О необходимости перехода российских предприятий к международным стандартам финансовой отчетности



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2005


д-р экон. наук, ведущий научный сотрудник Центрального
экономико-математического института Российской академии наук,

Сахарова И.В.,
канд. экон. наук,
заместитель начальника Управления ОСАО «Ингосстрах»

 

<1> Статья подготовлена на материалах исследования, поддерживаемого РГНФ (проект № 05-02-02012).

Новая Россия соразмерно своим возможностям и интересам активно участвует и продолжает наращивать усилия в глобализации международной экономической деятельности, охватившей в конце ХХ столетия многие страны и регионы мира. Наиболее яркими свидетельствами отечественных глобализационных устремлений являются: стабильно растущий внешнеторговый оборот и международное внешнеэкономическое сотрудничество, настойчивая деятельность по вступлению во Всемирную торговую организацию, создание и участие в различных мировых и региональных экономических ассоциациях, союзах и т.д.

Процессы глобализации экономических взаимоотношений помимо принятия многих других мер организационного, информационного и иного порядка потребовали формирования, а также соблюдения некоторых стандартных правил ведения финансовой отчетности в различных сегментах мирового рынка — товарного, финансового, фондового и др.

В этой связи чрезвычайно актуальным становится переход субъектов международной экономической деятельности на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) [1]. Эти стандарты позволяют создать условия и предпосылки для ускорения интеграции национальных рынков ценных бумаг в международную систему финансовых рынков, а также увеличить приток иностранных инвестиций.

Целью перехода предприятий на МСФО является повышение рыночной прозрачности бизнеса, которая, в свою очередь, является предпосылкой повышения качества корпоративного управления (на микроэкономическом уровне) и улучшения инвестиционного климата (на макроэкономическом уровне).

Поскольку многие российские предприятия, в том числе и те, пока немногочисленные, акции которых котируются на внутреннем и международных фондовых рынках, испытывают известную инвестиционную недостаточность, очевидно, что без перехода (адаптации) к МСФО им не обойтись. А поэтому имеет смысл рассмотреть, какие существуют проблемы и механизмы подобной адаптации.

МСФО разрабатываются независимым Комитетом по международным стандартам учета (International Accounting Standards Committee — IASC), созданным в 1973 г. со штаб-квартирой в Лондоне. Однако достаточно длительная деятельность этого независимого Комитета поначалу не привела к сколько-нибудь заметным результатам — на МСФО перешло лишь небольшое число компаний. А поэтому в мае 2000 г. Комитетом было принято решение о его реструктуризации и принятии нового устава, направленное на повышение эффективности его деятельности в условиях глобализации экономических отношений.

Структура реорганизованного Комитета включает правление (International Accounting Standards Board — IASB), сформированное в апреле 2001 г. и состоящее из 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе. В правление входят пять представителей США и по одному представителю от Канады, Австралии, ЮАР, Японии, Франции, Германии, Швейцарии, Англии. Председателем правления является представитель Шотландии, ранее возглавлявший Комитет по стандартам Великобритании (UK Accounting Standards Board).

Смысл нововведений в Комитете заключается в изменении характера его главных задач. Теперь это не только осуществление исследований и самостоятельная разработка стандартов, но и развитие партнерства, координация усилий по разработке стандартов с национальными организациями.
Обновленным Комитетом выпущены документы, среди которых:


-

меры, улучшающие МСФО;

-

предложения по внесению изменений в стандарты, касающиеся учета финансовых инструментов, МСФО-32/-39;

-

стандарт о первом применении МСФО;

-

предложения по конвергенции с американскими стандартами;

-

документ о выплатах на основе акций;

-

стандарт об объединениях бизнеса.

 

Список улучшений МСФО затрагивает 12 стандартов и касается представления финансовой отчетности, учетных политик, учета для ассоциированных компаний, учета запасов, учета основных средств, представления отчетности в иностранной валюте, лизинга, инвестиционной собственности, консолидированной и раздельной финансовой отчетности, раскрытия информации о связанных сторонах, прибыли на акцию, событий после отчетной даты.

Таким образом, МСФО — это не законы, изданные правительством одной или нескольких стран, а набор стандартов, цель которых состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями и другими организациями для финансовой отчетности во всем мире.

1. Преимущества составления отчетности по международным стандартам

Что дает российским акционерным обществам переход на МСФО?

1. Повышение степени мотивации и доверия к обоснованию размера привлекаемых иностранных инвестиций. Однако составление отчетности по МСФО автоматически не дает российскому акционерному обществу возможности получения дополнительных ресурсов, хотя при соблюдении прочих условий российское акционерное общество сможет рассчитывать на иностранное финансирование. Многие финансовые институты уже сейчас осуществляют кредитование только при предоставлении отчетности, составленной по МСФО. Например, при предоставлении кредита российским банкам и кредитным организациям Европейский банк реконструкции и развития требует предоставлять заверенную аудитором годовую финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.

2. Информационную открытость и прозрачность отчетности. Наличие отчетности по международным стандартам положительно сказывается на имидже акционерного общества и повышает доверие к нему как внутри страны, так и со стороны иностранного инвестора и других организаций.

3. Информативность отчетности для принятия управленческих решений внутренними пользователями отчетности. Дело в том, что исторически Стандарты разрабатывались исходя из потребности конкретных пользователей, учитывался критерий полезности информации для принятия управленческих решений. В результате, отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, рассматривается в качестве одного из важнейших элементов корпоративного управления.

Действительно, в настоящее время наметился определенный интерес российских банков к составлению отчетности по МСФО в целях своевременного предупреждения рисков и отражения возникающих у банков проблем. Те банки, которые уже провели работу по составлению отчетности в соответствии с международными стандартами, увидели отличительные моменты. Такой подход дает им возможность принять меры, для того чтобы соответствовать требованиям Банка России к размеру капитала.

Как показала практика, эти различия касаются величины капитала, поскольку есть банки, для которых характерно наличие больших финансовых активов (создание резервов на возможные потери или на обесценение активов), а есть такие, у которых, наоборот, по международным стандартам происходит дооценка капитала, например, при применении МСФО «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».

Зачастую по документам российской отчетности можно только по косвенным признакам заподозрить наличие у банка определенных проблем. Использование же МСФО, как правило, более явно отражает в международной отчетности банка такие результаты его деятельности, как, например, дефицит собственных средств, снижение рентабельности и т.д.

2. Различия в регулировании вопросов бухгалтерского учета

Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Если финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими заинтересованными предприятиями и финансовыми институтами, то финансовая отчетность, составленная в соответствии с российской системой учета, используется в основном органами государственного регулирования. Отсюда видно, что сложившаяся система бухгалтерского учета в России в большей степени ориентирована на получение необходимой информации для расчета налогов и составления налоговой отчетности и по этим причинам имеет фискальный характер. Даже выделение налогового учета в самостоятельный вид учета акционерных обществ не меняет, по сути, всей направленности бухгалтерского учета и финансовой отчетности российских предприятий.

Несмотря на то, что налоговая отчетность представляется по тем правилам, которые действуют в стране, очень важной задачей является унификации правил в системе налогообложения. Однако невозможно до конца привести наше налоговое законодательство в соответствие с международными стандартами. Более актуальна другая задача — привести российскую систему методологического регулирования бухгалтерского учета в соответствие с принципами МСФО [4].

Следует отметить, что действующие положения российского бухгалтерского учета не полностью соответствуют международным стандартам. Но в части формирования финансовых результатов бухгалтерская отчетность, составленная по российским стандартам, и отчетность, составленная по стандартам МСФО, во многом совпадают, что облегчает их адаптацию.

3. Применение МСФО организациями с иностранными инвестициями

Многие специалисты в области бухгалтерского учета считают, что в большинстве случаев составление консолидированной отчетности по международным стандартам необходимо только тем организациям, которые заинтересованы в привлечении капиталов. Остальным организациям достаточно составлять сводную консолидированную отчетность по российским правилам.

Для тех организаций, которые в настоящее время не выпускают долевые ценные бумаги, а эмитируют только долговые ценные бумаги (векселя, облигации), а также для организаций, которые формируют свою отчетность по иным признанным мировым стандартам (таким, как GAAP США, Великобритании1), предполагается отсрочить переход на МСФО до 2007 г. Для остальных организаций планируется начать представление сводной консолидированной отчетности по МСФО в 2010 г.

Но в любом случае ведение МСФО прежде всего позволяет перенести акцент с фискальной цели отчетности на инвестиционные цели, сделав отчетность, по существу, одним из средств снижения инвестиционных рисков для инвесторов. Кроме того, применение МСФО обеспечивает необходимый уровень сопоставимости информации, который используется инвестором при принятии инвестиционного решения, поскольку интересы инвестора защищает важнейший принцип МСФО — обеспечение оценки активов и финансового положения акционерного общества вне зависимости от специфики национальных систем бухгалтерского учета и аудита.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с МСФО «Представление финансовой отчетности» отчетность полностью удовлетворяет МСФО только в том случае, если она составлена с учетом требований всех стандартов, существующих на текущий момент. Однако до сих пор Комитетом не решена проблема с внедрением МСФО-32 и МСФО-39, связанных с учетом финансовых инструментов (акции, паи, облигации, векселя, займы).

В 2005 г. планируется завершить работу над проектом так называемых улучшений МСФО, который затрагивает 12 стандартов. Комиссия по ценным бумагам США (Security Exchange Commission — SEC) не разрешает компаниям, котирующим свои акции на американских биржах, представлять отчетность, составленную только по МСФО. От всех компаний SEC требует представления отчетности по US GAAP. Ожидается, что в 2007—2008 гг. SEC рассмотрит вопрос о разрешении котировать свои акции европейским компаниям, которые ведут учет по международным стандартам.

4. «Двойные» стандарты. Закрепление правового статуса МСФО

Ведение МСФО параллельно с сохранением действующих национальных стандартов отчетности не может в полной мере решить проблему защиты прав инвесторов, поскольку существование двух стандартов, причем избираемых на добровольной основе, создают потенциальный конфликт интересов менеджеров акционерных обществ и акционеров (инвесторов). В результате раскрытие информации, позволяющей акционерам оценивать финансовое положение общества, его капитала и активов в конечном счете ставится в зависимость от управленческого решения. Кроме того, нецелесообразно и выносить решение о применении МСФО на уровень общего собрания акционерных обществ. Ведь в условиях весьма не равной структуры собственности российских акционерных обществ выбор МСФО может стать инструментом манипулирования акционерами.

Понятно, что параллельное существование национальных стандартов отчетности и МСФО создает определенные сложности в работе акционерных обществ:


-

увеличиваются затраты на составление отчетности по российским стандартам и по МСФО, при этом расходы акционерного общества на подготовку отчетности по международным стандартам не являются экономически необходимыми и не уменьшают налогооблагаемую прибыль согласно налоговому законодательству РФ;

-

усложняется система аудита отчетности;

-

остро ощущается нехватка квалифицированных кадров для составления отчетности по международным стандартам;

-

отсутствуют практические рекомендации по применению МСФО и сама официальная редакция МСФО на русском языке;

-

отсутствует программа подготовки и аттестации специалистов по МСФО на русском языке.

 

Таким образом, учитывая постепенный переход других экономически ведущих стран на МСФО и нерациональность существования параллельных систем отчетности, важнейшей задачей российских акционерных обществ и профессиональных участников рынка ценных бумаг является обязательное усвоение и применение МСФО.

Это тем более очевидно, что отчетность по МСФО официально будет иметь юридическую силу только с 2007 г., когда на МСФО перейдет большинство российских предприятий. По словам О. Вьюгина, совет директоров Центрального банка России принял решение упростить процедуру составления отчетности по МСФО. Теперь банкам не придется отдельно составлять отчетность по российским и международным стандартам. Они будут лишь пересчитывать российскую отчетность с помощью формул, разработанных ЦБ России.

5. Применение принципа приоритета содержания над формой

Одним из обязательных принципов МСФО является приоритет содержания над формой. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. Российские принципы бухгалтерской отчетности формально декларируют этот принцип, но на практике он, как правило, не применяется.

Если российские правила учета основываются на строгом соблюдении законодательных норм, то есть отдают пальму первенства форме, то международные стандарты призваны отражать реальную экономическую сущность операций, ставят во главу угла содержание. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российском учете, является вексельная задолженность третьих лиц.

В соответствии со сложившейся практикой бухгалтерская запись в учете возникает только при наличии соответствующего первичного документа. При этом составление документов первичного учета, таких, как договора, счета, акты и т.п., как правило, не входит в компетенцию бухгалтерии акционерных обществ и зависит от организации документооборота между бухгалтерией и другими подразделениями, а также от сроков представления необходимых документов контрагентами.

Существующая система регулирования бухгалтерского учета не позволяет изменить сложившуюся ситуацию. Нормативные акты Минфина России и ЦБ России не стимулируют бухгалтерские службы российских акционерных обществ к прямому применению международных стандартов.

В этой связи целесообразным видится переход от жесткого регулирования бухгалтерского учета в виде нормативных актов к механизму методических рекомендаций, которые способствовали бы внедрению принципов международных стандартов. Для этого необходимо существенным образом изменить систему образования бухгалтера, расширяя изучение экономических дисциплин и сокращая изучение нормативных актов. Тогда квалификация бухгалтера будет значительно выше существующей, при этом он сможет осуществлять системный анализ и принимать самостоятельные решения, за которые придется нести ответственность.

Однако, как показывает практика, одной теоретической подготовки недостаточно, а сам преподаватель теории МСФО не в состоянии оказать всем квалифицированную консультацию в применении международных стандартов. Следовательно, нужно создать систему консультирования со стороны аудиторов. При этом аудитор должен иметь опыт составления отчетности по МСФО, иначе он не сможет оказать квалифицированную консультацию.

Следует отметить также, что МСФО являются целостным механизмом, объединяющим отдельные стандарты. Поэтому необходимый эффект наступит только при полном применении каждого из них. Любые отклонения, связанные в том числе с адаптацией к российскому учету, будут провоцировать искажения в соответствующих статьях отчетности. Поэтому до момента полного ввода в действие МСФО не стоит ожидать существенного повышения достоверности финансовой отчетности.

В свою очередь, комитет по МСФО в своих документах подчеркивает, что «финансовая отчетность не должна представляться как соответствующая МСФО, если она не соответствует всем требованиям каждого применимого стандарта». А это означает, что для получения аудиторского заключения без оговорок за 2005 г., российскому акционерному обществу придется составлять отчетность по МСФО уже за 2004 г.

6. Различия в схемах учета затрат

Другим существенным отличие российской системы учета от международных стандартов являются схемы учета затрат. Что касается учета доходов и расходов, то в соответствии с МСФО он ведется по принципу начислений, а Российские положения по бухгалтерскому учету (РПБУ) требуют применения и метода начислений, и кассового метода. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу начисления, согласно которому операции отражаются в учете в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств (или их эквивалентов).

Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским акционерным обществам учитывать все операции, относящиеся к определенному периоду, что приводит к несвоевременности учета этих операций с точки зрения МСФО. При этом различие в моменте учета операций возникает также из-за несоблюдения в российских стандартах принципа преобладания сущности над формой, что проявляется в статьях баланса, отчете о прибылях и убытках и других отчетах. Кроме этого международные стандарты ориентированы на использование рыночных оценок активов и обязательств компании, а поэтому российские специалисты при подготовке отчетности по МСФО будут постоянно сталкиваться с проблемами оценки статей баланса и отчета о прибылях и убытках.

Таким образом, использование МСФО в России имеет ряд естественных ограничений, одним из которых является субъективная оценка тех специалистов, которые готовят отчетность, что, естественно, также может повлиять на ее качество.

7. Различия в составе и периодичности представления отчетности по МСФО

Финансовая отчетность по МСФО включает пять основных форм: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, изменения в капитале, отчет о движении денежных средств, примечания к финансовой отчетности, включая учетную политику. При этом имеются некоторые отличия в правилах предоставления информации для каждого отчета, а также в правилах раскрытия информации в самих отчетных формах и пояснениях к ним. Однако различия в составе представляемой отчетности по российским и международным стандартам носят несущественный характер.

Согласно проекту федерального закона о консолидированной финансовой отчетности вся отчетность должна ежегодно представляться в обязательном порядке. Это соответствует требованиям международных стандартов. Что же касается представления промежуточной отчетности, допустим, за полугодие или за 9 месяцев отчетного года, то, по-видимому, эта норма будет носить добровольный характер. В том случае, если в учредительных документах группы компаний или холдинга будет содержаться такое требование, то оно должно выполняться всеми дочерними и зависимыми организациями, входящими в эту группу компаний или холдинг.

8. Переход к МСФО в аудиторской и бухгалтерской практике

Учитывая значимость и масштаб проблемы перехода российских предприятий на МСФО для текущего состояния отечественной экономики (целью перехода, напомним, является повышение рыночной прозрачности бизнеса в России и качества корпоративного управления, а также улучшение инвестиционного климата), Московской аудиторской палатой (МоАП) был создан Комитет по МСФО, деятельность которого направлена на организацию взаимодействия с органами государственной власти и другими общественными объединениями по вопросам перехода России на международные стандарты. Кроме того, эта деятельность предоставляет возможность аудиторам влиять на процесс перехода предприятий на МСФО.

Для успешной реализации аудиторской деятельности данный Комитет по МСФО наделяется соответствующими целями, функциями и задачами.

К функциям членов Комитета по МСФО относятся:


-

составление экспертных заключений по вопросам разработки программ и нормативных актов, обеспечивающих переход на МСФО;

-

участие в общественных мероприятиях по выработке мнения профессионального сообщества по вопросам перехода на МСФО;

-

подготовка предложений о сотрудничестве с Минфином, МЭРТ, ЦБ России;

-

обмен опытом, взаимодействие с зарубежными партнерами для реализации крупных проектов по трансформации отчетности и проведению аудита по международным стандартам;

-

распространение услуг российских аудиторских фирм в области МСФО.

 

Поскольку изначально фундаментом всей концепции МСФО является полномасштабное и системное применение всех норм и требований, включенных в данные стандарты, то основное требование деятельности Комитета по МСФО заключается в том, что финансовая отчетность, подготовленная с какими-либо отступлениями от стандартов, не может быть признана соответствующей МСФО. Следовательно, цель реформы будет достигнута только в том случае, если в российские правила бухгалтерского учета будут внесены существенные изменения по приведению их в полное соответствие с МСФО.

В этой связи можно выделить следующие этапы перехода на МСФО:

1. Внедрение существенных положений МСФО, которые в настоящее время отсутствуют в российских стандартах, в том числе концепции обесценения активов (МСФО-36), принципа справедливой стоимости (МСФО-39), учета влияния гиперинфляции (МСФО-29) и др.

Система МСФО отличается от многих национальных стандартов тем, что базируется не на правилах, а на принципах, положенных в основу всех стандартов. При принятии того или иного решения бухгалтер должен основываться на принципах бухгалтерского учета (формирования финансовой отчетности), а не просто руководствоваться жесткими правилами, которые далеко не всегда дают объяснение, зачем нужен тот или иной элемент.

На сегодня РПБУ и международные стандарты финансовой отчетности — это документы различного правового статуса. При подготовке этих документов применяются различные подходы, обусловленные отличиями в профессиональных традициях и менталитете наших бухгалтеров и бухгалтеров зарубежных стран [3].

Поскольку сопоставление российских и международных стандартов носит условный характер, постольку точное соотнесение МСФО и РПБУ невозможно по вышеупомянутым причинам. Примерное соответствие МСФО и РПБУ можно представить в виде таблицы (см. табл.).

Таблица

Примерное соответствие МСФО и РПБУ

№ п/п

МСФО

Российские ПБУ

1

МСФО-1. Представление финансовой отчетности

ПБУ 1/98. Учетная политика организации

 

 

ПБУ 4/99. Бухгалтерская отчетность организации

2

МСФО-2. Запасы

ПБУ 5/01. Учет материально-производственных запасов

3

МСФО-4. Учет амортизации

ПБУ отсутствует

4

МСФО-7. Отчеты о движении денежных средств

ПБУ отсутствует

5

МСФО-8. Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике

ПБУ отсутствует

6

МСФО-9. Затраты на исследования и разработки

ПБУ 17/02. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

7

МСФО-10. Условные события и события, происшедшие после отчетной даты

ПБУ 7/98. События после отчетной даты

8

МСФО-11. Договоры подряда

ПБУ 2/94. Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство

9

МСФО-12. Налоги на прибыль

ПБУ 18/02. Учет расчетов по налогу на прибыль

10

МСФО-14. Сегментная отчетность

ПБУ 12/2000. Информация по сегментам

11

МСФО-15. Информация, отражающая влияние изменения цен

ПБУ отсутствует

12

МСФО-16. Основные средства

ПБУ 6/01. Учет основных средств

13

МСФО-17. Аренда

ПБУ отсутствует

14

МСФО-18. Выручка

ПБУ отсутствует

15

МСФО-19. Вознаграждения работникам

ПБУ отсутствует

16

МСФО-20. Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи

ПБУ 13/2000. Учет государственной помощи

17

МСФО-21. Влияние изменений валютных курсов

ПБУ 3/2000. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

18

МСФО-22. Объединение компаний

ПБУ отсутствует

19

МСФО-23. Затраты по займам

ПБУ 15/01. Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию

20

МСФО-24. Раскрытие информации о связанных сторонах

ПБУ 11/2000. Информация об аффилированных лицах

21

МСФО-25. Учет инвестиций

ПБУ 19/02. Учет финансовых вложений

22

МСФО-26. Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)

ПБУ отсутствует

23

МСФО-27. Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112 (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.05.1999 № 36н)

24

МСФО-28. Учет инвестиций в ассоциированные компании

ПБУ отсутствует

25

МСФО-29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

ПБУ отсутствует

26

МСФО-30. Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов

Издание нормативных актов, регламентирующих представление отчетности коммерческими банками, находится в компетенции ЦБ России

27

МСФО-31. Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности

ПБУ отсутствует

28

МСФО-32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации

ПБУ отсутствует

29

МСФО-33. Прибыль на акцию

ПБУ отсутствует

30

МСФО-34. Промежуточная финансовая отчетность

ПБУ отсутствует

31

МСФО-35. Прекращаемая деятельность

ПБУ 16/02. Информация по прекращаемой деятельности

32

МСФО-36. Обесценение активов

ПБУ отсутствует

33

МСФО-37. Резервы, условные обязательства и условные активы

ПБУ 8/01. Условные факты хозяйственной деятельности

34

МСФО-38. Нематериальные активы

ПБУ 14/2000. Учет нематериальных активов

35

МСФО-39. Финансовые инструменты: признание и оценка

ПБУ отсутствует

36

МСФО-40. Инвестиционное имущество

ПБУ отсутствует

37

МСФО-41. Сельское хозяйство

ПБУ отсутствует

38

Аналог отсутствует

ПБУ 10/99. Расходы организации

39

Аналог отсутствует

ПБУ 9/99. Доходы организации

 

Проведенный сравнительный анализ показывает, что не всем стандартам МСФО соответствуют российские стандарты, а некоторые РПБУ, в свою очередь, не имеют аналогов среди МСФО, поскольку рассматриваемые в них вопросы слишком узки.

2. Подготовка специалистов по МСФО должна вестись по следующим направлениям: обучение основам теории МСФО; практические семинары по пересмотру российской отчетности в соответствии с международными стандартами; аттестация бухгалтеров и аудиторов по МСФО.

Поскольку МСФО основаны на применении общих принципов и использовании оценочных величин, а не на узких правилах и формальных критериях, то бухгалтерам предстоит научиться использовать профессиональное суждение для подготовки достоверной отчетности.

Значительной проблемой может стать и аудит компаний, работающих по МСФО. Подавляющее большинство аудиторских фирм не располагают в настоящее время специалистами, обладающими достаточной квалификацией. Примерно из 6 тысяч российских аудиторских компаний только 10—15 имеют специалистов — обладателей общепризнанных международных сертификатов. Как показывает практический опыт и по утверждению представителей аудиторских компаний, для того чтобы подготовить кадры, требуется минимум два-три года.

Планом мероприятий по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета был осуществлен перевод МСФО на русский язык, который издан вместе со словарем употребляемых терминов [2]. В настоящее время данный перевод МСФО распространяется издательством на платной основе и пока является безальтернативным.

Следует также обратить внимание на имеющиеся различия в терминологии, применяемой в РПБУ, издаваемых Минфином России, и в терминологии русского перевода текста МСФО. При этом неизвестно, каким образом термины, имеющиеся в русском переводе текстов МСФО, будут использоваться в национальных нормативных актах, а поэтому официальное использование МСФО без издания соответствующих национальных нормативных актов — положений (стандартов) по бухгалтерскому учету для подготовки юридически значимой отчетности, на наш взгляд, едва ли возможно.

3. Популяризация МСФО. Как показывает опыт, многие взятые из МСФО концепции и правила с трудом приживаются в отечественной практике. Это связано с тем, что подготовка финансовой отчетности большинства российских предприятий по-прежнему ориентирована на налоговые и другие регулирующие органы в большей степени, чем на собственника, потенциального инвестора или кредитора. Так, бухгалтер, имея выбор между несколькими вариантами ведения учета, как правило, выбирает тот, который соответствует целям налогового учета, а нормы РПБУ, которые не имеют отношения к налогообложению, им воспринимаются неохотно.

Популяризация стандартов актуальна не только среди составителей отчетности, но и среди российских пользователей отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами. Таким инструментом, как МСФО, нужно уметь пользоваться, надо понимать, что стоит за той или иной, даже стандартной, формулировкой. Практика показывает, что российские пользователи нередко знают стандарты даже хуже, чем те, кто эту отчетность составляет. При этом сохраняется возможность представления некачественной информации.

4. Совершенствование стандартов, касающихся консолидации отчетности по МСФО. Так, в настоящее время действуют различные стандарты консолидации финансовой отчетности для банков и предприятий, а некоторые изменения, внесенные в РПБУ в рамках приближения российских стандартов к международным, не распространяются на банки. При этом жестких правил создания консолидированной финансовой отчетности не существует, а методические рекомендации содержат только общие подходы (принципы) консолидации. Однако сам порядок формирования консолидированной финансовой отчетности устанавливается организацией самостоятельно с учетом требований МСФО, а консолидированная отчетность должна подтверждаться аудиторским заключением.

5. Введение обязательной консолидированной отчетности для компаний-холдингов. Консолидация, как правило, осуществляется путем перекладки отчетности, подготовленной по национальным стандартам. С большой долей вероятности можно сказать, что решение об обязательном применении МСФО будет приниматься на уровне правительства, что обязательно приведет к появлению каких-либо исключений или дополнений к основным регулирующим документам. А это, в свою очередь, позволит определенным группам компаний отложить переход на международные стандарты. Однако большинство компаний, котирующих свои акции на бирже, должны будут представлять отчетность по МСФО начиная с 2005 г.

Методическое сопровождение перехода на международные стандарты осуществляет Министерство финансов РФ. Но если говорить о консультировании в режиме текущего времени, то Минфин России силами своих специалистов не в состоянии будет проконсультировать десятки тысяч компаний. Понятно, что реальную помощь в этом вопросе могут оказать консалтинговые фирмы, аудиторские компании, профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров.

Таким образом, чтобы переход на МСФО состоялся, требуются значительные усилия со стороны государственной экономической и законодательной власти, крупных корпоративных структур, хозяйствующих субъектов и общественных организаций. Опыт аудиторов в вопросах применения МСФО может оказаться весьма полезным как для аудиторской профессии в частности, так для экономики России в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. International Financial Reporting Standards (IFRS). International Accounting Standards Committee, IASC, 2004.
2. Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. — М.: Аскери-АССА, 2004.
3. Стуков Л.С. Практические аспекты внедрения МСФО в российскую практику // Аудиторские ведомости. 2003. — № 5.
4. Поленова С.Н. Отличия российской практики бухгалтерской отчетности от положений международных стандартов // Финансовый менеджмент. 2002. — № 6.

Также по этой теме: