Актуальные вопросы назначения и исчисления пособий по социальному страхованию (Продолжение. Нач. в «ЗП» № 8/2019 г.)




А. Н. Беляев


В настоящее время пособия по социальному страхованию исчисляются и назначаются по правилам, определенным Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ).

Замена лет на ближайшие календарные годы при расчете пособий
Согласно общим правилам пособия по государственному социальному страхованию исчисляются исходя из среднего заработка работников, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. При этом в полной мере в указанный расчетный период включается время работы у других работодателей.


В случае же если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.


Приведенные нормы закреплены в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений).


С учетом сложившейся с 2011 г. практики применения нормы законодательства о замене первых лет расчетного периода на предшествующие календарные годы замена возможна была на любые предыдущие годы. При этом не имело значения, ближайшие ли это годы, или следующие подряд друг за другом. Территориальные отделения ФСС России допускали такие расширенные правила замены.


Пример 1
Допустим, что сотруднице организации в феврале 2015 г. в установленном порядке был предоставлен отпуск по беременности и родам, а после него – отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.


Для исчисления пособий необходимо принять заработок сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2015 г. Таким образом, расчетный период составят 2013 и 2014 гг.


Предположим, что в 2013 г. сотрудница весь год находилась в отпуске по уходу за ребенком. В 2014 г. данный отпуск пришелся на период с начала года и до 15 апреля 2014 г.


В соответствии с положениями п. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ с учетом сложившейся до 2015 г. практики возможна была замена обоих лет расчетного периода (2013, 2014 гг.) или одного из указанных годов (2013 или 2014 гг.) на любые предшествующие календарные годы.


То есть замена могла производиться в любом из нижеприведенных порядке:
1) 2013 и 2014 гг. – на 2011 и 2012 гг.;
2) 2013 и 2014 гг. – на 2012 и 2010 гг.;
3) 2013 и 2014 гг. – на 2011 и 2008 гг.;
4) 2014 г. – на 2012 г.;
5) 2013 г. – на 2008 г. и т. д.


Во всех случаях замена возможна была только при условии, что это привело бы к увеличению суммы пособия.


В конце 2015 г. Минтруд России высказался в пользу того, что замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая. Такого рода мнение высказано в письме от 3 августа 2015 г. № 17-1/ООГ-1105.


Таким образом, замена возможна только на ближайшие, непосредственно предшествующие расчетному периоду годы. Как отмечено в указанном выше письме, если в 2013–2014 гг. сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 г., то 2013 и (или) 2014 гг. могут быть заменены только на 2012 г. и (или) на 2011 г., а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 г. и (или) 2014 г.


Письмо Минтруда России представляет собой ни что иное, как прямое указание ФСС России и его территориальным отделениям, в связи с чем оно фактически начало применяться сотрудниками Фонда социального страхования. С учетом этого рекомендуется положения письма учитывать в своей практической работе.


Однако, надо заметить, что мотивировка новой позиции не выдерживает критики. Федеральный закон № 255-ФЗ такого рода положений не содержит. По мнению же уполномоченного органа власти, пособия по обязательному социальному страхованию направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая, и в связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее.


Правомерность требований Минтруда России подтверждена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. № 304-КГ17-12780.


Отдельные правила замены лет при расчете пособий по социальному страхованию рассмотрены в письме ФСС России от 30 ноября 2015 г. № 02-09-11/15-23247.


В данном письме указано на возможность замены лет на ближайшие календарные годы перед годом наступления непрерывных (в течение 4 лет и более) отпусков по материнству.


Пример 2
Если страховой случай наступил в 2019 г., но при этом в 2017–2018 гг. застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то эти годы могут быть заменены только на 2015 и 2016 гг.


Пример 3
Если страховой случай наступил в 2019 г., но при этом застрахованное лицо полностью (в 2016 и 2017 гг.) и частично (в 2015 и 2018 гг.) находилось в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные годы, непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в указанных отпусках. Либо в расчет может быть взят заработок за 2018 и 2015 гг., но при этом из числа календарных дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в отдельных случаях – периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на эту заработную плату не начислялись страховые взносы (часть 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).


Пример 4
Если страховой случай наступил в 2019 г., но при этом с ноября 2014 г. по июль 2019 г. застрахованное лицо находилось в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, а до ноября 2014 г. застрахованное лицо частично работало, то расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2012 и 2013 гг., либо в расчет может быть взят заработок за 2014 г. (где застрахованное лицо частично работало) и за 2013 г., исходя из того, при каком варианте пособие будет больше.


Пример 5
Если страховой случай наступил в 2019 г., но при этом застрахованное лицо в 2017, 2018 гг. находилось в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, а в 2016 г. работало, в 2014 и 2015 гг. находилось также в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, то расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2013 и 2016 гг.


Необходимо также учитывать, что замена лет расчетного периода, в случае если годы (год) расчетного периода состоят (состоит) из исключаемых периодов, является правом застрахованного лица, а не обязанностью. Необходимым условием замены лет расчетного периода является увеличение размера пособия.


Перерасчет ежемесячного пособия при возобновлении отпуска по уходу за ребенком
Зачастую находящиеся в отпуске по уходу за ребенком лица прерывают его по тем или иным причинам, переходя на получение заработной платы. В дальнейшем после возобновления отпуска по уходу за ребенком возникает резонный вопрос: а следует ли заново исчислять и назначать ежемесячное пособие по уходу за ребенком?


В случае если расчетный период для исчисления указанного пособия не изменен, величина пособия останется прежней. В других случаях при расчете пособия его величина может измениться в любую сторону.


Казалось бы, прерывание отпуска по уходу за ребенком повлечь за собой перерасчет пособия не должно. В силу положений ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, включая время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей).


В случае прерывания отпуска по уходу за ребенком, изменение страхового случая не происходит.


На практике же сотрудники территориальных отделений ФСС России зачастую высказывают иную позицию, согласно которой каждый раз после возобновления отпуска по уходу за ребенком должен производиться перерасчет ранее назначенного ежемесячного пособия. В частности, такого рода позиция зафиксирована и в письме ФСС России от 14 июля 2014 г. № 17-03-14/06-7836.


Предметом рассмотрения указанного письма являлся случай, когда находящаяся в отпуске по уходу за ребенком сотрудница, работая на условиях неполного рабочего времени, испрашивала у администрации организации ежегодный оплачиваемый отпуск и (или) его отдельную часть. Как указал ФСС России в письме, «прерванный в данном случае отпуск в соответствии со ст. 256 ТК РФ впоследствии может быть возобновлен, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначено заново».


Плюс к этому ФСС России в вышеприведенном письме указал на то, что сотрудница может либо находиться в отпуске по уходу за ребенком и получать соответствующее пособие, либо прерывать отпуск по уходу за ребенком для использования ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Не вправе такая сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком и работающая на условиях неполного рабочего времени, рассчитывать на одновременное получение пособия по уходу за ребенком и среднего заработка за отпуск. Основанием для такого вывода послужили нормы п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».


Перерассчитывать пособие необходимо и в случае, если сотрудница выходит из отпуска по уходу за ребенком на работу на полную занятость, и по истечении какого-либо периода вновь потребует предоставления отпуска по уходу за ребенком.


День установления инвалидности в оплачиваемые в виде пособия дни не включается
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается работникам за весь период временной нетрудоспособности вплоть до дня восстановления трудоспособности и (или) установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности.


Одновременно с этим, в п. 28 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н) указано, что при установлении инвалидности со степенью ограничения к трудовой деятельности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении медико-социальной экспертизы.


Как следствие, день установления инвалидности в оплачиваемые в виде пособия по временной нетрудоспособности дни не включается. Объясняется это тем, что начиная с указанного дня работник вправе претендовать на назначение и выплату трудовой пенсии по инвалидности.


Таким образом, если в представленном на оплате «больничном» дата направления работника в бюро МСЭ (соответствующий реквизит лицевой части листка нетрудоспособности) включена в период временной нетрудоспособности, а по итогам освидетельствования работнику установлена инвалидность со степенью ограничения к трудовой деятельности, такой день оплате не подлежит.


Заметим, что если инвалидность установлена не будет (в том числе с определением степени ограничения способности к трудовой деятельности), листок нетрудоспособности может быть по решению врачебной комиссии выдан до восстановления трудоспособности на срок не более 4 месяцев после даты регистрации документов в учреждении медико-социальной экспертизы. При этом периодичность выдачи листка нетрудоспособности должна быть установлена не реже чем через 15 дней.


Может предусматриваться также повторное направление на медико-социальную экспертизу.


Во многих случаях получается так, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности, день непосредственного прохождения медико-социальной экспертизы не оплачивается, а на следующий после этого день работник выходит на работу. Заработная плата в таких случаях выплачивается со дня выхода на работу, исключая опять же день прохождения МСЭ.


Снижение размера пособия – только с письменного приказа работодателя
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ размер причитающегося к назначению и выплате пособия по временной нетрудоспособности снижается в следующих случаях:
– нарушение работником без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
– неявка работника без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
– заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.


Факт нарушения режима фиксируется медицинским врачом, оформляющим листок нетрудоспособности в соответствующей позиции на лицевой стороне «больничного».


К нарушениям режима относятся: несвоевременная явка на прием к врачу, выход на работу без выписки, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача, отказ от направления или несвоевременная явка в учреждение медико-социальной экспертизы и др.


Тот факт, что заболевание или травма наступили вследствие опьянения, также удостоверяется соответствующей записью в листке нетрудоспособности.


Получив больничный лист с указанием в нем вышеуказанных нарушений, администрация организации должна удостовериться в том, являются ли причины соответствующих нарушений уважительными или нет. Необходимо провести соответствующее расследование, в рамках которого следует истребовать от работника письменное объяснение. Обязанности по проведению расследования администрация может поручить постоянно действующей комиссии по социальному страхованию или уполномоченному по социальному страхованию.


Свою деятельность комиссия по социальному страхованию (уполномоченный по социальному страхованию) организуют в соответствии с Типовым положением, утвержденным Фондом социального страхования Российской Федерации от 15 июля 1994 г. № 556а.


Если указанные в объяснении работника причины допущенных нарушений являются уважительными, организация вправе не снижать размер пособия, которое может быть назначено работнику.


Если же причины не являются уважительными, размер пособия должен быть снижен до величины, не превышающей минимального размера оплаты труда. При этом снижение производится со дня, когда было допущено нарушение и до окончания периода нетрудоспособности. До дня нарушения пособие должно быть назначено в общеустановленном порядке.


Результаты проверки (расследования) с необходимыми рекомендациями представляются на имя работодателя, который и принимает решение, считать ли выявленные причины допущенных нарушений уважительными или нет, и соответственно, снижать или нет размер подлежащего назначению пособия по временной нетрудоспособности. Проверка должна быть закончена до установленного Федеральным законом № 255-ФЗ срока для назначения пособия, а именно до истечения 10 календарных дней после представления листка нетрудоспособности.


Снижение размера пособия оформляется письменным приказом работодателя, к которому прилагаются материалы проверки и письменное объяснение самого работника. В приказе главному бухгалтеру (бухгалтеру) дается указание о снижении размера пособия по соответствующим основаниям за соответствующий период.


При наличии в представленном на оплате больничном листке отметки о факте опьянения организации необходимо учитывать разъяснения, данные в письме ФСС РФ от 15 апреля 2004 г. № 02-10/07-1843. В частности, решение о выплате или снижении размера пособия должно приниматься организацией в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств и с учетом всех имеющихся документов (справок лечебных учреждений, материалов органов милиции, государственной автоинспекции и др.), а также объяснения пострадавшего.


Речь о снижении пособия в связи с опьянением можно вести с учетом причинно-следственной связи между опьянением и полученной травмой (болезнью). В частности, общее заболевание не всегда может быть увязано с имевшим место опьянением.


Если же работодатель примет решение о снижении пособия в связи с опьянением, то снижение также необходимо оформить письменным приказом. При этом снижение должно быть произведено за весь период нетрудоспособности (в отличие от вышерассмотренных положений).


При снижении пособия его размер не может превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (в соответствующих местностях – с учетом районного коэффициента). С 1 января 2019 г. данная величина составляет 11 280 руб. в месяц, а до указанной даты она составляла 11 163 руб. в месяц.


06.03.2024

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста