Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2013
Шестакова Е.В.,
к. ю. н., генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»
Законодательство формулирует требования к ведению бухгалтерского учета и предоставлению информации всем категориям пользователей. Основным документом, устанавливающим правила бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Вместе с тем компании в локальных актах устанавливают свои правила бухгалтерского и финансового учета. Как это сделать, мы рассмотрим в данной статье.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПРАВИЛ БУХГАЛТЕРСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА
Основным документом, устанавливающим правила бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
2) единство системы требований к бухгалтерскому учету;
3) упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую
(финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
4) применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
5) обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
6) недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
В настоящее время основными документами, регулирующими бухгалтерский учет, являются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
ПБУ являются национальными стандартами бухгалтерского учета. Положения разрабатываются и утверждаются Минфином России и регламентируют организацию и правила ведения учета, а также порядок подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Международные стандарты были введены на территории Российской Федерации постановлением Правительства России от 25 февраля 2011 г. № 107 (ред. от 27.01.2012) «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».
В состав международных стандартов и разъяснений международных стандартов, подлежащих признанию в порядке, установленном настоящим Положением, входят принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности:
а) международные стандарты;
б) разъяснения международных стандартов;
в) изменения, которые вносятся в международные стандарты и их разъяснения;
г) иные документы, определенные Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в качестве неотъемлемой части международных стандартов и (или) их разъяснений.
После вступления в силу Закона № 402-ФЗ регулирование в области бухгалтерского учета по-прежнему будут осуществлять Минфин России и Банк России. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета перечислены в ст. 23 Закона № 402-ФЗ.
Новыми субъектами регулирования бухгалтерского учета являются саморегулируемые организации (СРО). Такими организациями могут быть СРО предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы, иные некоммерческие организации. Иными словами, Закон № 402-ФЗ закрепляет возможность негосударственного регулирования бухгалтерского учета.
Саморегулируемые организации могут:
- разрабатывать проекты федеральных стандартов, проводить публичное обсуждение этих проектов и представлять их в уполномоченный федеральный орган;
- разрабатывать и принимать рекомендации в области бухгалтерского учета;
- разрабатывать предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
- участвовать в разработке международных стандартов.
Однако основные правила бухгалтерского и финансового учета утверждаются на локальном уровне.
УСТАНОВЛЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ПРАВИЛ БУХГАЛТЕРСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА
На локальном уровне организация самостоятельно разрабатывает правила ведения бухгалтерского и финансового учета.
Основным локальным актом при этом является учетная политика компании.
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
В качестве приложений к учетной политике могут быть установлены следующие документы:
- приложение № 1 – рабочий план счетов;
- приложение № 2 – самостоятельно разработанные формы первичных документов, применяемые организацией;
- приложение № 3 – перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;
- приложение № 4 – график документооборота;
- приложение № 5 – порядок проведения ежеквартальной инвентаризации;
- приложение № 6 – перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет;
- приложение № 7 – перечень самостоятельных регистров налогового учета;
- Приложение № 8 – методика ведения раздельного учета по НДС.
Начиная с 1 января 2013 г. вступил в силу Закон № 402-ФЗ, соответственно, с этого момента Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» утратил силу и его положения больше не применяются.
В положениях об учетной политике организации, в новом Федеральном законе отдельно не упоминаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных и внутренних документов;
- порядок проведения инвентаризации;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями.
В учетной политике на 2013 г. должны быть учтены соответствующие изменения.
В новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов. Формы первичных документов с 2013 г. не будут утверждаться учетной политикой организации. Их будет утверждать руководитель (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
При разработке и внесении изменений в учетную политику организации на 2013 г. бухгалтер должен руководствоваться как положениями Закона 402-ФЗ, так и положениями ПБУ 1/2008.
Это следует из положений п. 1 ст. 30 Закона 402-ФЗ:
- до утверждения органами федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом 402-ФЗ, применяются утвержденные до дня вступления в силу Закона 402-ФЗ ПБУ.
В соответствии с положениями ст. 11 Закона 402-ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Организация (за исключением обязательного проведения инвентаризации) определяет самостоятельно случаи, сроки, порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации (п. 3 ст. 11 Закона 402-ФЗ).
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
При этом инвентаризация основных средств (ОС) может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона 402-ФЗ).
В учетной политике для целей бухгалтерского учета должны быть приведены документы, используемые организацией для учета, поскольку в соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 в учетной политике утверждаются «формы первичных учетных документов (по которым предусмотрены и не предусмотрены унифицированные формы), регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности».
В силу положений ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (документ утратил силу с 01.01.2013 в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать определенные обязательные реквизиты. Таким образом, законодательство, устанавливая лишь список необходимых обязательных реквизитов, не ограничивает перечень первичных документов, которые может применять организация для принятия на учет товаров (работ, услуг).
При отсутствии унифицированных форм первичных документов возможны судебные споры – постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2011 г. № 09 АП-10279/2011-АК, 09 АП-10329/2011-АК по делу № А40-54011/10-107-290.
Также целесообразно утвердить регистры бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета имеют целью систематизацию и накопление информации о хозяйственных операциях предприятия. Вся информация, которая отражается в первичных учетных документах, заносится для последующего отражения в счета бухгалтерского учета. Существует также определенная хронологическая последовательность отражения в регистрах хозяйственных операций и группировка информации на соответствующих счетах.
За достоверность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета несут ответственность лица, которые их составляют и подписывают.
Кроме того, придерживаясь внутренних и внешних правил ведения бухгалтерского и финансового учета, следует не забывать про регистры бухгалтерского учета и первичные документы.
РЕГИСТРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Многие компании не считают существенным нарушением неутверждение регистров бухгалтерского учета. И напрасно.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При этом среди прочего утверждаются формы регистров бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 25.01.2012 № 07-02-06/10).
При этом регистры бухгалтерского учета подлежат налоговой проверке.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственных и финансовых операций. На основании первичных данных формируются в учетной программе бухгалтерские регистры – журналы-ордера. Распечатываются журналы-ордера по требованию. Хранение их осуществляется в электронном виде. При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ, письмо Минфина России от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228).
Аналитический учет ведется в регистрах бухгалтерского учета (на карточках, в накопительных ведомостях, в книгах, в том числе с применением пакетов прикладных программ ведения бухгалтерского учета и т. п.). Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета по каждой группе аналитических счетов и материально ответственным лицам, объединяемым соответствующим синтетическим счетом, составляются оборотные ведомости (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.10.2007 по делу № А13-874/2007).
ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ – ОСНОВА ВСЕГО!
Первичные документы – это документы, которые составляются в момент совершения хозяйственных операций и являются первым свидетельством их совершения. Составление первичного документа является началом учетной регистрации хозяйственных операций. Первичными документами являются приходные и расходные кассовые ордера, накладные, наряды, квитанции и пр. Первичные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. При составлении документа на бумажном носителе записи в нем можно производить чернилами, химическим карандашом, шариковой ручкой или на пишущей машине. Запрещается использовать простой карандаш. Это вызвано тем, что документы хранятся в архиве определенное время, и записи в них должны хорошо читаться. Все строки первичного документа, которые могут быть заполнены, не должны оставаться свободными, а свободные строки прочеркиваются.
Порядок составления первичных документов установлен в Законе № 402-ФЗ.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц.
Первичные учетные документы необходимо составлять в связи с каждым фактом хозяйственной жизни (ранее это требовалось делать в связи с каждой хозяйственной операцией). Это – требование законодательства.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В новом Законе о бухучете, который вступил в силу с 2013 г., уже нет требования об обязательном применении унифицированных форм первичных документов. Но это не означает, во-первых, что такие формы больше нельзя использовать, и, во-вторых, что буквально все унифицированные формы станут необязательными. Некоторые формы первичных документов необходимы бухгалтеру, поскольку их формы установлены законодательно.
В 2013 г. нужно будет пользоваться унифицированными формами:
- приходных и расходных кассовых ордеров (формы № КО-1 и КО-2);
- кассовой книги (форма № КО-4);
- книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5);
- расчетно-платежной ведомости (форма № Т-49);
- платежной ведомости (форма № Т-53).
На две последние формы (№ Т-53 и Т-49) есть прямая отсылка в Порядке ведения кассовых операций.
Некоторые первичные документы могут быть составлены по утвержденной форме.
Установленные уполномоченными органами на основании федеральных законов формы документов, используемых в качестве первичных, остаются обязательными для применения (письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-11-06/2/5946).
На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с Законом № 402-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом № 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Таким образом, с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов и в соответствии с ними (например, кассовые документы).
Нормы ч. 5, 6 ст. 9 Закона № 402-ФЗ практически уравнивают в правах первичные учетные документы на бумажном носителе и в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Признание в новом Законе «О бухгалтерском учете» электронного документа, заверенного электронной подписью, равным документу на бумажном носителе стало возможным и необходимым после вступления в силу Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Как сказано в ч. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ, «информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе».
Все хозяйственные операции отражаются в налоговом и бухгалтерском учете на основании первичных документов. Для нормальной работы необходимо, чтобы они поступали в бухгалтерию своевременно. Соответственно, процесс выписки документов и передачи их между подразделениями организации (если, конечно, весь документооборот не ведет один-единственный человек) должен быть организован.
ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА
О том, что движение первичных документов в организации должно происходить в соответствии с графиком документооборота, сказано в п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Отметим: ответственность за то, что график не ведется, не установлена. Этот документ оформляется прежде всего в интересах самой организации. Если прежде у вас графика не было, сейчас самое время задуматься о его необходимости. Ведь с 2013 г. организации на «упрощенке» будут обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме (подп. 1 п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 6 Закона № 402-ФЗ), а значит, повысятся и требования к своевременному и грамотному оформлению документов.
Требования к графику документооборота установлены Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105 (далее – Положение).
Задачей графика является установить порядок, по которому в организации будут оформляться документы. В связи с этим целесообразно включить в него следующую информацию:
- кто и в какой срок выписывает конкретный первичный документ;
- в какой срок и кем документ передается в бухгалтерию;
- кто является ответственным за создание и передачу документа;
- кто из работников и в течение какого времени обрабатывает документ;
- сколько времени нужно хранить документ в организации [1].
Как правило, классификация документов фирмы осуществляется путем объединения их в дела, причем в состав одного дела входят только документы, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности фирмы. Справочником, позволяющим разобраться в перечне дел, заведенных в организации, является номенклатура дел. В делопроизводстве под номенклатурой дел понимается систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, на что указано в ГОСТ Р 51141-98.
Нужно отметить, что номенклатура дел должна разрабатываться в любой организации, так как ее практическое применение непосредственно связано с определением порядка хранения документов организации. Напоминаем, что требование о хранении документов организаций в течение определенных сроков выдвигают бухгалтерское и налоговое законодательство России, а также иные нормативные акты.
НОВЫЕ ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
Следует помнить, что с 2013 г. действуют как упрощенные, так и полные формы отчетности:
1) приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» утверждены формы:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- отчета о целевом использовании денежных средств;
- примера пояснений к бухгалтерскому балансу;
2) приказом Минфина России от 17 августа 2012 г. № 113н дополнительно к данным формам установлены формы отчетности для субъектов малого предпринимательства:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках.
Соответственно субъекты малого предпринимательства могут подавать как полную отчетность, так и упрощенные формы. При этом малые предприятия могут сдавать упрощенные формы баланса и отчета о прибылях и убытках по итогам 2012 г.
Субъекты малого предпринимательства могут представлять отчетность в упрощенном виде.
Минфин в информации № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» разъяснил субъектам малого предпринимательства о предоставленных им послаблениях при составлении бухгалтерской отчетности для малых предприятий:
- сокращенный объем бухгалтерской отчетности;
- возможность самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности;
- включение в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показателей только по группам статей без детализации показателей по статьям;
- раскрытие в бухгалтерской отчетности меньшего объема информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства;
- право не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности (ПБУ «Информация о связанных сторонах» (п. 3 ПБУ 11/2008), утвержденное приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н);
- право не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденного приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н);
- право принимать решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 3.1 Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н);
- при отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);
- субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 11 ПБУ 4/99);
- субъект малого предпринимательства, кроме эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 15.1 ПБУ 1/2008);
- субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 9 ПБУ «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н).
При составлении отчетности следует помнить следующее.
1. Сдача бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках является обязательными.
2. Малые предприятия могут сдавать отчетность как в соответствии с общим порядком, так и по упрощенной схеме.
3. Компания вправе не представлять в инспекцию отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку (письмо Минфина России от 03.04.2012 № 03-02-07/1-80).
4. При формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе:
- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
5. В случае сдачи отчетности по упрощенным формам следует закрепить данный порядок в учетной политике.
6. Особенностью сдаваемой отчетности за 2012 г. будет тот факт, что малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вели бухгалтерский учет, соответственно не будут иметь данных бухгалтерской отчетности за предыдущий период.
Разъяснений по вопросу восстановления учета за 2012 г. или проставления прочерков в отчетности Минфин не давал. Вместе с тем отчет о прибылях и убытках в 2013 г. субъект малого предпринимательства может заполнить как вновь созданная организация – по данным о доходах и расходах только текущего отчетного периода.
Кроме того, в 2013 г. вступают в силу и иные изменения в отчетности.
Так, в налоговый орган нужно представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением тех организаций, которые не обязаны вести бухучет).
Приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. № 639н утверждены новые формы РСВ-1, действующие с I квартала 2013 г.
Также установлен Порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР).
Порядок заполнения формы практически не изменился.
Новая форма отчета, как и прежде, включает титульный лист и пять разделов. Раздел 2, в котором производится расчет страховых взносов по тарифу, теперь содержит подразделы для расчета страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. Напомним, что с 1 января 2013 г. введены дополнительные тарифы пенсионных взносов в отношении застрахованных лиц, занятых на некоторых видах работ (в том числе на работах с вредными условиями труда).
Изменения коснулись и формы отчетности в ФСС (принята новая форма 4-ФСС) и иконсолидированной финансовой отчетности.
Начиная с 2013 г. сводная финансовая отчетность составляется организациями в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» только по МСФО.
В связи с введением в действие МСФО отменены правила составления сводной отчетности, отличные от предусмотренных указанными стандартами.
Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по национальным стандартам бухгалтерского учета США (US GAAP), а также организации, облигации которых допущены к обращению на организованных торгах, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.
До 1 апреля организации и предприниматели, которые обязаны вести бухгалтерский учет, должны сдать в Росстат обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
КТО ЗА ЧТО В ОТВЕТЕ?
Организация ведения бухгалтерского учета описана в новом Законе, в ст. 7, ранее порядок организации ведения бухгалтерского учета разъяснялся в ст. 6.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Ранее также организация и ведение бухгалтерского учета были возложены на руководителя. Вместе с тем в новой редакции закона уточнен вопрос ведения бухгалтерского учета индивидуальным предпринимателем.
В случае если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Законом № 402-ФЗ, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.
Кроме того, ранее руководитель мог переложить обязанности на бухгалтерскую службу.
В Законе эта возможность четко предусматривалась.
Руководители организаций могли в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
В настоящее время предусмотрено, что руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Поэтому руководитель также может назначить на должность бухгалтера или организовать бухгалтерскую службу.
Бухгалтер назначается приказом.
Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным Законом № 402-ФЗ. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», с которым заключен трудовой договор:
1) иметь высшее профессиональное образование;
2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.
В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:
1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Ранее в Законе была установлена другая норма, в соответствии с которой в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Например, может возникнуть спор из-за расходов, которые приведут к формированию отрицательного финансового результата в текущем отчетном периоде и, как следствие, к занесению в черные списки в налоговом органе. Спор может возникнуть и в ситуации, когда финансовый результат увеличивается ввиду того, что доходы уже есть, а затраты еще не «подоспели» из-за отсутствия подписанных актов или утери накладных.
Нововведения надо зафиксировать в графике документооборота, который утверждается тем же руководителем. В этом случае порядок действий в нестандартных ситуациях, предложенный законодателем, будет вполне рабочим [2].
Разногласия между главным бухгалтером и руководителем организации могут возникнуть при подписании документов. Подпись главного бухгалтера ставится на многих бухгалтерских документах, и в некоторых случаях она обязательна настолько, что при ее отсутствии документы (к их числу относятся денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства) считаются недействительными (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Однако поставить свой «автограф» главный бухгалтер готов не всегда: например, он сомневается в соответствии документов хозяйственной операции. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).
Пример подобной ситуации, касающейся штатного расписания, рассмотрен в письме Минфина России от 19 мая 2005 г. № 07-05-04/11. Штатное расписание (ф. № Т-3) подписывают начальник кадровой службы и главный бухгалтер, а утверждает руководитель организации. Из письма можно сделать вывод, что в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по поводу содержания штатного расписания оно может быть утверждено руководителем и без подписи главного бухгалтера. В этом случае руководитель несет ответственность за данное действие в полном размере.
Интересен вывод, сделанный ФАС СКО в постановлении от 11 января 2009 г. № Ф08-7954/2008: предложение о перечислении денег третьему лицу, исходящее от руководителя продавца при отсутствии в распоряжении подписи главного бухгалтера, является для покупателя достаточным доказательством того, что третье лицо уполномочено кредитором принять исполнение. Отмечено, что последствия отсутствия подписи главного бухгалтера в этом случае могут наступить для руководителя продавца, но не для покупателя [3].
Если документ подписывает лицо, не обладающее соответствующими полномочиями, такой документ считается составленным от имени этого лица, а не от имени организации. Данное лицо будет полностью нести ответственность за последствия по совершенной операции, оформленной этим документом. Однако руководитель организации может одобрить совершенную сделку.
В заключение следует отметить, что, устанавливая в организации правила бухгалтерского и финансового учета, необходимо не забывать о законодательных нормах, которые постоянно меняются. И 2013 г. не исключение, в частности, были внесены изменения в части регулирования правил учета на федеральном, региональном и локальном уровне. Без учета нововведений компания может столкнуться с ошибками, штрафными санкциями, неправильно выстроенным документооборотом, учетом финансовых потоков денежных средств в компании.
Литература
1. Кулюкина Н.А. Зачем нужен график документооборота и как его составить // Упрощенка. – 2012. – № 9. – С. 24–31.
2. Киселева И.А. Как изменит новый закон ваш бухучет // Современный бухучет. – 2011. – № 7. – С. 9–17.
3. Никитин В.В. Руководитель общества с ограниченной ответственностью // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2010. – № 20. – С. 43–56.