Система управленческого учета добавленной стоимости



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №7 год - 2011


Романчин С. В.,
докторант кафедры
 «Бухгалтерский учет и налогообложение»,
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Для понимания категории «добавленная стоимость» рассмотрим такое понятие, как стоимость.

Стоимость – количество общественного труда и времени, необходимого для производства данного товара.

Для различных потребностей существует множество видов стоимости (рис. 1).

Существует несколько трактовок по определению понятия стоимость. Основные из них представлены в табл. 1.

Каждый из этих видов разделяется на две категории (рис. 2).

Рыночная стоимость рассчитывается исходя из текущей ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных условий она будет меняться.

Важным условием определения рыночной стоимости является также то, что на покупателя и продавца не оказывается внешнего давления и обе стороны достаточно информированы о сущности и характеристике продаваемого имущества [1].

В практике оценки чаще всего стремятся определить именно обоснованную рыночную стоимость.

Обоснованная рыночная стоимость – наивысшая цена в денежном выражении, которую принесет продажа собственности на конкурентном и открытом рынке при соблюдении всех условий, присущих справедливой сделке, а также притом, что покупатель, как и продавец, действует разумно и со знанием дела и на цену сделки не влияют посторонние факторы и стимулы [3].

 

Рыночная стоимость – это идеальный стандарт, который не всегда достижим, и поэтому приведенные выше допущения не всегда соблюдаются.

По этой причине реальная цена сделки часто не совпадает с обоснованной рыночной стоимостью, и поэтому в России часто определяется наиболее вероятная продажная цена.

Наиболее вероятная продажная цена – показатель вероятной цены, по которой собственность может быть реализована с учетом существующих рыночных условий, фактической осведомленности и поведения покупателей и продавцов. Эта оценка стоимости предполагает обоснование возможной цены сделки в недалеком будущем. Она выражается интервалом цен в рамках вероятного распределения, в отличие от обоснованной рыночной стоимости, которая выражается одной цифрой.

Стоимость в пользовании – стоимость собственности для конкретного пользователя или группы пользователей, которые не собираются выставлять имущество на рынок, и рассчитывается исходя из его текущего использования [3].

Стоимость в пользовании (потребительская стоимость) имеет следующие виды:
1. Инвестиционная стоимость – рассчитывается для конкретного инвестора исходя из ожидаемых им доходов и ставки их капитализации.
2. Восстановительная стоимость – определяется издержками в текущих ценах на создание точной копии оцениваемого объекта в его новом состоянии, без учета накопленного износа.
3. Стоимость замещения – определяется расходами в текущих ценах на создание объекта, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, или расходами на создание функционального аналога.
4. Страховая стоимость – рассчитывается или как восстановительная, или как стоимость замещения, но с учетом накопленных износов.
5. Ликвидационая стоимость. При ее расчете определяется цена имущества при принудительной продаже.
6. Залоговая стоимость – рассчитывается как обоснованная рыночная стоимость.
7. Скраповая стоимость – стоимость материалов или деталей, из которых состоит имущество.
8. Стоимость для целей налогообложения – вид оцениваемой стоимости назначается Налоговым кодексом и постановлениями Правительства РФ либо по восстановительной стоимости согласно ПБУ 6/97, либо по справедливой стоимости согласно Международным стандартам финансовой отчетности.

Таким образом, исследовав понятие стоимость, можно сделать следующие выводы.

Стоимость – общественное свойство вещи, которое она приобретает в определенных исторических условиях – при наличии товарного производства. Стоимость создается в производстве, проявляется в обмене, когда произведенный товаропроизводителем продукт приравнивается к другим товарам. Товаропроизводители связаны между собой системой общественного разделения труда и потому работают друг на друга, в силу чего их труд приобретает общественный характер.

Величина стоимости товара определяется количеством труда, общественно необходимого для его производства, и измеряется рабочим временем, т. к. разные товаропроизводители затрачивают на производство одного и того же  товара неодинаковое количество труда (времени); товары имеют различную индивидуальную стоимость.

В условиях частной собственности пропорции в обмене товаров стихийно регулируются общественно необходимыми затратами труда (рабочего времени) в процессе конкурентной борьбы. На величину стоимости оказывает влияние и степень сложности труда. Величина стоимости измеряется затратами простого труда, к выполнению которого способен любой работник, не получивший специальной подготовки. В процессе обмена разнообразных товаров происходит редукция (сведение) всех видов сложного труда к простому. В результате сложный труд выступает как умноженный простой труд, и каждый час сложного труда в обмене приравнивается к большему количеству простого труда.

На практике все большее применение находит категория «Добавленная стоимость».

В научной литературе представлены различные точки зрения относительно данного понятия.

В экономической теории добавленная стоимость – стоимость проданного фирмой продукта за минусом стоимости материалов, купленных и использованных фирмой для его производства.

Добавленная стоимость (в исчислении ВВП) – стоимость отраслевых продаж за вычетом стоимости промежуточных товаров. Для подсчета ВВП берется только стоимость конечных продуктов, что исключает двойной счет.

Добавленная стоимость (валовая) – разность между выпуском товаров и промежуточным потреблением. Обычно валовая добавленная стоимость определяется в ценах производителей.

Добавленная стоимость (чистая) – валовая продукция за вычетом стоимости материалов и отчислений на амортизацию основных фондов. Чистая добавленная стоимость отражает вновь созданную в процессе производства стоимость.

Добавленная стоимость является частью стоимости продукта, которая создается в организации (рис. 4) [2].

В целях налогообложения целесообразно разграничить понятия добавленной стоимости микро- и макроуровней [1]:
1) добавленная стоимость микроуровня (хозяйствующего субъекта) – включаемая в цену вновь созданная в процессе производства (реализации) стоимость, относящаяся к продукции, реализованной покупателям; к произведенной, но не реализованной готовой продукции; к продукции, находящейся в незавершенном производстве;
2) добавленная стоимость макроуровня представляет собой совокупность вновь созданной всеми хозяйствующими субъектами государства стоимости по всем отраслям экономики, стоимости коллективных услуг государства и чистых налогов на потребление.

Определение добавленной стоимости на макро- и микроуровне представлено на рис. 5 [1].

Управление добавленной стоимостью – одна из задач управленческого учета. Управленческий учет в условиях рынка должен выступать в качестве информационного фундамента управления. Информация управленческого учета способствует принятию оптимальных решений по управлению предприятием в том случае, если она правильно подобрана и проанализирована.

Информационная система организации состоит из различных подсистем, среди которых ведущая роль принадлежит экономической, использующей в основном информацию учетной системы. Место современной учетной системы в общем информационном поле организации можно представить в виде следующей схемы, приведенной на рис. 6.

Управленческая учетная система формируется на основе как управленческой, так и финансовой информации. Основная задача такой системы заключается в создании синтеза учетных и аналитических процедур, проведении всестороннего анализа, непрерывности действия и применении полученных результатов при выработке рекомендаций для принятия различных управленческих решений.

 

Можно сделать вывод, что управленческий учет – самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки добавленной стоимости организации в целом, а также ее структурных подразделений.

Данные управленческого учета выступают информационной базой для управленческого анализа добавленной стоимости и позволяют выявить области наибольшего риска, узкие места в деятельности предприятия, малоэффективные или убыточные виды продукции, работ, услуг.

Таким образом, управленческий учет добавленной стоимости – внутренний учет, ведущийся в целях получения информации о добавленной стоимости и ее структуре на предприятии для принятия обособленных управленческих решений.

Литература
1. Гудков А. А. Исторические и современные аспекты формирования и налогообложения добавленной стоимости для целей построения управленческой учетной системы косвенного налогообложения // Экономические и гуманитарные науки. – Орел : Госуниверситет – УНПК. – 2010. – № 2.
2. Чайковский Д. В. Теория и методология формирования и применения добавленной стоимости в условиях МСФО на микро- и макроуровне // Автореферат дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.12. – Госуниверситет – УНПК, 2011.
3. Попова Л. В. Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами на качество новой продукции // Управленческий учет. – М. : Финпресс. – 2011. – № 2.

02.02.2016

Также по этой теме: