Учитываем расходы на проезд

Учитываем расходы на проезд

Опубликовано в журнале "Комплект «Бухгалтерская газета» + «Официальный вестник бухгалтера»" №23 год - 2009

Гусева И.Л.



Сидинкина И.В.,
член Палаты налоговых консультантов

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
В соответствии с п. 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного 13.10.2008 Постановлением Правительства № 749,  работнику возмещаются расходы по проезду к месту командировки на территории РФ и обратно к месту постоянной работы. В таком же порядке подлежат возмещению расходы по проезду из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах, включая расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы. Компенсируется также страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплата услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей. Расходы по проезду работника общественным транспортом в месте командирования (в одном населенном пункте) возмещению не подлежат.

Минфин России в Письме от 12.05.2008 № 03-03-06/2/47 посчитал возможным уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд работника на такси, при следовании к месту командировки и обратно при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ. При этом обязанность проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы.
Кроме того, Минфин России напомнил, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Аналогичная позиция изложена в Определении КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П.
Следует отметить, что на сегодняшний день устранены все сомнения, которые могли возникнуть относительно правомерности учета расходов на такси для командированных работников.
В Письме Минфина России от 22.05.2009 № 03-03-06/1/339 указано, что уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника на такси до аэропорта (железнодорожного вокзала) при направлении работника в командировку и от аэропорта (железнодорожного вокзала) по возвращении из командировки возможно только при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности.
Раньше финансовое ведомство придерживалось противоположной позиции, которая была основана на Инструкции Минфина СССР от 07.04.1988 № 62 "О служебных командировках в пределах СССР" . Так, в Письмах от 10.05.2006 № 03-03-04/2/138, от 26.01.2005 № 03-03-01-04/2/15 и от 26.05.2004г. № 04-02-05/4/14, разъяснялось, что в состав командировочных расходов можно было включать только проезд транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта. Расходы по найму такси для проезда командированного сотрудника до аэропорта, а также из аэропорта до гостиницы в месте назначения, нельзя было учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций,  как на территории РФ, так и за рубежом.
После выхода Определения КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П и Положения № 749, сделанные ранее выводы Минфина России потеряли актуальность и применяться не будут. Об этом свидетельствует и новая точка зрения финансового ведомства. Заметим, что еще в период действия Инструкции № 62 Минфин России указал, что единственное условие при отнесении расходов на проезд на такси - это подтверждение их экономической целесообразности (Письмо от 13.04.2007 № 03-03-06/4/48).

На основании положений ст. 789 ГК РФ маршрутные и обычные такси можно отнести к транспорту общего пользования; таким образом, на основании п. 12 Положения № 749 налогоплательщики имеют полное право включать расходы по оплате данных услуг такси в учитываемые для целей налогообложения прибыли расходы. Всем известно, что все расходы должны быть подтверждены документально. Поэтому, подтверждающим документом при оплате услуг такси на территории РФ может быть чек ККМ, а при оплате услуг такси за пределами территории РФ - документ, оформленный в соответствии с обычаем делового оборота соответствующего иностранного государства.

Если проездной билет для командированного сотрудника был оформлен в бездокументарной форме, то оправдательными документами для признания расходов для целей налогообложения прибыли являются распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, копия квитанции, фискальный чек (выписка с банковского счета, подтверждающая факт оплаты проезда) и посадочный талон (см. Письмо Минфина России от 08.09.2006 № 03-03-04/1/660).
Если место жительства работника и место его постоянной работы не совпадают, то работодатель имеет право не возмещать работнику сумму расходов на оплату проезда от места жительства к месту командировки и обратно, так как в Положении № 749 предусмотрена оплата проезда исключительно от места постоянной работы к месту командировки и обратно.
При зарубежных командировках расходы по проезду возмещаются в аналогичном порядке.

Также по этой теме: