Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2013
Шубина Т.В.,
к. э. н., профессор
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Аннотация
Статья посвящена методам планирования и контроля использования бюджетных средств, направляемых на капитальное строительство. Исходя из требований нормативных документов, регламентирующих процесс реализации контракта на капитальное строительство, изложены методические подходы к организации планирования и использования ассигнований на капитальное строительство.
Использованию финансовых ресурсов в процессе капитального строительства всегда уделялось большое внимание со стороны как надзорных организаций, так и инвесторов. Специфика организации строительно-монтажных работ определяется наличием нормативных документов, устанавливающих требования к качеству работ и регламентирующих взаимоотношения всех участников процесса капитального строительства. Звучащие со стороны последних претензии о завышении стоимости контрактов обусловливают необходимость в пристальном внимании к финансовому механизму процесса реализации инвестиционных контрактов. Данная статья посвящена некоторым методическим подходам к организации управления денежными потоками при осуществлении строительной деятельности.
В строительном процессе участвуют инвестор, заказчик, застройщик, генеральный подрядчик, подрядчик, субподрядчик, поставщик.
Реализация принципа генерального подряда проведения строительно-монтажных работ возведения объекта предъявляет определенные требования к организационной структуре процесса выполнения работ.
Исходя из содержания разработанной проектной документации генеральный подрядчик осуществляет строительно-монтажные работы, привлекая субподрядчиков для реализации отдельных крупных автономных блоков проекта. В свою очередь, субподрядчики, руководствуясь проектной и рабочей документацией, привлекают субподрядчиков для решения более конкретных и менее крупных задач. Таким образом, организационная модель выполнения строительно-монтажных работ сложных объектов представляет собой иерархическую структуру.
На рис. 1 представлен пример обобщенной иерархии трехуровневой организационной структуры выполнения строительно-монтажных работ,
где S – генеральный подрядчик;
– субподрядчики 1-го уровня;
– субподрядчики 2-го уровня;
- – субподрядчики 3-го уровня.
В процессе организации строительно-монтажных работ решаются следующие основные задачи:
– экономичность и рациональность приобретения, сохранности и использования ресурсов (таких как персонал, имущество и площадь);
– осуществление деятельности в соответствии с требованиями законов и положениями других актов и документов по вопросам обеспечения экономичности и рациональности;
– ведение мониторинга причин, по которым деятельность является нерациональной и неэкономичной.
Исходя из поставленных задач организация процесса финансового планирования выполнения контракта на капитальное строительство предусматривает следующие основные направления:
эффективное использование ресурсов или выявление факторов, требующих радикальных изменений в управлении ими; организация системы внутреннего контроля и выявление препятствий для ее эффективного функционирования; организация деятельности в соответствии с потребностями заказчика или пользователей ее результатов, выявление конфликта задач и имеющихся недостатков в распределении работы и ответственности, функций управления, поставках и информационных системах, требующих принятия мер для повышения эффективности;
построение системы управления, отвечающей критериям эффективной деятельности, выявление благоприятных возможностей для повышения ее эффективности или необходимых изменений в организационной структуре управления.
Определение экономичности, продуктивности и результативности использования средств инвестора предусматривает, что при организации выполнения строительного контракта оценка эффективности использования финансовых ресурсов предусматривает различные аспекты результатов использования средств их получателями. При этом важную роль играет анализ систем управления, планирования, мониторинга и контроля, их способности обеспечить выполнение запланированных результатов. В процессе анализа результатов работы проводится сравнительная оценка фактических и запланированных результатов.
Система внутреннего контроля, устанавливаемая руководством организации для достижения поставленных целей, призвана сконцентрироваться на следующих вопросах:
а) обеспечение соответствия деятельности организации положениям и требованиям законодательных и нормативных актов, наличие разработанных и принятых в их развитие документов или мероприятий, необходимых для эффективного осуществления деятельности, проведение анализа их результатов с целью оценки эффективности;
б) обеспечение организационной структуры проводимых руководством политики и методов управления достижением поставленных целей;
в) реализация четкого разделения функций, полномочий и ответственности на каждом уровне управления;
г) функционирование системы измерения, отчетности и мониторинга деятельности, которая давала бы уверенность в получении достоверной информации о результатах работы;
д) формирование процедур и механизма принятия мер по обеспечению сохранности используемых материальных ресурсов и т.д.
Оценка эффективности заключается прежде всего в определении уровня сопоставимости результатов деятельности с теми целями и задачами, которые установлены в действующих нормативных актах, определяющих правовую среду деятельности организации. При этом проводится сравнение плана и факта по значениям выработанных показателей с выяснением причин отклонений. Такой анализ сопровождается либо корректировкой целевого значения показателя, либо разработкой корректирующих мероприятий, направленных на достижение установленного ранее целевого значения. Целевые значения показателей, как правило, прогнозируются на длительный период.
Мероприятия также подвергаются анализу, оценивается:
– степень реализации мероприятий согласно утвержденному плану;
– соблюдение бюджета времени и финансовых ресурсов;
– степень влияния реализованных мероприятий на достижение целей.
На высоком уровне абстрагирования (макроуровень) экономический результат использования бюджетных средств выражается в величине предотвращаемого ими расчетного экономического ущерба от невыполнения задач по направлениям использования.
При таком макроподходе отсутствие негативных последствий является одним из важных показателей эффективности использования бюджетных средств.
Следует отметить, что данный подход не используется для оценки эффективности использования бюджетных средств на микроуровне. Отдельно оценивается каждое конкретное мероприятие (действие, документ и т.п.) на предмет его экономической эффективности в соответствии с плановыми показателями. В совокупности мероприятия, оцениваемые по многим показателям, образуют оценку эффективности использования бюджетных средств. Именно в совокупности они соответствуют макроуровню.
Специфика законодательства, регулирующего строительную деятельность, разнообразие их форм, повышенное внимание государства к деятельности организаций, занимающихся строительной деятельностью, требуют разработки специального инструментария организации их деятельности, в том числе финансовой компоненты, в основе которого лежит разработка концептуальных подходов к реализации договоров подряда.
К локальным нормативным актам относятся внутрифирменные стандарты организации системы внутреннего контроля (СВК). Служба внутреннего контроля строительной организации преследует несколько основных целей:
– достижение эффективного и экономичного использования ресурсов организации;
– своевременное выявление фактов нарушений и их устранение;
– обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов Российской Федерации, решений органов управления организацией.
В процессе проверки организации системы внутреннего контроля решаются следующие задачи:
– оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля;
– подготовка рекомендаций для повышения эффективности деятельности;
– проведение внутреннего контроля и информирование руководства организации об обнаруженных рисках.
Основные особенности деятельности подрядных строительно-монтажных организаций следующие:
– неподвижность и территориальная закрепленность строительной продукции, а следовательно, мобильность исполнителей и орудий труда и усложнение координации деятельности строительных структур;
– большая продолжительность производственного цикла;
– большое влияние природных факторов и усиление экологических требований;
– конструктивная сложность и высокая себестоимость сооружаемых объектов;
– различные методы реализации объекта строительства (сдачи работ) и выявление финансового результата, которые в конечном счете оказывают существенное влияние на формирование отчетности: бухгалтерской, финансовой и налоговой.
Строительно-монтажные организации представляют собой один из субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, правовые и экономические отношения между которыми регулируются Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Управление деятельностью организации, занимающейся капитальным строительством, проводится исходя из общих принципов, но имеет специфику. Объектом управления являются экономические отношения между заказчиком строительных работ, генподрядчиком и субподрячиком, связанные с расчетами при подрядном способе строительства.
При проверках довольно часто встречаются факты заключения договоров подряда на выполнение строительных работ без проведения конкурсов.
При организации деятельности в процессе реализации контрактов на капитальное строительство в рамках соблюдения требований действующего законодательства формулируются следующие задачи:
– соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации и локальных нормативных актов, регулирующих строительно-монтажную деятельность при получении и использовании бюджетных средств на строительномонтажные и ремонтные работы;
– планирование использования средств инвестора на капитальное строительство с целью обеспечения соответствия доходов, определенных ценой контракта, и расходов, связанных с его выполнением;
– соблюдение принципа целевого и эффективного направления и использования финансовых ресурсов на капитальное строительство;
– обеспечение достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности;
– определение эффективности хозяйственной деятельности строительной организации.
Система управления строительной организацией определяется текущей стратегией организации, включая положение на рынке, целостность и системность поставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками, структуру управления строительной организацией, административного подчинения и функционального взаимодействия, а также их соответствие стратегии и модели управления.
Анализ существующих подходов к организации финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций при реализации инвестиционных проектов позволяет сделать вывод об их узкой направленности и слабой увязке с проблемой эффективности использования финансовых ресурсов.
Представляется, что для решения задачи обеспечения комплексного результата деятельности строительной организации концепцию системы управления целесообразно строить на принципах функционирования финансового механизма, регулируемого законодательством Российской Федерации.
Средства, направляемые на финансирование инвестиционных контрактов, являются целевыми и подлежат использованию только по определенному целевому назначению. Целевым использованием средств является возведение объекта инфраструктуры, а также перечня объектов капитального строительства инвестиционной программы. Планирование осуществляется в соответствии с содержанием заключенных договоров. Целевой характер использования денежных средств подтверждается:
– соответствием выполнения строительно-монтажных работ проектносметной документации;
– выполнением строительно-монтажных работ в соответствии с планомграфиком производства работ;
– соответствием принципу генерального подряда;
– соблюдением финансовой дисциплины.
В процессе планирования финансовой компоненты реализации контракта на капитальное строительство проводятся типовые процедуры с использованием средств, направленных на предупреждение нецелевого и неэффективного использования средств. Большое значение имеет процесс планирования.
Эта работа включает: разработку и утверждение, а также внесение изменений в проектно-сметную документацию контракта; договорную работу, направленную на реализацию контракта; контроль за наличием перечня подразделений и мероприятий, включаемых в регламентные работы; планирование расходов, разработка и утверждение смет (в том числе локальных смет), контроль фактического исполнения смет; архивацию и хранение документов.
В процессе планирования осуществляются следующие контрольные процедуры, в частности анализ:
1. локальных нормативных актов, лицензий и/или свидетельств от саморегулируемых организаций (СРО). Наличие и соблюдение внутрифирменного положения о формировании и использовании ресурсов на проверяемом объекте;
2. структуры организации строительно-монтажных работ и управление ими, в том числе распределение полномочий и ответственности между привлеченными организациями, руководителем работ, разработчиками проектов и подрядчиками;
3. структуры расходов на возведение объекта, в ходе которого выявляются необоснованно проводимые мероприятия, а также отсутствие необходимых документов. Осуществляется сравнение расходов на регламентные работы за несколько периодов (в стоимостном выражении и по видам работ), используется индексный метод, проверяется обоснованность расходов в соответствии с локальным нормативным актом.
Анализ планирования работ по договорам на соответствие целям и задачам реализуемого инвестиционного контракта.
При этом оцениваются:
– объективность соотнесения предмета конкретного договора утвержденному контракту (при этом можно использовать метод анализа иерархий);
– количество договоров по конкретному мероприятию, содержащих дефекты, такие как: наличие договоров, заключенных с нарушениями; процедура их заключения; дефекты в соблюдении процедур по оформлению и исполнению договоров, в том числе по наличию согласований, банковских гарантий, календарных планов, структуры цены и др., к общему количеству заключенных договоров;
– количество дефектов в исполнении договоров количеству поданных претензий;
– претензионно-исковая работа;
– соотношение поданных претензий удовлетворенным претензиям;
– соотношение неудовлетворенных претензий поданным искам;
– соотношение поданных исков удовлетворенным искам.
Неотъемлемой частью является документальный поток, имеющий как регулятивную, так и информативную (несущий в себе документальное подтверждение фактов использования бюджетных средств) функцию.
Для оценки рационального использования инвестиций могут использоваться следующие документы:
– договор (контракт);
– договоры, направленные на реализацию контракта;
– утвержденные локальные сметы затрат;
– акты приема-передачи основных средств, нематериальных активов (форма ОС-1 и др.).
Основанием для выполнения строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ является контракт (договор) на выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ, в том числе на изготовление проектно-сметной документации, проведение технического надзора, заключенный между заказчиком (заказчиком–застройщиком) и подрядчиком и регулирующий взаимные обязательства и ответственность сторон в процессе осуществления строительства.
В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ по общему правилу проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе. Исчерпывающий перечень случаев, когда государственная экспертиза проектной документами не является обязательной, также содержится в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. В случае осуществления инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений ст. 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» устанавливает дополнительные требования о том, что инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Планирование соответствия проектной документации
Планирование использования инвестиций призвано обеспечить соответствие выполнения строительно-монтажных работ проектно-сметной документации. Любые расходы на работы, не соответствующие проектно-сметной документации и выполненные вне рамок графика производства работ, признаются нецелевыми.
Сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Основным действующим документом по ценообразованию в настоящее время является Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденная и введенная в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1.
Положения, приведенные в указанном документе, обязательны для организаций, осуществляющих капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений с привлечением средств бюджетов всех уровней.
Стоимость работ в локальных сметах (расчетах) в составе сметной документации может приводиться в двух уровнях цен:
– в базисном уровне цен 2001 г.;
– в текущем уровне цен.
Тестирование договоров на соответствие проектно-сметной документации и характеру проведения сопутствующих работ, связанных с выполнением строительно-монтажных работ (доставка техники, строительных материалов, подготовка персонала и т.п.).
Таблица 2 позволяет оценить качество управления процессом выполнения строительно-монтажных работ.
В случае выявления договоров, не соответствующих проектно-сметной документации или не связанных с обеспечением выполнения строительно-монтажных работ, составляется поясняющая таблица, подтверждающая результаты тестирования (табл. 3).
Наличие договоров на работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, относятся к дополнительным работам и должны выполняться на основании проектно-сметной документации, утвержденной заказчиком. Отсутствие документации позволяет квалифицировать договор как не соответствующий проектно-сметной документации.
Итоговая строка фиксирует размер нецелевого характера используемых бюджетных средств.
Планирование соответствия плану-графику производства работ
Производят тестирование договоров на соответствие графику производства работ. Предметом данных договоров может быть выполнение строительно-монтажных работ или поставка оборудования, стройматериалов, (табл. 4).
При выявлении наличия работ, выполнение которых предусмотрено вне графика производства работ, проверяется обоснование переноса сроков работ.
Итоговая строка фиксирует размер суммы отвлечения из оборота денежных средств.
Поскольку финансирование работ осуществляется строго в соответствии с графиком выполнения работ, все работы, выполненные вне графика производства работ, не имеют источников покрытия понесенных расходов. Таким образом,
субподрядчик обеспечивает выполнение данных работ за счет других источников. Для предотвращения возникновения угрозы убытков вследствие неполучения возмещения понесенных затрат субподрядчик обязан получить гарантийные
обязательства от заказчика об обеспечении финансирования выполненных работ.
Сдвиг выполнения работ по сравнению с графиком производства возможен в двух направлениях:
– выполнение ранее графика;
– выполнение позже графика.
При выполнении ранее графика у заказчика возникают обязательства в виде кредиторской задолженности перед субподрядчиком. Образованная внеплановая кредиторская задолженность должна быть документально подтверждена либо предоставленной гарантией, либо договором займа.
В любом случае данный факт хозяйственной деятельности связан с выводом активов. Поскольку организации, осуществляющие строительство, обладают какой-либо организационно-правовой формой, возникают риски превышения полномочий при операциях по привлечению заемных средств или кредитованию соисполнителей. Для каждой организационно-правовой формы ограничения на сделки устанавливаются соответствующим законом. В связи с этим руководство строительной организации обязано получить одобрение на сделку при возникновении необходимости отступления от плановой системы финансирования проекта.
Таким образом, при выполнении работ ранее сроков, предусмотренных графиком производства работ, у субподрядчика должна быть распорядительная (согласующая) документация на выполнение работ вне графика, у заказчика – оформленное согласие собственника на сделку, связанную с выводом активов.
Если оплата поставки оборудования, строительных материалов осуществлена ранее графика производства работ, необходимо рассчитать сумму отвлечения оборотных средств из хозяйственной деятельности по формуле
где Sот – сумма отвлеченных средств;
Сдог – сумма договора;
d – количество дней отклонения от графика производства работ.
Если работы выполняются позже сроков, предусмотренных планом графика производства работ, то необходимо проверить закрытие этапа, в рамках которого выполняются данные работы. Если этап закрыт, необходимо проверить, было ли уменьшение суммы стоимости работ по этапу на сумму невыполненных работ. Если уменьшения стоимости выполненных работ при закрытии этапа не происходило, то работы, выполненные и оплаченные вне рамок графика работ, признаются нецелевым использованием бюджетных средств.
При выполнении работ позже сроков, установленных планом графика производства работ, но в пределах сроков работ, выполняемых по данному этапу, достаточно наличие только изменений проектной документации, подтверждающей
возможность проведения работ вне рамок плана графика производства работ.
При отсутствии документов, подтверждающих возможность переноса сроков в рамках одного этапа, расходы по данным договорам признаются нецелевым использованием средств.
Планирование соблюдения принципа генерального подряда. Поскольку процесс капитального строительства опирается на принцип генподряда, к реализации государственного контракта может привлекаться широкий круг подрядчиков, имеющих различную организационно-правовую форму.
Принцип генерального подряда при выполнении строительно-монтажных работ реализуется следующим образом: в цепочке договоров от генерального подрядчика до конечного исполнителя каждый последующий договор должен по срокам не превышать предыдущий договор и сумма каждого последующего договора не должна превышать сумму предыдущего.
Результаты тестирования договоров на соблюдение принципа «вложенности» сроков договоров оформляются в соответствии с табл. 6.
Несовпадение сроков выполнения работ основного договора и субподрядного договора может быть в следующем виде:
– субподрядный договор начинается раньше основного договора. При выполнении работ по субподрядному договору ранее сроков, предусмотренных основным договором, у субподрядчика должна быть распорядительная (согласующая) документация на выполнение работ ранее начала работ заказчиком. Отсутствие разрешительной документации является косвенным признаком притворной сделки;
– субподрядный договор заканчивается позже основного договора. Возникают риски срыва графика выполнения работ, поскольку заказчик не сможет подтвердить выполнение работ по основному договору.
Планирование расходования средств в соответствии с целями их ассигнования.
Применительно к разным показателям даны некоторые свойства, влияющие на показатель. Проверяющим могут быть выявлены и другие важные для общей оценки по определенному показателю свойства, которые могут быть отражены после заполнения табл. 7.
Основной формой выражения деятельности строительных организаций объектов являются договоры.
Могут иметь место документы о расходовании средств (чеки, справки, квитанции и т. п.).
По результатам проверки устанавливается законность, правомерность оцениваемого события, договора или действия. Изъяны могут быть охарактеризованы как нарушения, недостатки и отклонения от требований нормативных документов.
В данной таблице представляется обобщение результатов мониторинга проверки каждого субъекта, включенного в участие процесса реализации контракта на строительно-монтажные работы.
Каждое запланированное мероприятие должно соответствовать целям реализации государственного контракта. Объектом анализа для данного объекта является план работ.
На этом этапе важно сопоставить суммы ассигнований инвестора со сметной стоимостью планируемых работ. Если сметная стоимость планируемых к выполнению работ не совпадает с объемами финансирования, то можно делать вывод о некачественной организации процесса планирования.
Если все планируемые расходы могут быть соотнесены с определенной целью, то планирование является качественным и нарушения отсутствуют. Для заполнения табл. 8 можно воспользоваться информацией, полученной в процессе реализации других этапов планирования реализации контракта. В данном разделе акцент делается на организацию процесса заключения и исполнения договоров. Например, оценивается степень реализации принципа генерального подряда, адекватность соответствия проектно-сметной документации.
Документы оцениваются на предмет законности и полноты их формы.
В процессе мониторинга могут быть выявлены такие недостатки, как неполнота заполнения, отсутствие дат, подписей, другой важной и необходимой информации.
Заполнение данной таблицы предполагает сплошной мониторинг всех первичных и иных документов, обосновывающие планируемые мероприятия.
Экономическое обоснование расходов. Каждое конкретное мероприятие (документ, договор и т.п.) должно быть экономически обоснованным и разумным.
Достижение данной цели предполагает наличие информации о рыночной стоимости работ, услуг, предметов и т.п. Рыночная стоимость определяется из различных источников, включая Интернет, статистические сборники и другие информационные ресурсы. Если предмет договора является эксклюзивным и его стоимость не может быть определена традиционными методами, то его стоимость определяется экспертными оценками. Основным документом для оценки является сметная документация. При оценке эксклюзивных объектов учитываются особенности процесса выполнения договора, специальное оборудование, квалификация исполнителей и другие конкретные обстоятельства. Также используются отраслевые стандарты, принятые в строительной отрасли. По итогам работы заполняется табл. 9.
Планирование соблюдения финансовой дисциплины. Тестируется направление планируемых расходов за счет полученных инвестиций (табл. 10).
Планирование использования имущества, приобретенного за счет инвестиций. За счет инвестиций могут возводиться временные здания и сооружения (как титульные, так и нетитульные). Временные объекты входят в состав имущества инвестора и по окончании строительства должны быть переданы ему на баланс. Проверка выполнения данного требования осуществляется несколькими этапами.
На первом этапе формируется выборка договоров, содержащих условия возведения временных зданий и сооружений (табл. 11).
Полученная выборка может служить информационной базой для проверки обоснованности включения данных расходов в процессе планирования строительно-монтажных работ.
На втором этапе формируется информация о содержании договоров полученной выборки (табл. 12).
Если на предыдущем этапе будут выявлены договоры, имеющие возведение временных зданий и сооружений в качестве избыточных условий, то определяется сумма запланированных нецелевых расходов (табл. 13).
На третьем этапе формируется информация о возведенных временных зданиях и сооружениях, но не переданных инвестору (распорядителю бюджетных средств) (табл. 14).
На основе сформированной выборки определяется сумма нецелевого расходования средств на возведение временных зданий и сооружений (табл. 15).
Планирование использования экономии при выполнении строительно-монтажных работ. Согласно п. 1 ст. 710 ГК РФ подрядчик, который в результате выполнения работ по договору подряда сумел уменьшить произведенные им фактические расходы по сравнению с расходами, указанными и учитываемыми при определении цены работы (сметы), получает право на сумму экономии. Заказчик в этом случае обязан оплатить работу по цене, предусмотренной договором подряда. Вместе с тем заказчику предоставляется возможность доказывать, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. Если имеются доказательства того, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ, то заказчик не только не обязан оплачивать работу по цене, предусмотренной договором подряда, но наоборот, вправе применить последствия некачественного выполнения работ, предусмотренные ст. 723 ГК РФ.
Вместе с тем, как указывается в ст. 710 ГК РФ, в договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами. Такой вариант распределения экономии должен быть прямо определен в договоре.
Проверка планирования экономии при выполнении строительно-монтажных работ включает тестирование содержания договоров на наличие в них условия использования экономии (табл. 16).
На следующем этапе проверяется сумма планируемой экономии и характер ее использования. Сначала формируется выборка договоров, в которых предусмотрена экономия (табл. 17).
В итоговой строке указывается сумма планируемой экономии при выполнении договоров строительно-монтажных работ.
После выявления наличия экономии от планируемых строительно-монтажных работ проверяется порядок ее использования согласно условиям договора (табл. 18).
Если выявлены договоры, в которых не предусмотрен порядок использования полученной экономии, но по которым она была получена, необходимо сформировать реестр таких договоров с целью последующего определения причин полученной экономии.
В случае получения экономии вследствие выполнения неполного объема работ в соответствии с условиями договора, то сумма полученной таким образом экономии и неперечисленной заказчику является нецелевым использованием бюджетных средств.
Изложенные подходы к построению финансового механизма реализации строительных контрактов были опробованы в ряде строительных организаций и показали, что могут быть инструментом, способствующим повышению эффективности использования инвестиций.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ, в частности, гл. 37 «Подряд».
2. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.
3. Земельный кодекс РФ.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. № 702 «Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
9. Постановление Правительства от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
10. Постановление Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».
11. Постановление Госстроя России от 8 апреля 2002 г. № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве».
12. Постановление Госстроя России от 28 февраля 2001 г. № 15 «Об утверждении Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве».
13. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденная постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1.
14. Письмо Минстроя России от 10 июня 1992 г. № БФ-558/15 «О руководстве по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации».