Разработка внутренней учетной системы налоговых затрат в рамках транспортного налога на предприятиях промышленности



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №1 год - 2007


Бодрова Т.В.

 

На сегодняшний момент ни одна из существующих систем управленческого учета не описывает такую затратную категорию, как налоги. То есть нет учетного механизма включения налоговых затрат в управленческую себестоимость, а так как налоги являются существенной статьей в управленческих затратах, то мы считаем целесообразно разработать подобную систему.

Управленческий учет предназначается для решения внутренних задач управления организацией. На отечественных предприятиях многие главные бухгалтеры занимаются традиционным бухгалтерским учетом. Управленческий учет на большинстве предприятий не ведется или развит очень слабо. Между тем, по оценкам специалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90% рабочего времени и ресурсов в области бухгалтерского учета тратят на постановку и ведение управленческого учета, в то время как на традиционный финансовый учет уходит только оставшаяся часть. В отечественных же предприятиях это соотношение выглядит с точностью наоборот. Между тем в настоящее время отечественные предприятия функционируют в условиях конкуренции и борьбы за выживаемость, испытывают острую необходимость в организации действенной системы управленческого учета.

Управленческий учет позволяет включить в себестоимость продукции отдельные виды затрат, которые не учитываются в финансовом учете. Важно понимать, что неучтенная себестоимость может сказаться на эффективности выбранного решения и на всей деятельности предприятия в зависимости от величины данной суммы. Поэтому, для того чтобы фирмы могли конкурировать на рынке, необходимо рассчитывать такую себестоимость, которая могла бы дать предприятию определенную прибыль. Как правило, при проведении финансового учета фирмы не включают в себестоимость готовой продукции некоторые налоговые затраты  (например, транспортный налог). Это может привести к тому, что полученной выручки будет недостаточно для покрытия расходов, не включенных в себестоимость продукции или она существенно уменьшится. В результате чего предприятия не смогут эффективно работать на рынке и конкурировать с другими успешными фирмами. В настоящее время управленческий учет налоговых затрат особенно актуален, поскольку многие налоги постоянно растут, что естественно увеличивает затраты фирм. 

В данной работе рассмотрим необходимость учета транспортного налога в управленческой себестоимости. Ведь в настоящее время все большее число фирм самостоятельно доставляют готовую продукцию в магазины, некоторые осуществляют доставку товаров и в другие регионы. Важно понимать, что для массовых поставок товаров в магазины необходимо большое количество транспортных средств, что влияет на общую сумму налога, а следовательно, и на величину неучтенной себестоимости, что может привести к принятию неправильного управленческого решения.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труда, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.

Следует отметить, что в системах финансового и управленческого учета подходы к формированию себестоимости различны. Информация об издержках, собранная в рамках финансового учета, позволяет в конечном счете сформировать прибыль от реализации продукции, работ, услуг, в целом по предприятию. В рамках всего предприятия учет и списание затрат на себестоимость могут быть выполнены корректно с точки зрения налогообложения, но информация о структуре отдельных видов продукции при этом может быть сильно искажена. Однако для самого предприятия важна достоверная информация о структуре себестоимости. Важно понимать, что неучтенная себестоимость может сказаться на правильности выбранного решения и на всей деятельности предприятия в зависимости от величины данной суммы.

Управленческий учет позволяет включить некоторые затраты в себестоимость продукции, которые не учитываются в финансовом учете, и тем самым дает возможность предприятию влиять на нее, т.е. управлять своими издержками. На примере транспортного налога рассмотрим необходимость включения налоговых затрат в себестоимость продукции.

Прежде чем рассматривать функционирование управленческого учета транспортного налога, опишем его сущность с позиции налогового кодекса и финансового учета.

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие Кодексом  и законами субъектов Российской Федерации о налоге к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для удобства рассмотрим транспортный налог на рис. 1.


Рис. 1. Транспортный налог

Налоговой базой по транспортному налогу является мощность двигателя в лошадиных силах. Для несамоходных (буксируемых) судов налоговая база определяется исходя из их зарегистрированной валовой вместимости в тоннах.

Предприятия сами рассчитывают этот налог, а за граждан это делает налоговая инспекция и присылает им соответствующие уведомления.

До 2006 г. транспортный налог платился 1 раз в год. Новшества в главу 28 Налогового кодекса РФ внес Закон РФ от 20 октября 2005 г. № 131-ФЗ. Теперь законодатели ввели в главу 28 Налогового кодекса РФ понятие отчетного периода по транспортному налогу. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ). Соответственно по итогам каждого квартала фирмы будут перечислять в бюджет региона авансы по налогу.

Авансовый платеж равен 1/4 от произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). А «финальная» сумма налога, которую нужно заплатить по окончании IV квартала (по итогам года), равна разнице между налогом, рассчитанным за год, и суммой уплаченных в течение этого года авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, то сумму аванса и налог по итогам года нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен отношению числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на фирму, к числу календарных месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом и месяц регистрации транспортного средства, и месяц снятия его с учета считают за полный месяц.

Пример.

На балансе у фирмы числится легковой автомобиль, мощность двигателя которого 129 л. с. Региональная ставка транспортного налога для данной категории транспорта – 10 руб. на одну л. с. Автомобиль был зарегистрирован на фирму в феврале 2006 г., а снят с регистрации в июле того же года.

Рассчитаем авансовые платежи и доплату по налогу на 2006 г. За I квартал коэффициент равен 2/3, так как автомобиль числился на фирме в течение двух месяцев (февраль, март) из трех:
129 л. с. х 10 руб. х 2/3 х 1/4 = 215 руб.

За II квартал коэффициент равен 1, так как автомобиль принадлежал фирме полный квартал:
129 л. с. х 10 руб. х 1 х 1/4 =  322,5 руб.

За III квартал коэффициент равен 1/3, так как автомобиль принадлежал фирме в течение одного месяца из трех (только в июле):
129 л. с. х 10 руб. х 1/3 х 1/4 = 107,5 руб.

Коэффициент для расчета доплаты по итогам года равен 6/12, так как в 2006 г. автомобиль принадлежал фирме в течение 6 месяцев из 12 (февраль, март, апрель, май, июнь, июль). Определим сумму доплаты:
129 л. с. х 10 руб. х 6/12 – 215 руб. – 322,5 руб. – 107,5 руб. = 0 руб.

Важно отметить, что устанавливать отчетные периоды – право, а не обязанность региональных властей (п. 3 ст. 360 НК РФ). Если власти не пропишут в региональном законе о транспортном налоге требование платить авансы, то фирмы будут рассчитываться с бюджетом субъекта раз в год. Сам налог исчисляется просто. Для этого нужно ставку налога умножить на налоговую базу:

Транспортный налог =  ставка налога х  налоговая база.        (1)

Пример.

На балансе ЗАО «Радуга» числится 3 легковых автомобиля:

1)

ГАЗ-3110 («Волга») с мощностью двигателя 90 л.с.;

2)

Mersedes C200 с мощностью двигателя 129 л.с.;

3)

BMV 735i с мощностью двигателя 272 л.с.

 

Для расчета транспортного налога воспользуемся ставками, указанными в НК РФ. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно ставка равна 5 руб. за каждую л.с. Для автомобилей от 100 до 150 л.с. – 7 руб., а свыше 250 л.с. – 30 руб.

Рассчитаем транспортный налог по формуле 1:

1)

90 л.с. х 5 руб. = 450 руб.;

2)

129 л.с. х 7 руб. = 903 руб.;

3)

272 л.с. х 30 руб. = 8660 руб.

 

Но если предположить, что региональное законодательство повысит базовые ставки налога до предела, разрешенного НК РФ, т.е. в 5 раз, тогда сумма транспортного налога составит:

1)

450 х 5 = 2250 руб.;

2)

903 х 5 = 4515 руб.;

3)

8660 х 5 = 43300 руб.

 

Таким образом, местные законодатели имеют право устанавливать или не устанавливать отчетные периоды и авансовые платежи по налогу. А также право определять сроки уплаты налоговых сумм в региональный бюджет. Как и раньше, у региональных властей останется право решать, устанавливать или не устанавливать транспортный налог на своей территории. Кроме того, некоторые права местная власть утратила. А именно: теперь она не будет устанавливать формы налоговой отчетности и сроки ее представления в инспекцию.

В бухгалтерском учете транспортный налог нужно учитывать на счетах, где собираются расходы на тот вид деятельности, в котором используется транспорт. Таким образом, если основной вид деятельности предприятия — оказание транспортных услуг либо транспорт используется непосредственно при производстве продукции (работ, услуг), то учитывать налог нужно на счете 20 «Основное производство». Если транспорт используют во вспомогательных производствах, то налог учитывается на счете 23 «Вспомогательные производства». Если транспорт нужен для обслуживающих производств, то налог следует учесть на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В торговых организациях налог начисляется на счет 44 «Расходы на продажу».

Как правило, налог, начисленный на транспортные средства, которые используются для управленческих нужд предприятия, включается в состав прочих расходов. Сумма этого налога учитывается по Дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с Кредитом счета 68 ««Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по транспортному налогу»).

Расходы, учтенные по Дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», в зависимости от учетной политики предприятия списываются либо в Дебет счета 20 «Основное производство», либо в Дебет счета 90 «Продажи» (субсчет «Себестоимость продаж»).

В налоговом учете сумма транспортного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Это позволяет сделать ст. 264 НК РФ.

Пример.

На балансе ООО «Звездочка» числится автобус с мощностью двигателя 140 л.с. Предположим, что ставка налога по этому транспортному средству установлена  в размере 10 руб. за л. с.

Сумма транспортного налога, которую предприятие должно перечислить за 2005 г. в бюджет, составит:
140 л.с. х 10 руб. = 1400 руб.

В учете бухгалтер должен сделать следующие проводки:

1. Начислен транспортный налог за автобус:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»
субсчет «Расчеты по транспортному налогу» 1400 руб.

2. Перечислен в бюджет транспортный налог:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по транспортному налогу»)
Кредит 51 «Расчетный счет» 1400 руб.

Транспортный налог на автобус с мощностью двигателя 140 л.с. начисляется  на счет 26 «Общехозяйственные расходы», так как используется для управленческих нужд предприятия. Таким образом, в зависимости от учетной политики предприятия данный налог может сразу списываться в Дебет счета 90 «Продажи» и не учитываться в себестоимости готовой продукции.  Управленческий учет позволяет включить налоговые затраты в себестоимость готовой продукции и тем самым избежать возможных ошибок в управлении.

Таким образом, в финансовом учете транспортный налог начисляется на Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», который потом, в зависимости от учетной политики предприятия, списывается либо на Дебет счета 20 «Основное производство», либо сразу на Дебет счета 90 «Продажи». В первом случае транспортный налог, начисленный на Дебет 26 счета «Общехозяйственные расходы», вместе с другими общехозяйственными расходами пропорционально распределяется между видами произведенной продукции, где в качестве базы распределения можно использовать начисленные суммы оплаты труда основным работникам, или израсходованную сумму материалов, или др. Тем самым этот вид налога учитывается в себестоимости продукции.

Но, как правило, эти расходы отчетного периода не имеют четко выраженной связи с конкретными видами продукции, работ и услуг. Поэтому в многономенклатурных производствах это создает трудности для калькуляционных расчетов. В международной и российской практике часто вообще отказываются от распределения общехозяйственных расходов по калькуляционным объектам. Их в полной сумме относят на уменьшение финансового результата отчетного периода и не учитывают в себестоимости готовой продукции. Поэтому предприятия могут сразу списывать общехозяйственные расходы на Дебет счета 90 «Продажи». Но тем не менее иногда эта неучтенная сумма оказывается существенной при принятии управленческих решений, в результате это может сказаться на всей деятельности организации.

Кроме того, транспортный налог на грузовые автомобили, используемые для реализации готовой продукции, принято учитывать на Дебете 44 счета «Расходы на продажу», а затем списывать на Дебет 90 счета «Продажи». Это также говорит о том, что транспортный налог не включается в себестоимость готовой продукции. Более наглядно представим систему формирования себестоимости продукции в финансовом учете на рис. 2.

Рис. 2. Формирование себестоимости продукции в финансовом учете

Таким образом, из рисунка видно, что транспортный налог не учитывается в системе финансового учета в себестоимости готовой продукции. Так как себестоимость продукции формируется путем суммирования затрат, числящихся по Дебету 20 счета «Основное производство»:

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ = Амортизация + Общепр-ые расходы + Общехоз-ые расходы     (2)

Предлагаем систему управленческого учета транспортного налога формировать следующим образом: открыть счет 101 «Учет транспортного налога», на который будем начислять данный вид налога.

Пример.

Допустим, налог на легковой автомобиль, содержащийся для управленческих нужд (например, машина директора), будет сразу зачисляться на Дебет счета 101 «Учет транспортного налога» (субсчет 26 «Легковые автомобили») с Кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по транспортному налогу»), а налог на грузовые автомобили, используемые для перевозки готовой продукции, – на Дебет счета 101 (субсчет 44 «Грузовые автомобили») в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по транспортному налогу»). Для того чтобы включить транспортный налог в себестоимость готовой продукции, откроем счет 200 «Управленческая себестоимость». Тогда транспортный налог будем списывать с Кредита счета 101 «Учет транспортного налога» (субсчет 26 «Легковые автомобили») и с Кредита счета 101 «Учет транспортного налога» (субсчет 44 «Грузовые автомобили») на Дебет счета 102 «Управленческая себестоимость». В сумме все затраты, собранные по Дебету счета  20 «Основное производство», списываются в Дебет 102 счета «Управленческая себестоимость».

То есть подобная система хорошо гармонирует с системой финансового учета: предложенный счет 101 имеет субсчета 26 и 44, то есть счета финансового учета транспортного налога. Отобразим схематически формирование управленческой себестоимости продукции на рис. 3.

Рис. 3. Формирование управленческой себестоимости продукции

Таким образом, из рисунка видно, что управленческая себестоимость продукции формируется путем суммирования всех затрат, собранных на Дебете 200 счета «Управленческая себестоимость»:

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ = Себестоимость продукции + Транспортный налог                    (3)

Пример.

На балансе фирмы ООО «Луч» числятся одиннадцать автомобилей: один легковой (мощность двигателя 165 л. с.), используемый для управленческих нужд, и 10 грузовых (мощность двигателя 150 л. с.), используемых отделом сбыта для доставки продукции организации в магазины. Предположим, что ставка налога для автомобилей установлена  в размере, указанном в НК РФ. Предприятие ООО «Луч» изготавливает два вида продукции: А и Б. Причем на доставку продукции А требуется 10% всех расходов на бензин, а на перевозку продукции Б – оставшиеся 90%. Амортизация оборудования, изготавливающего изделие А – 5000 руб., а амортизация оборудования Б – 10 000 руб. В отчетном периоде предприятие списало запчасти на нужды цеха А – 4500 руб. и цеха Б – 10 500 руб. Также предприятие списало бензин на транспортировку груза 299 200 руб. и на управленческие нужды (машина директора) 32 220 руб. За отчетный период организация ООО «Луч» начислила заработную плату для выплаты рабочим основного производства 120 000 руб. Заработная плата рабочих, изготавливающих продукт А, составляет 50 000 руб., а продукт Б – 70 000 руб. Необходимо определить управленческую себестоимость продукции и отразить корреспонденции в системе учета:

1. Начислена амортизация оборудования А:

Дебет 20 «Основное производство»/А
Кредит 02 «Амортизация основных средств»/А                                                       5000 руб.

2. Начислена амортизация оборудования Б:

Дебет 20 «Основное производство»/Б
Кредит 02 «Амортизация основных средств»/Б                                                       10 000 руб.

3. Начислена заработная плата работникам, изготавливающим продукцию А:

Дебет 20 «Основное производство»/А
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»/А                                          50 000 руб.

4. Начислена заработная плата работникам, изготавливающим продукцию Б:

Дебет 20 «Основное производство»/Б
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»/Б                                          70 000 руб.

5. Удержан ЕСН из з/п работников А:

Дебет 20 «Основное производство»/А
Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»/А                 13000 руб.

6. Удержан ЕСН из заработной платы работников Б:

Дебет 20 «Основное производство»//Б
Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»/Б                 18 200 руб.

7. Списаны запчасти на нужды цеха А:

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»/А
Кредит 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части»                                               4500 руб.

8. Списаны запчасти на нужды цеха Б:

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»/Б
Кредит 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части»                                             10 500 руб.

9. Списаны общепроизводственные расходы на продукцию А:

Дебет 20 «Основное производство»/А
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы»/А                                                      4500 руб.

10. Списаны общепроизводственные расходы на продукцию Б:

Дебет 20 «Основное производство»/Б
Кредит 25 «Общепроизводственные расходы»/Б                                                     10 500 руб.

11. Списан бензин на транспортировку груза:

Дебет 44 «Расходы на продажу»
Кредит 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо»                                                           299 200 руб.

12. Списан бензин на управленческие нужды (машина директора):

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо»                                                           32 220 руб.

Распределим общехозяйственные расходы между двумя видами продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих.

1)

Краспр = 32 220/(50 000 + 70 000) = 32 220/12 0000 = 0,2685 – коэффициент распределения заработной платы.

2)

50 000 х 0,2685 = 13 425 рублей – на продукцию А.

3)

70 000 х 0,2685 = 18 795 рублей – на продукцию Б.

Списаны общехозяйственные расходы на продукцию А:

Дебет 20 «Основное производство»/А
Кредит 26 «Общехозяйственные расходы»                                                            13 425 руб.

Списаны общехозяйственные расходы на продукцию Б:

Дебет 20 «Основное производство»/Б
Кредит 26 «Общехозяйственные расходы»                                                              18 795 руб.

Рассчитаем сумму транспортного налога, которую предприятие должно перечислить в бюджет, зная, что налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно – 10 руб. за каждую лошадиную силу, а для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 8 руб.:

1)

165 л.с. х 10 руб. = 1650 руб.;

2)

150 л.с. х 8 руб. х 10 = 12 000 руб.

Начислен транспортный налог на легковой автомобиль с мощностью двигателя 165 л.с.:

Дебет 101 «Учет транспортного налога» (субсчет 26 «Легковые автомобили»)
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по транспортному налогу»)    1650 руб.

Начислен транспортный налог на грузовые автомобили с мощностью двигателя 150 л.с.:

Дебет 101 «Учет транспортного налога» (субсчет 44 «Грузовые автомобили»)
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по  транспортному налогу»)  12000 руб.

Включим транспортный налог в управленческую себестоимость. Для этого распределим начисленный транспортный налог на легковой автомобиль на Дебете счета 101 (субсчет 26 «Легковые автомобили») в Кредит 200 счета «Управленческая себестоимость» между двумя видами продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих:
1) Краспр = 1650/(50 000 + 70 000) = 1650/120 000 = 0,01375 – коэффициент распределения заработной платы;

2)

50 000 ґ 0,01375 = 687,5 руб. – на продукцию А.

3)

70 000 ґ 0,01375 = 962,5 руб. – на продукцию Б.

Распределим транспортный налог, начисленный на Дебет 101 «Учет транспортного налога» (субсчет 44 «Грузовые автомобили»), в Кредит 200 счета «Управленческая себестоимость» между двумя видами продукции пропорционально израсходованной сумме материалов (топлива). Данную базу распределения следует использовать, поскольку грузовые автомобили перевозят готовую продукцию  не в равных долях.  Для доставки продукции А в магазины израсходуется 10% всех расходов на бензин, так как большую часть данного вида продукции вывозят сами покупатели, а для доставки продукции Б – 90%.
1) 12 000 ґ 10/100 = 1200 руб. – расходы на доставку продукции А;
2) 12 000 – 1200 =  10 800 руб. – расходы на доставку продукции Б.

Учтен транспортный налог на грузовые автомобили в управленческой себестоимости продукции А:

Дебет 102 «Управленческая себестоимость»/А
Кредит 101 «Учет транспортного налога» (субсчет 44 «Грузовые автомобили»)     1200 руб.

Учтен транспортный налог на грузовые автомобили в управленческой себестоимости продукции Б:

Дебет 102 «Управленческая себестоимость»/Б
 Кредит 101 «Учет транспортного налога»
(субсчет 44 «Грузовые автомобили»)                                                                          10 800 руб.

Себестоимость продукции формируется путем суммирования затрат, числящихся по Дебету 20 счета «Основное производство». Рассчитаем по формуле 2 себестоимость продукции А и продукции Б, а затем по формуле 4 – общую себестоимость продукции:

ОБЩАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ = СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ А + СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ Б(4)
СЕБЕСТОИМОСТЬ  ПРОДУКЦИИ  А     = 5000 + 50 000 + 13 000 + 4500 + 13 425 = 85 925 руб.
СЕБЕСТОИМОСТЬ   ПРОДУКЦИИ  Б    = 10 000 + 70 000 + 18 200 + 10 500 + 18 795 = 127 495 руб.
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ       = 85 925 + 127 495 = 213 420 руб.

Сформируем управленческую себестоимость продукции. Для этого включим себестоимость продукции, которая формируется путем суммирования затрат по Дебету 20 счета «Основное производство», в Дебет 102 счета «Управленческая себестоимость».

Учтена себестоимость продукции А в управленческой себестоимости продукции А:

Дебет 102 «Управленческая себестоимость»/А
Кредит 20 «Основное производство»/А                                                                    85 925 руб.

Учтена себестоимость продукции Б в управленческой себестоимости продукции Б:

Дебет 102 «Управленческая себестоимость»/Б
Кредит 20 «Основное производство»/Б                                                                   127 495 руб.

Схематически отобразим формирование управленческой себестоимости продукции и продукции Б на рис. 4.

Рис. 4. Формирование управленческой себестоимости продукции

Из рисунка видно, что управленческая себестоимость формируется следующим образом:

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ = СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ + ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ(5)
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ А  =  85 925 + 687,5 + 1200 = 87 812,5 руб.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ Б  =  127 495 + 962,5 + 10 800 = 139 257,5 руб.
ОБЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ  =  87 812,5 + 139 257,5 = 227 070 руб.

Таким образом, в результате включения транспортного налога управленческая себестоимость продукции А увеличилась на 1887,5 руб., а управленческая себестоимость продукции Б – на 11 762,5 руб. Общая управленческая себестоимость продукции увеличилась на 13 650 руб. и составила 227 070 руб. А это значит, что данную сумму руководители предприятия не учитывают при принятии важных управленческих решений.

Подобная система будет эффективно функционировать и в рамках других налогов, также данная внутренняя учетная система не усложнит учетный процесс затрат на предприятия и будет способствовать принятию эффективных и своевременных управленческих решений на основе реальной управленческой себестоимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аврова И.А. Управленческий учет. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 176 с. 
2. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учебное пособие/ М.А. Вахрушина. —2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 432 с.
3. Волкова О.Н. Управленческий учет: Учебник. – М.: ТК «Велби», Издательство «Проспект», 2005. – 472 с.
4. Камышавков П.И. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ П.И. Камышавков, А.П. Камышавков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2005. – 656 с.
5. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 268 с.
6. Коваль Л.С. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебно-методическое пособие. – М.: Гелиос. АРВ, 2003. – 464 с.
7. Кондраков Н.И., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 368 с.
8. Полковский Л.М. Основы управленческого учета: Учебное пособие. – М.: Экономика и финансы, 2003 – 320 с.
9. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 608 с.

 

Также по этой теме: