Управленческий учет накладных расходов: возможности применения метода JIT (JUST-IN-TIME) и метода АВС



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №4 год - 2006




Прозорова С.С.

В современных условиях деятельность отечественных производителей должна быть ориентирована на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции при максимальном снижении затрат на ее производство. Поэтому особую значимость приобретает использование передовых форм и методов организации труда и управления производством, применяемых в разных странах. В статье рассмотрены варианты использования методов JIT и АВС в управленческом учете накладных расходов

Накладные расходы в системе управления производством JIT (Just-In-Time)

Система JIT (Just-In-Time, т.е. «точно в срок») зародилась в Японии в середине 70-х гг. XX в. в компании «Тойота» и в настоящее время с большим успехом применяется во многих развитых странах. Суть системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как зло, которое затрудняет решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия. При этой системе действует принцип: производить продукцию только тогда, когда в ней нуждаются, и только в таком количестве, которое требуется покупателю.

Возможности применения системы JIТ в рамках управленческого учета накладных расходов на предприятии ООО «Орловские просторы» можно представить следующим образом.

Изменение технологии производства

Вместо производственных и обслуживающих цехов должна появиться производственная ячейка (cell), в рамках которой аккумулируются прямые и накладные расходы. Производственная ячейка представляет собой совокупность различного оборудования, расположенного на одном производственном участке (в отличие от традиционного расположения в цехах на отечественных предприятиях). При этом, что важно, один продукт обрабатывается на одной производственной ячейке. Обслуживающие производства разгруппировываются за исключением самых необходимых структурных подразделений. Другими слова­ми, происходит децентрализация таких служб, как ремонтный цех, транспортный цех и т.п., и закрепление работающих в них специалистов непосредственно за объектами обслуживания. В результате уменьшается трудоемкость применения методов распределения накладных расходов и упрощается вся схема их учета. Производственные накладные расходы собираются в производственной ячейке и без распределения (поскольку в ячейке производится один продукт) формируют себестоимость изделий. Непроизводственные накладные расходы (если выбран метод учета полных затрат) распределяются между производственными ячейками пропорционально заранее выбранной базе с использованием расчетных ставок. Такое распределение часто требуется для принятия управленческих решений, которые базируются на информации о полной себестоимости продукта (табл. 1).

Таблица 1

Накладные расходы производственных ячеек в системе JIT

Накладные расходы

Производственная ячейка

 

Мясо КРС

Молоко

Зерно

Итого

Прямые расходы

1. Прямые расходы на материалы

15 000

30 000

25 000

70 000

2. Прямые расходы на оплату труда

8 000

5 000

7 000

20 000

3. Итого прямых расходов

23 000

35 000

 32 000

 90 000

Производственные накладные расходы

4. Амортизация оборудования и транспортных средств

10 000

15 000

20 000

45 000

5. Расходы на эксплуатацию оборудования

6000

4000

5000

15 000

6. Расходы на текущий ремонт оборудования

4000

 2000

 3000

9000

7. Расходы на внутризаводское перемещение грузов

1000

1 000

4000

8. Расходы на оплату труда вспомогательных рабочих и прочего обслуживающего персонала

7000

2000

3 000

10 000

9. Расходы на испытания и исследования

2000

2000

3 000

7 000

10. Итого производственных накладных расходов

 30 000

 25 000

35 000

 90 000

11. Производственные расходы (3 + 10)

 53 000

 60 000

67 000

180 000

12. Выручка от продажи продукта

75 000

 104 000

96 000

275 000

13. Маржинальная прибыль (12 — 11)

22 000

44 000

29 000

95 000

14. Непроизводственные накладные расходы

Х

Х

Х

50 000

15. Распределенные непроизводственные накладные расходы

20 000

12 500

1750 011

50 000

16. Операционная прибыль

2000

31 500

500

45 000

 

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод о том, что большая часть накладных расходов производственной ячейки представляет собой: прямые расходы по отношению к продукту; контролируемые расходы; расходы, покрытые маржинальной прибылью, т. е. все производственные ячейки рентабельны.
Непроизводственные накладные расходы в сумме 50 000 руб. распределены между производственными ячейками пропорционально прямым расходам по заработной плате. Производственная ячейка по производству:
продукт А:
50 000 ден. ед.: 20 000 ден. ед. х 8000 ден. ед. = 20 000 ден. ед.;
продукт В:
50 000 ден. ед.: 20 000 ден. ед. х 5000 ден. ед. = 12 500 ден. ед.;
продукт С:
50 000 ден. ед.: 20 000 ден. ед. х 7000 ден. ед. = 17 500 ден. ед.

Можно использовать группировку расходов «переменные—постоянные» для организации управленческого учета накладных расходов в разрезе производственных ячеек. В этом случае по­явится возможность проводить традиционный маржинальный анализ.

В конечном итоге все изменения в технологии производства приводят к следующему: децентрализация таких служб, как ремонтный, транспортный цех, отдел технического контроля и т.д., снижает накладные расходы; сокращаются расходы на организацию процедуры распределения накладных расходов; часть накладных расходов трансформируется в прямые накладные расходы по отношению к производственным ячейкам, а следовательно, и к видам продукции. Этот подход совершенствует методику калькулирования затрат на предприятии, поскольку наиболее точно подсчитываются расходы на производство единицы продукта.

JIT-калькулирование представляет собой модификацию попередельного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Для попередельного метода характерен учет движения полуфабрикатов на специальных счетах, но калькулирование в системе JIT отрицает полуфабрикатный вариант учета затрат на производство. В основе всех модификаций калькуляционных систем в производстве «точно в срок» лежит принцип ликвидации избыточной информации для управления. Во-первых, в связи с минимизацией расходов на хранение и внутризаводскую транспортировку для менеджеров становятся нерелевантными учетные данные по всем стадиям движения материального потока. Производство рассматривается как черный ящик. Во-вторых, прямое отнесение затрат на оплату труда основных производственных рабочих также становятся нерелевантным, поэтому данные затраты учитываются в составе общепроизводственных расходов. Как следствие этих двух причин вносятся изменения в рабочий план счетов; сокращаются учетные записи.

Можно выделить три подхода к калькулированию в системе JIТ:

1)

 ликвидируется учет операций, связанных с движением и наличием материалов на складах; ликвидируется обособленный учет прямоотносимой заработной платы основных производственных рабочих и начислений на нее;

2)

 ликвидируется учет операций, связанных с отпуском в производство материалов и выпуском готовой продукции; ликвидируется обособленный учет прямоотносимой заработной платы основных производственных рабочих;

3)

 ликвидируется учет операций, связанных с движением и наличием материалов на складах; учет затрат в процессе производства; учет операций, связанных с выпуском готовой продукции; ликвидируется обособленный учет прямоотносимой заработной платы и начислений основных производственных рабочих.

 

Рассмотрим механизм учетных записей на ООО «Орловские просторы» при использовании первого подхода к калькулированию в системе JIT. Первый подход имеет две точки учета на материальном потоке, позволяющие обойтись без традиционного учета затрат на производство. Счет 43 «Готовая продукция» является ключевым. На нем осуществляется сбор всех затрат и калькулирование себестоимости продукции. Допустим, что у ООО «Орловские просторы» на начало апреля отсутствуют запасы основных материалов и НЗП. В калькуляции себестоимости продукции в данной организации выделяются только две статьи: одна из них — «Прямые производственные затраты» (основные материалы); вторая — «Косвенные расходы». В ее состав включаются общепроизводственные расходы и расходы на оплату труда основных производственных рабочих.

На основе материальных отчетов определены нормы расхода основных материалов на производство 1 литра молока в сумме 9,5 руб. и общепроизводственных расходов в сумме 6 руб.

В рабочем плане счетов организации открыты два счета запасов:
1) объединяет учет основных материалов на складе и в НЗП — счет 22 «Материалы и производстве»;
2) учет готовой продукции при ее комплектации — счет 43 «Готовая продукция».

Первая особенность калькулирования по последней операции возникает при приобретении материалов у поставщиков. Затраты, связанные с приобретением материалов, сразу же относятся к производственным и отражаются на счете «Материалы и производство».

Вторая особенность связана с прочими производственными за­тратами. Понесенные общепроизводственные расходы отражаются, как и в других калькуляционных системах, на счете «Общепроизводственные расходы». Отличие заключается только в том, что на данном счете учитывается начисленная заработная плата производственных рабочих. Однако последующие операции с этим счетом отличают калькулирование по последней операции от традиционных учетных записей. Итак, вторая особенность: счет «Общепроизводственные расходы» закрывается не на счет «Основное производство», а на счет «Готовая продукция». Экономия (или перерасход) может относиться к периодическим расходам и списываться на счет «Продажи» в том же месяце.

Учетные записи на счетах осуществляются в 7 шагов. Рассмотрим их.

Шаг 1. Осуществляются записи покупок основных материалов за отчетный период. Допустим, в апреле организация ООО «Орловские просторы» приобрела основных материалов на сумму 975 000 руб.:

Дебет счета 22 «Материалы и производство», Кредит счета 60 «Поставщики» — 975 000 руб.

Шаг 2. Ведутся записи по осуществлению общепроизводственных расходов. Они составили в апреле 630 000 руб.:

Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» Кредит счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 23 «Затраты вспомогательных производств», 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» — 630 000 руб.

Шаг 4. Подсчитывается плановая, или нормативная, себестоимость единицы продукции. В нашем случае нормативная себестоимость одного литра молока составила 15,5 руб. (основные материалы — 9,5 руб.; общепроизводственные расходы — 6 руб.).
Шаг 5. Отражается на счетах выпуск готовой продукции за отчетный период. В данном случае на сумму 775 000 руб. (50 000 руб. х 15,5 руб.). Этот шаг и дал имя калькуляционной системе.

Дебет счета 43 «Готовая продукция», Кредит счетов 22 «Материалы и производство», 25 «Общепроизводственные расходы» — 775 000 руб.

Шаг 6. Отражается на счетах продажа готовой продукции за от­четный период. В апреле продано 49 500 литров молока. На счет продаж будет списана их нормативная себестоимость 767 250 руб. (49 500 х 15,5 руб.).

Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 43 «Готовая продукция» — 767 250 руб.

Шаг 7. Отражается на счетах списание отклонений по общепроизводственным расходам на счет «Продажи». Отклонение фактических общепроизводственных расходов от нормативных в апреле составили 30 000 руб.

Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 25 «Общепроизводственные расходы» — 30 000 руб.

Приведем схему записей на счетах при первом подходе к калькулированию в системе JIT.

Рис. 1. Схема записей на счетах при калькулировании в системе JIT

Отказ от формирования запасов на складах

При использовании системы JIT материалы и готовая продукция не накапливаются на складах, а транзитом перевозятся соответственно в производство или к покупателю. Это приводит к резкому сокращению накладных расходов за счет: улучшения качества поставок; сокращения бухгалтерского документооборота (нет необходимости в требованиях, нарядах и т.п.); уменьшения затрат на содержание складских помещений готовой продукции и материалов; сокращения транспортных расходов (расходов на внутреннее перемещение грузов).

Применение более детальной системы измерителей

Управленческий учет ориентирован на сбор и обработку информации с использованием новых нефинансовых измерителей, которые предлагает система JIT. Например, вместо максимального объема выпуска продукции в заданный отрезок времени система JIT направлена на минимизацию времени, за которое необходимо произвести фиксированное число продуктов. Причины перехода на более детальную систему измерителей — сокращение производственного цикла, требующее составления ежедневных отчетов, и необходимость в осуществлении действенного контроля за накладными расходами.

1. Технология составления внутренних отчетов.

Метод JIT укорачивает производственный цикл и требует предоставления ин­формации о расходах в реальном времени (real time). Для этого необходимо использовать нефинансовые измерители, которые прямо связаны со стратегией производства и обеспечивают быструю отдачу. Несколько видоизменяется форма внутренних управленческих отчетов по накладным расходам, проводятся исследования с использованием такого инструмента, как фотография рабочего дня в управленческих, обслуживающих и производственных структурных отделах. Это позволяет повысить контроль за накладными расходами и осуществить мероприятия по их сокращению.

2. Предотвращение потерь времени.

Измерение потерь времени при работе машин (оборудования) осуществляется в производственной ячейке. Это говорит о появлении нового фактора, влияющего на величину накладных расходов. Однако необходимо помнить, что если надобности в использовании машины нет, то указанные потери в натуральном выражении (в машино-часах) не релевантны. Поэтому подсчет потерь следует проводить в случае, когда машина необходима для осуществления процесса производства, но не готова к работе.

Рекомендуется применять систему JIT во взаимосвязи с методом ABC, поскольку последний так же, как и JIТ, основывается на использовании нефинансовых измерителей. Метод ABC называют еще методом управления накладными расходами. Следовательно, все функциональные схемы учета и распределения накладных расходов по методу ABC могут быть внедрены в систему JIT.

Учет накладных расходов по видам деятельности (метод АВС)

Традиционные методы учета затрат не имеют точных количественных измерителей, способных предоставлять информацию для управления накладными расходами. Они не могут определять эффективность деятельности тех или иных структурных подразделений (центров затрат).

Система управления затратами в разрезе видов деятельности АВМ (Activity-based management) включает:

1)

метод функционального учета затрат АВС (Activity-based costing);

2)

метод бюджетирования затрат по видам деятельности АВВ (Activity-based budgeting).

 

Цель метода АВС — достижение точности результатов калькулирования себестоимости продукта и управления затратами. К основным задачам, которые решают предприятия, внедряя данный метод, можно отнести: ценообразование на основе затрат, принятие решений о покупке или производстве продуктов, сокращение затрат, бюджетирование, проектирование новых продуктов, анализ рентабельности в разрезе покупателей, управление затратами через систему новых измерителей, моделирование затрат.

В рамках метода АВС на предприятии исчисляют затраты по видам деятельности, затем «прослеживают» их до конкретных продуктов через систему носителей затрат. Накладные расходы представляют собой основной объект учета и анализа при данном методе. Носители затрат рассматриваются, с одной стороны, как факторы, влияющие на динамику накладных расходов, а с другой — как факторы, через которые выражены накладные расходы.

Приведем пошаговые этапы внедрения системы АВС.

Шаг 1. Группировка накладных расходов по видам деятельности. Виды деятельности формируются в целом по предприятию, как правило, без учета цеховой структуры.

Шаг 2. Выбор носителей затрат. Выбираются факторы, оказывающие влияние на накладные расходы в разрезе видов деятельности. Учитывается масштаб предприятия, уровень автоматизации, затратоемкость предстоящего мероприятия. Этот процесс требует понимания природы накладных расходов.

Шаг 3. Определение ставок поглощения накладных расходов или стоимости носителей затрат. Ставка поглощения исчисляется как

r =

Накладные расходы вида деятельности

.

 

Количество носителей затрат

 

 

Шаг 4. Поглощение накладных расходов продуктами через систему носителей затрат. Другими словами, накладные расходы относятся на продукт с использованием ставок поглощения.

Для применения метода АВС на практике следует составить матрицу «затраты-носитель», позволяющую вычислить производственные и непроизводственные накладные расходы, сгруппированные по функциональному признаку (по видам деятельности) и присущим им носителям затрат. Накладные расходы, собранные по видам деятельности, можно представить в виде центра затрат. Такие центры затрат можно обозначить как функциональные. Общехозяйственные расходы при использовании метода учета затрат деятельности группируются по функциональным подразделениям. Другими словами, расходы вида деятельности совпадают с расходами структурного подразделения организации. Однако накладные расходы по видам деятельности могут учитываться и в рамках структурных производственных подразделений.

Понятия распределение и поглощение накладных расходов можно использовать на практике, поскольку они имеют, по сути, одно и то же значение. Процесс распределения накладных расходов представляет собой отнесение суммы накладных расходов в себестоимость продуктов косвенным путем через обоснование или не всегда обоснованные базы распределения. Поглощение накладных расходов — это процесс формирования себестоимости продукта аккумулированием накладных расходов на продукт прямым путем через систему носителей затрат.

Таким образом, при использовании метода АВС рассматривается принципиально иная концепция распределения (поглощения) накладных расходов. Основная задача группировки затрат по видам деятельности — определение тесноты их связи с производимыми продуктами. Такой подход намного эффективнее, чем распределение общей суммы накладных расходов между видами продукции по единой расчетной базе.

На одном оборудовании производится в день продукция четырех видов с разными характеристиками: размер партии — большой (L) и маленький (S); объем (количество партий выпуска) — большие (L) и маленькие (S). Производство сметаны и творога на ООО «Орловские просторы» составляет — по 55 кг в день; молока и кефира — по 173 л в день (табл. 2).

Таблица 2

Матрица накладных расходов и носителей затрат

Продукция

Размер

Объем

Накладные расходы, связанные с загрузкой оборудования

Накладные расходы, связанные с наладками оборудования, внутренним транспортным обслуживанием и документооборотом в цехе

Накладные расходы, связанные с управлением (относятся равными частями на продукты)

Валовые накладные расходы, руб.

 

 

 

Материальные затраты, руб.

Прямые трудозатраты, ч.

Машино-часы, ч.

Количество наладок, ед.

Количество заказов, ед.

Время внутренних перевозок, доли

 

 

Сметана (П1)

S

S

87,30

5

5

1

1

1

1

 

Молоко (П2)

S

L

743,25

50

50

5

5

5

1

 

Творог (П3)

L

S

198,76

15

15

2

2

2

1

 

Кефир (П4)

L

L

1785

150

150

4

4

4

1

 

Итого

 

 

2814,31

220

220

12

12

12

4

 

Агрегированные накладные расходы, руб.

 

5764

 

 

2160

2000

9924

 

Рассмотрим традиционный вариант поглощения накладных расходов с использованием показателей трудозатрат (чел.-ч). Для этого составляется таблица распределения накладных расходов (табл. 3).

Таблица 3

Распределение накладных расходов пропорционально прямым трудозатратам (человеко-часам)

Продукт

Размер

Объем

База распределения (прямые трудозатраты), чел.-ч

Валовые накладные расходы, руб.

Накладные расходы на единицу

Сметана

S

S

5

225,5

4,10

Молоко

S

L

50

2255,92

13,04

Творог

L

S

15

676,5

12,30

Кефир

L

L

150

6766,03

39,11

Итого

 

 

220

9924

 

Распределение начинается с исчисления ставки накладных расходов:

r =

Накладные расходы

=

9924 руб.

= 45,11 руб./чел.-ч.

 

Количество чел.-ч.

 

220 чел.-ч.

 

 

Затем ставка умножается на общее количество трудочасов каждого продукта и полученный результат делится на объем производства. Так определяют накладные расходы на единицу продукта:

Сметана (П1) = 45,11 руб. х 5 ч: 55 кг = 4,10 руб.;
Молоко (П2) = 45,11 руб. х 50 ч : 173 л = 13,04 руб.;
Творог (П3) = 45,11 руб.х 15 ч : 55 кг = 12,30 руб.;
Кефир (П4) = 45,11 руб. х 150 ч :173 л = 39,11 руб.

Таким образом, одна база распределения, выбранная без учета анализа накладных расходов по видам деятельности, искажает результаты распределения затрат. В результате удельные накладные расходы продуктов П2 и П4 (продукция большего объема) соответственно — 13,04 руб. и 39,11 руб., продукции П3 и П4 (продукция большего размера) — в три раза больше, чем удельные накладные П1 и П2 (продукция малого размера). Однако на производство П2 потребовалось больше наладок оборудования, больше времени перевозок, чем для П1. Отсюда следует вывод — необходимо учитывать при распределении и другие факторы, оказывающие влияние на динамику накладных расходов.

Такую возможность предоставляет вариант поглощения накладных расходов по методу АВС. Выбраны три вида агрегированных накладных расходов и соответствующие им носители затрат (табл. 4).

Таблица 4

Агрегированные накладные расходы и носители затрат

Агрегированные накладные расходы

Носитель затрат

Накладные расходы, связанные с загрузкой оборудования

Машино-часы

Накладные расходы, связанные с наладкой оборудования, внутренним транспортным обслуживанием и документооборотом в цехе

Количество наладок

Накладные расходы, связанные с управлением организацией

Равное распределение между изделиями

 

При использовании метода АВС накладные расходы поглощаются продукцией через систему носителей затрат, которые являются причиной их возникновения. Распределение начинается с определения ставок накладных расходов.
Накладные расходы, связанные с загрузкой оборудования, распределяются по ставке 26,2 руб. /маш.-ч:

 

r =

Накладные расходы

=

5764

= 26,2 руб./маш.-ч.

 

Количество машино-часов

 

220

 

 

Накладные расходы, связанные с наладками оборудования, внутренним транспортным обслуживанием и документооборотом в цехе, распределяются по ставке 180 руб. на одну наладку оборудования:

r =

Накладные расходы

=

2160

= 180 руб. на 1 наладку.

 

Количество наладок

 

12

 

 

Накладные расходы, связанные с управлением организацией, распределяются по ставке 500 руб. на один продукт:

 

r =

Накладные расходы

=

2000

= 500 руб. на 1 продукт.

 

Количество продуктов

 

4

 

 

Полученные ставки умножаются на носители затрат, рассчитанные для каждого вида продукции (табл. 5).

Таблица 5

Поглощение накладных расходов через систему носителей затрат по методу АВС

Продукт

База поглощения, машино-часы

Накладные расходы, связанные с загрузкой оборудования, руб.

База поглощения, наладки оборудования

Накладные расходы, связанные с наладками оборудования, внутренним транспортным обслуживанием и документооборотом в цехе, руб.

База поглощения, равные части

Накладные расходы, связанные с управлением организацией, руб.

П1

5

131

1

180

1

500

П2

50

1310

5

900

1

500

П3

15

393

2

360

1

500

П4

150

3930

4

720

1

500

Итого

220

5764

12

2160

4

2000

 

Таблица 6

Накладные расходы, списанные на себестоимость при методе АВС (руб.)

 

Продукт

Накладные расходы, связанные с загрузкой оборудования

Накладные расходы, связанные с наладками оборудования, внутренним транспортным обслуживанием и документооборотом в цехе

Накладные расходы, связанные с управлением организацией

Валовые накладные расходы

Накладные расходы на единицу продукта

П1

131

180

500

811

14,74

П2

1310

900

500

2710

15,66

П3

393

360

500

1253

22,78

П4

3930

720

500

5150

29,77

Итого

5764

2160

2000

9924

 

Таким образом, доля накладных расходов на 1 кг сметаны составила 14,74 руб., на 1 л молока — 15,66 руб., на 1 кг творога — 22,78 руб., на 1 л кефира — 29,77 руб. Данный расчет способствует исчислению более точной себестоимости продукции, поскольку накладные расходы распределяются пропорционально факторам, вызывающим эти расходы.

Итак, к достоинствам метода АВС можно отнести следующие:
1) метод АВС фокусирует внимание на реальном характере динамики затрат;
2) при использовании метода АВС рассчитывается надежный показатель долгосрочных переменных производственных затрат, имеющих отношение к принятию стратегических решений;
3) определяются финансовые (ставки носители затрат) и нефинансовые (объемы операций) показатели, что повышает эффективность управления затратами;
4) метод АВС позволяет принимать обоснованные решения в области ценообразования;
5) метод АВС обеспечивает нахождение накладных расходов, подлежащих сокращению;
6) метод АВС упорядочивает структуру затрат.

Цель применения вышеописанных методов распределения накладных расходов и схем движения затрат на предприятии ООО «Орловские просторы» — расчет себестоимости продукта. Данный показатель может использоваться в дальнейшем для определения ценовой политики и управления затратами внутри предприятия. В частности, данные о себестоимости продукта служат основой для принятия управленческих решений по ассортименту выпускаемой продукции. Такая информация также необходима руководителям экономических служб в целях планирования и контроля за уровнем затрат подразделений организации. Однако в ряде случаев показатель точно рассчитанной себестоимости нецелесообразно применять для установления цен. Для установления цены с учетом рыночной конъюнктуры необходимо искусственно перераспределить накладные расходы так, чтобы производимые продукты были рентабельны (рис. 2).

Рис. 2. Возможности использования информации о накладных расходах

Использование точных методов перераспределения и распределения накладных расходов может привести к тому, что себестоимость однородных продуктов будет существенно разной. Расчет позволяет ответить на вопрос, сколько реально средств и ресурсов вкладывает предприятие для производства конкретного продукта. Вместе с тем рыночная цена может не покрывать затраты на производство продукта. Следовательно, для установления цены с учетом рыночной конъюнктуры необходимо искусственно перераспределить накладные расходы так, чтобы производимые продукты были рентабельны.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет: Учебное пособие. — М.: УРСС, 2000.

2.

Мишин Ю.А. Система управленческого учета на современном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — №3.

3.

Мишин Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности: Монография. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.

Также по этой теме: