Теоретические аспекты применения формализованных методов прогнозирования финансовых результатов



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2015


Грищенко Ю.И.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
финансового менеджмента Финансового университета
при Правительстве РФ, г. Москва


Прогнозирование финансовых результатов деятельности организаций является многогранным процессом. В данной статье раскрыты основные формализованные методы прогнозирования финансовых результатов.


Прогнозирование финансовых результатов деятельности корпорации является многогранным процессом, в котором решаются задачи определения прогнозного спроса, выручки от реализации, себестоимости продукции (работ, услуг), инвестиций и т.д. Таким образом, каждому управленческому решению должны предшествовать анализ сложившейся ситуации и прогноз возможных.


Главной задачей прогнозирования на уровне корпорации является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса. Именно это заставляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее.


Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разработки и составления прогнозов, т.е. научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состояния экономической системы и экономических объектов, а также характеристик этого состояния.


Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, способствует выработке концепции финансовой политики на определенный период развития деятельности корпорации, однако имеет более низкую степень определенности по сравнению с финансовым планированием [4].


К наиболее распространенным методам в прогнозировании финансовых показателей относят: методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы экономико-математического моделирования.


В экономически развитых странах все большее распространение получает использование формализованных моделей управления финансами. Формализованные методы прогнозирования базируются на построении прогнозов формальными средствами математической теории, которые позволяют повысить достоверность и точность прогнозов, значительно сократить сроки их выполнения, облегчить обработку информации и оценки результатов.


В состав формализованных методов прогнозирования входят:
– методы интерполяции и экстраполяции;
– метод математического моделирования;
– методы теории вероятностей и математической статистики.


Степень формализации находится в прямой зависимости от размеров предприятия: чем крупнее фирма, тем в большей степени ее руководство может и должно использовать формализованные подходы в финансовой политике.


По набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на следующие группы.
1. Методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей,  представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т.д.
2. Методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья (укрупненная статья) баланса и отчета и финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия. Аналитик получает максимум информации, которую он может использовать для различных целей, например: для определения допустимых темпов наращивания производственной деятельности, для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников, для расчета любых финансовых коэффициентов и т.д.
3. Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели факторного анализа фирмы Дюпон. Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например выручки от реализации, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и других, можно рассчитать прогнозное значение одного из основных показателей эффективности – коэффициента рентабельности собственного капитала.


Другим весьма наглядным примером служит форма отчета о финансовых результатах, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.) [2].


Следует отметить что, как правило, прогнозы финансовых результатов носят многовариантный характер в зависимости от предполагаемого объема сбыта, цен, издержек производства (оптимистичный, пессимистичный, средний прогнозы).


Ведущим параметром для прогнозирования финансовых результатов корпорации, как правило, являются объем продаж в натуральном и стоимостном выражении и любые другие выраженные через него величины. При этом расчеты осуществляются по всем видам выпускаемой продукции, а затем суммируются в результат [1].


Наиболее простым и распространенным в методическом плане инструментом любого прогноза является экстраполяция. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.


В научной литературе представлено подробнейшее описание данных методов. Однако все они обладают существенными особенностями: для их запуска необходима предыстория развития прогнозируемого параметра, так называемый временной динамический ряд; в случае прогнозирования объема продаж они требуют допущения о неизменности тенденций рынка на период упреждения (т.е. желательно, чтобы период упреждения был достаточно коротким) [3].


В зависимости от того, какие принципы и какие исходные данные положены в основу прогноза, существуют следующие методы экстраполяции: среднего абсолютного прироста, среднего темпа роста и экстраполяция на основе выравнивания рядов по какой-либо аналитической формуле.


Для первого случая расчетный уровень динамического ряда на любую дату определяется по формуле



где  – прогнозируемый уровень ряда;
 – последний уровень ряда динамики;
 – средний абсолютный прирост;
t – срок прогноза.


Для второго случая расчетные уровни исчисляются по формуле



где  – средний темп роста, определяемый как средняя геометрическая, средняя арифметическая или по методу суммарных величин.


Проведем пример прогнозирования выручки от продажи товаров методом непосредственного экстраполирования с помощью среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста.


Исходная информация представлена в табл. 1.



По данным таблицы средний абсолютный прирост:



Средний темп роста:


Троста (цепной) 2011 = 12 500/10 000 = 1,25.


Рассчитаем среднегодовой темп роста по средней арифметической (также расчет можно осуществлять по средней геометрической или по методу суммарных величин):


Tср = (1,25 + 1,2 + 0,9333 + 1,0357)/4 = 1,1048.


Составим прогноз выручки от реализации товаров по формулам (1) и (2):
1) y2017 = 14 500 + 1125 × 3;
2) y2017 = 14 500 × 1,1048t.


Результаты прогноза до 2017 г. обобщим в табл. 2.



Применив метод экстраполяции для изучения и переноса выявленных закономерностей на будущее динамики показателей, можно сделать вывод о том, что в последующие 3 года ожидается увеличение выручки корпорации.


Аналогичные расчеты можно выполнить по основным финансово-хозяйственным показателям деятельности организации (валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, общая прибыль, чистая прибыль и т.п.) и сделать выводы об их росте или снижении, перспективах развития организации в будущем.


Однако при прогнозировании финансовых результатов формализованные модели подвергаются критике по двум основным моментам:
– в ходе моделирования могут, а фактически и должны быть разработаны несколько вариантов прогнозов, причем формализованными критериями невозможно определить, какой из них лучше;
– любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимосвязи между экономическими показателями.


Таким образом, оба этих тезиса вряд ли имеют негативный оттенок; они лишь указывают аналитику на существующие ограничения любого метода прогнозирования, о которых необходимо помнить при использовании результатов прогноза [3].


Литература
1. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит: учебник / под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристь, 2010. – 784 с.
2. Земитан Г. Методы прогнозирования финансового состояния организации [Электронный ресурс]. URL: iteam.ru/articles.php?tid=2&pid=7&sid=30&id=408
3. Шакиров А.А., Иоголевич Е.В. Обзор методов прогнозирования финансового состояния предприятий и результатов реализации инвестиционных проектов [Электронный ресурс]. URL: sworld.com.ua›konfer27/677.pdf
4. Прогнозирование на предприятии [Электронный ресурс]. URL: grandars.ru/college/ekonomika-firmy/prognozirovanie-na-predpriyatii.html

01.03.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста