Интеллектуальная привлекательность региона: репутационные риски



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2016


Беляев А.В.,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
и психологии профессионального образования Северо-Кавказского
федерального университета

В статье рассматривается проблема сохранения и повышения интеллектуального потенциала (ИП) Ставропольского края, обосновываются критерии оценки ИП, раскрывается содержание понятия «интеллектуальная привлекательность региона». Описаны факторы, порождающие потерю репутации. Структура и характеристики интеллектуальной привлекательности описываются на примере таких показателей, как изобретательская активность, миграция, мониторинг одарённой молодёжи, привлечение инвестиций, наличие высокотехнологичных рабочих мест на рынке труда.


Интеллектуальная привлекательность региона – это понятие, обобщающее содержание терминов «интеллектуальный потенциал региона» и «репутация региона».


Интеллектуальный потенциал региона – совокупность умственных, профессиональных, морально-психологических ресурсов, используемых для обеспечения социально-экономической, научно-образовательной, культурной жизнедеятельности населения.


Консолидированные представления субъектов жизнедеятельности об уровне развития интеллектуального потенциала региона составляют его репутацию. Репутация региона – это общественное мнение о производственно-технологических, экономических, образовательных, природных возможностях территории, мнения об условиях реализации возможностей, уровне социального, научного, культурно-нравственного развития, об эффективности управления, состоянии правопорядка. Надёжная репутация региона обеспечивает ему стабильное положение, гарантирует приток кадровых ресурсов, инвестиций. Репутационные риски порождаются отрицательными результатами жизнедеятельности (политической, производственной, экономической, экологической, образовательной, культурной), подрывающими доверие населения, инвесторов к интеллектуальным ресурсам данного региона, к перспективам его развития [1; 2].


В качестве критериев оценки интеллектуальной привлекательности региона могут быть использованы такие показатели, как: изобретательская активность, миграция, привлечение инвестиций, наличие высокотехнологичных рабочих мест на рынке труда, эффективность политического и административного менеджмента.


Одним из ярких индикаторов интеллектуальной привлекательности региона является коэффициент изобретательской активности (количество патентных заявок на изобретения на 10 тыс. человек). В 2014 г. такой коэффициент в Северо-Кавказском федеральном округе составил 0,71 (для сравнения: в УФО – 0,91, ДФО – 0,95, ЮФО – 1,12, СФО – 1,13, ПФО – 1,36, СЗФО – 1,57, ЦФО – 3,0) [3]. Хорошим примером интеллектуальной привлекательности может служить Томская область, которая занимает первое место по коэффициенту изобретательской активности среди участников


Ассоциации инновационных регионов России с показателем 5,36. Кроме того, Томская область занимает второе место по доле персонала, занятого научными исследованиями и разработками, четвертое – по инновационной активности организаций. В качестве мер поддержки областной властью инновационной деятельности, доказавшей свою эффективность, выступают субсидии в форме грантов и именных стипендий, конкурсы инновационных предпринимательских проектов. Диплом Томского политехнического университета, имеющего статус национального исследовательского, позволяет 95% выпускников найти престижную работу по специальности [4].


Низкий коэффициент изобретательской активности – признак неразвитости научной, научно-внедренческой инфраструктуры. Снижение интеллектуальной привлекательности ведёт к усилению внутренней миграции, к оттоку из региона высококвалифицированных специалистов. Для учёных и специалистов значимы возможности реализации своего творческого и научного потенциала. Уезжают, как правило, по следующим причинам: недостаточное финансирование науки, неудовлетворительность материально-технического обеспечения научных исследований, невостребованность научных достижений из-за неразвитости инновационных технологий, низкий уровень материальной и моральной оценки труда учёных.


Одарённая молодёжь стремится уехать уже по окончании школы. Не только победители олимпиад, но и многие другие способные ребята, как правило, ориентированы на дальнейшую учёбу в Москве или Санкт-Петербурге. На протяжении десятилетий происходит отток интеллектуалов из дотационных регионов. На научном языке такая утечка умов называется академической мобильностью. Чем выше уровень профессиональной, научной подготовки студента (аспиранта), тем больше его желание уехать в другой регион для продолжения работы. В настоящее время таланты уезжают не только в столицы, но и в престижные региональные вузы, которые по мощности образовательных центров и научных школ не уступают столичным. Те талантливые выпускники школ, которые сделали правильный выбор специальности и получили хорошие условия для дальнейшего развития, как правило, домой не возвращаются.


Способному молодому специалисту легче найти хорошую работу в другом регионе.


В результате «перекачивания интеллектуального капитала» дотационные регионы несут значительные потери интеллектуального потенциала, что особенно остро проявляется при формировании кадровых ресурсов.


Не менее значимыми факторами, влияющими на отток высококвалифицированных специалистов, являются причины политические: кризис региональной политической власти и неверие в возможность формирования гражданского общества, нарушение прав человека, обострение межнациональных отношений [5]. Поэтому не только подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, но и их закрепление в регионе являются приоритетной региональной проблемой.


Интеллектуальная привлекательность региона определяется также эффективностью менеджмента, наличием необходимых компетенций у субъектов управления.


Компетенции сотрудников администрации и других органов управления – это их образование, квалификация, знания, опыт, умения и навыки, способность действовать в разнообразных ситуациях, творческие способности, моральные ценности и отношение к работе. От того, насколько совершенны методы управления, насколько квалифицированны управленческие кадры, сколь эффективно осуществляется управление развитием региона, зависят уровень и качество жизни его жителей.


Измерить уровень интеллектуального развития управленческого персонала – дело сложное. Поэтому критерии оценки целесообразно связывать с результатами деятельности управленцев. Людям, пришедшим во власть и взявшим на себя ответственность за настоящее и будущее, необходимы лидерские способности, чтобы видеть проблемы и находить инновационные подходы к их решению, разрабатывать реальные проекты развития города, края.


Рассмотрим репутационные риски, порождаемые недостаточной эффективностью управления, на примере Ставропольского региона. Кризис власти на Ставрополье силён. Это подтверждается на саHмом высоком государственном уровне. «Коррупция в Ставропольском крае пронизала все сферы… До тех пор, пока не будет конкретного общественного контроля за действиями властей, за действиями местных депутатов, власть будет безнаказанно принимать те решения, которые не в интересах населения» [6].


Несмотря на отток талантливой молодёжи, в Ставрополе очень велика концентрация молодёжи. Следствием является нездоровая конкуренция. По причинам коррупции и протекционизма рабочие места далеко не всегда достаются достойным претендентам.


Важно обратить внимание на интеллектуальную составляющую тех решений, которые предлагаются властью. В 2013 г. в Ставропольском крае для покрытия дефицита бюджета был повышен страховой сбор. В результате малый бизнес ушёл в тень. Готовится повышение налога на средний и малый бизнес. Предлагается ввести курортный сбор для отдыхающих. Кадастровая переоценка земель и зданий, по свидетельству предпринимателей, оказалась абсолютно неадекватной (впустую было потрачено несколько десятков миллионов рублей). Ставропольская администрация предложила школьникам (!) разрабатывать проекты борьбы с автомобильными пробками на дорогах. Кратно увеличились расходы на пропаганду, что является прямым следствием репутационных потерь. Почти миллиард рублей идёт на содержание аппарата правительства края. Ставрополье входит в пятёрку регионов с самым большим аппаратом парламентов. Заметна низкая интеллектуальная ёмкость принимаемых решений, организационных мер (стремление управленцев применять простые способы для решения сложных проблем). По этим причинам для Ставрополья важна проблема отбора перспективных управленческих кадров. В соответствии с программой «Молодёжь России» необходимо не менее чем на 50% увеличить долю молодёжи в органах власти разного уровня и местного самоуправления. В реальных условиях формирование кадрового резерва нередко носит формальный характер и выглядит как дань моде. Как правило, отбирают «своих». В итоге на ключевые посты приходят некомпетентные, неспособные к творческим решениям управленцы, чья активность в основном сосредоточена на достижении личных интересов – конвертации административных возможностей в личное благополучие. Всё это чревато неминуемым репутационным кризисом.


В интеллектуальном потенциале управления регионом есть элементы, которые полностью могут свести к нулю все другие составляющие. Среди них моральные качества сотрудников администрации, их подверженность коррупции.


Помимо субъективных есть и объективные причины кризиса – социально-экономические, культурные, ментальные особенности Ставрополья как преимущественно сельскохозяйственного региона. Это и низкий в сравнении с продвинутыми регионами уровень промышленного производства, что снижает потребности в инновационных технологиях; недостаточность научного потенциала, ограниченность базы высококвалифицированных кадров. Коэффициент изобретательской активности на Ставрополье составляет 0,67.


Один из путей выхода из кризиса – поиск и применение интеллектуально ёмких инструментов, повышающих эффективность менеджмента. «Сегодня мы работаем и ищем новые пути развития в очень непростой ситуации. Чтобы достичь успеха, мы должны действовать нестандартно. И мы будем делать всё от нас зависящее, чтобы для инвесторов, которые уже ведут дело в нашем регионе или в будущем примут решение развивать на Ставрополье свой бизнес, были созданы самые лучшие условия» [7].


Привлечение инвестиций – один из главных критериев эффективности административного менеджмента. При этом важно осознавать, какой интеллектуальный потенциал нужно иметь в крае, чтобы привлечь инвестиции, определить приоритетные направления для вложения средств. Где тот рубеж, ниже которого инвесторы отказываются вести дело, опасаясь интеллектуально неблагоприятной среды? Пример.


По оценкам предпринимателей, на Ставрополье промышленники, работающие на импортозамещение, не могут получить господдержку. Вместо того чтобы помочь бизнесу, отчисляющему немалые налоги в местные бюджеты, чиновники предпочитают помогать успешным предприятиям, а средними и малыми занимаются крайне недостаточно. «Власть могла бы помочь хотя бы административным ресурсом, – предлагают местные бизнесмены. – Ведь мы в состоянии отчислять в бюджет огромные налоги.


Если бы краевое правительство приняло решение не закупать за границей или в других регионах востребованную продукцию, а отдать заказы местным производителям, тогда и налоги остались бы в регионе. Но чиновникам это почему-то не интересно» [8].


В то же время не ослабевает интерес противоположного свойства: официально каждый четвёртый предприниматель сегодня находится под давлением контрольно-надзорных органов (неофициально – каждый второй). По данным экспертов, государство и бизнес теряют до 1,8% ВВП из-за проведения контрольно-надзорных мероприятий. Ликвидация излишнего надзора и коррупции позволит бизнесу сократить издержки примерно на 20%. Растёт число жалоб предпринимателей на незаконное уголовное преследование. Практически 100% получателей господдержки проверяются со стороны органов МВД. В результате люди боятся открывать своё дело; компании, владельцев которых преследуют, закрываются; бюджет теряет налоги. По данным налоговой службы, за последние два года количество индивидуальных предпринимателей на Ставрополье сократилось на десять тысяч. При этом за воспрепятствование предпринимательской деятельности никто ответственности не несёт [9]. Чиновники до сих пор не составили перечень импортозамещающей продукции, которую могут выпускать местные производства, и востребованные заказы уходят к другим. В то же время активисты Общероссийского народного фронта нашли в крае более двадцати сомнительных госзакупок. Совокупный долг Ставропольского края составляет 22,5 млрд руб. При этом Ставрополь входит в число пятидесяти городов, где используются самые дорогие марки автомобилей. Названные факты – это не только признаки репутационного кризиса, но и угроза социально-экономической безопасности региона. Проведение недальновидной политики неизбежно ведёт к потере электората, а вместе с ним – к утрате преференций, возможностей.


Другой инструмент развития, повышения интеллектуальной привлекательности региона – создание технопарков. В крае работает 11 региональных индустриальных парков, на площадках которых трудится 21 резидент. 


Однако на протяжении нескольких лет они не могут ликвидировать дефицит краевого бюджета в 5 млрд руб.


В Белоруссии смогли создать парк высоких технологий, который оперирует сотнями миллионов долларов. В 2014 г. десять резидентов парка выплатили в бюджет Республики Беларусь около 40 млн долл. прямых налогов. К этому надо добавить около 100 млн долл. других налогов от деятельности, которые уплачивает конечный пользователь. В прошлом (кризисном!) году парк получил заказов на 1 млрд долл.


В парке работают 22 тыс. человек. Рабочее место большинства программистов – дома, за компьютером. За прошедший год они заработали 800 млн долл. При этом речь идёт о чистой прибыли в отличие от традиционных отраслей промышленности [10].


Какие меры могут способствовать повышению интеллектуальной привлекательности региона?
Первое. В ситуации социально-экономических трансформаций необходимо создание условий для повышения значимости человеческого капитала – повышения роли, влияния умных и образованных людей, особенно во властных структурах. Задача эта ориентирует органы власти, институты гражданского общества, вузы, учреждения культуры на разработку программ усиления интеллектуальной привлекательности региона.


Важно, чтобы представительная демократия была дополнена «демократией участия», при которой все решения, затрагивающие интересы тех или иных групп населения региона, принимались бы только при их непосредственном участии. Самодеятельным и саморегулирующимся организациям граждан необходимо передать ряд важных функций в системе местного самоуправления. Только таким образом можно добиться того, чтобы страна стала более привлекательной для всех нас [11].


Второе. Создание высокотехнологичных рабочих мест, которые станут центром притяжения талантливой, хорошо образованной молодёжи. Необходимо построить такую инфраструктуру, чтобы разработки, изобретения наших учёных, инженеров стали востребованными в регионах.


Третье. Развитие интеллектуального потенциала – это сложный и долгий процесс. Он начинается с отбора и подготовки одарённых детей, создания условий для их поддержки, формирования мотивации к реализации способностей в родном отечестве, крае, городе. Важно обеспечить достаточные организационные, а также финансовые условия для поддержки талантливой молодёжи.


Четвёртое. Улучшению селективного механизма отбора перспективных молодых кадров, заявляющих свои притязания на управленческую карьеру, должны способствовать региональные вузы, общественные организации и движения, профессиональные сообщества, обладающие достаточными возможностями для выявления достойных претендентов на менеджерские должности, для формирования реального кадрового резерва.


Литература
1. Арзуманян А. Понятие репутационных рисков [Электронный ресурс]. URL: advertiser-school.ru/pr-theory/reputational-risks.html (дата обращения: 15 января 2016).
2. Задороженко Д.С. Современные подходы к оценке деловой репутации и репутационного риска // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – № 8 [Электронный ресурс]. URL: uecs.ru/marketing/item/ (дата обращения: 27.08.13).
3. Коэффициент изобретательской активности [Электронный ресурс]. URL: gks.ru/free_dok/new_site/effect/patent_14.xls (дата обращения: 27 января 2016).
4. Томская область стала первой [Электронный ресурс]. URL: nia-rf.ru/news/economy/20122 (дата обращения: 5 февраля 2016).
5. Минасов М. Интеллектуальный потенциал региона – важнейший фактор устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: bagsurb.ru/upload/MINASOV.pdf (дата обращения: 11 февраля 2016).
6. Матвиенко В. Коррупция на Ставрополье // Комсомольская правда. – 2014. – 22 июля.
7. Инвестиционное послание губернатора Ставропольского края // Российская газета. – 2015. – 16 дек.
8. Емельянова С. Сбавили обороты // Российская газета. – 2015. – 23 дек.
9. Емельянова С. На Ставрополье проверки предпринимателей // Российская газета. – 2016. – 1 марта.
10. Нератов Д. Заработали столько, что даже растерялись! // Союзное вече. – 2015. – 4–10 дек.
11. Путин определил национальную идею России [Электронный ресурс]. URL: rueconomics.ru/154216-putin-opredelil-natsionalnuyu-ideyu-rossii/ (дата обращения: 2 марта 2016).


17.08.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста