех участников инновационного процесса, где находятся «подъемные устройства» и на какой этаж они поднимают. При этом важна не форма подъёмника, а соответствие ожидаемого результата «нажимаемой кнопке», когда каждый знает, какие действия ведут на нужный этаж, к искомому результату.
Понятия «социальный лифт» и «инновационный лифт» взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Инновационная деятельность предприятий будет результативной и прибыльной, повысит экономическое развитие как регионов, так и страны, если будут действовать понятные механизмы социального лифта, при которых занятие научной и инновационной деятельностью станет одним из надёжных механизмов, продвигающих людей по социальной лестнице. Общество может стать инновационным только в случае обеспечения функционирования механизмов социального лифта.
Рассмотрим подробнее предлагаемый механизм работы инновационного лифта.
Поскольку между этажами должны существовать системы коммуникации, то важно показать каналы циркуляции. Циркуляции инноваций обеспечивают различные институты: финансовые, правовые, налоговые, организационные, образовательные, информационные. Они разнообразны, но в данной работе будут рассмотрены наиболее значимые, оказывающие существенное влияние на процесс трансфера технологий.
Основные институты-механизмы «инновационного лифта» можно объединить в пять групп: инвестиционная инфраструктура; организационная инфраструктура; организации, обеспечивающие образовательными и консультационными услугами; информационная и коммуникационная поддержка инновационного предпринимательства; правовое обеспечение инвестиционной и инновационной деятельности.
Элементы системы инновационного лифта участвуют на различных стадиях развития инновационного предприятия. Схематично систему инновационного лифта можно представить следующим образом (рис. 1).
Финансовая инфраструктура. Структуры, обеспечивающие финансово-экономическую поддержку инновационной деятельности, аккумулируют инвестиционные ресурсы для реализации инновационных проектов и программ, организуют процесс финансирования научно-технической деятельности. Элементы инфраструктуры: посевные фонды; федеральные и региональные государственные грантовые программы; частные инвесторы; ассоциации бизнес-ангелов; венчурные фонды; корпоративные венчурные инвесторы; фонды прямых инвестиций.
Организационная инфраструктура. Главной задачей элементов организационной инфраструктуры является обеспечение МИП помещениями, оборудованием для проведения НИОКР, создания опытных образцов и малых производственных партий, а также консалтинговыми услугами по сопровождению инновационного бизнеса. Элементы инфраструктуры: научно-исследовательские институты и исследовательские лаборатории; инновационно-технологические центры вузов; центры трансфера технологий; бизнес-инкубаторы; технологические парки.
Организации, обеспечивающие образовательными и консультационными услугами.
В задачи образовательной инфраструктуры входит обеспечение региона, и в частности
МИП, кадрами для научно-технических разработок и коммерциализации результатов этой деятельности. В основные задачи консалтинговых организаций входит оказание услуг: маркетинговых исследований; по продвижению МИП на рынке; по прохождению сертификации и получению разрешительных документов; патентно-лицензионная работа и защита интеллектуальной собственности; помощь в планировании бизнеса консультации по вопросам управления; оценочная деятельность; консалтинг в области управления проектами. Элементы инфраструктуры: университеты и другие высшие учебные заведения; консалтинговые организации; научно-информационные центры; тренировочные центры.
Информационные и коммуникационные площадки. Система информационного обеспечения создаёт возможность передачи и распространения данных о направлениях развития инновационной сферы, состоянии рыночной среды, наличии новых объектов интеллектуальной собственности. Налаживание коммуникаций между инвесторами и инноваторами, а также другими участниками инновационного процесса проявляется посредством организации ярмарок, форумов, круглых столов и других мероприятий, созданием электронных площадок интерактивного общения участников инновационного процесса. Элементы инфраструктуры: научно-информационные центры; СМИ для инвесторов, инноваторов и предпринимателей; ярмарки, конкурсы инновационных проектов, форумы по проблемам МИП, информационные и коммуникационные порталы в Интернете.
Правовое обеспечение инвестиционной и инновационной деятельности. Правовая поддержка инновационной и инвестиционной деятельности должна обеспечиваться государственными структурами и ведомствами, которые должны решать совместно следующие задачи:
- координация действий в отношении принятия мер по проблемам малого предпринимательства и инновациям;
- чёткое разграничение зон ответственности между федеральными министерствами по проблемам малого инновационного предпринимательства;
- разработка законодательных актов, обеспечивающих приоритетность инвестиций в высокотехнологичные сферы экономики;
- совершенствование системы и механизма финансово-кредитной поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства;
- решение вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность;
- налоговая политика региона в отношении инвестиций в инновационные компании и функционирования МИП, не позволяющая двойного налогообложения;
- создание в каждом регионе отдельного министерства (с подчинением вицегубернатору региона), в обязанности которого входили бы следующие функции:
- ведение реестра МИП;
- ведение статистики по МИП и выпуск периодических сборников результатов исследований, проведённых по МИП;
- разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии субъектов МИП, включая программы по предоставлению льгот инвесторам, авторам проектов и предпринимателям.
Проанализировав работу элементов поддержки малого инновационного предпринимательства Нижегородского региона, мы увидели, что система инновационного лифта находится на этапе становления.
Поскольку в системе инновационного лифта на каждом этапе развития МИП работают различные механизмы, необходимо её рассматривать поэтапно.
Инновационные идеи появляются в НИИ, вузах, инновационно-технологических центрах, лабораториях, где есть условия для проведения необходимых исследований, создания модели, лабораторной установки (наличие специализированного оборудования, приборов и т. д.).
Авторы зарождающегося новшества, которое в перспективе планируется к коммерциализации, должны понимать необходимость привлечения в будущем инновационного менеджера для управления проектом либо адекватно оценивать свои способности к управлению инновационным проектом и продвижению созданной компании на рынке. Повышению квалификации менеджмента МИП способствуют различные образовательные учреждения посредством специализированных программ. В Нижнем
Новгороде в 2005 г. в Нижегородском филиале Государственного университета – Высшая школа экономики образована базовая кафедра венчурного менеджмента, которая обеспечивает выпуск инновационных менеджеров. В настоящее время кафедрой на рынок труда выпущено 40 высококвалифицированных инновационных менеджеров.
Данный этап развития малого инновационного предприятия финансируется за счёт государственных грантовых программ для проведения НИР и ОКР (например, из фондов Роснауки). Наиболее существенный вклад осуществляют федеральные программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, также действуют региональные грантовые программы, но они имеют незначительный объём финансирования. Так, в Нижегородской области в соответствии с Законом от 1 февраля 2007 г. № 7-З «О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники» на выплату грантов предусмотрено не более 1 млн руб. в год. Причём наибольший размер одного гранта не может превышать 50 тыс. руб.1 Поэтому основным источником грантовых средств для МИП являются федеральные программы, такие как «СТАРТ» Фонда содействия малым формам предприятий в научно-технической сфере (далее – Фонд).
(1) Ежегодно на выплату грантов предусматривается финансирование в объеме 10000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом. Размер каждого гранта не может превышать 500-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом. В настоящее время 1 МРОТ составляет 100 руб.
Для повышения эффективной работы грантовой программы «СТАРТ» Фонда необходимо тщательно отбирать проекты для финансирования, а для этого в состав жюри должны входить в большем количестве частные инвесторы, производственники, собственники бизнеса, опытные топ-менеджеры, которые могут оценить, в каком сегменте рынка будет востребована та или иная разработка. Комплексная оценка проекта позволяет заранее отсеять непригодные к коммерциализации заявки и увидеть реальный инновационный потенциал разработки и сферы его использования. В настоящее время соотношение в структуре жюри Фонда следующее: 30% – представители инвестиционных структур или успешных предпринимателей, 60% – представители академических кругов и научно-исследовательских институтов, 10% – представители Фонда. Процедура отбора проектов станет более эффективной при следующей структуре жюри: 10% – представители Фонда, 30% – представители науки, 60% – представители потенциальных инвесторов. В среднем за счёт средств Фонда происходит финансирование 10 малых инновационных предприятий региона в год.
Большие надежды возлагаются на вновь созданный федеральный посевной фонд, целью которого является финансирование инновационных проектов стадии «посев» по всей территории России. По положению Фонд должен работать с регионами через региональных партнеров, поэтому в Нижегородском регионе будет функционировать такой партнёр. Это позволит увеличить поток профинансированных инновационных проектов стадии «посев» и обеспечит возможность осуществления процесса трансфера технологий от науки к организации МИП.
Для получения МИПом финансирования от посевного фонда и последующих раундов финансирования по грантовой программе «СТАРТ» необходимо привлечение частного инвестора. Этому способствует работа ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», в задачи которой входит отбор проектов и подготовка их к презентации перед инвесторами, проведение презентационных сессий инновационных проектов и консультирование авторов по различным вопросам финансирования и в целом по вопросам коммерциализации научных разработок.
Однако для повышения активности частных инвесторов необходимо обеспечить инвестиционный процесс налоговыми льготами как для инвесторов, так и для МИП, а также привлекательными правовыми условиями для всех участников инновационного процесса (например, защита и передача прав на интеллектуальную собственность).
В отношении защиты и передачи интеллектуальной собственности сделаны шаги на федеральном уровне: принят Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Он имеет ряд недоработок и нуждается в уточнениях и поправках.
Перейдя на второй уровень инновационного лифта, малое инновационное предприятие находится в процессе ОКР и изыскивает средства для организации опытного производства своей продукции. В случае получения необходимого финансирования такое предприятие может быть размещено в ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор», если заявка пройдёт конкурсный отбор. Бизнес-инкубатор готов предоставить предприятию в аренду офисные помещения, оснащенные необходимой оргтехникой, доступом к Интернету, обеспечить необходимым консалтинговым сопровождением, образовательными услугами. В состав экспертной комиссии входят представители бизнеса и инвестиционных структур. В бизнес-инкубаторе, кроме льготных условий по аренде площадей и оборудования, бухгалтерскому учёту, юридическому сопровождению, различные специалисты (члены ассоциации бизнес-ангелов, привлечённые консультанты, преподаватели-практики из вузов) осуществляют коучинг предпринимателей в сфере маркетинга, управления финансами, менеджмента, работы с персоналом, коммерции. Именно нижегородский инновационный бизнес-инкубатор признан лучшим бизнес-инкубатором страны [2]. Кроме вышеописанного бизнесинкубатора, в регионе существуют ещё четыре частных бизнес-инкубатора, готовые предоставить свои услуги малым инновационным предприятиям. В бизнес-инкубаторе МИПы находятся не более трёх лет, за это время они должны перейти в стадию роста, на которой они смогут стать инвестиционно привлекательными для венчурных фондов.
Помимо финансирования у быстро развивающихся предприятий возникает потребность в производственных помещениях. На этом этапе проект переходит в отраслевой технопарк.
Технопарки, созданные на принципе частногосударственного партнёрства, предоставляют наиболее выгодные условия. В нижегородском регионе действуют профильные технопарки, обладающие необходимой инфраструктурой для отраслей, например IT-парк «Орбита». Компании, находящейся в технопарке, проще получить инвестиции на расширение от венчурных фондов. Корпоративные венчурные инвесторы со своей стороны также могут проявить интерес к компании и инвестировать в неё свои средства [3].
На базе созданного в технопарке продукта открывается серийное производство, финансируемое фондами прямых инвестиций или корпоративными инвесторами. Именно на этой стадии осуществляется первичное размещение акций на бирже (IPO) или продажа компании стратегическому инвестору.
На протяжении всего процесса развития МИП осуществляется его информационное обеспечение о направлениях развития инновационной сферы, состоянии рыночной среды, наличии новых объектов интеллектуальной собственности.
Налаживание коммуникаций между всеми участниками инновационного процесса осуществляется также на протяжении всего времени развития МИП посредством различных тематических мероприятий, на которых происходит обмен опытом, поиск инвесторов и объектов инвестирования, получение новой информации о развитии того или иного научного или отраслевого направления.
«Инновационный лифт» необходим для становления региональной инновационной системы, так как механизм инновационного лифта направлен на создание условий для появления и развития малых инновационных предприятий, которые во всём мире признаны мощным импульсом создания инновационной экономики.
Литература
1. Моргунова Е. Лифт не работает! // Газета научного сообщества «Поиск» [Электронная версия]. – Режим доступаpoisknews.ru/2008/11/26/lift-ne-rabotaet.html.
2. Фияксель Э.А., Карюк В.М. Бизнес-ангелы вынянчивают инновационные проекты // Инновации. – 2008. – № 4.
3. Фияксель Э.А., Бутрюмова Н.Н. Роль бизнес-инкубаторов в инфраструктуре поддержки малого инновационного бизнеса регионов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2008. – № 4.