Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2014
Варданян И.С.,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры международного менеджмента
и менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ
В статье рассмотрены барьеры для выхода российских малых и средних предприятий на международные рынки. Проанализировано понятие электронной коммерции на базе сети Интернет. Перечислены причины, способствующие некоторому развитию экспорта IT-услуг в России. Охарактеризованы модели интернационализации малых и средних предприятий (МСП). Дана оценка развития малого и среднего бизнеса в России. Рассмотрены ключевые требования для успешного развития сектора МСП в России.
Существование малого бизнеса в России происходит в тяжёлых условиях. Это связано с рядом серьёзных обстоятельств.
Малое предпринимательство имеет свои особенности, в частности возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг. Отсюда возможность в короткие сроки окупать вложенный капитал, переливая его из одной отрасли в другую, внедряясь тем самым в новые сферы экономики. В системе мер, направленных на преодоление негативных тенденций в народном хозяйстве России, малые предприятия приобретают и социальное значение, так как обеспечивают занятость населения [1, c. 2].
Малый бизнес часто более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации, так как может быстро перестраивать производство и апробировать оригинальные идеи, а из-за ограниченности финансовых средств заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. В мире созданы механизмы стимулирования рисковых инициатив, активной поддержки организации и деятельности рискового (венчурного) предпринимательства за счёт аккумулирования из различных источников финансовых средств под прогрессивные научно-технические проекты. Венчурные предприятия оперативно разрабатывают и доводят до стадии промышленного образца большинство нововведений. Подсчитано, что на решение таких задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия, и правительства развитых стран выделяют на это большие субсидии.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране и регионах, от способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для достижения хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений [2, c. 697].
В России законодательная база по малому предпринимательству несколько раз менялась. Последний вариант сформулирован в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации». В этом документе есть серьёзные недостатки, нерешённые вопросы и различное их толкование, связанное с льготами, действующими моделями отчётности, порядком налогообложения. Коррупция со стороны государственных чиновников всех уровней и «крышевание» фактически лишило малый бизнес возможности реально платить налоги. Поэтому большинство предприятий малого бизнеса работают в условиях теневой экономики. По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, не регистрируются до 50% малых фирм, реальная занятость выше примерно на 70%, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, оборот занижается в среднем на 70%.
Нестабильность рыночной ситуации, высокий уровень преступности, недостаточный профессиональный опыт начинающих предпринимателей, отсутствие серьёзной поддержки со стороны государства, а также эффективной кредитной политики со стороны российской банковской системы приводят к тому, что количество вновь созданных предприятий малого бизнеса незначительно превышает количество разорившихся предприятий в тот же период [3, c. 1].
Если в России за последние годы прирост малых предприятий составлял 25 тыс. компаний в год, то, например, в Польше ежегодно дополнительно возникает около 80 тыс. компаний, во Франции – 220 тыс. Доля малых предприятий в ВВП РФ составляет 10–12%, в то время как в развитых странах эта цифра равна 50–60%. На тысячу жителей России приходится около 7 малых предприятий, а в США и Европе – от 30 до 35. В России только 19% занятого населения работает в сфере малого бизнеса, а в Европе 70%.
В то же время нельзя напрямую сравнивать западную и российскую статистики, так как в США малым считается предприятие с численностью до 1 тыс. человек, а в РФ – компания, численность сотрудников которой не превосходит 100 человек.
Число малых предприятий распределено в России неравномерно и по отраслям экономики, и по территории всей страны. Большая часть приходится на Центральный федеральный округ (36,2%) и г. Москву (21,4%), а также Северо-Западный федеральный округ (15,3%) и г. Санкт-Петербург (10,1%). Подавляющее большинство малых предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием (46,7% в 2003 г.).
В информационно-вычислительной отрасли работают всего 0,9% малых предприятий, в телекоммуникационной отрасли – 0,5% (рис. 1).
И всё же по темпам прироста занятых в малых компаниях лидирует информационно-вычислительное обслуживание (около 11,5% в год), что свидетельствует о формировании положительной тенденции развития малого бизнеса в этом секторе экономики.
За последний год число малых предприятий в России сократилось на 5,7% (по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)). Самое сильное падение отмечено в Южном федеральном округе – на 26%.
В Центральном округе количество малых предприятий снизилось на 13%, а в Уральском – на 12,7%. Прирост отмечен только в Дальневосточном (6%) и Приволжском (1,5%) федеральных округах.
Тем не менее малых предприятий на 100 тыс. населения стало больше в 46 регионах. Самый большой подъём зафиксирован на Чукотке. Количество граждан, занятых в малом бизнесе, почти везде упало. Прирост есть только Северо-Западном и Дальневосточном округах.
По данным НИСИПП, в 2010 г. малому бизнесу активно помогали субсидиями, в результате чего количество таких предприятий увеличилось на 20%. В 2011 г. они стали лопаться. Тем не менее оборот малых предприятий в первом полугодии 2011 г. вырос на 8%, хотя объём инвестиций в основной капитал сократился на 15%.
Интернационализация малого и среднего бизнеса не стала сколько-нибудь распространённым явлением. Прежде всего это связано с множеством барьеров для выхода российских МСП на международные рынки. Один из основных барьеров состоит в финансовой маломощности малого и среднего бизнеса, а также в практическом отсутствии государственной поддержки.
Сформулирую основные факторы, препятствующие развитию и укреплению малого бизнеса и его интернационализации:
- нестабильность, вызываемая неясностью законодательства;
- практическое отсутствие финансирования МСП со стороны государства;
- высокий уровень коррупции со стороны государственных чиновников всех уровней;
- высокий уровень преступности в сфере малого бизнеса;
- недостаточный профессиональный опыт начинающих свою деятельность предпринимателей;
- отсутствие эффективной кредитной политики со стороны российской банковской системы;
- неадекватная защита интеллектуальной собственности;
- отсутствие доступа к современным технологиям, включая электронную коммерцию, либо неполное использование их возможностей;
- несовершенство налоговой системы.
О том, что в России существует неадекватная система защиты интеллектуальной собственности, говорят следующие факты. Мировой рынок высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, включающий и рынок научно-технической продукции, по оценкам зарубежных специалистов, достигает 2–3 трлн долл. Ведущее место на нём занимают США и Япония (около 40 и 30% соответственно). Хотя в России всё ещё сосредоточено почти 12% учёных и специалистов мира, её доля на этом рынке крайне мала. Оптимистичные оценки свидетельствуют, что в 2011 г. она составляла примерно 1,5% (около 150 млн долл.) [4, c. 57]. Причина этого в какой-то мере становится понятной из анализа результатов мониторинга малых инновационных предприятий.
Существуют отдельные положительные примеры выхода российских IT-предприятий на мировой рынок трансферта технологий. Такова компания ABBYY, которая на сегодняшний день является одним из ведущих мировых разработчиков программного обеспечения в области искусственного интеллекта, в частности распознавания документов и обработки естественного языка.
Основными продуктами ABBYY являются широко известное семейство электронных словарей ABBYY Lingvo (англо-русских и многоязычных) для персональных компьютеров, а также система распознавания документов ABBYY FineReader, позволяющая вводить в компьютер документы с помощью сканера. ABBYY имеет соглашения с 14 интернациональными производителями оборудования: BenQ, Epson, Foxlink, Lexmark, Microtec, Mustec, Primax, Plustec, UMAX, Maxium, Veutron, Toshiba, Fujitsu, Ricoh.
Эти компании поставляют продукты на основе технологий ABBYY в комплекте со своим оборудованием (сканерами, многофункциональными аппаратами) [5, c. 207].
Использование потенциальных возможностей электронной коммерции и сети Интернет, как уже было отмечено, позволяет предприятиям получить целый ряд возможностей:
- существенное расширение рынка (в России для продаж могут быть доступны сразу все регионы России, а также другие страны мира);
- ускорение времени реакции на изменения рынков (использование элементов электронной коммерции позволяет как существенно уменьшить время на маркетинговые исследования, так и ускорить продвижение продукции на рынок);
- участие в поставках продукции крупным организациям (предоставление крупными компаниями в Интернет информации о требуемых им товарах позволяет малым предприятиям участвовать в таких поставках).
К регулярным пользователям сети Интернет относят себя более 25% МСП, а вместе с МСП, использующими Интернет нерегулярно, общее число пользователей составляет до 30%. Наибольшее число использующих Интернет МСП относится к отраслям науки и научного обслуживания, рыночной инфраструктуры, транспорта. Численность работающих 50–100 человек (рис. 2 и 3).
Основными направлениями использования МСП сети Интернет являются поиск необходимой информации (90%) и деловая переписка по электронной почте (рис. 4).
Треть (34%) из числа опрошенных пользователей имеют в Интернете свое представительство (web-сайт или web-страницу), а также размещают рекламу (30%). Каждое четвёртое малое предприятие из числа пользователей проводит в Интернете маркетинговые исследования (26%), а каждое пятое использует сеть Интернет для внутрифирменных коммуникаций (21%).
Ведение в сети Интернет коммерческих операций и осуществление платежей пока являются экзотикой (3–5% от числа МП, использующих Интернет). Существует зависимость между оценками текущего состояния МП, перспектив его развития и использованием сети Интернет. Чем лучше состояние предприятия, тем больше оно использует возможности сети Интернет [7, c.36].
В среднем каждое подключенное к Интернет МП еженедельно работает в сети от 2 до 5 часов в расчёте на каждого сотрудника, имеющего доступ к Интернету. Наиболее интенсивно Интернет используют предприятия отраслей рыночной инфраструктуры и промышленные предприятия [8, c. 10].
Упрощённая система налогообложения для субъектов малого предпринимательства предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов (а именно налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог на доходы физических лиц, налог с продаж) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчётный период. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих данную систему налогообложения, ставка единого налога с дохода составляет 6% (либо 15% с прибыли). Основными условиями применения малыми предприятиями данной системы налогообложения являются ограничения по численности работающих (до 100 чел.) и по совокупному размеру их годовой валовой выручки (не более 15 млн руб.). Практика применения организациями упрощённой системы показала, что особой популярности среди налогоплательщиков данный налоговый режим не приобрёл (что видно из рис. 5), прежде всего из-за жёстких ограничений в его применении (численность работающих, совокупный размер валовой выручки), невозможности применения льготы по налогу на прибыль, отнесения входного НДС на затраты, а также слабой популяризации этой системы среди налогоплательщиков [9, c. 1].
Есть причины, способствующие некоторому развитию экспорта IT-услуг в России.
К ним относятся:
- достоинства системы школьного и высшего образования. Именно это и позволяет российским специалистам успешно конкурировать на рынке рабочей силы. Для сравнения: в Индии компании вынуждены держать свои внутренние школы переподготовки и доучивать сотрудников;
- наличие на рынке рабочей силы специалистов с большим опытом или опытом в уникальных областях (как, например, квантовая химия, физика плазмы).
В мае 2006 г. Государственная дума приравняла IT-предприятия к малому бизнесу, разрешив им заменить налог на имущество, единый социальный налог (ЕСН), НДС и налог на прибыль одним единым налогом с прибыли в размере 6% [10; 1].
Под действие закона подпадают компании, которые занимаются разработкой и (или) реализацией компьютерных программ и баз данных, а также компании, выполняющие работы по разработке, адаптации и модификации компьютерных программ и баз данных. Между тем пока что большинство российских программистов не попадают в льготную категорию. Чтобы перейти на специальный налоговый режим, IT-компания должна удовлетворять ряду критериев. Во-первых, количество сотрудников в ней не должно быть меньше 100 (в сущности, это могут быть средние предприятия). Во-вторых, доход от реализации программ и программного оборудования должен составлять не менее 70% общего дохода и не менее 60% продукции должно экспортироваться.
Российский малый и средний бизнес развиваются медленно. Роль МСП в экономике развитых стран является такой же, как и роль крупного бизнеса, поскольку МСП привносят в среднем по странам 50% в валовой национальный продукт страны, а это значит, что экономика является сбалансированной.
Одним из непременных условий успешного развития сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является правильная и эффективная институционализация политики по отношению к МСП. Ключевой задачей государства здесь является устранение препятствий на пути создания предприятий на федеральном, региональном и местном уровне. Эффективная институционализация политики по отношению к МСП включает различные формы партнёрства между федеральной и региональной властью, так же как между правительством на различном уровне и органами частного сектора.
Ключевой фактор в этом отношении – создание механизмов эффек тивного диалога между государством и представителями МСП. Принцип партнёрства также применяется к отношениям между государством и донорскими организациями, которые могут обеспечить необходимую техническую поддержку, направленную на разработку соответствующих институциональных мероприятий для развития МСП в Российской Федерации.
Другим ключевым требованием для успешного развития сектора МСП в России является стабильная и хорошо налаженная налоговая система. Действующая система слишком сложна. Она способствует сокрытию предпринимателями своих реальных доходов, а следовательно, снижению доходов государства. В ситуации, когда предпринимателям часто трудно подсчитать их налоговые обязательства, а будущие обязательства ещё более неопределённы, предприятиям становится трудно планировать налоговую деятельность, и малые предприятия часто несут ненужные дополнительные расходы в виде оплаты консультационных услуг, чтобы действовать в рамках закона.
Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура её применения прозрачной. В противном случае отчётность искажается, а налоги не платят вовсе или в малых размерах.
Улучшение нормативной структуры и верховенство закона – это ещё один приоритетный фактор, влияющий на развитие сектора МСП. Повышение исполняемости законов может оказаться очень выгодной стратегией для стимулирования и поддержки предпринимательства. Нужно уменьшить бюрократию в таких областях, как процедура регистрации предприятий, лицензирование и выделение помещений для аренды. Суммарная плата (затраты денег и времени) за то, чтобы удовлетворить различным бюрократическим требованиям, очень велика, и это сокращает ресурсы, которые могли бы быть направлены на достижение более продуктивных и выгодных целей. Нормативно-правовая реформа и сокращение бюрократии также являются необходимыми условиями для свёртывания неформальной и теневой экономики в России. Однако установление верховенства закона это больше, чем просто принятие законодательства. Принятые законы нужно решительно проводить в жизнь. В этом отношении очень важно предпринимать активные действия для проведения антикоррупционных мер на всех уровнях.
Финансы – это ключевой фактор начала и развития любого бизнеса, и недостаток финансов представляет собой одну из основных трудностей, с которыми сталкиваются российские предприниматели. Приоритетом в этом отношении является развитие рынка для финансирования МСП путём повышения привлекательности их для инвесторов. В то же время необходимо обратить внимание на нехватку рыночного опыта со стороны предпринимателей, недостаточность знаний в области менеджмента и современных методов управления финансами. Государственная финансовая поддержка должна использоваться только там, где наблюдается несостоятельность рынка, и в соответствии с определёнными условиями, которые должны включать ясные постановления и правила, чёткие цели по отношению к обозначенным целевым группам, чётко очерченные критерии выбора, ясные условия займов. Приоритетной является координация государственных фондов для поддержки МСП, между различными органами и уровнями правительства для максимально успешного использования.
Большое влияние на неустойчивое развитие сектора МСП в России оказывает отсутствие инфраструктуры поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса. Это ещё одна область, где государство должно работать в тесном контакте с частным сектором, выступая в качестве катализатора и координатора; при этом сами услуги должны предоставляться частным сектором. Бизнес-инкубаторы играют особую роль, предлагая механизм, с помощью которого предприниматели, выдвигающие новаторские деловые идеи, могут получить поддержку, особенно в случае создания предприятия, основанного на новых технологиях. Существует также необходимость создания эффективной и доступной информационной сети, поскольку информация (о потенциальных клиентах, поставщиках и источниках финансирования) является основной потребностью в бизнесе.
Литература
1. bibliofond./view
2. Gebrekidan D., Awuah G. Interorganizational Cooperation: А New View Strategic Alliances. The Саsе Swedish Firms in the International Market // Industrial Marketing Management. 2010. V. 30. Р. 697–723.
3. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/Официальный сайт Федеральной службы гос. статистики.
4. Смирнов Ю.Г. Малые предприятия и интеллектуальная собственность за рубежом и в России: учеб. пособие. – Москва : ИНИЦ Роспатента, 2010.
5. Международный менеджмент: учебник для вузов / Под ред. С.Э. Пивоварова, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
6. do.gendocs.ru
7. Инновационные процессы в малом предпринимательстве (TASIS SMERUS 9803). – М., 2010.
8. Проблемы информационного обеспечения и использования интернет-коммерции в сфере малого бизнеса / Новосибирский государственный университет, экономический факультет. URL: ukonlineforbusiness.gov.uk/Government/Internenationa100 htm.
9. Федеральный закон от 29 декбря 1995 г. №222-ФЗ «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства».
10. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект от 12 мая 2006 г.).