Современный экономико-статистический анализ экономической безопасности Орловской области



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2017


Шалаев И.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
и экономической безопасности Среднерусского института управления
(филиал Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ)


Зайцева А.И.,
магистр Среднерусского института управления
(филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ)


Черепнина Е.С.,
магистр Среднерусского института управления
(филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ)


В данной статье рассматривается экономическая безопасность Орловской области на основе статистических данных. Приведена методика оценки экономической безопасности региона. Рассмотрено влияние различных показателей на экономическую безопасность.


На современном этапе развития России немаловажное значение приобретают вопросы экономической безопасности регионов. Стабильность и финансовая устойчивость региона с точки зрения экономической безопасности являются фундаментом для успешного развития и помогают улучшать благосостояние общества в целом.


Сущность экономической безопасности региона можно выразить как возможность и способность его экономики улучшать показатели качества жизни населения, обеспечивать противостояние влиянию внутренних и внешних угроз, достигать социально-экономической стабильности. При этом в качестве объекта экономической безопасности региона выступает его территория со всеми входящими в ее пределы элементами экономики. Принимая во внимание, что регион представляет собой часть единой социально-экономической и политической системы государства, решение задач обеспечения экономической безопасности региона должно строиться с учетом специфики его функционирования.


Выбор альтернативных мер и инструментов обеспечения экономической безопасности региона должен основываться на результатах проведенного современного экономико-статистического анализа экономической безопасности, который позволяет определить важнейшие индикаторы регионального развития, исследовать взаимосвязи составляющих экономической безопасности. Таким образом, реализуется стратегия экономической безопасности, ориентированная на снижение риска перехода дестабилизирующих факторов в разряд угроз экономической безопасности региона.


Экономическая безопасность региона – комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование его экономики, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам [3, с. 21].


Во внутренней структуре экономической безопасности региона можно вычленить три важнейших блока:
1) экономическая независимость, которая носит относительный характер ввиду экономико-политической зависимости региона от федерального центра и взаимосвязанности экономик субъектов Федерации;
2) стабильность и устойчивость региональной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах; создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности; сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.);
3) способность к саморазвитию и прогрессу: создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников и т.д.


Для оценки экономической безопасности Орловской области нами были применены пороговые значения основных социально-экономических показателей, которые разработаны на основании международных рекомендаций (Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации) [см.: 1, с. 62].


Первая группа пороговых значений – индикаторов экономической безопасности относится к производственной сфере. Универсальный показатель оценки экономического потенциала региона – это показатель валового регионального продукта (ВРП).


ВРП Орловской области за прошедшие шесть лет возрос в 1,7 раза. В 2010 г. объем валового регионального продукта Орловской области в текущих основных ценах составил 106 196,7 млн руб., а в 2015 г. – 184 560,5 млн руб. (табл. 1).



Несмотря на ежегодный рост ВРП за прошедшие годы в абсолютном выражении, объем валовой добавленной стоимости (ВДС) Орловской области ниже, чем практически во всех областях ЦФО.


Рассмотрим структуру валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности (табл. 2).



Как видно из представленной таблицы, наибольшая валовая добавленная стоимость в 2010 г. приходится на обрабатывающие производства, а в 2014 г. – на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, что связано в первую очередь с государственной программой поддержки отрасли АПК.


Второй группой пороговых значений экономической безопасности Орловской области стали индикаторы уровня жизни населения, так как состояние экономики и экономический рост влияют на уровень и качество жизни населения.


Одним из показателей этой группы является безработица. Рассмотрим уровень занятости и безработицы среди работоспособного населения в возрасте от 15 до 72 лет (табл. 3).



Как видно из табл. 3, уровень безработицы среди мужчин выше, чем среди женщин, уровень безработицы динамичен и не имеет стойкой тенденции (приемлемый уровень безработицы равен 7%), влияющей на качество жизни населения и социальное благополучие.


Кроме того, одним из показателей второй группы пороговых значений экономической безопасности Орловской области является численность населения и ее динамика (табл. 4). Обеспечение экономической безопасности предполагает не только стабильную деятельность институтов, но и то, ради чего они созданы и функционируют, – достойное стабильное существование всех слоев населения.



Как видно из табл. 4, демографическая ситуация в Орловской области ухудшается. Так, численность населения упала с 785,6 тыс. до 759,7 тыс. чел. За последние шесть лет наблюдается только естественная убыль населения, прироста не наблюдается. Кроме того стала увеличиваться миграционная убыль населения. Это все может неблагоприятно отразиться на экономической безопасности Орловской области.


Третьей группой пороговых значений экономической безопасности Орловской области стали индикаторы финансового состояния населения (табл. 5), влияющие на уровень дефицита регионального бюджета, стабильность цен и собираемость налогов.



Как видим, финансовое состояние населения Орловской области за последние годы заметно улучшилось, что связано как с открытием новых крупных предприятий в Орловской области, так и с общим уровнем инфляции.


В завершение данного исследования необходимо представить количественные параметры пороговых значений экономической безопасности в сопоставлении с фактическими данными Орловской области.



Обобщая показатели, которые характеризуют экономическую безопасность


Орловской области по первой и второй группам пороговых значений, стоит отметить, что практически по всем исследуемым показателям (кроме доли инвестиций в основной капитал по отношению к ВРП) Орловская область не достигла пороговых значений.


Эта ситуация может говорить об определенной экономической нестабильности Орловской области в 2013–2015 гг. Но стоит отметить имеющуюся положительную тенденцию формирования основных макроэкономических показателей области, что дает возможность составить среднесрочный благоприятный экономический прогноз ее развития.


Подводя итоги, стоит отметить, что для обеспечения экономической безопасности Орловской области нужно создание механизма защиты ее экономических интересов, представляющего собой управленческие процедуры, которые позволят региональным органам вовремя и действенно парировать угрозы этим интересам.


Литература
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 2014. – № 1. – С. 62–67.
2. Анищенко А.А. Экономическая безопасность регионов России // Маркетинг. – 2013. – № 3. – С. 71–72.
3. Бельских М.В. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности России // Молодой ученый. – 2013. – № 3. – С. 21–25.
4. Орловская область в цифрах. 2010-2015: краткий стат. сб. – Орел: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, 2016. – 249 с.
5. Шалаев И.А. Отечественный и зарубежный опыт в системе обеспечения экономической безопасности / И.А. Шалаев, А.А. Бадасян // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. – Уфа: ООО «Омега сайнс», 2016. – С. 176–179.
6. Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. – 2013. – № 6. – C. 36–37.
7. Шалаев И.А. Отток капитала как один из аспектов обострения проблемы экономической безопасности России в условиях «Политики санкций» / И.А. Шалаев, Д.Ю. Коротов, Е.Е. Колодникова // Инновационная наука. – 2016. – № 6–1. – С. 295–298.
8. Шалаев И.А. Финансовая поддержка малого предпринимательства как условие обеспечения экономической безопасности Орловской области / И.А. Шалаев, А.В. Серёгин, Е.А. Скоробогатова // Символ науки. – 2016. – № 6–1. – С. 313–317.
9. Шалаев И.А. Управление инновационными проектами на основе стандартов экономической безопасности и регулирования рисков // Актуальные вопросы менеджмента современной организации: электронное научное издание. – Ижевск: Изд-во: «Иннова», 2015. – С. 324–328.
10. Шалаев И.А. Внутренний налоговый контроль и аудит как элемент экономической безопасности организации / И.А. Шалаев, К.Ю. Алексеенкова, О.Н. Титова // Современный взгляд на будущее науки. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2016. – С. 170–174.
11. Шалаев И.А. Инновационная составляющая экономической безопасности финансово – кредитных организаций / И.А. Шалаев, А.Ю. Будаева, С.М. Халфеева // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее. – Уфа: ООО «Омега сайнс», 2016. – С. 274–277.


02.08.2022

Также по этой теме: