Парадокс энергосервиса



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2014


Семенов С.А.,
руководитель департамента реализации
энергосервисных договоров
Schneider Electric в России, МВА МИРБИС


Статья посвящена энергосервису - бизнес-модели, при которой инвестиции, необходимые сегодня для реализации энергоэффективных решений, покрываются экономией энергоресурсов в будущем при одновременном хеджировании рисков.


Автором показаны глобальные энергетические вызовы (проблемы) и продемонстрированы пути их преодоления посредством повышения энергоэффективности.


Приведены примеры моделей реализации энергосервисных услуг. Рассказаны преимущества энергосервиса как современного тренда в мире и его будущее в России.


Энергосервис – пока довольно новое явление для нашей страны. Сможет ли оно стать привычным и каким будет его влияние на о течественные предприятия и российскую экономику в целом?


ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: ДЛЯ ЧЕГО?
Сегодня перед человечеством стоит глобальная энергетическая дилемма.


С одной стороны, потребление энергоресурсов должно и неизбежно будет расти: по подсчетам экспертов, оно увеличится вдвое к 2050 г., а с другой – чтобы избежать необратимых изменений климата, к 2050 г. необходимо вдвое снизить выбросы CO2. Важным шагом на пути к преодолению этой сложной дилеммы может стать повышение энергоэффективности на всех уровнях.


Рост энергоэффективности наряду с глобальными задачами позволяет решить и ряд более конкретных, стоящих перед отдельными предприятиями задач. Мероприятия, повышающие энергоэффективность, запускают цепочку процессов, в конечном счете обеспечивающих улучшение бизнес-результатов компании в целом. Оптимизируя потребление электроэнергии на реализацию техпроцессов, мы снижаем удельные затраты на производство единицы продукции, что сказывается на ее себестоимости.


Особенное значение это имеет для производств с высокой энергоемкостью. Сокращение затрат позволяет предприятиям увереннее чувствовать себя в конкурентной борьбе, а порой и выигрывать ее. Так, Майкл Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса, назвал лидерство по издержкам одной из трех ключевых стратегий, обеспечивающих компании успех даже в условиях весьма жесткой конкуренции.


Повышение энергоэффективности позволяет снизить капиталоемкость производства, т.е. удельный расход капитала на производство единицы продукции.


Это, в свою очередь, позволяет повысить производительность, высвободить средства для обновления основных производственных фондов. Повышение производительности обеспечивает рост объемов материального производства и доходов и позволяет еще больше снизить себестоимость.


НАЙТИ СПОСОБ
Существует множество решений для повышения энергоэффективности на производстве, их комплексное применение позволяет сократить энергопотребление в среднем примерно на 20%, а для некоторых производств – и на 40%. Наиболее популярные решения – оснащение асинхронных электродвигателей устройствами частотного регулирования, внедрение систем автоматизации различных процессов, переход на энергоэффективное освещение и многое другое. Вопрос в том, как сориентироваться в этом многообразии и выбрать мероприятия, способные обеспечить эффект в конкретных условиях, и, главное, где найти средства для их реализации.


На самом деле в ряде стран Европы и Америки уже давно работает механизм, позволяющий ответить на оба поставленных вопроса. Речь идет об энергосервисе, т.е. бизнес-модели, при которой инвестиции, необходимые сегодня для реализации энергоэффективных решений, покрываются экономией энергоресурсов в будущем при одновременном хеджировании рисков.


Как правило, энергосервисная компания определяет необходимый комплекс энергоэффективных технологий и внедряет их на объекте заказчика. Оплата за реализацию проекта производится из сэкономленных средств уже после достижения результата. Таким образом, энергосервис позволяет преодолеть основной барьер – отсутствие инвестиций и неготовность изъять часть средств из оборота. Именно по этой причине энергосервис стал самым популярным механизмом повышения энергоэффективности во всем мире.


МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ
Существует несколько моделей реализации энергосервисных услуг. Это может быть энергосервис как таковой, где стоимость реализации проекта оплачивается из сэкономленных средств в течение всего срока окупаемости. Или другой, не менее интересный вариант, – перфоманс-контракт, при котором компания внедряет энергоэффективные решения и гарантирует эффект по достижении уровня экономии энергоресурсов. Однако стоимость такого контракта, как правило, оплачивается по завершении тестового периода продолжительностью обычно 3 месяца. Когда клиент убедится, что запланированный уровень экономии достигнут, он выплачивает всю стоимость контракта из собственных или заемных средств. Если эффекта нет, платит уже компания, внедрявшая мероприятия, так как согласно договору на нее налагаются штрафные санкции.


В зависимости от структуры активов, степени их ликвидности, уровня рентабельности операционной деятельности предприятия и отношения кредиторов к нему заказчик может выбрать как энергосервис, так и перфоманс-контракт.


В частности, компания SchneiderElectric реализует оба подхода.


Стоит учитывать, что, выбирая перфоманс-контракт, заказчик получает снижение общей стоимости договора и уверенность в правильности внедряемых решений, а наличие тестового периода позволяет решить проблему кассового разрыва. Но в любом случае использование энергосервиса обеспечивает приращение к рентабельности собственных средств, несмотря на платность данной услуги. Величина приращения при этом коррелирует с разницей между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой по стоимости энергосервисных услуг.


ЭНЕРГОЕМКИЕ ПРОИЗВОДСТВА – В ФОКУСЕ
Есть отрасли, для которых задача снижения затрат на энергоресурсы стоит особенно остро.


Поэтому SchneiderElectric в первую очередь фокусируется на трех сегментах, где результаты энергосервиса получаются особо впечатляющими. Это горная промышленность и металлургия, водоподготовка и водоотведение, а также нефтегазовая отрасль. Специалисты компании досконально изучили технологии производства по данным направлениям, что позволяет выявлять наиболее оптимальные решения. Чаще всего в перечисленных отраслях дает эффект сочетание применения программных продуктов, технических решений (к примеру, использование частотно-регулируемых приводов) и внедрения систем энергоменеджмента, позволяющих отслеживать все изменения по потреблению энергоресурсов на предприятиях.


SchneiderElectric работает и с предприятиями других отраслей, однако именно для фокусных направлений сформирована огромная база апробированных решений. При этом, естественно, никакое стандартное мероприятие не может быть «не глядя» применено у «очередного» заказчика. Ситуация на каждом производстве требует детального глубокого изучения и индивидуального подхода.


ЭТАПЫ ЭНЕРГОСЕРВИСА
Любой энергосервисный контракт начинается с предварительного анализа – компания оценивает, каковы возможности для реализации энергоэффективных решений. На данном этапе запрашивается информация о потреблении энергоресурсов, о состоянии энергопринимающего оборудования и т.д.


Если предприятие кажется перспективным, проводится предварительный аудит.


При взаимном интересе сторон наступает следующий этап – детальный аудит, который может занимать несколько месяцев.


В рамках детального аудита компании, реализующей энергосервисные услуги, необходимо полностью подготовить проект, разработать технико-экономическое обоснование, оценить необходимые инвестиции и определить способы верификации достигнутых результатов.


Следующим этапом является внедрение проекта. На данном этапе многие энергосервисные компании выступают как некий консолидатор решений субконтракторов и вынуждены отвечать за результаты других компаний.


После внедрения начинается эксплуатация. На данном этапе энергосервисная компания гарантирует, что заказчик при соблюдении всех необходимых условий, прописанных в договоре, получит именно тот уровень экономии, который указан в договорных обязательствах.


БЕСПЛАТНЫЙ СЫР?
Сегодня в России складывается парадоксальная ситуация: схема энергосервиса выглядит настолько привлекательной, что многие в нее просто не верят.


И не удивительно – люди в нашей стране привыкли, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но в данном случае речь не идет о бесплатном сыре. Как я уже упомянул, энергосервис – платная услуга. Просто заказчик оплачивает ее из тех средств, которые так или иначе потратил бы на оплату счетов за энергоресурсы. Здесь действует стратегия win-win – «выиграл – выиграл» вместо, увы, пока более привычной для многих «выиграл – проиграл».


На самом деле риски заказчика фактически отсутствуют: он ничего не вкладывает и входит в проект только при условии достижения уровня энергосбережения. То есть он не инвестирует, но при этом получает экономию по удельным затратам на производство продукции, снижает капиталоемкость, а по завершении периода окупаемости получает в пользование оборудование, внедренное для достижения уровня энергоэффективности.


Чтобы полностью обезопасить свой бизнес от любых рисков, которые и так сведены к минимуму самой схемой энергосервиса, важно перед заключением договора убедиться в технических компетенциях и возможностях компании, оценить ее опыт в реализации подобных проектов и ценовое предложение. К примеру, в настоящее время в России многие энергоаудиторские компании, закончив процесс массового оформления энергопаспортов, пытаются заниматься энергосервисной деятельностью. Им приходится привлекать множество субподрядчиков, соответственно, стоимость контракта будет несоизмеримо выше, чем у более крупных компаний, реализующих решения своими силами. Такие небольшие интеграторы чужих решений нередко рискуют сами, в то время как более опытные и обладающие широкими компетенциями игроки рынка готовы подписаться под каждый процент, который обещают сэкономить предприятию.


За рубежом уже многие поняли, что энергосервис обеспечивает минимальные риски и оставляет в выигрыше обе стороны, вот почему данная бизнесмодель – несомненный тренд, который давно и активно развивается в Европе и Америке.


КАТАЛИЗАТОР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Мы уверены, что в ближайшее время энергосервис станет трендом и в России.


По опыту западных стран известно, что энергосервис – настоящий катализатор развития экономики, именно поэтому сегодня и в нашей стране идет обсуждение мер его государственной поддержки. В частности, ведется работа по изменению законодательной базы по регулированию энергосервисных договоров, недавно вышел обновленный Федеральный закон (№ 44-ФЗ), регулирующий в том числе и энергосервисную деятельность.


Рост энергоэффективности сегодня очень важен для страны, не случайно соответствующая задача была поставлена на высшем уровне. Он выгоден и с точки зрения генерирующих компаний, так как снижает объем необходимых инвестиций в строительство новых объектов генерации и позволяет потратить высвобождающиеся средства на повышение эффективности действующих. Энергосервис позволит уменьшить себестоимость производимой продукции, сделав ее более конкурентоспособной на международных рынках. Кроме того, он повысит конкуренцию между отечественными предприятиями, а значит, возникнет добавочная ценность для потребителей.


Одним словом, энергосервис как наиболее удобный метод реализации энергоэффективных решений станет если не панацеей, то, по крайней мере, одним из значимых методов развития современной российской экономики.

11.08.2020

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста