Предпринимательский климат территории и оценка его влияния на планирование налоговых поступлений в местный бюджет на примере бюджета Владивостокского городского округа



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2014


Самсонова И.А.,
доцент кафедры финансов и налогов ВГУЭС


Журавлёва М.О.,
студентка ВГУЭС, 4-й курс


Предпринимательский климат территории – это отношение субъекта, органов исполнительной власти к бизнесу, возможность осуществления комфортности ведения бизнеса в том или ином регионе.


В целях улучшения предпринимательского климата и роста поступлений налогов в бюджет постановлением администрации г. Владивостока от 18.09.2013 № 2673 утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2014–2018 годы».


Патентная система налогообложения, вступившая в силу с 1 января 2013 г., является достаточно «молодым» налоговым режимом и, конечно, в дальнейшем будет подлежать корректировке и дополнению.


Предпринимательский климат территории – это результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Также можно сказать, что предпринимательский климат территории, понимаемый как сложившиеся на данной территории условия и возможности для ведения предпринимательской деятельности, есть результат динамичного взаимодействия субъективных и объективных факторов, а также местной ситуации [1].


Предпринимательский климат территории – это отношение субъекта, органов исполнительной власти к бизнесу, возможность осуществления комфортности ведения бизнеса в том или ином регионе.


С 2006 г. Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ» реализует исследовательский проект «Предпринимательский климат в России: ИНДЕКС ОПОРЫ». Главная цель исследования – проведение всесторонней оценки условий для развития малого и среднего предпринимательства в регионах и городах нашей страны, а также их сравнение через составление рейтингов регионов и городов по общему качеству предпринимательского климата. На данном этапе отчет охватывает около 40 российских регионов и 12 городов-миллионников.


По данным исследований в 2012 г., Приморский край имеет рейтинг – 28–29 из 39 регионов [2]. Индекс предпринимательского климата по Владивостокскому городскому округу не рассчитывается, но, учитывая то, что по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по численности работников, занятых на малых и средних предприятиях, г. Владивосток занимает первое место в Приморском крае, а доля налоговых поступлений в бюджет Владивостокского городского округа от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012 г. составила 16,2%, можно сказать, что вышеуказанный индекс характеризует и предпринимательский климат во Владивостокском городском округе.


Эффективность работы администрации г. Владивостока по обеспечению жизнедеятельности города напрямую связана с поступающими в бюджет доходами, поэтому задача по увеличению доходов является одной из важнейших.


К слову, администрацией города совместно с налоговыми органами постоянно проводится большая работа по наполняемости бюджета города. Улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики обеспечат рост поступлений налоговых платежей в бюджет Владивостокского городского округа. Именно поэтому сектор малого и среднего предпринимательства с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей г. Владивостока.


В целях улучшения предпринимательского климата и роста поступлений налогов в бюджет постановлением администрации г. Владивостока от 18.09.2013 № 2673 утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2014–2018 годы». Реализация основных мероприятий программы должна обеспечить [4]:
– развитие производственного и инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства;
– развитие социального предпринимательства;
– развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
– развитие механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
– развитие имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
– создание условий для начала предпринимательской деятельности;
– содействие повышению престижа предпринимательской деятельности.


Целевыми индикаторами муниципальной программы, характеризующими достижение ее цели, являются:
– увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 10 тыс. человек населения с 636 до 779 ед.;
– увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 34,6 до 44,1%.


Показателями, характеризующими решение задач настоящей муниципальной программы, являются:
– увеличение количества вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства с 38 до 280 ед.;
– увеличение количества сохраненных рабочих мест (включая индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства с 1,4 тыс. до 17,4 тыс. ед.;
– увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, с 3,9 тыс. до 38,1 тыс. ед.


Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства должно увеличить долю налоговых поступлений в бюджет Владивостокского городского округа не менее чем на 1,5% [5].


С 1 января 2013 г. вступило в силу налоговое нововведение – для ряда субъектов предпринимательства введена патентная система налогообложения. В соответствии с гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, законом Приморского края «О патентной системе налогообложения на территории Приморского края» с 1 января 2013 г. действует патентная система налогообложения и на территории Приморского края, а также определен размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по 47 видам предпринимательской деятельности.


Очевидно, законодатель надеялся, что это повысит доходы местных бюджетов. Однако, по мнению экспертов, введение патентной системы налогообложения не приведет к росту собственных доходов городской казны. Заместитель главы администрации г. Владивостока Наталья Зубова в статье «Что ждать местным бюджетам от нового налога на патент» отмечает, что введение патентной системы налогообложения позволит значительно увеличить доходы бюджетов муниципальных образований [6]. Действительно, доходы от применения патентной системы налогообложения будут в полном объеме зачисляться в бюджеты муниципальных образований. Однако, проанализировав данный закон, администрация г. Владивостока пришла к выводу, что патентная система налогообложения не окажет существенного влияния на увеличение доходов бюджетов муниципальных образований.


Более того, возможен даже обратный эффект. Дело в том, что закон предусматривает добровольный порядок перехода предпринимателей на патентную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Учитывая добровольность применения налоговых режимов, индивидуальные предприниматели могут выбрать упрощенную систему налогообложения. В этом случае бюджет города не получит ожидаемого поступления доходов по патенту, а кроме того, снизятся и доходы по ЕНВД (единый налог на вмененный доход). К тому же оплата стоимости патента осуществляется индивидуальными предпринимателями по месту постановки на учет в налоговых органах. Таким образом, жители Приморского края могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории г. Владивостока с патентом, полученным по месту жительства, и бюджет г. Владивостока никаких доходов не получит. Кроме того, с 2018 г. ЕНВД отменяется и юридические лица – плательщики ЕНВД будут вынуждены перейти на упрощенную систему налогообложения либо на общий режим налогообложения. И в том и в другом случае собранные налоги в бюджеты муниципальных образований не поступают. Таким образом, изменение федерального законодательства приведет к значительным потерям доходов местных бюджетов по ЕНВД, которые не компенсируют 100% доходов от стоимости патентов. Об этом же свидетельствуют следующие цифры. По отчетным данным налоговых органов, в 2011 г. в бюджет Приморского края поступило средств от упрощенной системы налогообложения на основе патента 5783 тыс. руб., в том числе от индивидуальных предпринимателей г. Владивостока – 1125 тыс. руб. (19,5% в общем поступлении патента по Приморскому краю). При этом поступление единого налога на вмененный доход в 2011 г. в бюджет Приморского края составило 1 461 570 тыс. руб., в бюджет г. Владивостока – 598 950 тыс. руб. (41% в общем поступлении ЕНВД по Приморскому краю).


В настоящее время сложно прогнозировать объем поступления доходов в 2014 г. от применения патентной системы налогообложения. В 2013 г. в бюджет Владивостокского городского округа от применения патентной системы налогообложения должно было поступить около 3 млн руб., в то время как по единому налогу на вмененный доход (без учета потерь от перехода плательщиков ЕНВД на патентную систему налогообложения, УСН) – 648 млн руб. Поэтому ожидаемое поступление доходов от патентной системы налогообложения не будет способствовать повышению стабильности местных бюджетов и не компенсирует потери бюджета из-за отмены единого налога на вмененный доход. А сокращение сферы применения ЕНВД, добровольный порядок его применения и полная отмена с 1 января 2018 г., оплата стоимости патента индивидуальными предпринимателями по месту постановки на учет в налоговых органах приведут к потерям доходов бюджета Владивостокского городского округа.


В заключение необходимо отметить, что патентная система налогообложения, вступившая в силу с 1 января 2013 г., является достаточно «молодым» налоговым режимом и, конечно, в дальнейшем будет подлежать корректировке и дополнению. Однако уже сейчас можно говорить о несравненном преимуществе данной системы для предпринимателей – ее простоте, а также экономической эффективности ее применения для целого ряда индивидуальных предпринимателей.


Однако в налоговых отношениях всегда существует две стороны – налогоплательщик и государство. Для государства налоги, исчисляемые в рамках специальных налоговых режимов или основного режима налогообложения, – доходы государственного бюджета, т.е. для бюджета Владивостокского городского округа новая патентная система налогообложения приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет.


Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующее. Создавая условия для развития малого и среднего бизнеса, улучшая предпринимательский климат, администрация Владивостокского городского округа ожидает, что будет рост налоговых поступлений в местный бюджет, но только все усилия будут напрасны, если законодателями при совершенствовании налоговой системы не будут учитываться риски при введении новых нормативных правовых актов, а также мнения субъектов (муниципальных образований) о возможных их негативных последствиях, в том числе и для бюджета муниципального образования.


Патентная система налогообложения только начала применяться, и если законодатели смогут устранить недостатки системы, она станет более универсальной и выгодной для всех индивидуальных предпринимателей, новым импульсом для развития малого предпринимательства и увеличения доходов местных бюджетов, в том числе и Владивостокского городского округа.


Литература
1. Кузнецов А.А. Анализ привлекательности инвестиционно-предпринимательского климата на Кубе для российского бизнеса. – М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2002.
2. Официальный сайт ОПОРА РОССИИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: new.opora.ru/
3. Официальный сайт администрации города Владивостока [Электронный ресурс]. – Режим доступа: vlc.ru/
4. Постановление администрации города Владивостока от 18.09.2013 № 2673 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке» на 2014–2018 годы».
5. Постановление администрации города Владивостока от 28.09.2012 № 3456 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке» на 2013–2015 годы».
6. Что ждать местным бюджетам от нового налога на патент // Новости Владивостока и Приморского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: vladnews.ru/3231/politika/chto_zhdat_mestnim_byudzhetam_ot_novogo_naloga_na_

10.09.2020

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста