Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Управление персоналом    Матричный метод экспертных оценок в статистических исследованиях персонала (на примере определения коммуникативной готовности студентов технических вузов)

Матричный метод экспертных оценок в статистических исследованиях персонала (на примере определения коммуникативной готовности студентов технических вузов)

17.12.2015

Матричный метод экспертных оценок в статистических исследованиях персонала (на примере определения коммуникативной готовности студентов технических вузов)

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2010

Лимарева Ю.А.,
канд. пед. наук,
доцент кафедры
 экономики и маркетинга
Магнитогорского государственного
 технического университета
 им. Г.И. Носова

Лимарев П.В.,
независимый эксперт

Мы предположили, что развитие коммуникативной готовности студентов в условиях стихийного самообучения недостаточно. Оно не имеет положительной динамики. Следовательно, самостоятельно такой навык не сможет быть хорошо развит ко дню выпуска из alma mater. Более того, коммуникативные барьеры могут стать препятствием не только для плодотворной работы после окончания вуза, но даже для завершения обучения.

При экспериментальных исследованиях коммуникативных знаний, умений и качеств студентов мы использовали метод экспертных оценок. В эксперименте приняли участие 407 студентов  технических специальностей факультетов Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова (МГТУ): горных технологий и транспорта, архитектурно-строительного, экономики и права. К обработке информации были привлечены студенты третьих курсов дневного отделения МГТУ. В качестве экспертов выступили шестеро преподавателей – кандидатов технических, педагогических и философских наук.

Метод экспертных оценок позволяет использовать накопленный опыт ведущих преподавателей технических дисциплин, их квалификацию, эрудицию для получения значений определяющих показателей (χi) по количественным характеристикам многопараметрического объекта, а также выполнить ранжирование определяющих показателей  по доле их вклада в решение проблемы.

Оценка показателей коммуникативной готовности студентов технического вуза проводилась экспертами-преподавателями факультетов горных технологий и транспорта, архитектурно-строительного и заочного факультетов МГТУ в процессе следующих взаимодействий со слушателями:
- устная защита рефератов по техническим и гуманитарным дисциплинам (студентами первых курсов);
- устные объяснения и доказательства правильности выполнения расчётно-графических работ (РГР) (студентами вторых курсов);
- устные объяснения результатов лабораторных работ, защита курсовых работ и курсовых проектов по специальным техническим дисциплинам перед членами кафедральных комиссий (два-три ведущих преподавателя кафедры), устные выступления на семинарах (студентов третьего и четвёртого курсов);
- устные объяснения результатов лабораторных работ, защита курсовых работ и курсовых проектов по специальным техническим дисциплинам перед членами кафедральных комиссий (два-три ведущих преподавателя ка федры);
- выступления на семинарах или студенческих конференциях по результатам студенческих научно-исследовательских работ, в завершающей стадии публичной защиты дипломного проекта (студенты пятого, выпускного, курса).

В опросных листах студенты оценивали собственную подготовленность в следующих коммуникативных умениях:
- умение слушать;
- умение устанавливать контакт;
- умение выражать свои мысли;
- умение воспринимать чужое мнение;
- умение анализировать ошибки;
- умение импровизировать;
- умение организовывать работу других;
- умение спорить;
- умение избегать конфликтов.

Каждый респондент оценивал собственную подготовку по десятибалльной шкале.

Эксперты выносили свое заключение как о реальной подготовке студентов, так и об истинности самооценок.

Алгоритм использования метода экспертных оценок заключается в следующем.

1. Формируем систему определяющих показателей  для оценки коммуникативных умений студентов в виде матрицы (1). Для количественного сравнения значений показателей, определённых различными методами, применяем переход от абсолютных значений показателей к их ранговым значениям. Показатели коммуникативной готовности студентов получены от группы специалистов. Полагаем, что истинное значение исследуемой величины находится внутри диапазона оценок и обобщённое коллективное мнение является вполне достоверным.

Экспертные оценки всех специалистов (их количество – m) сводим в матрицу рангов. Если мы примем  показатели i-го эксперта, присвоенные j-му признаку, то получим формирование матрицы ранговых оценок по экспертному методу:

где  – ранг, присвоенный j-му признаку i-м экспертом. В матрице определяющие показатели составляют её столбцы n, а строки – количество экспертов m. Критерий оптимальности – экстремум определяющих балльных показателей  коммуникативных знаний студентов технического вуза.

2. Матрица ранговых оценок показателей включает балльные оценки. Балльные оценки определяющих показателей коммуникативной готовности студентов также проводим по десятибалльной системе:

3. Заполняем матрицу реализации оценок, данных экспертами в условиях взаимной независимости их суждений.

В нашем случае матрица принимает следующий вид:

4. По данным матрицы реализации оценок определяем среднее арифметическое значение Р по формуле

где n – количество балльных оценок всех студентов по i-му коммуникативному умению, участвующих в экспериментальной группе;  – оценка в баллах, поставленная в анкете за i-е коммуникативное умение.

В нашем случае ранговые оценки составляют:

Находим квадрат суммы отклонений по модифицированной формуле Пирсона:

В нашем случае  

5. Определяем коэффициент согласованности

где n – объём выборки (количество балльных оценок всех студентов по i-му коммуникативному умению, участвующих в экспериментальной группе).

Тогда коэффициент согласованности  равен

Так как критерии в нашем понимании – это признаки изучаемого объекта, позволяющие судить об уровне его развития, то в качестве основного обобщающего критерия определения коммуникативной готовности студентов нами был выбран уровень развития.


(1) Коэффициент согласованности W изменяется от 0 до 1. Если W = 0, то очевидна полная  несогласованность между экспертами в оценке коммуникативной готовности студентов, и  необходимо повторить эксперимент. Если W = 1, наблюдается полная согласованность в оценке показателей. В нашем случае мы видим достаточную согласованность экспертной группы.


На низком уровне коммуникативной готовности студент имеет понятие о том, что такое коммуникация, знает о составляющих её элементах, обладает высоким уровнем конфликтности, часто слабо контролирует себя в общении, эмоционально неустойчив.

Средний уровень коммуникативной готовности предполагает адекватную реакцию на замечания преподавателя, умение воспринимать иное мнение, проявление готовности к сотрудничеству, владение социально-коммуникативной компетентностью, контактностью.

При высоком уровне коммуникативной готовности студент владеет технологиями выбора стратегии делового общения, умеет добиваться поставленных целей в процессе общения; эмоционально устойчив, умеет быстро найти эффективное решение в спорах, напряжённых коммуникативных ситуациях, противостоянии.

В качестве первичных показателей, характеризующих уровни развития коммуникативной готовности студентов, нами были выбраны коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные качества.

Показатели развития коммуникативной готовности студентов и методики их определения представлены в табл. 1, распределение уровня знаний респондентов отражено на рис. 1.

На основе констатирующего эксперимента было установлено следующее.
1. Студенты университета имеют низкий уровень развития коммуникативной готовности.
2. В большинстве случаев общение на занятиях проходит в монологической форме либо носит репродуктивный характер.
3. Преподаватели вуза не разделяют мнения о том, что развитие коммуникативных способностей и речи студентов – необходимый компонент технического образования.

Для проведения формирующего этапа эксперимента на базе МГТУ были сформированы контрольные и экспериментальные группы студентов. Работа в контрольных группах велась без использования специальных приёмов и форм, направленных на развитие коммуникативной готовности. В экспериментальных группах был целенаправленно применён комплекс педагогических приёмов, способствующих развитию коммуникативных знаний, умений и навыков студентов.

При изучении развития коммуникативной готовности студентов значительный интерес представляет выявление барьеров в коммуникации. Поэтому на втором этапе эксперимента было проведено анкетирование по выявлению наиболее существенных барьеров в коммуникации учащихся. Наблюдения в эксперименте показали, что у ребят, чаще других испытывающих трудности в ситуациях активного речевого общения (ответы на семинарах, экзаменах, выступление на собрании), резко выражены чувство неуверенности в своих силах, тревожная мнительность и как вариант психологической защиты – уход от общения. Подобные нарушения не безобидны: могут возникать сложности в развитии отношений с окружающими, нарушения в трудовой и общественной деятельности и, как следствие, отклонения в поведении, нервные срывы.

Исследуя причины, затрудняющие общение, мы пришли к выводу, что более всего препятствуют коммуникации такие факторы, как напряжённость, скованность общего поведения и жестов, непривычность и боязнь публичного выступления.

Исследование не ставило своей целью разработку методов релаксации, психологических техник регуляции состояния для преодоления коммуникативных барьеров, но в рамках исследования были разработаны методические рекомендации, касающиеся подготовки устного выступления при защите рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ (проектов) с учётом техники преодоления коммуникативных барьеров.

Литература
1. Кывэрялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Таллин: Валгус, 1980.
2. Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию – интерпретации невербального поведения // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 5. – С. 75–80.
3. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Закон и право», ЮНИТИ, 1997.

Также по этой теме: