Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые исследования    Современный рынок контрацептивных средств: маркетинговый анализ

Современный рынок контрацептивных средств: маркетинговый анализ

Современный рынок контрацептивных средств: маркетинговый анализ

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2004

Дремова Н.Б., Холодова Е.В.

Проблемы контрацепции и планирования семьи являются актуальными для большинства людей, за исключением тех, кому по религиозным мотивам запрещается применять противозачаточные средства и тем самым поощряется рождение детей в результате каждой беременности. Наши исследования в данном направлении касаются российского рынка контрацептивных средств (КС), их доступности населению в г. Курске, предпочтений женщин в отношении ассортимента имеющихся в аптечной сети КС.

Исходными источниками информации о КС явились Государственный реестр лекарственных средств (2002 г.), справочники «Видаль аптека» (2002 г.), «Видаль парафармацевтика» (2003/2004 гг.), Научно-практическая программа Министерства здравоохранения РФ «Современные методы профилактики абортов» (2004 г.). Было изучено 178 торговых названий КС за период 2000—2004 гг.

Содержание исследования

При формировании информационного массива мы ориентировали структуру ассортимента КС на существующие методы контрацепции и соответственно применяемые различные средства — в частности, на традиционные средства барьерной контрацепции, в том числе механической, и современные гормональные препараты.

Фармацевтическая промышленность в настоящее время предлагает следующие группы КС:

-

лекарственные средства, представляющие собой пероральные (per os — через рот, лат.) гормональные препараты для внутреннего применения и парентеральные средства (подкожные имплантанты и др.);

-

внутриматочные средства (ВМС);

-

спермициды (химические лекарственные средства, убивающие сперматозоиды);

-

презервативы (изделия медицинского назначения).

Каждая из этих групп средств имеет ряд преимуществ, обусловленных их потребительскими свойствами, приемлемыми для того или иного сегмента потребителей (молодые люди, люди среднего возраста, пожилого возраста; рожавшие и нерожавшие женщины и др.). В то же время у каждой группы КС есть и неприемлемые свойства или нежелательные побочные действия, которые снижают привлекательность данных продуктов для потребителей, что влияет на спрос. По оценкам экспертов, ни одно из известных КС не имеет 100%-ной противозачаточной гарантии и нет ни одной группы «идеальных» КС, которыми мужчины и женщины могли бы воспользоваться без нежелательных последствий.

Маркетинговый анализ ассортимента КС включал в себя поэтапный анализ отдельных групп по следующим параметрам: группы АТС-классификации, механизм действия, способ приема, состав действующих веществ, международные непатентованные наименования (МНН), лекарственные формы, регистрация в РФ, производители (страна и фирма). По результатам анализа составлен ассортиментный контур рынка, позволяющий получить представление о возможностях удовлетворения спроса потребителей в этих средствах.

Гормональные КС

Анализ официальных источников информации о КС позволил выбрать исследуемый ассортимент и систематизировать его в соответствии с вышеприведенными параметрами. Результаты систематизации ассортимента гормональных КС (ГКС) по видам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ассортимент ГКС на российском фармацевтическом рынке в 2002—2003 гг.

№ п/п

Группа КС и виды лекарственных средств

Ассортимент<*>

Кол-во

Доля, %

1

Гормональные пероральные КС

33

91,7

1.1

Комбинированныев том числе:

27

81,8

 

монофазные

22

81,5

 

двухфазные

1

3,7

 

трехфазные

4

14,8

1.2

Монокомпонентные (мини-пили)

5

15,2

1.3

Посткоитальные

1

3,0

2

Гормональные парентеральные КС

3

8,3

2.1

Инъекционные

1

33,3

2.2

Подкожные имплантанты

1

33,3

2.3

ВМС с гормонами

1

33,4

 

Всего

36

100,0

<*> Строки 1 и 2 дают в сумме всего 36 и 100% соответственно.

Как следует из данных таблицы 1, всего на фармацевтическом рынке последних лет зарегистрировано 36 торговых названий гормональных КС. В многоуровневой структуре ассортимента доминируют средства для приема внутрь, т.е. пероральные, — 33 названия (91,7%). На долю парентеральных КС — инъекционных, имплантационных и внутривлагалищных — приходится по одному торговому названию, всего 3 (8,3%).

Анализ содержания действующих компонентов выявил следующую картину (рис. 1): преобладают комбинации этинилэстрадиола с левоноргестрелом, их доля в структуре составляет 29,6% (8 названий); примерно пятая часть в ассортименте — 22,3% (6) приходится на комбинации с гестагеном и 18,5% (5) — с дезогестрелом. Остальные 8 торговых названий ГКС содержат разные комбинации этинилэстрадиола с гестагеновым компонентом (норгестимат, норэтистерон, этинодиол, ципротерона ацетат, хлормадион, диеногест, дроспиренон и комбинация эстрадиола валерата с диеногестом).

Комбинации с этинилэстрадиолом

Рис. 1. Структура ассортимента комбинированных ГКС по содержанию действующих веществ

Мини-пили, посткоитальные и парентеральные ГКС содержат прогестагены (рис. 2) под следующими МНН — «линэстренол», «норэтистерон», «левоноргестрел», «медроксипрогестерон», «дезогестрел».

Рис. 2. Структура ассортимента прогестагенсодержащих ГКС по содержанию действующих веществ (МНН)

Анализ структуры ассортимента КГС показал безусловное преобладание твердых лекарственных форм — 91,6% (33 из 36 торговых названий); всего лишь по одному торговому названию КС производится в форме инъекционных растворов, подкожных имплантантов и ВМС (рис. 3).

Рис. 3. Структура ассортимента ГКС по видам лекарственных форм

Любопытные данные были получены в результате изучения дат регистрации ГКС в России. Оказалось, что из 33 пероральных ГКС почти треть (30,3%) была зарегистрирована в период 1979-1996 гг., т.е. эти средства давно применяются в медицине и, следовательно, обладают устойчивой положительной репутацией (позициями). Новыми для российского рынка, отечественной медицины и потребителей стали 69,7% ГКС, зарегистрированных в период с 1997 по 2003 гг. Однако истинно новыми можно считать только 11 препаратов (33,3%), зарегистрированных в 2001-2003 гг.

Анализ ассортимента по производственному признаку показал, что все ГКС являются зарубежными ГКС, в России пока отсутствует производство таких средств. Специализируется на выпуске лекарственными средствами в основном фирма Schering (Германия) — доля ее препаратов в ассортименте составляет 38,9% (рис. 4).

Рис. 4. Структура ассортимента ГКС по производственному признаку

Широкоизвестны ГКС фирм Gedeon Richter (Венгрия) — ее доля в ассортименте составляет 27,8% и Organon (Нидерланды) — 13,9%. Из парентеральных контрацептивов известны подкожный имплантант «норплант» финской фирмы Leiras и внутриматочная система «мирена» ее же производства. Доля финских ГКС в ассортименте рынка составляет 5,5%. Остальные 5 фирм зарегистрировали на рынке России по 1 ГКС (по 2,8%), в том числе Silag (Швейцария), Pharmacia&Upjohn (Бельгия), Grunenthal (Германия), Searle (Великобритания), Lab. Aleja (Аргентина).

Внутриматочные КС

ВМС имеют много преимуществ, однако назначаются и вводятся врачом гинекологически здоровым женщинам. Контрацептивный эффект ВМС обусловлен разными механизмами действия, в том числе реакцией матки на инородное тело. Эти средства изготавливаются в виде петли, зонтика, семерки, кольца, спирали и других форм из пластмассы с содержанием лекарственных веществ. Такие ВМС носят название медикаментозных, они выделяют в матку ионы серебра, меди, золота и гормонов. Инертные ВМС изготавливают из полиэтиленовых материалов; их относят к ВМС первого поколения, которые сейчас уже не применяются (на рынке России их нет).

Анализ показал, что на российском рынке в настоящее время зарегистрировано 21 торговое название ВМС. Структура ассортимента этой группы КС по содержанию действующих веществ представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Структура ассортимента ВМС по содержанию действующих веществ

Как следует из данных, представленных на рисунке 5, в ассортименте ВМС преобладают медьсодержащие средства — 71,4%, а с учетом средств, содержащих медь в комбинации с серебром, их доля возрастает до 90,4%. По производственному признаку в ассортименте ВМС выявлено 9 названий (42,8%) отечественного и 12 (57,2%) — зарубежного производства.

Зарубежные ВМС предлагают фирмы Organon (Нидерланды) — 25%, Eurogine (Испания) — 33,4%, Leiras (Финляндия) — 16,7% и другие. Среди отечественных производителей доля продукции в 40% приходится на ЗАО «Вектор», доля остальных трех фирм составляет по 20%.

КС-спермициды

Спермициды относятся к ЛС и включены в фармакотерапевтическую группу «Контрацептивные средства для местного применения» (код по АТС-классификации G02BB). Выявлено 10 средств, относящихся к спермицидам, причем четыре из них представляют серию разных лекарственных форм под одним торговым названием «Фарматекс» (Франция, Lab. Innothera): крем, суппозитории, таблетки, тампоны вагинальные. Структура ЛС-спермицидов по видам лекарственных форм представлена на рисунке 6.

Рис. 6. Структура спермицидов по видам лекарственных форм (все формы — вагинальные)

Чаще всего спермициды выпускаются в форме вагинальных суппозиториев как наиболее удобных в применении (50%). Два средства представлены в вагинальных таблетках (20%), оставшиеся три спермицидных препарата — это пленки, крем и тампоны (по 10%).

В ассортименте имеющихся на фармацевтическом рынке спермицидов 4 (40%) средства содержат в качестве действующего вещества ноноксинол, 4 (40%) — бензалкония хлорид, одно (10%) — калия гидротартрат и одно (10%) комбинированное средство: в него входят оксихинолин, борная кислота и танин.

Таблетки «трацептин» и суппозитории «контрацептин Т» комбинированного состава — это отечественная продукция фирмы «Нижфарм» (20%). Остальные 8 средств произведены за рубежом, причем 5 препаратов предлагают на рынке французские фирмы Lab. Besins-Iscovesco и Lab. Innothera (62,5%), остальные — производства фирм Германии и США.

Анализ периода регистрации спермицидных КС в РФ показал, что 30% (3 препарата) были доступны потребителям до начала рыночных реформ (1971—1992 гг.). Остальные 70% — это новые спермициды на рынке России, из них 4 препарата (40%) были зарегистрированы в период 1993-1997 гг., а 3 (30%) — в последние пять лет.

В качестве спермицидов могут быть использованы и некоторые другие средства, однако в данном исследовании они не рассматривались в связи с их другим кодом по АТС-классификации, т.е. противозачаточный эффект для них не основной.

Презервативы

Наиболее распространенным средством барьерной контрацепции, доступным для доминирующего большинства потребителей, являются презервативы. К середине 2003 г. были зарегистрированы в Министерстве здравоохранения РФ и разрешены к медицинскому применению 111 товарных единиц, среди которых 11 — предложения отечественного (9,9%) и 100 (90,1%) — зарубежного производства.

Доля ассортимента распределяется между зарубежными странами-производителями следующим образом: Германия (17%), Индия (15%), Китай (8%), Малайзия (7%), Швеция (7%), Великобритания (7%), Корея (7%), США (6%), Франция (5%).

Таким образом, ассортиментный макроконтур целевого сегмента рынка (в масштабе России) КС можно представить следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Ассортиментный макроконтур целевого сегмента фармацевтического рынка — контрацептивные средства (%)

Параметр макроконтура

Виды контрацептивных средств

Всего

ГКС

ВМС

Спермициды

Презервативы

1. Общее количество

36

21

10

111

178

    Доля, %

20,2

11,8

5,6

62,4

100,0

2.. Производство:

 

 

 

 

 

   отечественное

х

42,8

20,0

9,9

12,4

   зарубежное

100,0

57,2

80,0

90,1

87,6

3. Страны-производители:

 

 

 

 

 

Германия

41,7

х

25,0

17,0

х

Венгрия

27,8

х

х

х

х

Нидерланды

13,9

25,0

х

1,0

х

Финляндия

5,5

16,7

х

х

х

Франция

х

х

62,5

5,0

х

Индия

х

8,3

х

15,0

х

Испания

х

25,0

х

4,0

х

4. Особенности для ГКС:

 

 

 

 

 

гормональные пероральные

91,7

х

х

х

х

в том числе:

 

 

 

 

 

комбинированные

81,8

х

х

х

х

монофазные

81,5

х

х

х

х

твердые

91,6

х

х

х

х

комбинации с левоноргестрелом

29,6

х

х

х

х

монокомпонентные (левоноргестрел)

44,5

х

х

х

х

производства:

 

 

 

 

 

Schering

38,9

х

х

х

х

Gedeon Richter

27,8

х

х

х

х

Organon

13,9

х

х

х

х

регистрация в РФ в 1997-2003 гг.

69,7

х

х

х

х

5. Особенности для ВМС:

 

 

 

 

 

с содержанием меди

х

90,4

х

х

х

производства:

 

 

 

 

 

Organon

х

25,0

х

х

х

Eurogine

х

33,4

х

х

х

ЗАО "Вектор", РФ

х

40,0

х

х

х

6. Особенности для спермицидов:

 

 

 

 

 

суппозитории

х

х

50,0

х

х

таблетки

х

х

20,0

х

х

содержат ноноксинол

х

х

40,0

х

х

бензалкония хлорид

х

х

40,0

х

х

регистрация в РФ в последние годы

х

х

70,0

х

х

7. Особенности для презервативов:

 

 

 

 

 

производство ОАО "Эластомер", РФ

х

х

х

63,6

х

Примечание: х означает отсутствие этих характеристик в данной группе КС.

Маркетинговый анализ ассортимента современных КС свидетельствует о том, что в России на фармацевтическом рынке имеются значительные возможности для решения важной проблемы предохранения от нежелательных беременностей и, в определенной мере, обеспечения безопасности сексуальных контактов любого сегмента потребителей. Можно подобрать необходимые КС с учетом состояния здоровья и потребительских предпочтений.

Ассортимент КС на локальном рынке

В марте 2004 г. нами было проведено исследование фактического ассортимента КС в аптеках г. Курска, в ходе которого установлен уровень наличия отдельных групп на локальном (местном) рынке (рис. 7).

Рис. 7. Уровень наличия отдельных групп КС на фармацевтическом рынке г. Курска

Как следует из рисунка 7, обширный ассортимент презервативов, имеющихся в аптеках г. Курска, позволяет принять уровень наличия их за 100% (или около 100%). Ассортимент зарегистрированных ГКС в г. Курске составляет 20 торговых названий из 36, т.е. 55,5%, что в целом для локального рынка является хорошим показателем. Среди ГКС отсутствуют в ассортименте мини-пили.

Уровень наличия спермицидных препаратов в аптеках г. Курска составляет всего 40%, т.е. 4 средства из 10. Из ассортимента ВМС в наличии тоже были 4 названия, т.е. 19% от 21 зарегистрированного средства.

Выявленные характеристики локального рынка КС свидетельствуют о его консерватизме, ориентации на наиболее простые и известные КС и, соответственно, наиболее простые методы контрацепции. В связи с этим представляет интерес сравнительный анализ рыночного предложения с потребительскими предпочтениями в данной сфере.

Анализ потребительских предпочтений КС

Нами проведен пилотный социологический опрос 50 женщин, обратившихся за медицинскими услугами в Центр планирования семьи г. Курска (выборка случайная, бесповторная) с целью уточнения их информированности о КС. Им была предложена специальная анкета, подготовленная нами для конкретного исследования. По результатам статистической обработки анкет установлен факт высокой информированности потребителей о средствах контрацепции (62—100%) и низкий (24%) и средний (30—40%) уровень их применения (презервативы можно отнести к высокому уровню) (рис. 8).

Рис. 8. Предпочтения потребителей (женщин) в отношении разных групп КС

Полученные результаты можно трактовать как предпочтительный интерес женщин к традиционным средствам контрацепции. В то же время опрос показал средний уровень информированности женщин о таких средствах, как подкожные имплантанты — 66%, инъекции КС — 58%. Применяли же их всего 2—4% женщин, хотя потребительские свойства переносимости и длительности контрацептивного эффекта у них хорошие, что позволяет женщинам в течение длительного периода времени решать с их помощью проблему нежелательных беременностей.

Следовательно, структура ассортимента КС на локальном рынке достаточно точно отражает потребительские предпочтения и, как следствие, потребительский спрос.

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть важность и актуальность проблемы обеспечения населения средствами контрацепции — во-первых, для здоровья женщин (чтобы не прибегать к калечащим абортным операциям), во-вторых, для достижения более высокого уровня качества жизни. Следует также констатировать хорошую обеспеченность населения различными группами КС, т.е. в случае необходимости потребители могут найти в аптечной сети средства контрацепции в соответствии с особенностями своего организма, состоянием здоровья и менталитетом.

Однако научная мысль в этом направлении не стоит на месте — целый ряд производителей работают над созданием современных КС. Среди последних научных сообщений о производстве новых КС отметим интересные данные о появлении на европейском рынке контрацептивных пластырей «Эвра» (наклеивается на кожу 1 раз в неделю). Пластырь Ment, выпускаемый компанией Sano (США), предназначен в качестве контрацептива для мужчин.

Американская фирма WYETH выпустила на рынок гормональный препарат «минс» с низкой дозой эстрогена, что значительно снижает побочные действия, обусловленные именно этим гормоном. Компания American Home Products предполагает вывести на рынок барьерный контрацептив в виде губки с ноноксинолом. В США, Англии, Швейцарии, Франции выпускаются и реализуются женские кондомы (в США они называются «Риэлити», в Европе — «Фемидом»). В отличие от мужских они имеют два гибких кольца — у «слепого» конца они надеваются на шейку матки. В России пока нет в продаже этих средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арзамасцев А.П. Контрацептивные средства: прогресс продолжается // Гинекология. — 2001. — № 5. — С. 160-166.

2. Багдань Ш. Современное предупреждение беременности и планирование семьи. — Будапешт, 1998.

3. Беляева Т., Светлов А. Рынок контрацептивных средств в ожидании изменения менталитета // Ремедиум. — 2000. — № 3. — С. 30-33.

4. Дремова Н.Б., Хорлякова О.В. Аналитический обзор средств, влияющих на липидный обмен // Экономический вестник фармации. — 2002. — № 3. — С.67-75.

5. Кныш О.И., Васнецова О.А. Методологические основы фармацевтического маркетинга в вопросах планирования семьи. — Тюмень: СофтДизайн, 1998.

6. Саидова Р.А. Современные контрацептивы // Русский медицинский журнал. — 2000. — № 11. — С. 453-460.

7. Современные методы контрацепции: Справочное пособие для врачей / Под ред. В.Н. Прилепской. — М., 1998.

8. Современные методы профилактики абортов: Научно-практическая программа МЗ РФ. — М., 2004.

Также по этой теме: