Главная    Интернет-библиотека    Кадры предприятия    Исследования    Надзор в сфере труда по новым правилам

Надзор в сфере труда по новым правилам

01.02.2016

Надзор в сфере труда по новым правилам

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №10 год - 2012

Е.В. Шестакова,
Генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»,
к.ю.н.

Общие положения о проведении надзора
Проведение надзора в области соблюдения норм трудового законодательства и иных правовых актов осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Такое требование содержится в статье 353 Трудового кодекса РФ. Надзор осуществляют инспекторы государственной инспекцией труда в отношении любых работодателей.

Справедливости ради, необходимо отметить, что и ранее трудовая инспекция проводила проверки работодателей. В соответствии со статьей 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей. Контроль трудовой инспекцией был регламентирован и в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

И такие проверки, как мы знаем, также имели место, однако именно постановлением Правительства определен четкий порядок трудовой инспекцией. Что же представляет собой надзор? Федеральный государственный надзор в сфере труда включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовку других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем, нужно отметить, что многие положения о проверке дублируют устоявшийся характер или аналогичны положениям налоговых проверок, например, тот факт, что плановые проверки будут проводиться раз в 3 года.

Как и ранее будут проводиться проверки двух видов: плановые и внеплановые. В постановлении Правительства определен также круг лиц, которые могут проводить проверки.

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще чем один раз в 3 года.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:
а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

б) поступление в федеральную инспекцию труда:
-  обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
-  обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
-  запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или Государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме того, в постановлении определены сроки проверки.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок может быть продлен руководителем Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

При этом инспектора имеют значительные полномочия:
-  беспрепятственно в любое время при наличии удостоверения посещать работодателей, запрашивать у них необходимые документы и информацию, изымать образцы материалов и веществ;
-  расследовать несчастные случаи на производстве;
-  выдавать предписания об устранении выявленных прегрешений, наказании виновных, отстранении от работы лиц, не прошедших инструктаж по охране труда.

По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки. Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности.

Меры ответственности работодателей
Если инспекторами будут выявлены нарушения в организации, то штрафным санкциям могут быть подвергнуты руководитель, главный бухгалтер и начальник отдела кадров.

Если должностное лицо уже подвергалось наказанию за аналогичное административное правонарушение, оно может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет согласно статье 5.27 КоАП РФ. Кроме того, санкции могут налагаться и на юридическое лицо. Отказ и противодействие проведению проверки карается согласно санкциям, предусмотренным статьей 19.4 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства может повлечь за собой и приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Работодатель может понести административную ответственность в следующих случаях:
-  воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, в частности неисполнение предъявляемых ими предписаний, применение угрозы насилия или насильственные действия по отношению к самим инспекторам (статья 363 Трудового кодекса РФ).

На основании статьи 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего госконтроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц;
-  нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Применительно к этим нарушениям предусмотрена санкция в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц;
-  непринятие по постановлению органа, рассмотревшего дело об административном  правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Здесь в отношении должностных лиц действует такая мера, как административный штраф;
-  непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, которые предусмотрены законом и необходимы для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно передача чиновникам и инспекторам сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

В этом случае административный штраф распространяется не только на должностных, но и на юридических лиц.

Поэтому во избежание штрафных санкций дадим несколько рекомендаций работодателям.

 

Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия № 10/2012»

Также по этой теме: