Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Отраслевой менеджмент    Оценка потенциала энергосбережения в регионах

Оценка потенциала энергосбережения в регионах

11.02.2016

Оценка потенциала энергосбережения в регионах

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2010

Мешалкин В.П.,
д. т. н., профессор, директор
Международного института
логистики ресурсосбережения
и технологической инноватики,
заведующий кафедрой логистики
 и экономической информатики
Российского химико-технологического
университета им. Д.И. Менделеева,

Михайлов С.А.,
к. т. н., директор департамента
 энергетической политики
и энергоэффективности
Министерства энергетики РФ,

Балябина А.А.,
аспирант Смоленского филиала
 Московского энергетического института
 (Техническогоуниверситета),

В Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано определение энергосбережения как реализации организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) [1].

При разработке и реализации государственных программ в области энергосбережения на всех уровнях возникает необходимость оценки потенциала энергосбережения в регионах, чтобы выяснить пределы, в которых представляется возможным сократить потребление энергоресурсов (потенциал энергосбережения в России, по различным оценкам, составляет от 360 до 430 млн тонн условного топлива). При решении задачи особую роль играет анализ региональных топливно-энергетических балансов (ТЭБ) как инструментов, позволяющих выявить и оценить наличие и структуру потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на каждой территории.

Формы открытой статистической отчетности, позволяющие сформировать исходную базу данных для составления энергетического баланса:
- «23-Н» (сведения о производстве и потреблении электрической энергии);
- «24-энергетика» (электробаланс и отчет о работе электростанций).

Статистические формы для формирования балансов электроэнергии, тепла и топлива:
- «11-ТЭР» (использование топлива, теплоэнергии и электроэнергии);
- «6-ТП» (сведения о работе тепловой электростанции);
- «6-ТП (гидро)» (сведения о работе гидроэлектростанции);
- «6-ТП (КЭС)» (сведения о работе электросетей);
- «ПЭ» (сведения о работе тепловых электростанций, стоящих на балансе непромышленных организаций);
- «4-топливо» (сведения об остатках, поступлении и расходе топлива, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов);
- «22-ЖКХ» (сведения о работе предприятий ЖКХ в условиях реформы, содержит часть сведений о потреблении тепловой энергии, газа и электроэнергии);
- данные формы о работе тепловых сетей, которые дают информацию о потреблении тепловой энергии и о потреблении топлива на котельных;
- «1-ТЭК (нефть) и «2-ТЭК – газ».

Не все организации отчитываются по полному перечню форм. Например, по основной форме «11-ТЭР» отчитываются только организации с потреблением топливно-энергетических ресурсов выше 10 тут в год. Поэтому часть источников представляют основную, но не полную картину энергопотребления. Требуются дополнения и корректировки данных. Например, потери в тепловых сетях в форме «11-ТЭР» отражаются только для магистральных сетей и систематически значительно занижаются. Несмотря на неполноту, именно ежегодная форма «11-ТЭР» – основной источник информации для формирования ТЭБ. Она является основой статистики по потреблению топлива, и на ее основе формируются представления администраций о развитии энергетики  региона. Эта форма представляет три блока данных:
- объемы выпуска продукции по основным отраслям и технологическим переделам;
- соответствующие расходы электрической, тепловой энергии и различных видов топлива;
- удельные расходы электроэнергии, тепла и топлива на производство отдельных видов работ и услуг.

Последняя группа показателей позволяет в явной форме оценивать эффективность использования энергии. Показатели могут использоваться для сопоставления среднего потенциала энергосбережения в стране со средним мировым уровнем. Также данные по удельным расходам электроэнергии, тепла и топлива на производство отдельных видов работ и услуг позволят дать сравнительные оценки среднеотраслевых потенциалов энергосбережения по регионам. Сравнение динамики удельных показателей во времени и сравнение с другими регионами и странами позволяет давать как абсолютные, так и относительные оценки потенциала энергосбережения в отраслях и на технологических переделах.

Перечисленные формы статистической отчетности не могут дать информацию о реальных уровнях энергопотребления и соответственно возможностях энергосбережения. Отчасти это объясняется тем, что применяемые в России методы формирования региональных топливно-энергетических балансов основаны на первичном составлении баланса для всей страны. Баланс затем разверстывается по регионам. Существуют проблемы, связанные с учетом специфики развития регионов.

Во-первых, составляемые ТЭБ на региональном уровне не учитывают всех возможностей других регионов по поставке ТЭР. Это в ряде случаев приводит к принятию необоснованных решений по развитию топливно-энергетических комплексов регионов.

Во-вторых, прогнозные ТЭБ еще не стали обязательной составляющей разрабатываемых и реализуемых стратегических планов социально-экономического развития регионов. Это снижает обоснованность стратегических решений в области энергосбережения и энергообеспечения в регионе.

В-третьих, в поясняющих материалах к прогнозному региональному ТЭБ обычно не описываются механизмы влияния органов власти региона на процессы рационализации структуры выработки и потребления ТЭР с точки зрения формирования условий для устойчивого развития региональной социально-экономической системы и повышения ее конкурентоспособности [2; 3].

Повышение роли регионов при решении задач в области организации эффективного энергообеспечения экономики и социальной сферы определяет целесообразность корректировки методик составления региональных ТЭБ. Поэтому предлагается следующая процедура формирования ТЭБ регионов.

1. На региональном уровне: производится анализ ТЭБ региона за отчетный период; определяются сценарии социально-экономического развития региона; формируется ориентировочный прогнозный ТЭБ региона.

2. На федеральном уровне: составляются прогнозы спроса на энергоносители (субъекты РФ – отрасли – страна); составляются прогнозы развития отраслей ТЭК и объемов предложения энергоресурсов; формируется согласованная система прогнозных ТЭБ федерального и региональных уровней.

3. Далее на федеральном уровне принимаются управленческие решения по реализации развития региональных ТЭК. На региональном уровне уточняются стратегии развития региона с учетом принятых на уровне страны управленческих решений по развитию регионального ТЭК.

Представляется, что такая процедура позволит определить узкие места в энергетике регионов, проанализировать возможности местных источников энергии (ветер, геотермия, древесина) и потребности потребителей с учетом сценариев развития регионов, структуры их промышленного производства и климатических особенностей. Следовательно, необходимо при формировании региональных ТЭБ (помимо вышеперечисленных статистических форм) использовать и другие данные, характеризующие энергодефицит (энергодостаточность) региона, выбранные стратегии развития, климатические условия. С учетом этих данных могут быть сделаны поправки итоговых результатов энергетических обследований и более точно определено значение показателя максимальных потерь топлива, тепловой и электрической энергии, которые возможно  устранить с помощью соответствующих энергосберегающих мероприятий.

Основным источником информации о максимальных потерях энергоресурсов и соответствующем потенциале энергосбережения могут стать результаты энергетических обследований.

Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основными целями энергетического обследования являются:
1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
2) определение показателей энергетической эффективности;
3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) разработка перечня типовых общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки [1].

Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, когда оно должно быть проведено в обязательном порядке и может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Так, например, энергетическое обследование является обязательным для организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов. Поэтому основные трудности с получением достоверной информации могут возникнуть при оценке потенциала энергосбережения в промышленности и социальной сфере. Это определяет необходимость по крайней мере выделения и систематизации источников резервов энергосбережения.

В целом можно выделить следующие резервы энергосбережения, возникающие в промышленности, ЖКХ, социальной сфере и электроэнергетике, которые представлены на рис. 1.

Рассмотрим составляющие формулы (1) на примере электроэнергии. При определении минимального значения обоснованных затрат электроэнергии за основу может быть взято среднемировое значение данного показателя, среднее по стране или среднеотраслевые значения с учетом принятого сценария социально-экономического развития региона, связанной с этим его энергодефицитности (энергодостаточности) и типа климата (в меньшей степени влияет на потребление электроэнергии, но важен при определении минимальных обоснованных затрат теплоэнергии и других энергоресурсов).

В составе общего резерва можно выделить так называемые резервы первого и второго рода. Под резервами первого рода будем понимать резервы, возникающие в результате нерациональной организации процессов производства, передачи и (или) потребления электроэнергии, а также человеческого фактора. Под резервами второго рода будем понимать резервы, связанные с несовершенством технологий и оборудования как в электроэнергетике, так и в промышленности.

Рассчитанные по формуле (1) резервы энергосбережения в электроэнергетике будут представлять собой максимальные потери электроэнергии, которые возможно устранить с помощью соответствующих энергосберегающих мероприятий. Помимо существующих на данный момент резервов энергосбережения можно также рассчитать и прогнозные резервы – резервы с учетом реализуемых в настоящее время стратегических мероприятий по энергосбережению.

Информация о резервах энергосбережения в электроэнергетике (как существующих, так и прогнозных) в основном может быть получена из энергетических паспортов, составляемых по результатам энергетического обследования, которые должны содержать следующую информацию:
1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
3) о показателях энергетической эффективности;
4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Информация о резервах энергосбережения в промышленности, ЖКХ и социальной сфере может быть получена как в результате энергетических обследований, так и посредством анализа других отчетных данных, например смет по энергоемкости продукции промышленных предприятий.

Таким образом, основным фактором, определяющим объективность оценки потенциала энергосбережения в регионе, является как можно более полная систематизация и анализ возможных резервов энергосбережения. Основная проблема при этом заключается в выборе с учетом выявленных потенциальных источников энергосбережения базового значения (определенного эталона) минимального обоснованного уровня потребления энергоресурсов, с которым будет производиться сравнение фактического показателя расходования ТЭР. С наибольшей степенью достоверности минимальный обоснованный уровень потребления может быть определен по данным энергетических обследований. Однако при отсутствии таких обследований могут приниматься во внимание усредненные данные.

Литература
1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Михайлов С.А. Место стратегии энергосбережения в стратегии социально-экономического развития региона / С.А. Михайлов, В.П. Мешалкин, А.А. Балябина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 2 – С. 52 – 58.
3. Михайлов С.А. Стратегическое управление энергосбережением: региональные аспекты / С.А. Михайлов, А.А. Балябина. – Смоленск: Смоленский ЦНТИ, 2008.

Также по этой теме: