Главная    Интернет-библиотека    Право    Административные дела    Декабрьские новеллы КоАП РФ

Декабрьские новеллы КоАП РФ

17.10.2014

Декабрьские новеллы КоАП РФ

Опубликовано в журнале "Советник юриста" №3 год - 2012

Чашина О.Ю.,
заместитель председателя
 КАМО «Дальневосточная»
по управлению персоналом

В декабре 2011 г. был принят ряд федеральных законов, затрагивающих содержание Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ(1) (далее – КоАП РФ).

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»(2) дополнил КоАП РФ новой ст. 17.2.1 «Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(3) (ст. 12) КоАП РФ дополнен новой ст. 5.63 «На рушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»(4) КоАП РФ дополнен новыми ст. 7.23.1 «Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и 9.21 «Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения».

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»(5) расширен перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2), модифицированы ст. 14.13 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»,


(1) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49 (ч. 5). – Ст. 7056.
(3) Там же. – Ст. 7061.
(4) Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7345.
(5) Там же. – Ст. 73


ст. 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности», КоАП РФ дополнен ст. 14.31.2 «Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)», 19.8.2 «Непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации», введены новые статьи процессуального содержания: ст. 23.78 «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации» и ст. 25.15 «Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении».

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(1) КоАП РФ дополнен ст. 4.8 «Исчисление сроков», ст. 14.50 «Неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок», предложена новая редакция гл. 16 этого Кодекса.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»(2) расширены ст. 3.10 «Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства», ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания», ст. 27.1 «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении», ст. 29.10 «Постановление по делу об административном правонарушении», ст. 31.3 «Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению», ст. 32.10 «Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства», введены новые составы административного правонарушения: «Незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний» (ст. 17.8.1), «Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации» (ст. 27.19).

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 413-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 26 и 26.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»(3) внесены изменения в ст. 3.11 «Дисквалификация», ст. 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ», расширены положения ст. 4.5 «Давность привлечения к административной ответственности», список административных деликтов пополнен ст. 6.18 «Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним».


(1) Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7351.
(2) Там же. – Ст. 7352.
(3) Там же. – Ст. 7355.


Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»(1) в связи с декриминализацией соответствующий деяний введены новые составы административных правонарушений: клевета (ст. 5.60), оскорбление (ст. 5.61), дискриминация (ст. 5.62), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 7.27.1), клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава (ст. 17.16), дана новая редакция ст. 19.14 «Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих» и ряда других статей.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»(2) модифицировал ст. 13.5 «Нарушение правил охраны линий или сооружений связи», ст. 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы», дополнил положения ст. 23.46 «Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации», 27.2 «Доставление», 28.3 «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях».

В настоящей статье рассмотрены основные изменения, внесенные в КоАП РФ федеральными законами, принятыми в последнем месяце 2011 г.

Новые составы административных правонарушений

Статья 17.2.1. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного  при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Объектом правонарушения в этом случае выступает нормальное функционирование институтов государственной власти.

Объективная сторона проявляется в форме действия и состоит во вмешательстве в деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка с целью повлиять на его решение.

Субъект правонарушения – общий.

Данное административное правонарушение может быть только умышленным.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.2.1 КоАП РФ, налагается безальтернативная, относительно определенная санкция: административный штраф в размере от 1000 до 2000 руб.

Часть 2 ст. 17.2.1 КоАП РФ содержит самостоятельный состав административного  правонарушения, предполагающий, что неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка карается наложением административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. Согласно ч. 3 той же статьи воспрепятствование деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в иной форме влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.


(1) Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7362.
(2) Там же. – Ст. 7366.


Статья 5.63 КоАП РФ «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Объект правонарушения – права граждан в области предоставления публичных услуг.

Объективная сторона может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия и представляет собой нарушение порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом РФ.

В этом случае обязательными элементами объективной стороны выступают общественно опасные последствия в виде непредоставления государственной услуги заявителю и причинно-следственная связь между действиями (бездействием) субъекта правонарушения и наступившими последствиями.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может выражаться в предоставлении государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков.

Субъект правонарушения – специальный, а именно: должностное лицо федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда РФ, сотрудник многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Данное административное правонарушение может быть совершено с любой формой вины.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, налагается безальтернативная, относительно определенная санкция: административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб.

Эта же статья содержит квалифицированный и особо квалифицированный составы.

Квалифицированный состав по ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ образуют действия того же субъекта  правонарушения, выразившиеся в требовании документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (при условии, что эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния).

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ, налагается  безальтернативная, относительно определенная санкция: административный штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Особо квалифицированный состав по ч. 3 ст. 5.63 КоАП РФ образуют действия субъекта правонарушения, выразившиеся в нарушении порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению.

В этом случае субъектом правонарушения выступает должностное лицо, наделенное  полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.63 КоАП РФ, налагается  безальтернативная, относительно определенная санкция: административный штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Статья 7.23.1 «Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Объект правонарушения – отношения собственности на объекты недвижимости.

Объективная сторона может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия и представляет собой нарушение установленных стандартом раскрытия информации (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731, в ред. от 10.06.2011 г.(1)) порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.

Субъект правонарушения – специальный, а именно: организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.

Данное административное правонарушение может быть совершено с любой формой вины.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, налагается безальтернативная, относительно определенная санкция: административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. (на должностных лиц); в размере от 250 000 до 300 000 руб. (на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Эта же статья содержит квалифицированный состав, признаком которого является повторность совершения тем же субъектом аналогичного правонарушения.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.23.1 КоАП РФ, налагается безальтернативная, относительно определенная санкция: дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.

Статья 9.21 «Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения».

Объект правонарушения – общественные отношения в сфере промышленности, строительства и энергетики.

Объективная сторона может выражаться в форме действия либо бездействия и представляет собой нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861(2), в ред. от 01.03.2011 г.), правил подключения к системам теплоснабжения (ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О  теплоснабжении»(3) (в ред. от 07.12.2011 г.) либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения  проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством РФ) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством РФ либо в нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством РФ), либо в необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения.


(1) Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 40. – Ст. 5064.
(2) Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 52 (ч. 2). – Ст. 5525
(3 Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4159.


Статья 9.21 КоАП РФ является общей нормой по отношению к ст. 14.31, 14.31.1, 14.32 КоАП РФ и применяется к тем правонарушениям, которые не подпадают под составы, закрепленные перечисленными статьями.

Субъект правонарушения – общий.

Данное административное правонарушение может быть совершено с любой формой вины.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, налагается безальтернативная, относительно определенная санкция: административный штраф в размере от 10 000 до 40 000 руб. (на должностных лиц), в размере от 100 000 до 500 000 руб. (на юридических лиц).

Эта же статья содержит квалифицированный состав, признаком которого является повторность совершения тем же субъектом аналогичного правонарушения.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, закон вводит увеличенную санкцию, предусматривающую наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц – от 600 тыс. до 1 млн руб.

Статья 14.50 «Неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок».

Объект правонарушения – правоотношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона выражается в форме бездействия и представляет собой неисполнение в установленные сроки при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок обязанности по ввозу в РФ равноценных по стоимости товаров, оказанию иностранными лицами равноценных услуг, выполнению равноценных работ, передаче равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлению права на использование объектов интеллектуальной собственности либо обязанности по зачислению на счета в уполномоченных банках денежных средств в случае, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, или в случае реализации товаров без их ввоза в РФ либо неподтверждение факта исполнения такой обязанности.

Субъект правонарушения – общий.

Данное административное правонарушение может быть совершено с любой формой вины.

За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.50 КоАП РФ, налагается  безальтернативная, относительно определенная санкция: административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. (на должностных лиц), в размере от Ѕ до 100% размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения (на юридических лиц).

Квалифицированные составы правонарушения не предусмотрены.

Статья 16.24 «Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами».

Объект правонарушения – правоотношения в области таможенного дела.

Объективная сторона может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия и представляет собой использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передачу во владение или в пользование, продажу либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами.

Субъект правонарушения – общий.

Данное административное правонарушение может быть совершено с любой формой вины.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.24 КоАП РФ, налагается безальтернативная, относительно определенная санкция: административный штраф в размере от 1500 до 2500 руб. (на граждан); от 5000 до 20 000 руб. (на должностных лиц); от 50 000 до 300 000 руб. (на юридических лиц).

Эта же статья содержит квалифицированный состав, отличающийся по объективной стороне: передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.

Санкция основная (альтернативная, относительно определенная): наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2500 руб. или конфискация предметов административного правонарушения. В первом случае предусмотрено дополнительное наказание в виде конфискации транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения.

Статья 14.31.2 «Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)».

Объект правонарушения – общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Объективная сторона может выражаться в форме действия и представляет собой манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Субъект – специальный, а именно участник оптового и (или) розничного рынков электрической энергии (мощности), не занимающий доминирующего положения на соответствующих рынках электрической энергии (мощности).

Субъективная сторона – прямой умысел.

Санкция безальтернативная, относительно определенная: наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (на должностных лиц), от 500 тыс. до 1 млн руб. (на юридических лиц).

Эта же статья содержит квалифицированный состав, признаком которого является повторность совершения тем же субъектом аналогичного правонарушения.

В этом случае применению подлежит безальтернативная, относительно определенная санкция в виде дисквалификации на срок от 1 до 3 лет.

Статья 19.8.2 «Непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений  (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации».

Объект правонарушения – нормальный порядок управления.

Объективная сторона может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия и предусматривает выполнение хотя бы одного из следующих деяний:

– непредставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, ходатайств,  предусмотренных законодательством об иностранных инвестициях на территории РФ;
– представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения;
– нарушение установленных законодательством об иностранных инвестициях на территории РФ порядка и сроков подачи ходатайств.

Субъект правонарушения – общий.

Данное административное правонарушение может быть совершено с любой формой вины.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.2 КоАП РФ, налагается безальтернативная, относительно определенная санкция: наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (на граждан); от 30 000 до 50 000 руб. (на должностных лиц); от 500 тыс. до 1 млн руб. (на юридических лиц). Часть 2 ст. 19.8.2 КоАП РФ содержит самостоятельный состав преступления, объективная сторона которой отличается тем, что предусматривает действия, касающиеся не ходатайств, а уведомлений (информации).

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.8.2 КоАП РФ, налагается безальтернативная, относительно определенная санкция: наложение административного штрафа: в размере от 2000 до 3000 руб. (на граждан), от 15 000 до 30 000 руб. (на должностных лиц), от 250 000 до 500 000 руб. (на юридических лиц).

Часть 3 ст. 19.8.2 КоАП РФ содержит самостоятельный состав преступления, объективная сторона которой отличается тем, что предусматривает действия, касающиеся представления сведений (информации) по требованию контролирующего органа. Санкция аналогична санкции по ч. 1 той же статьи.

Статья 17.8.1 «Незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний».

Объект правонарушения – нормальное функционирование институтов государственной власти.

Объективная сторона может выражаться в форме действия и представляет собой незаконное использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе  словосочетаний.

Субъект правонарушения – специальный: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Данное административное правонарушение может быть совершено умышленно.

Санкция (безальтернативная, относительно определенная): наложение административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. (на индивидуального предпринимателя), от 300 000 до 500 000 руб. (на юридических лиц).

Статья 6.18 «Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним».

Объект правонарушения – здоровье населения.

Объективная сторона – действие, проявившееся в нарушении установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо

от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Субъект – специальный, а именно: тренер, специалист по спортивной медицине, иной специалист в области физической культуры и спорта.

Субъективная сторона – умысел.

Санкция (безальтернативная, относительно определенная): дисквалификация на срок от 1 до 2 лет.

Эта же статья содержит квалифицированный состав правонарушения. Квалифицирующим признаком выступает характеристика потерпевшего, а именно его (спортсмена)  несовершеннолетний возраст.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.18 КоАП РФ, налагается безальтернативная, абсолютно определенная санкция: дисквалификация на 3 года.

Статья 5.60 «Клевета».

Непосредственный объект правонарушения – честь, достоинство, репутация человека.

Под честью понимаются достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя, почет. Достоинство предполагает положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Репутация представляет собой приобретенную кем-либо общественную оценку, общее мнение о качествах, достоинствах или недостатках кого-либо(1).

Объективная сторона предполагает распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, т. е. возможна только в форме действия.

Заведомо ложными признаются такие сведения, которые не соответствуют действительности, являются вымышленными, надуманными.

Под распространением сведений понимается их огласка в присутствии хотя бы одного человека (третьего лица).

Сообщение сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры  конфиденциальности, с тем чтобы они не стали известными третьим лицам (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»(2)).

Правонарушение считается оконченным с момента, когда указанные сведения стали известны хотя бы одному постороннему человеку.

Субъект – общий.

Субъективная сторона – прямой умысел.

Санкция (безальтернативная, относительно определенная): наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2000 руб. (на граждан), от 10 000 до 20 000 руб. (на должностных лиц), от 100 000 до 200 000 руб. (на юридических лиц).

Эта же статья содержит квалифицированный и особо квалифицированный составы.


(1) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1991. – С. 180, 676, 880.
(2) Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1967 – 2007. – М., 2007. – С. 258.


Квалифицирующим признаком рассматриваемого состава правонарушения (ч. 2) является публичность, а особо квалифицирующим (ч. 3) – соединение клеветы с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Наличие квалифицирующих либо особо квалифицирующих признаков правонарушения предполагает применение более жестких санкций к правонарушителю, а именно:
– по ч. 2 наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (на граждан), от 20 000 до 30 000 руб. (на должностных лиц), от 200 000 до 300 000 руб. (на юридических лиц);
– по ч. 3 наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (на граждан), от 30 000 до 50 000 руб. (на должностных лиц), от 300 000 до 500 000 руб. (на юридических лиц).

Часть 4 анализируемой статьи содержит самостоятельный состав правонарушения, отличающий эту норму от ранее действовавшей ст. 129 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ(1) (далее – УК РФ). Согласно этой части наказуемым в административном порядке является непринятие мер к недопущению клеветы в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Санкция: наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. (на должностных лиц), от 50 000 до 100 000 руб. (на юридических лиц).

Статья 5.61 «Оскорбление».

Непосредственный объект правонарушения – честь, достоинство, репутация человека.

Объективная сторона состоит унижении чести и достоинства другого лица (группы лиц), выраженном в неприличной форме.

Унижение чести и достоинства – отрицательная оценка правонарушителем потерпевшего, постановка его в унизительное положение.

Обязательный признак объективной стороны – неприличная форма.

Субъект – общий.

Субъективная сторона – умысел.

Санкция (безальтернативная, относительно определенная): наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (на граждан), от 10 000 до 30 000 руб. (на должностных лиц), от 50 000 до 100 000 руб. (на юридических лиц). Эта же статья содержит квалифицированный состав, сопряженный с публичностью объективной стороны. Санкция в этом случае увеличивается до следующих размеров: наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (на граждан), от 30 000 до 50 000 руб. (на должностных лиц), от 100 000 до 500 000 руб. (на юридических лиц).

Часть 3 анализируемой статьи содержит самостоятельный состав правонарушения, отличающий эту норму от ранее действовавшей ст. 130 УК РФ. Согласно этой части наказуемым в административном порядке является непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Санкция: наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (на должностных лиц), от 30 000 до 50 000 руб. (на юридических лиц).

Статья 5.62 «Дискриминация».

Объект правонарушения – принцип равенства прав граждан.


(1) Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.


Объективная сторона может быть выражена как в форме действия, так и в форме бездействия и представляет собой нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Субъект правонарушения – общий.

Данное административное правонарушение совершается умышленно.

Санкция (безальтернативная, относительно определенная): наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (на граждан), от 50 000 до 100 000 руб. (на юридических лиц).

Использование при совершении дискриминации служебного положения образует состав преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ.

Статья 7.27.1 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».

Объект преступления – отношения собственности.

Объективная сторона (действие) – причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния. Размер ущерба не должен превышать 250 000 руб., поскольку аналогичное деяние, совершенное в крупном размере, образует состав уголовно-наказуемого деяния (см. ст. 165, п. 4, Примечания к ст. 158 УК РФ).

Субъект правонарушения – общий.

Данное административное правонарушение может быть совершено умышленно. Санкция (безальтернативная, относительно определенная): наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости причиненного ущерба, но не менее 5000 руб.

Статья 17.16 «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава».

Объект – нормальное функционирование институтов государственной власти. Объективная сторона (действие) – клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде.

Субъект правонарушения – общий.

Данное административное правонарушение может быть совершено умышленно.  Санкция (безальтернативная, относительно определенная): наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (на граждан), от 20 000 до 30 000 руб. (на должностных лиц), от 100 000 до 300 000 руб. (на юридических лиц).

Часть 2 той же статьи содержит аналогичный состав правонарушения, но потерпевшими в нем выступают прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, судебный пристав. Санкция такая же, как по первой части.

Эта же статья содержит квалифицированный состав. Квалифицирующим признаком по ч. 3 выступает соединение клеветы с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Санкция (относительно определенная): наложение административного штрафа в размере 5000 руб. или административный арест до 5 суток (на граждан, альтернативная), от 30 000 до 50 000 руб. (на должностных лиц, безальтернативная), от 300 000 до 500 000 руб. (на юридических лиц, безальтернативная).

Модификация составов административных правонарушений Новая редакция гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» КоАП РФ характеризуется следующими новеллами: – элементом объективной стороны правонарушения является таможенная граница Таможенного союза, тогда как ранее таким элементом являлась таможенная граница РФ;
– элементом объективной стороны правонарушения является нарушение международного законодательства Таможенного союза;
– ст. 16.1 дополнена ч. 4, вводящей ответственность за представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с этой территории либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер  нетарифного регулирования. Санкция: наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 руб.; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.;
– вместо специального субъекта правонарушения – таможенного брокера, введен новый субъект – таможенный представитель;
– в ст. 16.4 к объектам декларирования дополнительно отнесены дорожные чеки, а также ценные бумаги в документарной форме (ранее упоминалась только валюта);
– термин «таможенное оформление» заменен на термин «совершение таможенных операций»;
– ст. 16.12 дополнена ч. 4, вводящей ответственность за несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления. Санкция: наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб.; на должностных лиц – от 3000 до 5000 руб.;
на юридических лиц – от 10 000 до 50 000 руб.;
– ст. 16.12 дополнена ч. 5, вводящей ответственность за неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным. Санкция: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2500 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 руб.;
– ужесточена санкция по ст. 16.16 путем введения дополнительного наказания в виде конфискации предмета правонарушения;
– из ст. 16.19 исключена ч. 4;
– в ст. 16.23 перечень специальных субъектов таможенных правоотношений дополнен уполномоченными экономическими операторами и владельцами магазинов беспошлинной торговли;
– из всех статей гл. 16 исключены упоминания о транспортных средствах как предмете правонарушения в связи с введением новой ст. 16.24;
– незначительно модифицированы тексты некоторых статей (ст. 16.2, 16.4, 16.5 и др.).

В ст. 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» появились две части вместо одной. Часть первая предусматривает административную ответственность за основной состав правонарушения с безальтернативной относительно определенной санкцией, предполагающей наложение административного штрафа в размере от 15 000 до 20 000 руб. (на должностных лиц), от 300 тыс. до 1 млн руб. (на юридических лиц).

Часть вторая той же статьи содержит квалифицированный состав правонарушения.

Квалифицирующим признаком выступает объективная сторона. Санкции:
– для должностных лиц альтернативная относительно определенная: наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. либо дисквалификация на срок до 3 лет;
– на юридических лиц альтернативная относительно определенная: от 1 до 15% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, а в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), – в размере от 0,3 до 3% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение. Максимальный размер штрафа установлен на уровне 2% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), а максимальный – в размере 100 000 руб.

Значительно (с 1 до 4 пунктов) расширено примечание к этой статье. Особое внимание здесь следует обратить на специальные обстоятельства, учитываемые в качестве отягчающих административную ответственность:
– совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;
– причинение ущерба гражданам, организациям или государству в размере более 1 млн руб. либо извлечение дохода в размере более 5 млн руб.;
– совершение правонарушения двумя и более лицами, входящими в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Часть 4 примечания к ст. 14.31 содержит указания по расчету размера наказания, налагаемого за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.31.1, 14.31.2, 14. 32 и 14. 33 КоАП РФ в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Несколько расширена санкция ст. 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности» и примечание к ней.

Статья 20.25 «Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста» переименована в «Уклонение от исполнения административного наказания» и дополнена ч. 3, согласно которой уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. и принудительное выдворение за пределы РФ.

Статья 19.14 «Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих».

Действие этой статьи распространено на оборот жемчуга (санкция на граждан), в объективную сторону включены действия по перевозке и пересылке предмета правонарушения. Кроме того, несколько увеличены размеры штрафа.

Статья 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы» дополнена ч. 5 следующего содержания: неповиновение законному распоряжению или  требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб. или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц – от 1000 до 3000 руб.; на юридических лиц – от 10 000 до 15 000 руб.

Изменения общей части Кодекса Часть 1 ст. 4.2 дополнена следующими новыми обстоятельствами, смягчающими административную ответственность:
– добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2);
– оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4);
– добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) (п. 7).

Статья 3.10 «Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» дополнена ч. 4, 5 и 6 следующего содержания.

При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы РФ или контролируемом самостоятельном выезде из РФ (ч. 4).

В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы РФ судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ (ч. 5).

Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из РФ может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы РФ за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»(1) (ч. 6).

Содержание такого административного наказания, как дисквалификация, предусмотренного ст. 3.11 «Дисквалификация», расширено за счет включения в него запрета осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий (ч. 1), а также за счет распространения действия этого вида наказания на тренеров, специалистов по спортивной медицине, иных специалистов в области физической культуры и спорта, занимающих должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством РФ (ч. 3).

Статья 4.5 «Давность привлечения к административной ответственности» дополнена ч. 5.1, в соответствии с которой срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Новые процессуальные положения

Статья 4.8 «Исчисление сроков» вводит основные положения об исчислении срока применительно к административному производству. Эти положения полностью аналогичны соответствующему институту гражданского права (гл. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ(2)).

Глава 13 дополнена ст. 23.78 «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации». Эта статья определяет полномочия названного органа и его должностных лиц по рассмотрению правонарушений, предусмотренных ст. 19.8.2 КоАП РФ.


(1) Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
(2) Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.


Глава 15 дополнена ст. 25.15 «Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении». В соответствии с этой статьей лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если оно доставлено по указанному таким лицом адресу.

Часть 1 ст. 29.11 «Объявление постановления по делу об административном правонарушении» дополнена положением, согласно которому в исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем 3 дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3–5 ст. 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Статья 30.12 «Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб,  протестов» дополнена ч. 4, согласно которой вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке надзора должностным лицом, вынесшим постановление.

Статья 27.1 «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении» дополнена п. 12 следующего содержания: помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ.

Содержание этой новой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении раскрывается в новой ст. 27.19 «Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации», которой дополнена гл. 27 КоАП РФ.

Часть 2 ст. 29.10 «Постановление по делу об административном правонарушении» дополнена абзацем четвертым, согласно которому при вынесении постановления по делу об  административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы РФ.

Статья 31.3 «Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению» дополнена ч. 5 следующего содержания: если постановлением по делу об административном правонарушении было назначено основное и дополнительное административные наказания, приняты меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или отменены такие меры, в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить в исполнение назначенные наказания, применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или освобождать от применения таких мер, направляются заверенные в установленном порядке копии постановления, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению соответствующими органом, должностным лицом.

Исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ передано от органов внутренних дел подразделениям службы судебных приставов по новой редакции п. 2 ст. 32.9 «Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства».

Статья 32.10 «Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» дополнена чч. 6 и 7 следующего содержания:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ, обязаны выехать из РФ в течение 5 дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания (ч. 6);

2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ (ч. 7).

Одновременно признана утратившей силу ч. 5 той же статьи.

 


Также по этой теме: