Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2010
Малова Е.В.,
начальник отдела
ЗАО «Волгаэнергосбыт»
В российской энергетической отрасли закончилось выделение сбытовой деятельности в самостоятельный вид бизнеса, что означает формирование самостоятельного видения будущего, определение миссии сбыта как бизнеса и обозначение стратегии развития. Исходя из основных функций энергосбыта – организация эффективной поставки энергоресурсов и необходимых услуг потребителям и трансляция экономических сигналов от потребителя к инфраструктуре энергетического рынка – можно сделать вывод, что финансовая устойчивость энергосбытовых предприятий стала напрямую влиять на надежность работы всей энергосистемы.
Требования финансовой стабильности энергетической отрасли, и в первую очередь энергосбытовых предприятий, привели к появлению института гарантирующих поставщиков электрической энергии. Гарантирующий поставщик – это энергосбытовое предприятие – участник оптового и розничных рынков электрической энергии, в обязанности которого входит заключение договора с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности.
Статус гарантирующего поставщика присваивается энергопредприятию на основании открытого конкурса, проводимого региональными властями.
К участникам конкурса предъявляется ряд требований, одним из которых является отсутствие просроченной задолженности перед поставщиками электроэнергии и услуг [1, с. 42].
Поставленные и контролируемые органами государственной власти перед гарантирующим поставщиком задачи могут быть выполнены со стороны последнего только в том случае, если на энергосбытовом предприятии ведется системный контроль за платежеспособностью каждого потребителя.
Значимость проблемы неплатежей для предприятий энергосбыта трудно переоценить, ведь помимо того, что каждое предприятие осуществляет ряд «своих» платежей (заработная плата работников, налоги и др.), оно одновременно возмещает расходы по транспортировке электрической энергии сетевым компаниям, а также затраты на выработку энергии генерирующим компаниям или оплачивает покупку энергии с оптового рынка.
Источником денежных средств на оплату всех выплат являются платежи потребителя за использованный энергоресурс. Поэтому управление и контроль уровня дебиторской задолженности является одной из основных задач энергосбытовых предприятий.
Все многообразие финансовых и управленческих методов управления дебиторской задолженностью не позволяет энергосбытовому предприятию свести дебиторскую задолженность к минимуму. Причина этого кроется не только и не столь ко в законах конкуренции, сколько в законодательстве Российской Федерации, в силу социальной составляющей энергосбытовой деятельности [2, с. 138].
Для ряда категорий потребителей правовыми актами установлены нормы, позволяющие производить оплату энергоресурса с отсрочкой платежа [3, с. 1803].
В связи с этим структура потребителей электроэнергии напрямую влияет на финансовый результат деятельности предприятия. Чем выше в энергобалансе предприятия доля электропотребления таких категорий, как «Население», «Бюджетные потребители», тем выше риски несвоевременности поступления платежей и сложнее управление дебиторской задолженностью.
Принципы управления долгами юридических лиц перед организацией достаточно исследованы и являются общими для всех отраслей народного хозяйства.
Их использование в энергосбытовых предприятиях при выстраивании бизнеспроцесса – управления дебиторской задолженностью юридических лиц – предопределено.
Управление дебиторской задолженностью физических лиц – процесс малоисследованный. Отчасти это происходит из-за того, что длительное время, а в ряде энергосбытовых предприятий и по настоящее время, даже понятие «долг населения за электрическую энергию» отсутствовало. Реализация электроэнергии населению в денежном отношении велась на основании оплаченных гражданами – потребителями счетов, а в натуральном выражении (кВт·ч) определялась делением сумм платежей на соответствующие тарифы.
Ряд факторов – относительно низкое потребление электроэнергии населением, проблемы хищения электроэнергии, многочисленность потребителей группы «Население», устаревший парк электросчетчиков, несовершенство платежных систем, искажения в передаваемых показаниях, трудоемкость разнесения платежей данной группы – содействовал тому, что организация сбытовой деятельности данной категории потребителей была экономически нецелесообразна.
Учитывая, что ежегодный рост потребления электроэнергии населением составляет в среднем 1% и тенденция эта устойчива, перекрестное субсидирование постепенно ликвидируется, тарифы доводятся до экономически обоснованных, а в 2014 г. планируется перевод населения на нерегулируемые тарифы – доля электропотребления населения в балансе доходов сбытовых компаний существенно увеличивается.
Гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании, в структуре которых доля населения в балансе доходов электропотребления населением составила 15% и более, вынуждены пересмотреть свое отношение к процессу реализации электрической энергии гражданам-потребителям.
Закономерно встают вопросы о возможности применения в процессе управления дебиторской задолженностью граждан – потребителей общих принципов и инструментов управления дебиторской задолженностью.
Попытаемся проанализировать процесс формирования дебиторской задолженности по данной группе потребителей и управления им (табл. 1). Для начала обозначим общие для всех категорий потребителей этапы управления дебиторской задолженностью и рассмотрим возможность их применения к группе «Население» [4].
Становится ясно, что процесс управления дебиторской задолженностью домохозяйств имеет специфику в силу необходимости исполнения специальных норм закона, направленных на социальную защищенность данной группы потребителей, а это значит, что не все стандартные инструменты можно использовать в процессе управления этой задолженностью.
Превентивные меры первого этапа управления дебиторской задолженностью неприменимы по отношению к домохозяйствам. Обязательное заключение договоров энергоснабжения с домохозяйством в лице гражданина-потребителя в письменной форме законодательством не предусмотрено. Данные договоры относятся к категории публичных [5, с. 1674]. Гражданин-потребитель считается заключившим договор с момента первой фактической оплаты в адрес гарантирующего поставщика. Штрафные санкции в отношении граждан-потребителей определяются исключительно нормами закона, и предприятие не имеет возможности их ослабления или ужесточения.
Работа второго и последующих этапов процесса управления дебиторской задолженностью применительно к домохозяйствам может быть выстроена исключительно в случае отмены системы «самообслуживания». До недавнего времени большинство энергосбытов при расчетах с домохозяйствами использовало систему «самообслуживание». При данной системе снятие показаний с индивидуальных приборов учета производит домохозяйство самостоятельно в лице гражданина-потребителя, с которым был заключен публичный договор. Сняв показания, гражданин-потребитель рассчитывал сумму к оплате и производил оплату в кредитных учреждениях или отделениях почтамта. Деятельность по учету поступившей от граждан-потребителей оплаты большинство энергопредприятий выводило на аутсорсинг. Обычно этим занимались специализированные расчетные центры.
При всей кажущейся простоте и дешевизне системы «самообслуживание» она вызывала массу нареканий у энергетиков, а в последние время и потребителей. Уже на этапе снятия показаний возникали погрешности измерения вследствие несвоевременности снятия показаний потребителем, отсутствия у потребителя знаний о значности (количестве знаков) прибора учета в связи с их многообразием, а также арифметические ошибки при подсчете объема электропотребления.
В связи с множеством льгот, субсидий и иных механизмов, направленных на социальную защищенность данной группы потребителей, а также многоплановостью тарифов расчет суммы платежа для гражданина был трудновыполнимой задачей.
Компании, предоставляющие услуги по обработке платежных документов, не были заинтересованы в достоверном и качественном подходе решения задач, стоящих перед энергосбытом. Так, при очень высокой скорости обработки извещений операторы ЭВМ часто допускали ошибки, отсутствовал механизм проверки текущих показаний с ранее введенными и программное обеспечение, позволяющее параллельно потребительскому выполнить расчет размера платы.
И, самое главное, при системе расчетов «самообслуживание» у энергосбыта отсутствовала возможность формирования долга [6].
В настоящее время ситуация меняется, и система «самообслуживание» во многих энергосбытовых предприятиях отменена или находится в процессе реорганизации.
Энергосбытовые предприятия стали организовывать работу по получению информации об электропотреблении. Выбор того или иного метода сбора сведений (силами контролеров или дистанционно через соответствующее техническое оборудование) об объемах потребленного гражданами – потребителями энергоресурса зависит от возможностей конкретного сбытового предприятия.
Энергосбытовые предприятия налаживают информационный обмен с органами социальной защиты для получения сведений об имеющихся у гражданина правах на льготы и иные социальные вычеты; с органами регистрационного учета – для получения данных о количестве зарегистрированных граждан на конкретной жилой площади (в случае необходимости применения при расчетах социальной нормы электропотребления), так как получение вышеозначенной информации стало необходимым условием для обоснованного выставления в последующем документа на оплату гражданину-потребителю.
Правильность и своевременность заполнения документов, отгрузки, их доставки потребителю является немаловажной частью работы с дебиторской задолженностью, поскольку именно первичные документы являются основанием появления у контрагента обязательств, а в дальнейшем могут служить письменными доказательствами в суде.
Энергосбытовые предприятия вынуждены совершенствовать платежные системы. Помимо кредитных учреждений, оплату за энергоресурсы, так же как и передачу показаний электросчетчика, стало возможным произвести в терминалах самообслуживания и банкоматах, а также через Интернет. Использование платежных систем позволяет автоматизировать зачисления платежей на лицевые счета.
Итак, отмена системы «самообслуживание» теоретически позволяет квалифицированно выстроить работу второго и последующих этапов управления дебиторской задолженностью. Однако такие факторы, как многочисленность потребителей группы «Население» и их территориальная удаленность, не позволяют энергосбыту имеющимися методами управления дебиторской задолженностью сделать этот процесс эффективным.
Невозможно представить, что не один, а даже десять менеджеров смогут вручную сформировать просроченную задолженность десятков тысяч потребителей, получить достоверную информацию о платежеспособности каждого должника, провести переговоры по возврату задолженности.
Претензионно-исковая работа сведена к отслеживанию срока исковой давности и передаче дела в судебные органы. Поэтому в настоящее время перед энергосбытовыми предприятиями встал вопрос о нахождении более эффективных инструментов, чем использованные ранее, для формирования дебиторской задолженности и управления ею.
Комплексным решением вышеозначенных проблем-процессов может стать внедрение на предприятии биллинговой системы.
Биллинг в переводе с английского – документ, счет (сущ.) или выписывать накладную, выдавать накладную (to, for), выставлять счет (гл.). Однако сегодня биллинг – это инструмент управления бизнес-процессами организации, методология бизнес-процессов с применением средств автоматизации [7, с. 134].
Предлагаемые к использованию информационные системы управления бизнес-процессами для группы «Население» представляют собой автоматизированный регламент действий сотрудника предприятия и необходимых процедур и состоят в основном из двух блоков: расчетного и сервисного обслуживания потребителей.
Расчетный блок представляет собой структурированную базу данных о собственниках помещений, количестве зарегистрированных потребителей на жилой площади, средствах учета энергии, имеющихся у потребителя прав на социальные вычеты и позволяет: дистанционно списывать показания приборов учета энергии; рассчитывать электропотребление и прогнозировать его; производить расчет стоимости энергоресурса; формировать и печатать платежный документ; распределять платежи по лицевым счетам потребителей; вести учет задолженности по каждому потребителю; применять меры технологического воздействия на граждан-неплательщиков (в случае оборудования жилого помещения интеллектуальным средством измерения); организовать претензионную и исковую работу с неплательщиками.
Внедрение на энергосбытовом предприятии биллинговой системы по з воляет:
- повысить производительность труда специалистов сбытовой компании;
- повысить качество и комфортность обслуживания клиентов;
- обеспечить повышение собираемости платежей;
- стандартизовать бизнес-процессы сбытовой деятельности.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: пришло время, когда энергосбытовые предприятия вынуждены не только обратить внимание на процессы формирования и управления дебиторской задолженностью домохозяйств, но и активно заниматься поиском новых методов и инструментов, позволяющих эффективно управлять ею.
Литература
1. Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики : постановление Правительства РФ // Собрание законодательства. – 2006. – № 37.
2. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес. – М. : Дело, 2006.
3. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам : постановление Правительства РФ // Собрание законодательства. – 2006. – № 23.
4. Кувшинов Н. Методы «борьбы» с дебиторской задолженностью // Управление сбытом. – 2007. – № 6.
5. Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства. – 1994. – № 32.
6. Оспанова А.З. Неявный контракт и реформа управления российской региональной электроэнергетикой (на примере Омской области) // Доклады ИЭ
РАН [Электронная версия]. – Режим доступа: lab.obninsk.ru/public/articles.php?htmlfile=ospanova-02-1.htm (дата обращения 27.09.2010).
7. Осорин М. Технология создания биллинговой системы // Энергорынок. Приложение. – 2007. – № 6.