Краудфандинг как новый источник финансирования проектов в социально-культурной сфере



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2018


Шекова Е.Л.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления
экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии
Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения


В статье рассматриваются особенности краудфандинга – нового источника финансирования, набирающего все большую популярность в отечественной социально-культурной сфере. Отдельное внимание уделяется технологии сбора средств на краудфандинговых платформах для реализации проектов.


ВВЕДЕНИЕ
Краудфандинг (от англ. сrowdfunding, сrowd – толпа, funding – финансирование) – это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, с использованием Интернета, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.


Краудфандинг является отдельным направлением фандрайзинга – деятельности по привлечению финансирования под реализацию различных проектов в социально-культурной сфере [1]. Краудфандинг заключается в привлечении финансовых ресурсов от большого количества людей с целью проведения мероприятий, разработки и продвижения продукта или услуги. Важнейшим отличием краудфандинга от других видов финансирования является наличие специальной интернет-платформы.


Иными словами, краудфандинг – это процесс обращения к широкой общественности с просьбой сделать пожертвования, которые могут стать стартовым капиталом для различных проектов, в том числе в социально-культурной сфере.


Такими проектами могут быть проведение фото- или художественной выставки, написание и публикация книги, выпуск музыкального альбома, съемка фильма и т.п.


Целью статьи является рассмотрение особенностей привлечения фианансирования на проекты в социально-культурной сфере с помощью краудфандинга.


В качестве методов исследования использованы анализ первичных данных (сайты краудфандинговых платформ) и анализ вторичных источников информации.


ТЕХНОЛОГИЯ КРАУДФАНДИНГА
Как правило, краудфандинг начинается с идеи, которую автор регистрирует на краудфандинговой платформе в текстово-визуальной форме и призывает пользователей сайта поддержать его проект.


Тех интернет-пользователей, которые оказывают финансовую поддержку проекту, перечисляя пожертвование на счет краудфандинговой платформы, называют донорами. Доноры оказывают поддержку проекту на добровольной и безвозмездной основе, не рассчитывая получить возврат перечисленных средств.


Для мотивации доноров автор проекта часто предусматривает бонусы за сделанные пожертвования. Это могут быть сувениры с логотипом проекта (значки, ручки, кружки, футболки), билеты на мероприятия, музыкальные диски, книги с авторским автографом и др. При крупных суммах пожертвований авторы проекта могут предлагать более существенные привилегии, например: возможность участия в реализации проекта, размещение имени жертвователя на информационных материалах проекта, встречи с известными людьми.


Одной из самых популярных в мире краудфандинговых платформ является американская платформа Kickstarter, созданная в апреле 2009 г. Согласно данным платформы на I квартал 2018 г., за все время ее существования было профинансировано за счет собранных на платформе пожертвований 139 909 проектов на общую сумму 3,5 млрд долл. [2].


Отдельное место среди краудфандинговых платформ занимают так называемые инвестиционные краудфандинговые платформы, которые предполагают возврат вложенных в проект средств, а также получение части прибыли от реализации проекта. В этом случае интернет-пользователи, оказывающие финансовую поддержку проекту на условиях возврата вложенных средств и получения дополнительного дохода, называются инвесторами. На практике инвесторы часто получают долю собственности в проекте или так называемые акции проекта, которые свидетельствуют о правах собственности на проект и гарантируют получение дохода по результатам проекта.


По оценкам Центрального банка России, рынок отечественного краудфандинга составил в 2017 г. около 2 млрд руб. [3]. В настоящее время в стране насчитывается около 20 краудфандинговых платформ, однако некоторые из них являются мертвыми ресурсами и практически прекратили свое функционирование. В табл. 1 приведены основные действующие в России краудфандинговые платформы, поддерживающие проекты в социально-культурной сфере. Самыми крупными из них являются Planeta.ru и Boomstarter.



Краудфандинговая платформа является посредником между автором проекта и донорами или инвесторами. Она создает всю необходимую инфраструктуру для размещения информации о проекте на сайте, сбора средств через интернетканалы, а также для перечисления собранной суммы финансирования на счет автора проекта, а в ответ получает комиссию с собранных средств на платформе.


Как правило, краудфандинговые платформы ограничивают срок сбора средств на сайте от одного до трех месяцев, а также процент собранных средств от заявленной при размещении проекта необходимой суммы финансирования.


Так, крупнейшая отечественная краудфандинговая платформа Boomstarter, созданная в 2012 г., работает по модели «все или ничего» и требует 100%-ного сбора заявленной суммы в установленные сроки. В противном случае все собранные деньги возвращаются обратно донорам. В результате только 14% зарегистрированных на платформе проектов получают финансирование [4].


Другая популярная платформа Planeta.ru допускает сбор средств до 50% от заявленной при размещении проекта суммы, однако при этом комиссия платформы будет составлять боHльшую сумму – вместо 5% взиматься будет 15% от собранной суммы. С 2012 г. по I квартал 2018 г. на Planeta.ru было собрано 798,8 млн руб. для 2872 проектов, причем каждый третий размещенный на платформе проект стал успешным [5].


Сбор средств на проект с помощью краудфандинга является трудоемким процессом, в котором можно выделить несколько этапов.


Этап I – подготовительный. Перед тем как готовить проект к запуску сбора средств, необходимо проанализировать опыт подобных проектов. Краудфандинговые платформы предоставляют статьи, исследования, фото- и видеоматериалы, инфографику и статистику для тех, кто готовится к запуску своего проекта. На платформе Planeta.ru предлагаются инструкции и рекомендации по сбору средств на различные проекты, а также вебинары, презентации, курсы по краудфандингу.


Важно изучить опыт не только успешных проектов, но и неудачных, проанализировать их ошибки. Это можно сделать не только на самой краудфандинговой платформе, но и на таких ресурсах, как портал крауд-сервисов crowdsourcing.ru, который предоставляет статистику сбора средств на проект по дням, информацию о количестве доноров, особенностях продвижения проекта [6].


Этап II – планирование. На данном этапе важно сформулировать цель и задачи проекта, составить смету расходов на проект и определить требуемую сумму финансирования для реализации проекта. Необходимо устанавливать реалистичные цели по привлечению средств на краудфандинговой платформе, а также предусматривать возможности сбора дополнительных пожертвований после сбора заявленной суммы на проект.


Для успешной презентации проекта на краудфандинговой платформе требуется определить целевую аудиторию проекта, создать фото- и видеопрезентацию проекта, текст для привлечения внимания доноров. Для мотивации доноров важно разработать систему вознаграждений, при которой в ответ на любое пожертвование предоставляется определенный бонус. Например, за 100 руб. донор получит благодарственное письмо от авторов проекта или небольшой сувенир (значок, открытку и т.п.); за 1000 руб. – музыкальный диск или книгу с автографом автора. Рекомендуется предусматривать и более крупные пожертвования (например, 10 000 руб., 50 000 руб.) и эксклюзивные вознаграждения, такие как приглашение донора на презентацию проекта, персональную встречу с актерами, музыкантами и т.п. Разновидностей сумм предлагаемых на сайте пожертвований должно быть не более семи, чтобы не перегружать страничку проекта избыточной информацией.


Предлагая разнообразные вознаграждения, нужно оценить затраты на покупку или производство таких вознаграждений, а также расходы на их доставку донорам и сравнить их с суммами пожертвований, чтобы не получить убытки.


Некоторые краудфандинговые платформы позволяют менять в процессе сбора средств на проект суммы пожертвований и вознаграждения, а также устанавливать лимиты на число пожертвований определенной суммы. Это позволяет оперативно вносить изменения в запланированные характеристики проекта в случае появления непредвиденных ситуаций на практике.


Этап III – запуск проекта. После разработанного плана проекта необходимо определить время запуска проекта и период сбора средств. Процесс привлечения средств на краудфандинговых платформах отличается некоторой сезонностью. Как правило, летние месяцы, новогодние праздники, январь и февраль являются самыми сложными периодами для сбора средств на платформах. Это объясняется сезоном отпусков, длительными выходными, отсутствием свободных денежных средств после праздников.


Некоторые платформы ограничивают срок сбора средств на платформе одним или несколькими месяцами, причем иногда этот срок можно продлевать.


Так, Planeta.ru разрешает продлить заявленный срок на один-два месяца. По статистике Planeta.ru, большинство проектов собирают необходимую сумму финансирования за три месяца.


Этап IV – продвижение проекта. Одним из факторов успешного проекта является привлечение внимания не только потенциальных доноров, но и администрации краудфандинговой платформы. На многих платформах существует система обозначений проектов, выделяющихся среди прочих и привлекших внимание администрации. Это может быть графический значок на странице проекта на сайте платформы или упоминание проекта в новостях, рассылке краудфандинговой платформы. Примером может служить значок Kickstarter Staff Pick (Выбор сотрудников Kickstarter) в виде наклейки на странице проекта [7]. Проект, который получил этот значок, упоминается в новостях площадки и выводится на главной странице сайта платформы. Получение такого «знака отличия» является хорошим информационным поводом и может послужить знаком того, что этот проект заслуживает внимания потенциальных доноров.


Кроме того, краудфандинговые платформы могут проводить специальные акции совместно с крупными компаниями и государственными органами власти. Так, в рамках специальных проектов платформы Boomstarter государственные организации и коммерческие компании могут поддерживать различные проекты. Например, в ходе программы «Молодая Москва» с марта по август 2014 г. Департамент культуры г. Москвы дофинансировал проекты, удвоив собранную сумму на проект [8].


Другим примером является поддержка компанией МТС проектов платформы Boomstarter. В 2014–2015 гг. компания софинансировала на данной платформе проекты московских авторов в рамках специальной акции #WOWMOSCOW.


За два года компания выделила более 2 млн руб. на поддержку проектов, нацеленных на улучшение облика г. Москвы и качества жизни в ней. Каждый из таких проектов дополнительно к собранным на платформе средствам мог получить от компании до 300 тыс. руб. [9].


Для успешного продвижения проекта необходимо не только правильно определить, но и верно сегментировать свою целевую аудиторию. Целесообразно выделять ближний, средний и дальний круг среди целевой аудитории. К ближнему кругу, как правило, относятся члены семьи, друзья, коллеги. Именно они вносят первые пожертвования на проект и поддерживают его информационно, привлекая следующий средний круг с помощью сарафанного радио, социальных сетей, email-рассылок.


Для привлечения дальнего круга можно использовать еженедельную рассылку краудфандинговой платформы. Так, Planeta.ru предоставляет каждому проекту возможность осуществлять рассылку новостей один раз в неделю по подписчикам конкретного проекта, включая тех, кто уже поддержал проект.


Наряду с потенциальными донорами важно выделять заинтересованных в проекте лиц, которые могут оказать не финансовую, а информационную поддержку проекта. К ним, например, относятся так называемые лидеры мнений, которые могут привлечь дополнительную целевую аудиторию.


На платформе Boomstarter также действует система кураторства, в рамках которой различные организации, такие как издательства, СМИ, бизнес-инкубаторы, могут поддержать проекты платформы не финансово, а информационно с помощью своих ресурсов.


Этап V – активный сбор средств. После запуска проекта на краудфандинговой платформе необходимо ежедневно следить за показателями сбора средств на проект. На многих платформах существуют сервисы, позволяющие отслеживать успешность проекта с помощью удобных и наглядных инструментов статистики и визуализации данных (для Kickstarter создан сервис kicktraq.com) [7].


Привлечение и удержание внимания потенциальных доноров являются одной из наиболее важных задач на этапе активного сбора средств. Это можно делать с помощью тизер-сайтов, рассылок писем и сообщений, анонсов в СМИ,презентаций и пресс-конференций, сотрудничества с блогерами, журналистами, известными людьми, которые работают с данной целевой аудиторией.


Помимо этого необходимо постоянно выпускать новости проекта и проводить регулярные обновления страницы проекта на краудфандинговой платформе.


В качестве обновлений могут выступать не только новости на странице проекта, но и комментарии авторов проектов, высказывания экспертов, мнения о проекте известных людей. Рекомендуется не только заранее определить сроки выпуска обновлений и строго их придерживаться, но и подготовить инфоповоды, текст и оформление основных обновлений. Каждое обновление автоматически рассылается подписчикам рассылки краудфандинговой платформы и является напоминанием о существовании данного проекта и кампании по сбору на него средств.


Кроме того, бывает полезным разместить статью о проекте в популярной газете и дать ссылку на страницу проекта на краудфандинговой платформе. Так, в Санкт Петербурге в бесплатной газете Metro анонсы своих творческих проектов на краудфандинговых платформах делали различные организации и частные лица [10].


На этапе сбора средств необходимо предусматривать форс-мажорные ситуации, например технические неполадки интернет-ресурсов, платежных систем, что снижает эффективность сбора средств и требует больше времени на привлечение необходимого финансирования для реализации проекта.


Этап VI – завершение сбора средств и подведение итогов. В процессе сбора средств на проект некоторые краудфандинговые платформы позволяют корректировать первоначальные цели, поставленные при запуске проекта. Так, Kickstarter позволяет добавлять так называемые сверхцели – дополнительные обязательства авторов проекта в случае сбора средств больше заявленного минимума. Такие сверхцели стимулируют доноров продолжать финансировать проект даже после сбора необходимой минимальной суммы. Перечень таких обязательств следует готовить заранее, а объявлять о них можно как в момент запуска проекта, так и позднее, например при очередном обновлении. Объявление сверхцелей не нацелено на расширение аудитории, а призвано побудить доноров сделать повторное пожертвование и поддержать интерес к проекту в СМИ.


После завершения сбора средств на проект важно уточнить сроки перевода собранных пожертвований за вычетом комиссии платформы на банковский счет проекта. В связи с тем что собранные средства на проект считаются доходом, то с этой суммы будет браться налог на доход, и его размер будет зависеть от статуса получателя средств. Если собранная сумма переводится на счет физического лица, то будет удерживаться подоходный налог в размере 13%, а если на счет юридического лица, – то 20%.


Важной составляющей завершающего этапа являются рассылка благодарственных писем всем донорам и информационным партнерам проекта, размещение результатов сбора средств в СМИ, социальных сетях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, краудфандинг является сложной, многоступенчатой деятельностью и требует детальной проработки всего процесса привлечения финансирования для реализации проекта. Целесообразно выделять в процессе привлечения средств на проект шесть этапов: подготовительный этап, этап планирования, запуск проекта, продвижение проекта, активный сбор средств, завершение сбора средств и подведение итогов.


Литература
1. Шекова Е.Л. Фандрайзинг как технология привлечения финансирования в учреждения культуры // Финансовый менеджмент. – 2017. – № 2. – С. 103.
2. Официальный сайт Kickstarter [Электронный ресурс]: kickstarter.com (дата обращения: 04.03.2018).
3. Коллективные заработки: почему растет популярность краудлендинга // Деньги. – 06.09.2017 [Электронный ресурс]. URL: rbc.ru/money/06/09/2017/59afe8b49a794741cec9313f (дата обращения: 04.03.2018).
4. Официальный сайт Boomstarter [Электронный ресурс]. URL: boomstarter.ru (дата обращения: 20.12.2017).
5. Официальный сайт Planeta.ru [Электронный ресурс]. URL: planeta.ru (дата обращения: 03.03.2018).
6. Официальный сайт Crowdsourcing [Электронный ресурс]. URL: crowdsourcing.ru (дата обращения: 12.01.2018).
7. Официальный сайт Kicktraq [Электронный ресурс]. URL: kicktraq.com (дата обращения: 15.01.2018).
8. Стартовало голосование за лучшие проекты конкурса «Молодая Москва» // Москва 24. – 18.07.2014 [Электронный ресурс]. URL: m24.ru/articles/семейнаяи-молодежная-политика18072014/50722 (дата обращения: 19.09.2017).
9. MTC профинансировал на BoomStarter первый проект #WOWMOSCOW. // RUSBASE. – 20.12.2014 [Электронный ресурс]. URL: rb.ru/news/wow-wowmoscow/ (дата обращения: 22.09.2017).
10. Петербурженка собирает деньги на книгу, написанную после страшной трагедии // Metro. – 15.08.2017 [Электронный ресурс]. URL: metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/peterburzhenka-sobiraet-dengi-na-knigu-napisannuyu-posle-strashnoy-tragedii-1296092/ (дата обращения: 14.01.2018).
11. Краудфандинговые платформы в России и в мире // РИА Новости. – 22.08.2016 [Электронный ресурс]. URL: ria.ru/disabled_know/20160822/1474985105.html (дата обращения: 21.12.2017).

02.05.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста