Внешний долг России и стран СНГ: этапы, тенденции и проблемы социально-экономического развития



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2014


Бобок В.С.,
ст. преподаватель кафедры экономики и предпринимательского права
Российского государственного социального университета


Рассмотрены основные направления долга России и стран СНГ. Обоснованы приоритетные направления и условия развития стран, эффективные способы привлечения иностранных инвестиций как фактора развития внешнеэкономических связей.


Мировая внешняя задолженность России и СНГ
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 200 государств мира. По данным Минфина России, общая задолженность этих стран в 2013 г. превысила 70,6 трлн долл., из которых 89% приходится на развивающиеся страны.


Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование займов и кредитов, нарушение сроков выполнения долговых обязательств обусловили значительный рост внешней задолженности развивающихся стран [4]. В последние годы наиболее быстрыми темпами увеличилась внешняя задолженность США, которая к середине 2013 г. возросла до 16,8 трлн долл. Крупными должниками остаются Великобритания (9,95 трлн долл.); Германия (5,6 трлн долл.); Франция (5,6 трлн долл.); Нидерланды (3,73 трлн долл.); Япония (2,7 трлн долл.); Испания (2,57 трлн долл.);


Италия (2,68 трлн долл.); Канада (1,18 трлн долл.) (табл. 1). За период с 2003 по 2013 г. внешняя задолженность России увеличилась почти в 4 раза – с 152 млрд до 623,963 млрд долл., и по объему внешнего долга Россия вышла на 21-е место в мире.



Внешний долг как задолженность субъектов экономической деятельности страны перед иностранными кредиторами появляется при привлечении необходимых средств для дополнительного финансирования деятельности. Однако помимо того, что внешние займы дают дополнительные возможности субъектам экономики, они могут создать немалые проблемы государству, что мы и можем наблюдать в ряде стран Европы в данный момент. Проблемы эти возникают, когда суммы на обслуживание внешнего долга, которые берутся из бюджета страны, становятся слишком большими. Особо болезненным процессом для любого государства является объявление дефолта по внешним долгам, которое может повлечь за собой ослабление национальной валюты, увеличение безработицы и в целом ухудшение экономического положения страны. Составляется рейтинг стран СНГ по уровню внешнего долга (по итогам IV квартала 2013 г.). Первую позицию в рейтинге занимает Россия с внешней задолженностью 691,15 млрд долл. Отношение внешнего долга к ВВП страны на начало 2013 г. составило не больше 23% от ВВП, что является одним из лучших показателей в СНГ. Вторую строчку занимает Казахстан с размером внешнего долга 139,95 млрд долл. [1].


На начало 2013 г. уровень внешнего долга Казахстана составил 69% от ВВП.


Таким образом, долг каждого казахстанца составляет 8,2 тыс. долл., что является самым худшим показателям в СНГ. 4% от всех долгов республики составляет государственный и гарантируемый государством внешний долг. Остальные 96% – это негарантированные государством внешние долги, из них 9% приходится на банковский сектор, 50% – на межфирменную задолженность и оставшиеся 37% – на другие секторы экономики. Внешний долг Украины чуть меньше Казахстана – 136,28 млрд долл. К концу 2013 г. уровень внешнего долга составляет 77% от ВВП страны. Задолженность страны на каждого украинца составляет 3,0 тыс долл., страна меньше всех пользуется иностранными кредитами.


В Таджикистане внешний долг составляет 2,17 млрд долл., а на каждого жителя страны долг приходится в размере 271 долл. На конец 2013 г. наибольший уровень внешнего долга в СНГ зафиксирован в Кыргызстане – 98% от ВВП (табл. 2). По итогам анализа табл. 2 внешний долг сформирован на сравнительно небольшом уровне – 6,32 млрд долл. или по 1,13 тыс. долл. на каждого жителя страны [9; 7].



Россия определила в качестве одной из своих важнейших внешнеэкономических задач активное участие в международном финансово-кредитном сотрудничестве, вхождение в систему международных финансово-кредитных организаций в целом. Это прежде всего выразилось в создании необходимых внутренних предпосылок. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 г. составил 36,0 млрд долл., что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям российский внешний  государственный долг составил 5–10% от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Modus, внешний долг Российской Федерации остается очень низким – в пределах 10% от ВВП страны.


Это является самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр, США и т.д.).


Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда.


Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 г., когда он составил 146,4% от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 г. внешний долг составлял всего 5% от ВВП страны (табл. 3) [6].



В 2004–2008 гг., учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный с улучшением налогового законодательства и ростом мировых цен на это сырье, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров к концу 2006 г. Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долл. по кредитам Парижского клуба, после чего ее государственный долг составил 53 млрд долл. (9% от ВВП).


Пик российского государственного долга пришелся на 1998 г. (146,4% от ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 158,7 млрд долл. (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составил 84% от ВВП) (рис. 1).


Для сравнения: по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составил 68% от ВВП, Франции – 66%, США – 53%, Великобритании – 43%, Норвегии – 36%, Австралии – 12%, Казахстана – 10%, Гонконга – 2%.


Внешний долг России вырос за II квартал 2013 г. с 632 млрд до 684 млрд долл.


Увеличение объема задолженности составило 52 млрд долл., или около 8,3%. Этот рост был обеспечен в основном нефинансовым сектором, чьи долги увеличились с 366 млрд до 412 млрд долл. Задолженность банков поднялась с 201 млрд до 205 млрд долл. [2].


В результате резкого снижения внешнего долга и быстрого роста экономики по сравнению с другими странами Россия постепенно превращается в страну-кредитора. Так, в 2011 г. Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро на 4,5 года под 4,5% годовых, в то время как европейские страны отказались предоставлять кредит под менее чем 15% годовых. В 2008 г. Россия предоставила кредит Исландии в размере 4 млрд евро.



В августе 2007 г. Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. За пять лет долг России на этом рынке вырос с 0 до 3%.


Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным министерства финансов. На 30 июня 2012 г. США были должны России 2,98% всего своего госдолга, или 157,8 млрд долл. (рис. 2).



Государственный долг России за сентябрь вырос на 12,6% и достиг отметки в январе 2014 г. 55,78 млрд долл. В основном рост связан с увеличением задолженности по облигациям до 40,65 млрд долл. За сентябрь долги по облигациям выросли сразу на 18,3%.


Больше всего – на 15 млрд долл. – у России облигаций с погашением в 2030 г.


На 2014 г. погашений не запланировано, а в 2015 г. России предстоит отдать кредиторам 2 млрд долл. (табл. 4).



Долговая нагрузка Белоруссии и стран Восточной Европы
По номинальной величине валового внешнего долга (ВВД) Белоруссия в рейтинге среди более чем двух десятков государств СНГ и Восточной Европы соседствует со странами с меньшей численностью населения и меньшей по размеру экономикой.


Поэтому по таким параметрам, как ВВД на душу населения и ВВД/ВВП, Белоруссия занимает более высокие места. Вместе с тем, учитывая хронический и значительный по размеру дефицит внешних платежей Белоруссии, страна сегодня остро нуждается во внешних влияниях, компенсировавших бы сложившийся уровень доходов. Имеющийся у Белоруссии на данный момент заемный потенциал позволяет стране увеличить внешнюю задолженность в 1,5–2 раза (рис. 3).



С конца II квартала 2013 г. размер ВВД Белоруссии увеличился на 2,074 млрд долл. (с 33,141 млрд до 35,215 млрд долл.), или на 6,3%. В номинальном выражении внешняя задолженность каждого гражданина Белоруссии увеличилась за год на 220 долл. (с 3505 до 3725 долл.). Это также далеко не самый значительный рост: семь из указанных государств имеют меньшее увеличение за этот период и пятнадцать – большее. Лишь два государства за последние 12 месяцев уменьшили свою внешнюю задолженность – Венгрия и Литва.


Однако в последней в связи с уменьшением за это время численности населения подушевая задолженность несколько выросла. Многие восточноевропейские государства увеличили номинированный в долларах ВВД из-за укрепления евро, который у них является основной заемной и учетной валютой. Так, за указанный период долл/евро вырос с 1,259 до 1308, т.е. на 3,9%.


Таким образом, даже неизменный размер евровой части ВВД увеличился на эту величину в долларовом исчислении. Примечательно, что наибольшее процентное увеличение внешней задолженности за последние 12 месяцев произошло в России, несмотря на держащиеся уже несколько лет высокие цены на экспортируемые ею энергоносители (рис. 4).



В номинальном выражении наибольший рост подушевой внешней задолженности у Словакии, и так являющейся одной из наиболее закредитованных стран Восточной Европы. Однако следует учесть, что Словакия находится в зоне евро. То же относится и к Эстонии, у которой третий в списке рост подушевого ВВД. Находящаяся рядом Латвия перешла на евро с 1 января 2014 г. Таким образом, у трех стран с наибольшим ростом подушевого ВВД внешняя задолженность номинирована в их внутренней валюте. Из указанных стран в зоне евро находится также Словения с самым большим из списка размером ВВД на одного жителя [5].


Государственный внешний долг (ГВД) здесь – это сумма внешней задолженности органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования. В Беларуси эта величина на конец II квартала 2013 г. – 13,372 млрд долл. (13,044 долл. – госуправления и 368 млрд долл. – национальный банк). Наибольший размер номинального ГВД среди указанных стран у Польши, являющейся в Восточной Европе страной с крупнейшей экономикой. При этом у еще большей страны, России, размер ГВД почти вдвое ниже польского.


Как и в рейтинге по ВВД, наибольший подушевой ГВД у Словакии, страны с населением, не намного превышающим 2 млн человек. Вместе с тем у страны с самой большой численностью населения среди государств Восточной Европы – Украины (45,5 млн чел.) ГВД на одного жителя один из самых низких, более чем вдвое меньше, чем у Белоруссии (рис. 5).



Показатель ГВД /ВВП Белоруссии также хуже украинского, но в целом весьма небольшой – 20,1%. Лучшие показатели у нефтегазовых: Казахстана – 2,5% и России – 3,6%, а также Эстонии – 7,7% и Болгарии – 7,4%. В данном рейтинге у Белоруссии несколько худшее положение – 12-е место по подушевому ГВД и 7-е место по показателю ГВД /ВВП. Это говорит о большом участии государства в привлечении заемных средств. При этом доля ГВД (по указанному методу подсчета) в ВВД у Белоруссии не самая высокая. Однако, учитывая подавляющую долю государственного сектора в экономике, когда основная часть заемщиков из реального сектора – государственные предприятия или предприятия с государственным участием, фактическая доля государства в ВВД значительно больше (рис. 6).


А вот динамика в секторе внешней задолженности государства за последние 12 месяцев у Белоруссии самая лучшая. Среди указанных стран размер ГВД за этот период уменьшился на 4,7%. Это результат укрепления финансового погашения долга страны в посткризисный период, связанный с продажей Белтрансгаза, удешевлением импортируемого газа и действием в первой половине 2012 г. определенных схем во внешней торговле нефтью и нефтепродуктами. Заработанные таким образом средства позволили без затруднений осуществить требуемые выплаты по ранее взятым обязательствам без значительных новых заимствований и рефинансирования прежних. Бремя внешнего долга государства на каждого жителя Белоруссии снизилось за последние 12 месяцев на 70 долл. Уменьшили свой ГВД также два закавказских государства – Армения и Грузия. В Украине ГВД увеличился на незначительную величину (рис. 7).



Большинство восточноевропейских государств заметно увеличили свою внешнюю государственную задолженность. Особенно сильный процентный рост у Эстонии – 590 долл. на человека, наибольшее увеличение подушевого ГВД у Словакии – 1565 долл. и Словении – 1375 долл. Кроме участия отечественных банков на внешнем кредитном рынке приток средств из-за рубежа происходит по линии иностранных банков, чьи дочерние банки работают внутри страны.


Кроме того, пассивы банковской системы могут в значительной мере состоять из денег нерезидентов (яркий пример – банковская система Латвии, где их более половины) [7].


Система коммерческих банков Белоруссии на конец II квартала 2013 г. имела внешнюю задолженность размером 6,819 млрд долл., 720 долл. на одного жителя страны. Все восточноевропейские страны Евросоюза имеют внешние обязательства собственной банковской системы больше, чем Белоруссия.


Но среди стран СНГ только у России банковские заимствования из расчета на одного жителя страны выше, чем у Белоруссии. Банковский внешний долг (БВД) Беларуси на конец 2013 г. составлял 17,2% совокупных пассивов банковской системы. В России на тот же момент аналогичный показатель – 13,4%, Украине – 14,2; Польше – 18,8; Литве – 28,4; Латвии – 50,4; Казахстане – 13,9% (рис. 8).



Банковский внешний долг – составная часть валового внешнего долга страны. Как по валовому, так и по государственному внешним долгам банковская задолженность Белоруссии на уровне средней: участие иностранного капитала и размер внешних заимствований в банковской системе относительно невелики. Тем не менее доля ГВД и ВВД у Белоруссии – 19,4% – выше аналогичного показателя Венгрии – 14,0; Болгарии – 16,5; Польши – 18,1 и Румынии – 18,7.


Банковский долг Латвии составляет половину валового – 46,1%; у Эстонии – треть, у России – 30%. Самый низкий показатель (3,0%) у Кыргызстана с его слабо развитой банковской системой (рис. 9) [8].


Привлеченные из-за рубежа средства вкладываются в отечественную экономику, в том числе в реальный сектор. Причем как в национальной валюте (после конвертации заемной иностранной валюты), так и непосредственно в валюте займа. Объемы кредитования в Белоруссии в иностранной валюте в последнее время сравнимы с объемами выданных кредитов в отечественной валюте. Это результат проводимой жестко денежно-кредитной политики Национального банка Белоруссии, направленной кроме прочего на ограничение рублевой кредитной эмиссии. Возникший в результате дефицит рублевой ликвидности вынудил увеличить заем средств из-за рубежа. Кроме того, запредельно высокие ставки по рублевым кредитам в условиях интервенционного ограничения девальвации белорусской валюты вынуждают экономику обращать большее внимание на невалютное кредитование. В результате прирост внешней задолженности через банковскую систему Белоруссии в отчетном периоде за 2012–2013 гг. обеспечил более половины роста валового внешнего долга (+1266 долл. по БВД из +2074 долл. по ВВД). В процентах рост БВД за 4 квартала оказался вторым по величине в более чем двух десятках стран СНГ и Восточной Европы (см. рис. 10) [3; 8].



Для стран с переходной экономикой весьма важную роль играют прямые инвестиционные вложения иностранного капитала. Как правило, это долговременные вложения, участвующие в реализации крупных проектов, зачастую высокотехнологичных. Прямые иностранные инвестиции в виде межфирменного кредитования от нерезидента – материнской компании резиденту – дочерней компании являются составной частью валового внешнего заимствования. Размер иностранного межфирменного кредитования Белоруссии – один из самых низких среди стран СНГ и Восточной Европы и по номинальному размеру (остаток задолженности на 2013 г. – 1,391 млрд долл.) превышает лишь объемы прямых инвестиций в Молдову – 1,00 млрд долл.; Кыргызстан – 0,96 млрд долл.; Армению – 0,93 млрд долл. Наиболее значительный относительный размер межфирменного иностранного кредитования в Венгрии – 83,5 млрд долл.; Болгарии – 20,9 млрд долл.; Казахстане – 70,9 млрд долл. По валовому объему прямых инвестиций первая четверка выглядит так: Россия – 139 млрд долл.; Польша – 88,3 млрд долл.; Венгрии – 83,5 млрд долл.; Казахстан – 70,9 млрд долл. В последнем большой объем прямых инвестиций обеспечивается значительным участием иностранных компаний в разработке и эксплуатации нефтегазовых месторождений (рис. 11) [9].



На душу населения и в процентах к ВВП размер межфирменного кредитования (прямых инвестиций) Белоруссии самый низкий среди всех указанных стран.


Естественно, доля этого вида задолженности и в общем размере ВВД у Белоруссии также наименьшая среди указанных стран. Это говорит о малом количестве филиалов иностранных компаний в Белоруссии и вообще о слабом участии их в экономике страны. Не намного лучше обстоят дела с этим и в Украине. Кроме того, в странах СНГ зачастую прямое инвестирование под видом иностранного проводится средствами, ранее выведенными из страны своими же гражданами. Среди стран Восточной Европы самое широкое участие иностранных компаний – в экономике Венгрии (65,1%). Из несырьевых стран СНГ наиболее привлекательной для иностранных инвестиций, судя по относительной величине межфирменного кредитования (в номинальном выражении – в 2,2 раза выше, чем у Белоруссии), является Грузия (рис. 12) [7].



Оставшиеся (после государственного долга, банковского долга и межфирменного кредитования) составная часть валового внешнего долга, внешняя задолженность реальной национальной экономики, т.е. созданной без участия иностранных прямых инвестиций, у Белоруссии также невысокие. На конец 2013 г. размер внешнего долга этого сектора Белоруссии – 13,632 млрд долл. (1440 долл/ чел.), 20,5% ВВП. Долг России составил 280 млрд долл (1955 долл/чел.), но всего лишь 13,5% ВВП.


Внешний долг Хорватии – 25,1 млрд долл. – меньше, чем России, в 10 раз, но в процентах к ВВП составляет 44,2%. Долг Украины – 73,8 млрд долл. (1625 долл./ чел.), 42,1% ВВП (см. рис. 13).


Но среди других составляющих валового внешнего долга Белоруссии внешняя задолженность национального реального сектора наибольшая – 38,7% от всего ВВД (государственный долг – 38,0%, банковский долг – 19,4%, межфирменное кредитование – 4,0%). Внешний долг Белоруссии, как отмечалось выше, относительно невелик и имеет запас для увеличения. Но, поскольку он копирован в иностранной валюте, дефицит которой хронически испытывает страна, большое значение имеет такой параметр, как отношение имеющихся иностранных активов (ВИА), сосредоточенных в национальных коммерческих банках, который составлял на конец 2013 г. 9,376 млрд долл. Это 26,6% от ВВД. Год назад на эту же дату соотношение ВИА/ВВД было выше: 37,7% (ВИА на конец 2012 г. – 12,495 млрд долл., ВВД на тот же момент – 33,141 млрд долл.). За год валовый внешний долг увеличился на 2,074 млрд долл., а валовых ликвидных иностранных активов стало меньше на 3,119 млрд долл. (рис. 14).


 


Что касается рассматриваемого некоторыми экспертами варианта форсированной интеграции с Россией и фактического «растворения» белорусской экономики в экономике российской, то он представляется маловероятным. Однако обострение внутренних экономических проблем на фоне резкого ухудшения отношений с Западом, скорее всего, приведет к дальнейшему повышению роли «российского фактора» в развитии Белоруссии. Существенный вклад в модернизацию экономики РБ способно внести обсуждаемое сотрудничество с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и в перспективе – Евразийского союза.


Литература
1. Бобоков В. Удручающие социальные результаты двадцатилетней капиталистической трансформации России // Российский экономический журнал. – 2012. – № 2.
2. Богомолов О.О. О воздействии глобального экономического кризиса на общетеоретические взгляды зарубежных и отечественных реформаторов // Российский экономический журнал. – 2011. – № 2.
3. Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств. 2009: стат. сборник. – М.:МГСК СНГ, 2009. – С. 251.
4. Глазьев С. Перспективы развития евразийской экономической интеграции // Российский экономический журнал. – 2013. – № 1.
5. Лосев В. Заповедная экономика//РБК. – 2011. – Янв.-февр. – С. 37.
6. Малахикова Р. Проблемы макроэкономического развития // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2012. – № 1.
7. Соколова Т. Белорусская модель инновационного развития: социально-экономические проблемы реализации // Общество и экономика. – 2007. – № 7. – С. 157–158.
8. Финансы, инвестиции и цены стран Содружества Независимых Государств: стат. сборник. – М.: МГСК СНГ, 2009. – С. 160.
9. Черповец В. Политическая экономика как наука: историческая тенденция и социальная востребованность // Российский экономический журнал. – 2013. – № 2.

29.03.2021

Также по этой теме: