Технология управления финансами на основе модели точки безубыточности



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2008


Кабанов
Вадим Николаевич,
д-р. экон.наук,
профессор, зав. кафедрой
«Экономика и финансы»
Волгоградской академии
государственной службы

Современная отечественная практика стратегического проектирования развития бизнеса, а также связанные с долгосрочным планированием процессы бюджетирования весьма часто используют широко известную модель точки безубыточности. Такое широкое распространение модели точки безубыточности оправдано простотой используемых математических инструментов, а также возможностью всестороннего анализа внешних воздействий на бизнес-процессы.

Внутрифирменное планирование в большинстве случаев решает задачи, так или иначе связанные с управлением ресурсами. В рассматриваемой модели точки безубыточности эффективность использования ресурсов принято описывать значением условно-постоянных и условно-переменных расходов предприятия. Таким образом, для прогнозирования результатов  управленческих решений, направленных на изменение внутреннего состояния предприятия, используются значения указанных расходов.

Для описания внешнего окружения компании целесообразно использовать показатели цены и объема продукции (услуг), выпускаемых в единицу времени. Цена единичного объема товара может использоваться для вычисления скорости реализации. Вместе с тем для обеспечения скорости реализации, которая задается ценой единичного объема продукции, необходимо оценивать возможности производственных мощностей – объем товара, выпускаемого в единицу времени.

Таким образом, количественные значения показателей, используемые в модели точки безубыточности, можно разделить на две группы. К первой группе относятся показатели, описывающие внешнее воздействие на процессы производства и реализации товара, и к их числу следует отнести цену реализации единичного объема товара, а также объем товара, произведенного (реализованного) в единицу времени. Во вторую группу включаются показатели, описывающие индивидуальные особенности процесса производства товара (оказания услуги), к числу таких показателей следует отнести условно-переменные и условно-постоянные расходы предприятия. Особенностью условно-постоянных расходов является их связь с единицей времени и отсутствие связи с объемом произведенной (реализованной) продукции. Значение условно-переменных расходов зависит только от объема продукции, произведенной в заданный промежуток времени (т. е. зависят от интенсивности производства или реализации продукции).

В большинстве случаев практическим результатом от использования модели точки безубыточности является вычисление объема реализованной продукции, при котором выручка предприятия равна расходам. Кроме этого, может быть вычислена прибыль (убытки) предприятия для каждого заданного объема произведенной и реализованной продукции. С целью упрощения технологии применения модели точки безубыточности предположим, что объемы произведенной и реализованной продукции равны.

Кроме этого, необходимо учитывать, что цель создания предприятия в РФ – получение прибыли. Исходя из этого положения ГК РФ целевая функция стратегии развития бизнеса по определению предусматривает достижение заданного роста прибыли предприятия. Достижение стратегических целей предприятия возможно только в условиях воздействия внешней среды, а также внутренних особенностей осуществления финансово-хозяйственной деятельности (рис. 1).

Как уже отмечалось, модель точки безубыточности использует 5 количественных показателей:

  • объем произведенной (реализованной) продукции в заданную единицу времени (W);
  • цена (продажная) единичного объема произведенной продукции (СV1);
  • условно-постоянные расходы в заданную единицу времени (Сconst);

  • условно-переменные расходы, связанные с выпуском и реализацией единичного объема продукции (СZ);
  • разница между выручкой от реализации и расходами, связанными с производством единичного объема товара – прибыль (СD).

Наиболее распространенная математическая запись модели точки безубыточности имеет следующий вид:

Для разработки стратегии развития бизнеса, а также составления бюджетов предприятия целесообразно рассматривать выражение (1), переписанное относительно значения прибыли (СD):

Несложный математический анализ выражения (2) позволяет сделать следующие выводы о предельном влиянии аргументов на заданную функцию:

  • наибольшее влияние на изменение значения функции (СD) оказывает изменение показателя СV1 (цена реализации единичного объема продукции);
  • наименьшее влияние на изменение значения функции (CD) оказывает изменение показателя Сconst (условно-постоянные расходы), поскольку снижение этого показателя приводит к увеличению функции на постоянную величину, не зависящую от объема реализации  (производства) продукции.

Однако чисто математический подход не всегда позволяет разглядеть конкретные решения по управлению предприятием и его финансовыми ресурсами. Поскольку стратегия бизнеса предполагает в конечном счете рост прибыли, то выражение (2) следует отнести к целевой функции долгосрочного развития предприятия. Для достижения долгосрочных планов недостаточно установить цели. Необходимым условием является определение механизмов (или задач), которые приводят к желаемому результату.

Использование модели точки безубыточности для разработки стратегии развития современного предприятия ограничивает количество механизмов (задач) до четырех. Такое ограничение объясняется количеством аргументов, от которых зависит значение целевой функции (выражение (2). Если долгосрочная цель – рост прибыли предприятия, то для ее достижения могут быть использованы следующие механизмы:

  1. Увеличение цены единичного объема реализуемой продукции (СV1).
  2. Увеличение объема продаж (выпуска) продукции товара в заданную единицу времени (W).
  3. Снижение условно-переменных расходов, необходимых для выпуска единичного объема продукции (CZ).
  4. Снижение условно-переменных издержек в заданную единицу времени (Cconst).

Каждый из перечисленных механизмов обеспечивает рост прибыли предприятия. Вместе с тем управленческие решения, используемые при реализации указанных механизмов, обладают своими преимуществами и недостатками.

Для рассмотрения всех плюсов и минусов рассмотрим каждый механизм в отдельности.

Увеличение цены единичного объема реализуемой продукции (СV1).

Одним из самых простых решений для увеличения прибыли предприятия является увеличение цены на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги). Угрозы и выгоды предприятия при увеличении цены достаточно подробно описаны в специальной литературе. Однако следует обратить внимание на некоторые позитивные и негативные последствия через призму модели точки безубыточности (рис. 2).

Решение по увеличению цены относится к наименее затратным, т. е. расходы связаны только с заменой ценников, а также наиболее эффективным с точки зрения роста прибыли (рис. 2). Действительно, изменение цены приводит к изменению угла наклона прямой WCV1 до положения WCVp1. Прирост прибыли СDp, (рис. 2) тем больше, чем больше объем произведенной (реализованной) продукции Wf . Такое положение справедливо при условии неизменного значения условно-переменных и условно-постоянных расходов предприятия.

К числу угроз, возникающих при росте цены, следует в первую очередь отнести возможные потери от снижения объема реализации. Такие потери неизбежны при условии когда цена находится близко к предельному значению, характеризующему покупательский спрос. Кроме этого, увеличение цены приводит к снижению конкурентных преимуществ товара. Использование решений, связанных с увеличением цены, может быть эффективно для монополистов или компаний, занимающих не менее 15% рынка по выпускаемому виду продукции. В других случаях риск уменьшения объемов продаж может весьма значительно уменьшить ожидаемую экономическую эффективность.

Необходимо обратить внимание на изменение положения точки безубыточности при увеличении цены товара (от т. СD = 0 до т. СDp = 0,) (рис. 2). Приближение точки безубыточности к началу координат обеспечивает дополнительный запас финансовых ресурсов, что позитивно влияет на характеристики устойчивости и платежеспособности предприятия.

Увеличение объема продаж (выпуска) продукции товара в заданную единицу времени (W)

Использование в модели точки безубыточности условно-постоянных расходов обязывает пользователей использовать единичный объем времени для вычисления количественного значения таких издержек. С учетом того, что большинство авторов ось абсцисс обозначают как объем реализованной (выпущенной) продукции, то имеет смысл говорить не просто об объеме продукции, а рассматривать этот показатель применительно к единице времени, используемой при вычислении условно-постоянных расходов. Таким образом, ось абсцисс на графическом изображении модели точки безубыточности следует рассматривать как объем произведенной (реализованной) продукции в единицу времени, т. е. интенсивность производства.

Увеличение объемов производства (реализации) в большинстве случаев обеспечивают за счет роста интенсивности использования технологического оборудования (например, переход на 2- 3-сменную работу, или за счет повышения производительности труда. С точки зрения оценки финансового результата с использованием модели точки безубыточности, оба варианта могут быть представлены графически (рис. 3) как увеличение фактического объема на некоторую величину «а». Такое изменение не меняет положения точки безубыточности но приводит к росту прибыли не величину СDfp. Особенностью роста производительности труда является иллюстрация утверждения о том, что рост оплаты труда пропорционально росту производительности труда не приводит к уменьшению прибыли, а наоборот, обеспечивает увеличение как абсолютного, так и относительного роста значения финансового результата (прибыли).

Решение задачи по росту объемов производства может достигаться без дополнительных расходов. В этом случае на предприятии должен быть некоторый запас производственной мощности (производительности машин и технологических линий). Использование запаса для наращивания объема выпускаемой продукции может достигаться в результате более интенсивного использования существующих трудовых ресурсов или за счет привлечения дополнительных сотрудников.

При отсутствии запаса производственной мощности увеличение объемов производства достигается путем строительства дополнительных аналогичных производств. В этом случае решение задачи об увеличении объемов производства (реализации) продукции предполагает наличие инвестиционных ресурсов в необходимом количестве.

К числу недостатков описанного пути увеличения прибыли предприятия следует отнести:

  • увеличение объема работы для персонала, вне зависимости от того, связан этот персонал с производственной деятельностью или относится к службам обеспечения и управления;
  • рост вероятности производственных простоев и сбоев;
  • расширение производственных мощностей требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Несомненном преимуществом данного направления является высокая эффективность, которая обеспечивается:

  • незначительным объемом капитальных вложений при увеличении интенсивности эксплуатации производственных мощностей и трудовых ресурсов;
  • ростом прибыли при условии пропорционального увеличения производительности и оплаты труда;
  • увеличением доли рынка, занимаемого продукцией, выпущенной на предприятии;
  • снижением удельного веса непроизводственных (условно-постоянных) расходов в цене единичного объема выпускаемой продукции.

Увеличение объемов производства за счет создания новых производственных мощностей направлено на увеличение доли рынка, занимаемого продукцией предприятия. В этом случае решение задачи относится к управленческим решениям, связанным с изменением воздействия внешней среды на процессы производства. Увеличение объема продаж в результате роста интенсивности производства (производительности и интенсивности) изменяет не только внешние условия производства, но и приводит к существенным изменениям внутри предприятия.

Снижение условно-переменных и условно-постоянных расходов

Наиболее распространенным решением, направленным на увеличение прибыли предприятия является уменьшение расходов. Поскольку модель точки безубыточности разделяет все расходы на связанные (условно-переменные) и не связанные (условно-постоянные) с объемом выпускаемой продукции, следует рассмотреть влияние таких расходов на изменение прибыли. Графическое изображение последствий уменьшения условно-переменных и условно-постоянных расходов показано на рисунке 4.

Исследование аналитического выражения 2, а также иллюстрация, приведенная на рисунке 4, позволяет сделать следующие выводы:

  • снижение условно-постоянных расходов приводит к пропорциональному росту прибыли предприятия (рис. 4а: заштрихованная область – прирост прибыли);
  • увеличение прибыли при снижении условно-постоянных расходов величина постоянная и зависит только от значения самого снижения и не зависит от объема произведенной (реализованной) продукции (заштрихованная область на рис. 4а);
  • снижение условно-переменных расходов приводит к росту прибыли пропорционально объему выпущенной (реализованной) продукции (заштрихованная область на рис. 4б);
  • снижение условно-переменных и условно-постоянных расходов приводит к перемещению точки безубыточности к началу координат, что является свидетельством роста конкурентоспособности предприятия.

Снижение расходов на предприятии является результатом решений, направленных на экономию всех видов материально-технических, энергетических и сырьевых ресурсов. Снижение расходов, необходимых для выпуска единичного объема продукции повышает эффективность использования ресурсов. Однако на практике снижение расхода ресурсов весьма часто приводит к снижению качества товара, что может привести к снижению его конкурентных преимуществ на потребительском рынке.

Рассмотренные варианты прогноза последствий реализации управленческих решений на предприятии при помощи модели точки безубыточности не исключают комбинаций из сочетаний предлагаемых базовых воздействий на эффективность производства. Для сравнения экономической эффективности изменения основных показателей модели весьма удобно пользоваться таблицей 1.

Для принятия окончательного решения об экономической эффективности основных управленческих решений или их комбинаций необходимо выполнить вычисление прибыли при помощи выражения 2. Сравнение расчетного значения прибыли следует выполнять с исходным или заданным показателем.

Также по этой теме: