Концептуальные основы государственного регулирования развития сельского хозяйства и государственной поддержки как источника финансирования



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №4 год - 2011


Маслова И.А.,
д. э. н., профессор, Москва

Создание конкурентоспособного агропродовольственного производства невозможно без усиления роли государства и поддержки аграрного сектора экономики России. Необходимость обеспечения продовольственной безопасности, низкая конкурентоспособность и производительность отрасли, низкий уровень оплаты труда работников села и др. – основные причины госрегулирования сельского хозяйства.

В настоящее время оправдано усиление регулирующего воздействия со стороны государства на развитие сельской экономики, скорейшее внедрение соответствующей программы  государственного регулирования и поддержки этой важной отрасли.


Материал выполнен в ходе научно-исследовательской работы в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. по направлению «Экономические науки» по проблеме «Учетно-аналитическое обеспечение социальной и отраслевой бюджетной поддержки на основе стоимостных потоков».


Необходимость создания в России механизма государственного регулирования  агропромышленного комплекса (АПК) вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных особенностей переходного периода в России. В частности, АПК не может на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство зависит от природных факторов, имеет ярко выраженный сезонный характер производства, низкую отдачу вложенного капитала, а уровень сельскохозяйственного производства влияет на состояние продовольственной безопасности страны.

Государственное регулирование представляет собой комплекс определенных стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Применительно к сельскому хозяйству используются разнообразные формы госрегулирования. Наиболее важные из них представлены на рис. 1.

Правительственные органы часть бюджетных средств в первую очередь направляют на реализацию социальных, научных и других программ, делая заказ организациям на производство определенных видов товаров и услуг коллективного пользования. Таким образом, производство направляется в определенное русло, необходимое государству.

Регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по выполнению обязательных природоохранных мероприятий. Регулирование условий труда, трудовых отношений, а также оплаты труда выражается в форме государственного законодательства о труде и занятости, призванного обеспечивать охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, выплату пособий по безработице.

С помощью назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов осуществляется налоговое регулирование. В том же направлении действуют пошлины и таможенные сборы.

Государственные органы обладают правом распределять средства бюджета по различным направлениям. Однако в данном случае могут быть выделены большие бюджетные ассигнования некоторым отраслям, сферам, социальным группам населения, признанным в определенный промежуток времени приоритетными.

Меры по пенсионному обеспечению, помощь инвалидам, детям и другим нуждающимся категориям населения, страхование здоровья и жизни людей предусматривают социальное регулирование. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий и других форм государственных трансфертов.

Посредством установления на некоторые общественно значимые товары и услуги предельных цен осуществляется ценовое регулирование. Ценовое регулирование проявляется также в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов, параметров, определяющих величину цен.

С помощью денежно-кредитного регулирования правительство воздействует на денежное обращение. Государство через Центробанк управляет эмиссией и общей денежной массой, устанавливает предельные ставки банковского ссудного процента, выпускает облигации и другие ценные бумаги.

После определения форм госрегулирования АПК выделим его основные направления (рис. 2).

Государственное регулирование экономики может осуществляться на различных уровнях: федеральном, региональном, местном. На каждом из этих уровней существует ряд специфических особенностей, присущих только ему проблем и преимуществ. В зависимости от целей, которые преследуются руководством на том или ином уровне, применяются различные методы и направления государственного регулирования.

Финансовое направление государственного регулирования в настоящее время получило довольно широкое распространение в Российской Федерации.

Осуществляемое на уровне всех отраслей экономики такое регулирование в том числе оказывает сильное влияние и на сельское хозяйство. Целевое финансовое регулирование проводится в отношении отрасли АПК, которое отражается прежде всего на финансовом состоянии сельских товаропроизводителей.

С помощью различных методов осуществляется государственное регулирование сельского хозяйства в разнообразных его направлениях. Методы государственного регулирования в рыночной экономике подразделяются на несколько групп (рис. 3).

Административные методы применяются достаточно широко. Однако для исполнения какого-либо рода запретов и принуждений необходимы действенные меры по их отслеживанию и наказанию.

К экономическим методам относится денежно-кредитная политика, представляющая совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и др. Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная поддержка определяется как взаимосвязь различных инструментов льготного и безвозмездного финансирования предприятий, находящихся в достаточно трудном экономическом положении, позволяющая значительно смягчить результаты неэквивалентности товарообмена сельского хозяйства с иными отраслями экономики, а также обеспечить эффективную деятельность агропромышленного производства в целом, и является основной государственного регулирования.

В табл. 1 приведем классификацию основных видов государственной поддержки. В основу классификации взяты следующие признаки: источники финансирования, способы воздействия на экономику, уровень бюджетного финансирования, период действия поддержки, требования ВТО.

С учетом всех инструментов и средств государственного воздействия на АПК можно выделить следующие приоритетные направления системы государственной поддержки АПК (рис. 4).

Следовательно, особую актуальность имеют теоретические разработки, направленные на повышение эффективности производства АПК, в том числе во внешнеторговой деятельности.

В данном случае следует учитывать, что одним из основных эффективных направлений является совершенствование механизма государственного регулирования внешнеторговой дельности с учетом внешних и внутренних факторов развития АПК.

Основные задачи государственной поддержки внешнеторговой деятельности агропромышленного комплекса при вступлении России во Всемирную торговую организацию представлены на рис. 5.

В современном мире внешнеторговая деятельность играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества.

На протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы рост мирового производства. В результате этого, с одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

Следовательно, в процессе государственного регулирования АПК, обеспечения его поддержки в современных условиях глобализации экономики, усиления конкурентной борьбы необходимо исходить из специфики социально-политических и экономических условий, баланса налогового, финансово-кредитного и ценового регулирования, учета требований рынка и международных организаций. Уровень компетентности органов управления АПК, готовность организаций к восприятию установленных правил, использованию предоставленных им возможностей, а также наличие и правильное использование имеющихся ресурсов требуют особого внимания. Система государственной поддержки должна быть гибкой, соответствовать текущим и долгосрочным потребностям АПК.

Литература
1. Боговиз А. Система государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства: основные направления развития //Международный сельскохозяйственный журнал. – 2006. – № 7.
2. Быков Г.Е., Быков В.Г., Осипов А.Н. Об экономических методах государственного  регулирования производства зерна в Российской Федерации //Аграрная Россия. – 2006. – № 3.
3. Гудков А.А. Концепция финансовой и управленческой учетно-информационной системы государственной поддержки сельского хозяйства // Экономические и гуманитарные науки. – 2010. – № 9.
4. Зарук Н., Джевицкая Е. Планирование государственной поддержки сельского хозяйства // Экономист. – 2006. – № 11.
5. Маслова И.А., Павлова Т.О. Раскрытие теоретических основ оптимальной структуры учетно-аналитического обеспечения социальной и отраслевой бюджетной поддержки // Управленческий учет. – 2010. – № 11.

23.12.2014

Также по этой теме: