Заплати то, не зная что. Рассчитай так, не зная как

14.09.2016

Заплати то, не зная что. Рассчитай так, не зная как

Опубликовано в журнале "Бухгалтерская газета" №19 год - 2015

О. Баланцева,
консультант «БГ», критик

Вот уже более года для юридических лиц действует новый способ расчета налога на имущество – от кадастровой стоимости. С 2015 года все «прелести» кадастрового налога ощутят и граждане, имеющие в собственности недвижимость.

Вот только незадача: кадастровый налог есть, а что такое кадастровая стоимость, на основе которой его рассчитывают, никто не знает. То есть знают, но очень и очень приблизительно.

За что платим?
О кадастровой стоимости – чуть позже. Давайте порассуждаем, что вообще из себя представляет налог на имущество, и почему мы его должны платить.

А это большая тайна, вызывающая споры не то что у рядовых налогоплательщиков, но даже и у специалистов.

Согласно статье 3 НК РФ, налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Так каково же экономическое обоснование налога на имущество? Есть несколько версий:
1. Налог на имущество является разновидностью имущественных налогов, которые  характеризуются наличием фискальной функции. Напомним, что именно эта функция помогает аккумулировать государственные финансовые ресурсы и создать материальную основу для функционирования государства.

2. Если объяснить проще, то именно на эти деньги во дворах горят фонари, убирают дворники, благоустраивается город, функционируют бесплатные социальные учреждения. А вот где на это все взять средства? Конечно, с жителей, которые в этом городе живут и всем этим пользуются.

3. Налог на имущество – это вид подоходно-имущественных налогов, которым присуща стимулирующая функция, направленная на эффективное использование имущества. Суть такого налога заключается в изъятии части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования имущества, облагаемого налогом.

4. Налог на имущество – это плата государству за гарантированную собственнику защиту права собственности. Но вот что странно – государство защищает право собственности не только на недвижимость, но и на другое имущество, налог с которого почему-то не берут.

Версий много, а за что же все-таки платим налог на имущество, законодатели нам не разъясняют. «Надо!» – говорят. Ну что ж, надо – значит надо. У нас разве есть какой-то другой выход?

Что такое кадастровая стоимость
А вот теперь самое интересное. Начнем с того, что ни в одном законодательном акте нет четкого определения этого понятия. Обратимся к закону от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно статье 3 этого закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки.

Понятно? Не очень. Тогда почитаем, что же такое кадастровая оценка в статье 24.11 данного закона: под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
– принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
– формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
– отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
– определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
– экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
– утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Написано много, но все равно чего-то не хватает. Из закона понятно лишь одно: кадастровая стоимость – это стоимость, определенная в ходе кадастровой оценки. А кадастровая оценка служит для определения кадастровой стоимости.

В общем-то, все логично. Не поспоришь.

Своевременный закон
Вот все ругаем мы законодателей, а ведь они думают о нас. И вот свеженький пример. В середине этого года в Госдуму был внесен на обсуждение проект закона «О государственной кадастровой оценке», судьба которого решится очень скоро – в октябре.

Закон «своевременный» (всего лишь полтора года прошло с даты введения кадастрового налога) и весьма «полезный». Тут законодатели решили восполнить все пробелы и расставить все на свои места. Сейчас мы уж точно узнаем, что такое кадастровая стоимость.

Читаем статью 3 законопроекта: «Государственная кадастровая оценка – совокупность установленных статьей 10 настоящего Федерального закона процедур, реализуемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьями 15, 19, 20–20.3 настоящего Федерального закона». Как говорится, найдите 5 отличий со 135-ФЗ.

Кто виноват?
Чем еще полезен вышеупомянутый законопроект? Он, наконец, нашел источник всех бед, связанных с неправильным определением кадастровой стоимости, которая пока находится от рыночной на расстоянии светового года и которую сегодня успешно оспаривают в 70% случаях. Нет, это не отсутствие законодательной базы и не несовершенство методик кадастровой оценки. Все проще. Виноваты независимые оценщики. Именно они не могут все правильно посчитать.

А раз это так, выход простой – убрать независимых оценщиков из этой схемы и отдать права на расчет кадастровой стоимости государству. Только бюджетные оценочные госкомпании владеют передовыми методиками и смогут выдать правильные результаты, на основе которых государство же и рассчитает налог, который пополнит его бюджет. Не правда ли, схема достойна всяческих похвал?

Ну и напоследок. Чиновники, в очередной раз, действуют так:
1. Вводят налог, по которому невозможно достоверно определить налоговую базу.
2. Пытаются разработать законы, помогающие достоверно определить налоговую базу.

А что, если попробовать наоборот?

Также по этой теме: