Управленческий анализ в целях принятия оптимального решения при наличии альтернативных вариантов производства в молочной промышленности



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №5 год - 2006


Развивающаяся теория и практика отечественного управленческого учета, его сближение с зарубежным опытом вызывают необходимость пересмотра традиционных представления и подходов к системе управленческого учета и анализа. Наличие самостоятельного управленческого учета и анализа позволяет более четко управлять ресурсами и затратами, ориентируя их на конечные результаты: объем продукции, прибыль, маржу, финансовые операции.

Управленческий анализ, так же как и управленческий учет, призван решать вопросы формирования затрат, эффективности использования ресурсов, а также производства и реализации продукции. Управленческий уровень отражает внутренние проблемы предприятия.

Управленческий анализ направлен на конечный результат только в пределах своих объектов решения, он сопровождает управленческий учет, базируется на его информации, обеспечивая принятие управленческих решений. 

Основной целью в процессе управления является обеспечение условий, необходимых для реализации поставленных целей, а среди них решающее место отводится экономическим методам целенаправленного воздействия на объект управления. Выработка управляющего решения составляет одну из главных задач процесса управления предприятием. Экономический анализ в процессе управления выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системами. Он выполняет сопутствующую функцию в процессе принятия решения, являясь методом исследования управляемой системы. Занимая промежуточное положение между обработкой данных и принятием решений, анализ оказывает непосредственное влияние на качество принимаемых управленческих решений.

Подготовка и принятие решений требуют содержательного экономического анализа, который устанавливает пути реализации решения, а выбор методов и средств их реализации во многом зависит от его результатов. Экономический анализ представляет собой содержательную сторону процесса управления, являясь инструментом подготовки управленческого решения.

Экономический анализ способствует выявлению связей между отдельными объектами управления, правильному обоснованию цели и отбору эффективного варианта решения. В процессе принятия решения он уменьшает неопределенность исходной ситуации и риск, связанный с выбором правильного решения.

Взаимосвязь экономического анализа и функций управления представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Взаимосвязь функциональных блоков в системе управления предприятием

Экономический анализ, опираясь на данные учета, составляет базу обоснованного планирования, предваряет планирование, завершает выполнение плана и идет в ходе его оперативного осуществления. Анализ тесно связан с учетом и контролем, его задачами является изучение закономерностей отклонений, стабильности; факторов, вызвавших их конкретные причины, размер возможных резервов, возможные пути реализации резервов, их эффективность, перспективы развития.

Основная цель аналитической работы, проводимой на предприятии, — повысить эффективность управления. Следует различать уровни принятия решения и соответственно уровни распределения аналитической информации по этим уровням. Укрупненная модель системы аналитического обеспечения состоит из блоков, соответствующих объектам управления и процессам производственно-хозяйственной деятельности. Данная система представлена в таблице 1.

Таблица 1

Блок-матрица системы аналитического обеспечения

 

Процессы производственно-хозяйственной деятельности

Объекты управления

 

 

Ресурсы производства

Результаты деятельности

 

 

Средства труда

Предметы труда

Трудовые ресурсы

Финансовые ресурсы

Продукция

Себестоимость

Прибыль

Финансовые операции

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Материальные потоки

А

Процесс снабжения

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

Б

Процесс производства

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Б6

Б7

Б8

В

Процесс реализации

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

 

Финансовые потоки

Г

Процесс расчетов и распределения

Г1

Г2

Г3

Г4

Г5

Г6

Г7

Г8

 

Представление процесса управления в виде блоков, где объектами управления являются ресурсы и результаты, на определенной стадии кругооборота дает возможность более детально проследить все процессы экономического анализа, возникающие в каждом блоке. Кроме того, блок-матрица структуры управления дает возможность более четко выделить объекты управленческого и финансового анализа. Объектами управленческого, или внутреннего, анализа предприятия являются ресурсы и результаты. Задачи управленческого анализа формируются по решению администрации предприятия, являются внутренним его делом и направлены на осуществление производственно-хозяйственной деятельности. Управленческий анализ не затрагивает интересы внешних пользователей.

Для создания информационной базы анализа необходимо:
— установить объем, содержание, виды, периодичность анализа;
— определить методику решения отдельных задач, систему показателей;
— уточнить на основании принятой методики приемы решения;
— определить общую потребность в информации по задачам;
— устранить дублирование информации, изучив взаимосвязь аналитических задач.

Вся необходимая информация должна быть классифицирована по группам в зависимости от связи с системой управления.

Большое значение для создания полноценной информационной базы экономического анализа имеет исследование степени аналитичности информации. Уровень аналитичности информации определяет качество информационного обеспечения управленческих решений.

Исследование информационной базы анализа позволяет оценить степень подготовленности, доброкачественности, аналитичности исходных данных, что обеспечивает успешное решение аналитических задач. Оценив имеющуюся информацию, можно правильно выбрать приемы анализа и определить целесообразность применения той или иной методики и программы.

Анализ любого вопроса хозяйственной деятельности предприятия должен проводиться в несколько этапов. 

Схема анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Этапы проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Одним из немаловажных разделов экономического анализа в целях управления является анализ затрат на производство продукции, направления которого представлены в таблице 2.

Таблица 2

Направления анализа затрат на производство в соответствии с целями управления

№ п/п

Цель

Направление

1

Оценка достигнутых результатов

Анализ затрат на 1 руб. продукции

 

 

Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции

 

 

Анализ сметы затрат на производство

 

 

Анализ себестоимости в разрезе статей калькуляции

 

 

Анализ калькуляции себестоимости единицы продукции

 

 

Анализ факторов и резервов снижения затрат на производство

2

Принятие решений о выборе альтернативных вариантов и управления прибыли

Анализ себестоимости и подготовки сметы

 

 

Анализ безубыточности производства

 

 

Оперативный анализ затрат

3

Контроль и регулирование

Управление затратами по местам формирования и центрам ответственности

 

 

Оперативный анализ отклонений по нормативному методу

 

При получении дополнительных специальных заказов от потенциальных покупателей на тех рынках, на которых предприятие раньше не работало, предприятие может устанавливать цены на молочную продукцию на базе переменных затрат.

Вопрос заключается в том, принимать или не принимать дополнительный заказ по цене ниже обычной продажной цены. Поэтому в ситуации, когда производственные мощности предприятия заняты не полностью, цены могут устанавливаться на основе переменных затрат.

Из региона, в котором предприятие не осуществляет продажу своей продукции, поступило предложение на поставку 5250 тонн молочной продукции по цене 20,04 руб. за килограмм молочной продукции. Цена и затраты на производство молочной продукции представлены в таблице 3.

Таблица 3

Затраты и выручка от производства молочной продукции на ОАО «Молочный комбинат «Орловский» за 2005 год

№ п/п

Показатель

На весь объем, тыс. руб.

На единицу, руб.

1

Переменные затраты

497546

19,61

2

Постоянные затраты

80083

3,16

3

Итого затрат

577629

22,77

4

Выручка

609188

24,01

 

Как видно из таблицы 3, предлагаемая цена гораздо ниже обычной цены реализации, более того, она ниже совокупных затрат предприятия. Тем не менее принятие такого предложения может оказаться выгодным для предприятия, так как у него имеются незадействованные производственные мощности. Таким образом, данный дополнительный заказ не помешает производству и реализации по обычным ценам стандартного количества молочной продукции.

Если принять данное предложение, то предприятие получит дополнительную маржинальную прибыль в размере 0,43 руб. за один килограмм продукции, что при заказе в 5250 тонн составит 2257,5 тыс. руб. Таким образом, прибыль предприятия увеличится на сумму данного дополнительного маржинального дохода. Однако следует учитывать, что данная методика неприменима в долгосрочном периоде, так как со временем производственные мощности могут быть расширены или сокращены, поэтому при ценообразовании на долгосрочную перспективу необходимо учитывать все затраты и давать устойчивый уровень операционной прибыли.

Для обеспечения определенной суммы прибыли может рассматриваться несколько альтернативных вариантов производства. При этом необходимо оценить преимущества одного варианта перед всеми существующими, рассчитав доходы и расходы предприятия по каждому из предложенных вариантов. Принимая решение, следует учитывать только те доходы и расходы, которые зависят от данного решения (релевантные доходы и расходы).

Для принятия управленческого решения о прекращении или замене производства вида молочной продукции из всего ассортимента выбран наименее рентабельный продукт. Для производства одной тонны масла предприятию необходимо переработать 20 тонн молока-сырья. Предположим, что в 2005 г. предприятие вместо произведенных 1500 тонн сливочного масла произвело бы 30 000 тонн стерилизованного молока.

Данные о фактическом производстве пастеризованного молока и прогнозные объемы производства стерилизованного молока представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Прогнозный объем производства стерилизованного молока для ОАО «Молочный комбинат «Орловский» за 2005 год

 

Рассчитаем переменные затраты на производство годового объема стерилизованного молока, равного 30 тыс. тонн.

Переменные затраты определяются исходя из потребности в сырье и материалах на производство запланированного вида молочной продукции с учетом принятых в производственном учете нормативов расхода и применяемой технологии производства.

Расчет представлен в таблице 4.

Таблица 4

Переменные затраты на производство пастеризованного молока для ОАО «Молочный комбинат «Орловский»

№ п/п

Вид затрат

Переменные затраты

 

 

на 1 кг, руб.

на весь годовой объем, тыс. руб.

1

Молочное сырье

6,6874

200,622

2

Прочее сырье

0,0965

2,895

3

Упаковка

1,76

52,8

4

Материалы

2,001

60,03

5

Затраты на оплату труда

1,9089

57,267

6

Энергия

0,3179

9,537

 

Всего затрат

12,7717

383,138

 

Исходя из данных, приведенных в таблице 4, и зная цены реализации продукции, запланированные на один год с разбивкой по месяцам, можно определить маржинальную прибыль, которую могло бы получить предприятие.

Постоянные затраты, вычитаемые из маржинального дохода для определения финансового результата, не изменяются в течение всего изучаемого периода. Поэтому если будет принято решение о прекращении производства сливочного масла, то совокупные затраты предприятия уменьшатся на величину переменных затрат, относящихся к производству.

Наглядно динамика маржинальной прибыли представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Динамика показателей по прогнозируемому производству стерилизованного молока ОАО МК «Орловский» в 2005 году

Рассмотрим несколько альтернативных вариантов, связанных с производством в ОАО «Молочный комбинат «Орловский» сливочного масла. Возможны следующие ситуации: предприятие полностью ликвидирует данный сегмент производства или начинает производить вместо сливочного масла стерилизованное молоко.

Таблица 5

Данные о затратах и прибыли по альтернативным вариантам производства для ОАО «Молочный комбинат «Орловский» на 2005 год, тыс. руб.

№ п/п

Показатели

Альтернативные варианты

 

 

Сохранение производства масла

Прекращение производства масла

Производство стерилизованного молока вместо сливочного масла

1

Выручка

609188

483625

484441

2

Переменные затраты

497546

303146

303529

3

Маржинальная прибыль

111642

180479

180912

4

Постоянные затраты

80084

80084

80084

5

Прибыль

31558

100395

100828

 

Как видно из таблицы 5, наиболее приемлемым вариантом для изучаемого предприятия будет замена производства сливочного масла на производство стерилизованного коровьего молока. Это становится возможным в связи с тем, что на предприятии имеется необходимое оборудование, т. е. дополнительных затрат на приобретение линии по стерилизации молока и упаковке готовой продукции производить не нужно.

Кроме того, новый вид молочной продукции востребован на рынке, а срок хранения достаточно длителен, что позволит предприятию осваивать новые рынки. Таким образом, для ОАО «Молочный комбинат «Орловский» более выгодным представляется производство и реализация именно стерилизованного молока, рентабельность и маржинальная прибыль которого значительно выше, чем у масла. Еще одним достоинством данного альтернативного варианта является более полное использование производственных мощностей исследуемого предприятия.

Очевидно, что для предприятия выгоднее производить не сливочное масло, а стерилизованное молоко, так как маржинальная прибыль в расчете на один килограмм по исследуемым видам продукции заметно различается, что представлено на рисунке 5.

Рис. 5. Маржинальная прибыль в расчете на один килограмм стерилизованного молока и сливочного масла ОАО «Молочный комбинат «Орловский» за 2005 год

Анализируя результаты проведенных расчетов, можно выбрать тот вариант производства молочной продукции, который представляется наиболее эффективным. Однако окончательное решение следует принимать только после изучения качественных факторов, которые невозможно представить в денежном выражении. Таким образом, необходимо внимательно подходить к определению релевантных расходов в процессе подготовки информации для принятия управленческого решения, учитывая при этом влияние качественных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. — М.: Аудит, 1998. — 250 с.
2. Калина А.В. Современный экономический анализ и прогнозирование (микро- и макроуровень). Киев: 1998. — 266 с.
3. Гуцайлкж З.В. Учет в управлении предприятиями и объединениями пищевой промышленности. — М.: Агропромиздат, 1988. — 131 с.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста