Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2013
Кузнецов Д.В.,
к. э. н., доцент, докторант кафедры
финансового менеджмента
Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
В статье анализируется лизинговое финансирование в системе мер государственной поддержки сельскохозяйственных производителей, разработаны подходы по развитию механизмов лизингового финансирования АПК. Методологией служит метод реальных опционов по формированию эффективной системы лизингового финансирования. Автор пришел к выводу, что включение в систему лизингового финансирования реального опциона на осуществление лизинговых платежей поставками продукции и реального опциона на осуществление технического обслуживания и ремонт сельскохозяйственной техники повысит привлекательность лизингового финансирования для сельскохозяйственных производителей.
На федеральном уровне и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации достаточно много внимания уделяется проблемам занятости сельского населения, его самореализации на селе.
Развитие аграрного сектора и вовлечение населения в экономическую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции невозможны без государственной поддержки. Вместе с тем бюджетные средства, выделяемые на финансирование мер государственной поддержки сельского хозяйства, не безграничны и должны использоваться эффективно. Необходимо проанализировать меры государственной поддержки сельского населения и обозначить перспективные инновационные механизмы реализации такой поддержки.
Одним из направлений государственной поддержки сельскохозяйственных производителей является механизм реализации лизингового финансирования. Лизинговое финансирование способствует обновлению основных производственных фондов, является фактором роста производительности и конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных производителей и, как следствие, способствует обеспечению национальной безопасности страны. Актуальность и необходимость решения обозначенных проблем повышается с вступлением России в ВТО.
Возникает необходимость обозначить реализуемые меры государственной поддержки сельскохозяйственных производителей и выявить в них роль и место лизингового финансирования. Лизинговое финансирование в системе мер государственной поддержки сельскохозяйственной деятельности еще недостаточно развито, не весь потенциал данной формы финансирования используется государственными органами.
В последние несколько лет государством проводится активная политика, направленная на повышение привлекательности сельских территорий в качестве постоянного места жительства населения. В соответствии с Указом Президента РФ от 28 июля 2012 г. № 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников» муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам предусмотрена выплата денежных поощрений: в размере 100 тыс. руб. – лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и в размере 50 тыс. руб. – лучшим работникам муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 2071-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» предусматриваются меры государственной поддержки: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие газификации и водоснабжения; развитие сети общеобразовательных учреждений; развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи; развитие сети спортивных сооружений и площадок.
Однако, несмотря на выделяемые средства, проблемная ситуация в развитии сельских территорий не разрешена. Неблагополучие в состоянии социальной среды обитания наряду с низкой по сравнению с другими отраслями экономики заработной платой в сельском хозяйстве не способствует повышению позитивной активности, работоспособности и результатов деятельности граждан и в итоге – укреплению престижности труда в сельском хозяйстве и повышению привлекательности сельской местности. Одной из основных целей программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» является стимулирование инвестиционной активности в АПК.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и безотлагательной необходимости активизации роли государства в формировании эффективной системы лизингового финансирования как эффективного инструмента вовлечения сельского населения в экономическую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
В постановлении правительства Московской области от 29 августа 2012 г. № 1066/32 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013–2020 годы» также обозначен ряд нерешенных проблем и выявлены причины относительно медленного развития АПК. В системе мер государственной поддержки сельскохозяйственных производителей не в полной мере охвачено решение таких задач, как стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поддержка малых форм хозяйствования, обеспечение функций управления в АПК, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК.
Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства остаются: низкие темпы обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала; финансовая неустойчивость отрасли сельскохозяйственного производства, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием сельскохозяйственного страхования; дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора экономики требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Решить проблему вовлечения сельского населения в экономическую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции возможно за счет использования системы лизингового финансирования сельскохозяйственных предприятий и повышения качества кадрового обеспечения развития сельскохозяйственного производства.
Особое значение лизинг приобрел для отечественного сельского хозяйства. Техническая база агропромышленного комплекса, как и всей отечественной промышленности, к моменту перехода на стадию посткризисного развития характеризуется высоким уровнем износа, большой долей устаревшей техники и оборудования, значительными объемами их выбытия. В такой ситуации инвестиционный потенциал лизинга трудно переценить. Реформаторы называют его практически единственной формой государственной поддержки технического оснащения села, но при этом подчеркивают, что он требует совершенствования [3, с. 27].
Поэтому с целью закрепления квалифицированных кадров на селе необходимо не только решать их жилищные проблемы, но и обеспечивать их средствами производства и предметами труда. В частности, для производства сельскохозяйственной продукции им необходима сельскохозяйственная техника. Однако многие лизинговые компании не финансируют сельское хозяйство [2, с. 22].
С учетом тяжелое финансовое положение сельхоз-товаропроизводителей, а также высокие риски, присущие сельскому хозяйству, развитие лизинговых операций и увеличение объемов лизинга возможны только при государственной поддержке, в связи с чем и на федеральном уровне, и на уровне отдельных субъектов осуществляется поддержка лизинговой деятельности. Поддержка лизинговой деятельности осуществляется различными способами: через создание лизинговых фондов, компенсацию части процентной ставки по привлеченным кредитам для лизинговых компаний [4, с. 63].
В системе лизингового финансирования участвуют, как минимум, три стороны: лизинговая компания, лизингополучатель и продавец. Источником финансирования лизинговой компании, реализующей меры государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, могут быть средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Потенциальный лизингополучатель выбирает предмет лизинга и продавца, после этого обращается в лизинговую компанию с заявкой на заключение договора лизинга. На основании договора лизинга лизингодатель заключает договор купли-продажи с продавцом, выбранным лизингополучателем, оплачивает и приобретает в собственность предмет лизинга. Предмет лизинга поставляется лизингополучателю и передается по договору лизинга во временное владение и пользование. Лизингополучатель выплачивает лизингодателю лизинговые платежи в установленном договором лизинга размере. По окончании договора лизинга в зависимости от его условий предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя. Привлекательность лизингового финансирования с привлечением средств бюджета для лизингополучателей состоит в том, что стоимость данного источника финансирования, как правило, ниже альтернативных вариантов приобретения имущества (банковское кредитование и самофинансирование).
Как отмечает А.Р. Бадретдинова, лизинговым компаниям необходимо искать новые возможности привлечения клиентов. Одним из возможных направлений здесь выступает встраивание в лизинговые договоры реальных опционов [1, с. 30].
Концепция реальных опционов, находящаяся на стыке экономики, математики и права, имеет огромный потенциал. Освоение этого потенциала сопоставимо по масштабу и сложности решаемых задач с тем, что несло в свое время освоение экономистами математического программирования [6].
Повысить привлекательность лизингового финансирования для сельскохозяйственных производителей автор предлагает путем предоставления лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договором лизинга. Данная мера государственной поддержки лизинговой деятельности предусмотрена Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В договоре лизинга для лизингополучателя может быть предусмотрен своего рода реальный опцион на осуществление лизинговых платежей поставками продукции. В связи с тем что в момент заключения договора лизинга стороны обговаривают условия исполнения опциона, в том числе и цену исполнения, данная возможность для лизингополучателя может иметь определенную ценность.
Исполнение реального опциона лизингополучателем означает осуществление лизинговых платежей поставками продукции. Лизингополучателю имеет смысл воспользоваться правом осуществлять лизинговые платежи поставками продукции, в случае если цена исполнения опциона окажется выше дохода, получаемого от реализации сельскохозяйственной продукции собственными силами.
Цена исполнения опциона – цена реализации сельскохозяйственной продукции лизингополучателем лизингодателю в случае исполнения опциона. Подобного типа опционы в литературе именуют пут-опционами. Включение в систему лизингового финансирования реального опциона на осуществление лизинговых платежей поставками продукции позволяет минимизировать финансовый риск лизингополучателя, вызванный колебанием цен на сельскохозяйственную продукцию. Управленческая гибкость для лизингополучателя имеет ценность и должна быть учтена при расчете лизинговых платежей. Поэтому реализация данной меры позволит повысить эффективность лизинговой деятельности лизингодателя и минимизировать риски лизингополучателей, являющихся сельскохозяйственными производителями.
С целью идентификации и описания реального опциона на осуществление лизинговых платежей поставками продукции выявим его детерминанты.
Изначально теория опционного ценообразования была разработана применительно к финансовым опционам. В то же время реальные опционы присутствуют во всех видах экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Имеются публикации, посвященные исследованию реальных опционов в добыче полезных ископаемых, научно-исследовательских разработках, операциях с недвижимостью, страховании жизни, лизинговых операциях, налогообложении и других видах экономической деятельности.
В табл. 1 выполнено сравнение финансового опциона и реального путопциона на осуществление лизинговых платежей поставками продукции.
Приведенные в табл. 1 детерминанты реального опциона на осуществление лизинговых платежей поставками продукции формируют его стоимость. Стоимость реального опциона должна учитываться при расчете лизинговых платежей и впоследствии при оценке эффективности всей системы лизингового финансирования. Оценить стоимость реального опциона можно моделью Блэка-Шоулза, используя биноминальную модель или уравнение паритета стоимости опционов колл и пут. Необходимость оценки стоимости реального опциона основана на том, что любая управленческая гибкость в принятии решений лизингополучателем должна иметь ценность и учитываться в оценке стоимости лизингового финансирования.
Одной из мер государственной поддержки сельскохозяйственных производителей может быть невключение лизинговыми компаниями, пользующимися государственной поддержкой, стоимости реального опциона на осуществление лизинговых платежей поставками продукции в состав лизинговых платежей. Даная мера повысит привлекательность лизингового финансирования для лизингополучателей. Следует отметить, что на практике стоимость реальных опционов не является составным элементом лизинговых платежей. Однако с учетом того, что для субъектов лизингового финансирования реальные опционы имеют ценность, возникает необходимость в разработке методики применения моделей оценки опционов в лизинговом финансировании.
Как отмечают Л.И. Иванова и Ю.М. Ишмаева, одним из направлений укрепления материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях их сложного финансового состояния может быть развитие сети машинно-тракторных станций по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники. Этому в значительной степени будет способствовать создание льготных условий налогообложения для сельскохозяйственных предприятий и организаций, осуществляющих их сервисное обслуживание, ремонт техники, агрохимическую обработку земель и другие виды вспомогательных сельскохозяйственных работ [5, с. 122].
Поэтому другой мерой формирования эффективной системы лизингового финансирования и повышения ее привлекательности для сельскохозяйственных производителей является создание при лизинговой компании единого сервисного центра с целью обеспечения надлежащего технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, приобретаемой в том числе и за счет средств бюджета. Данная мера позволит разрешить часть проблем, возникающих у сельскохозяйственных производителей по поводу технического обслуживания, текущего и капитального ремонта сельскохозяйственной техники.
В договоре лизинга может быть предусмотрена не обязанность, а право осуществлять техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники в едином сервисном центре при лизинговой компании. Такая возможность, предусмотренная лизингополучателем, повышает привлекательность лизинга как источника финансирования капитальных вложений и представляет собой реальный опцион на осуществление технического обслуживания и ремонт сельскохозяйственной техники. Лизинговая компания как собственник предмета лизинга заинтересована в поддержании имущества в надлежащем состоянии. Кроме этого затраты на дополнительные услуги, оказываемые лизинговой компанией лизингополучателю в соответствии с действующим налоговым законодательством, могут быть полностью включены в расходы, связанные с производством и реализацией. Таким образом, возникает дополнительная экономия на налоге на прибыль, если лизингополучатель является его плательщиком.
В соответствии с действующим законодательством лизинговые компании могут оказывать лизингополучателям услуги, в том числе выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, предоставляемой в лизинг лизингополучателям. Стоимость дополнительных работ может быть зафиксирована в договоре лизинга и оставаться неизменной в течение всего срока действия договора лизинга, что представляет собой цену исполнения опциона. В случае исполнения опциона лизингодатель должен будет выполнить работы на условиях, предусмотренных договором лизинга. Лизингополучателю имеет смысл воспользоваться своим правом только в том случае, если цена исполнения опциона окажется ниже рыночной цены таких работ в момент исполнения опциона. Подобного рода опционы именуют колл-опционами.
В табл. 2 выполнено сравнение финансового опциона и реального коллопциона на осуществление технического обслуживания и ремонт сельскохозяйственной техники.
Формирование эффективной системы лизингового финансирования с реальными опционами повысит доступность и привлекательность экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции для широкого круга потенциальных лизингополучателей.
ВЫВОДЫ
В обзоре методов государственной поддержки сельского хозяйства сделан вывод о необходимости стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности АПК. Предложены и обоснованы инновационные механизмы реализации лизингового финансирования в сельском хозяйстве. Инвестиционную привлекательность лизинга как источника финансирования капитальных вложений в сельском хозяйстве предлагается повысить путем включения в систему лизингового финансирования реального опциона на осуществление лизинговых платежей поставками продукции и реального опциона на осуществление технического обслуживания и ремонт сельскохозяйственной техники. Лизинговые компании, пользующиеся государственной поддержкой, имеют возможность включать в систему лизингового финансирования реальные опционы, которые предоставляют возможность лизингополучателю воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств и таким образом минимизировать риски или уменьшить затраты в процессе реализации лизингового финансирования. Для оценки эффекта от реализации предлагаемых мер государственной поддержки предлагается использовать модель Блэка-Шоулза, которая позволит оценить стоимость реального опциона в лизинговом финансировании.
Литература
1. Бадретдинова А.Р. Управление эффективностью лизингового финансирования // В мире научных открытий. – 2009. – № 3–2. – С. 30–31.
2. Бойтемиров Т.Ф. Лизинговое финансирование на современном российском рынке // Деньги и кредит. – 2011. – № 9. – С. 22–27.
3. Девяткина В.Е. Инвестиционный потенциал лизинга // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 1. – С. 27–27.
4. Зубахин А.М., Чиняков С.Н. Лизинг как действенный механизм обновления основных производственных фондов агропромышленного комплекса //Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2006. – № 6. – С. 62–66.
5. Иванова Л.И., Ишмаева Ю.М. Развитие инвестиционных процессов в сельском хозяйстве // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. – 2010. – № 1. – С. 117–122.
6. Козырев А.Н. Использование реальных опционов в инновационных проектах [Электронный ресурс]. URL: kozyrev.labrate.ru/doklad-02-03-2005.pdf