Организация вступила в СРО




1 января 2010 г. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" отменил действие лицензий на осуществление строительной деятельности. В связи с этим, большинство строительных компаний вступили в саморегулируемые организации (СРО).

Необходимо отметить, что изначально решение о введении саморегулирования было принято в целях снижения излишних административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие предпринимательства, в том числе и в отношении строительных видов деятельности. Однако сейчас уже многим понятно, что замена лицензирования саморегулированием вытеснит со строительного рынка большую часть представителей малого бизнеса, так как вступление в СРО – дорогостоящее мероприятие.

Чтобы стать полноправным членом СРО, компании обязаны произвести ряд затратных отчислений. В среднем предприятие на вступление в СРО должно потратить порядка 500 тыс. руб. Наибольшие проблемы у предпринимателей вызывает вклад в резервный фонд СРО: согласно нынешнему законодательству минимальные отчисления в данный фонд равны 300 тыс. руб. для строителей и 150 тыс. руб. для проектировщиков и инженерных изыскателей. Причем строители обязательно должны застраховаться, в противном случае вступительный взнос будет большим.

У нового механизма регулирования строительной отрасли обнаружилась масса недостатков. Готовятся законодательные изменения. При этом около половины строительных организаций работают фактически нелегально.

С финансовой точки зрения вступление в СРО обходится примерно одинаково как мелкой фирме, так и крупной строительной компании. Недовольство также вызывает тот факт, что фирмы не могут работать по своим лицензиям, срок действия которых заканчивается в 2012–2013 гг., а за получение этих лицензий предпринимателям в свое время также приходилось платить.

Налоговые аспекты

На основании пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты налогоплательщика в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям, если их уплата является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками – плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

Учитывая, что уплата вступительного взноса, взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов в СРО является условием для получения организацией допуска к осуществлению проектных и строительных работ, то она вправе их учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Данная позиция отражена в следующих Письмах: ФНС России от 03.04.2009 № ШС 22–3/256@, Минфина России от 09.10.2009 № 03-03-07/25, от 16.04.2009 № 03-03-06/1/254, от 02.04.2009 № 03-03-06/1/213, от 26.03.2009 № 03-03-06/4/22, от 26.03.2009 № 03-03-05/52, от 26.03.2009 № 03-03-06/4/23, от 26.03.2009 № 03-03-06/1/193.

Если же говорить об упрощенцах, то взносы в компенсационный фонд, а также вступительные и членские взносы, уплачиваемые СРО с целью получения допуска к проведению строительных работ, налогоплательщик не сможет включить в состав расходов. Дело в том, что перечень расходов, учитываемых у лиц, применяющих упрощенную систему, является закрытым. При этом указанные взносы в нем не поименованы. Такое заключение Минфин России высказал в своих Письмах: от 28.08.2009 № 03–11–06/2/167, от 15.07.2009 № 03-11-06/2/126, от 03.06.2009 № 03-11-06/2/95.

Финансовое ведомство разъяснило порядок учета расходов на добровольное страхование ответственности (Письмо Минфина от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/479). Мнение финансистов основано на нормах пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ, которое разрешает для целей налогообложения прибыли учитывать расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Таким образом, страховые взносы по договорам страхования гражданской ответственности членов СРО, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании указанного подпункта ст. 263 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318–320 НК РФ.

Расходы в виде вступительного взноса и членских взносов в СРО учитываются единовременно в том периоде, к которому они относятся.

В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ, расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены или выданы из кассы денежные средства на оплату страховых взносов. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Уведомление налогового органа о членстве в СРО

По вопросу возникновения у организации, которая вступила в СРО, обязанности письменно сообщить в налоговые органы о своем членстве в некоммерческой организации, финансисты в Письме от 17.07.2009 № 03-02-07/1-369 сослались на нормы НК РФ. Они в очередной раз напомнили, что на основании пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ компании обязаны письменно сообщать в налоговый орган обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о саморегулировании, некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли, либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида, относятся к саморегулируемым.

По определению п. 3 ст. 2 Закона о саморегулировании, под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность. Поэтому фирмы, являющиеся членами СРО, обязаны сообщать об этом в налоговый орган по месту своего нахождения.

Сообщение об участии в российских и иностранных организациях следует подать по форме № С 09­2 (утв. Приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ 7­6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 НК РФ").

По Определению Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 8 О, некоммерческие организации из-­за своей специфики не имеют уставного (складочного) капитала, вследствие чего невозможно выделить доли участия в них других организаций. Кроме того, поскольку члены общественного объединения имеют равные права и исполняют равные обязанности, то и членские взносы должны вноситься ими в равных размерах и на равных основаниях. Поэтому определить долю непосредственного участия членов общественной организации в ее деятельности невозможно. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04 также прозвучал вывод о том, что к некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" не может быть применимо.

Таким образом, в целях исключения возможных споров с налоговой инспекцией, организация должна подать сведения по форме № С 09-2, проставив прочерк в поле, где указывается значение доли участия.

В противном случае ей грозит наказание в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. Данную позицию поддержал ФАС Уральского округа в Постановлении от 09.07.2008 № Ф09-4833/08 С3. Судьи решили, что несвоевременное представление сведений об участии в других организациях квалифицируется по ст. 126 НК РФ, а не по п. 1 ст. 129.1 НК РФ по причине того, что в ст. 23 НК РФ прописаны обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов, а не иных лиц. При этом субъектом налогового правонарушения по ст. 129.1 НК РФ являются участники налоговых правоотношений, отличные от налогоплательщика и плательщика сборов.

На должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 300 руб. до 500 руб. на основании п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

 

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста