Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Отраслевой менеджмент    Риск-менеджмент в таможенном деле: основные проблемы и перспективы использования

Риск-менеджмент в таможенном деле: основные проблемы и перспективы использования

12.05.2016

Риск-менеджмент в таможенном деле: основные проблемы и перспективы использования

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2010

Костин А.А.,
к. э. н., доцент кафедры
таможенного дела
 Белгородского университета
 потребительской кооперации

Таможенная реформа(1) внесла принципиальные изменения в деятельность таможенных органов, участников внешней торговли и качественно изменила административные механизмы  таможенного регулирования. Это должно смягчить административное давление на лиц,  участвующих в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Система риск-менеджмента занимает центральное место в таможенном регулировании внешнеторговой деятельности. Риски, возникающие в таможенном деле, влияют на деятельность как таможенных органов, так и участников процесса внешней торговли. Система рискменеджмента для таможенного дела России является сравнительно новым инструментом таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. Законодательное закрепление риск-менеджмент получил с принятием в 2003 г. нового Таможенного кодекса РФ, положения которого предопределили дальнейшую деятельность по разработке и внедрению системы управления рисками как главной составляющей таможенного контроля.

Применение механизмов минимизации рисков при таможенном оформлении и таможенном контроле в значительной степени стало основным, а с 2008 г. едва ли не единственным фактором увеличения поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.

Применение мер по минимизации рисков выразилось в достижении таможенными органами следующих значений показателей: совокупная доля досматриваемых таможенных партий при ввозе снизилась с 12,83% в начале 2007 г. до 10,41% в конце 2007 г.; эффективность таможенных досмотров при ввозе товаров возросла с 5,26 до 9,08%; затраты времени на прохождение процедур таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска в среднем удалось сократить до 20 мин. При этом применение предварительного электронного декларирования позволяет довести траты времени до 12–15 мин [2, c. 17].


(1) Изменение статуса таможенных служащих, введение европейских таможенных технологий, построение работы по принципу системы анализа и управления рисками [1].


Создание и функционирование риск-менеджмента является комплексной задачей, которая  затрагивает всю деятельность таможенной службы и объединяет методологические,  технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные, кадровые и другие аспекты.

Несмотря на все положительные результаты внедрения системы риск-менеджмента в процессы таможенного оформления и таможенного контроля, в настоящее время применение его механизмов осложнено отсутствием научно обоснованных разработок перспективных направлений совершенствования данного процесса, современной стратегии системы риск-менеджмента, учитывающей динамику развития таможенного администрирования внешней торговли, что обусловливает актуальность исследуемой проблемы.

Современная теория управления рисками накопила богатый понятийный аппарат, прежде всего в трактовании понятия «риск» (табл. 1) [3]. Однако многие авторы связывают понятие риска лишь с опасностью непредвиденных потерь или убытком, то есть с получением отрицательного результата. Это не случайно, так как традиционно категория экономического риска связывалась с возможностью негативных последствий принимаемых решений [4, c. 104]. Но при формулировке понятия риска необходимо рассматривать возможность получения не только отрицательного, но и положительного результата.

Также следует согласиться с авторами, выделяющими два самостоятельных понятия риска – общее и частное. Риск как общее понятие – мера неопределённости и конфликтности в  человеческой деятельности, характеризующаяся возможными опасностью, неудачей, отклонением. Риск как частное понятие – объективно-субъективная экономическая категория, мера успеха (неудачи) предприятия в достижении своих целей с учётом влияния контролируемых и неконтролируемых факторов [15].

Использование систем риск-менеджмента является сегодня одним из наиболее популярных способов организации работы практически во всех отраслях общественной жизни. Управление представляет собой процесс целенаправленной переработки информации состояния в информацию командную; выбор образа действия на основе такой переработки информации представляет собой управленческое решение. Риск-менеджмент – принятие решения в условиях неопределённости. Статья 358 Таможенного кодекса РФ содержит понятие риска в таможенном деле, под которым понимается «вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации» [16]. С позиции экономических рисков определение не корректно, так как риск – это событие, которое может произойти или не произойти в условиях неопределённости, а вероятность – это одна из возможностей измерить частоту появления данного события.

Таможенная деятельность представляет собой реализацию совокупности методов и средств экономического регулирования запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением товаров и транспортных средств, услуг через таможенную границу. Одной из основных функций в деятельности таможенного органа является осуществление и совершенствование таможенного контроля.

Под риском таможенного контроля понимается угроза совершения в условиях неопределённости участниками внешнеторговой деятельности и таможенными органами при его проведении неправомерных действий, которые могут привести к нарушению таможенного законодательства, неполному сбору таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей или вообще к уклонению от их уплаты, к убыткам в торговле, нанесению ущерба экономике страны, здоровью граждан [17, с. 25].

Для более полной характеристики определения риска целесообразно раскрыть понятие «рисковая ситуация». Понятие «ситуация» можно определить как сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих обстановку при том или ином виде деятельности. При этом обстановка может препятствовать или способствовать осуществлению действия. Среди различных видов ситуаций рисковая ситуация занимает особое место. Функционированию и развитию многих экономических процессов присуща неопределённость, что объясняет возникновение ситуаций, не имеющих однозначного решения. Если можно количественно или качественно определить вероятность появления того или иного варианта, то это и будет ситуация риска. Отсюда следует, что наступление рисковой ситуации обусловливается одновременным присутствием следующих условий:
-  неопределённость;
-  необходимость выбора (отказ от выбора тоже является разновидностью выбора);
-  возможность оценить вероятность осуществления либо наступления выбираемых альтернатив.

Рисковая ситуация отличается от ситуации неопределённости. Ситуация неопределённости – вероятностная категория, а риск наряду с этим характеризуется также ценой и необходимостью принять правильное решение.

Стремясь преодолеть рисковую ситуацию, субъект делает выбор и стремится реализовать его. В этих условиях более полными представляются формулировки понятия «риск», данные В.А. Чалым-Прилуцким и А.П. Альгиным (см. табл. 1).

В экономической литературе недостаточно разработаны положения, касающиеся рисков в таможенном деле. В настоящее время выделяются три основные точки зрения на природу риска: субъективная, объективная, субъективно-объективная.

Риск связан с выбором определённых альтернатив, расчётом вероятности их исхода –  субъективная сторона риска в таможенном деле.

Объективная природа таможенного риска определяется наличием многих природных, социальных, технологических процессов, разнообразием материальных и идеологических отношений, в  которые вступают субъекты таможенного органа в социально-экономической жизни. Риск  существует независимо от того, осознают его или нет, учитывают его или пренебрегают им.

Субъективно-объективная природа риска определяется в том, что он порождается как процессами субъективного характера, так и процессами, существование которых в конечном счёте не зависит от воли и сознания человека.

В работе таможенные органы сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, которые различаются по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, то есть по способу их анализа и методам их описания.

Анализируя риски в таможенном деле, выделим основные причины их возникновения (рис. 1).

Структурно риск можно описать с помощью следующих характеристик: опасность, подверженность риску, уязвимость (чувствительность к риску) и степень взаимодействия рисков (рис. 2).

Опасность – потенциальная угроза возникновения ущерба или другой формы реализации риска, обусловленная спецификой объекта, особенностями рисковой ситуации и природой указанного ущерба.

Подверженность риску представляет собой характеристику ситуации, чреватой возникновением ущерба или другой формы реализации риска.

Уязвимость выражает степень, или интенсивность, с которой может возникнуть ущерб различного размера в отношении рассматриваемого объекта, реализоваться соответствующая опасность.

Взаимодействие с другими рисками оказывает на отдельный риск существенное влияние.

Рассмотрим в качестве примера перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу. Из числа возможных выберем риск ввоза с сокрытием от таможенного контроля наркотических средств и психотропных веществ:
-  опасность. С позиций рассматриваемого риска данная характеристика представляет собой специфическое взаимодействие отдельных категорий физических лиц как носителей риска с таможенной службой как организацией, осуществляющей таможенный контроль. Опасность связана с возможностью сокрытия наркотических средств и психотропных веществ в характерных конструкционных пустотах транспортных средств (например, в железнодорожных вагонах, автомобилях, контейнерах). Поэтому риск будет, в частности, определяться таможенными процедурами (например, декларирование товаров), географическими особенностями (например, перемещение товаров из Казахстана, Киргизии, Таджикистана), а также свойствами самого носителя риска (в частности, условия и обстоятельства загрузки вещей в контейнер, участие посторонних лиц при загрузке). При этом опасность отражает качественную сторону такой взаимосвязи;
-  подверженность риску. Эта характеристика отражает «сферу распространения» исследуемой опасности, то, каким образом носитель риска будет ею затронут. Подверженность риску будет количественно определяться как число физических лиц, фактически пересекающих таможенную границу РФ;
-  уязвимость. Данная характеристика определяет, насколько сильна исследуемая опасность, насколько сильно могут быть затронуты указанным риском соответствующие положения таможенных правил. Степень уязвимости будет тем больше, чем больше вероятность возникновения рисковой ситуации. В нашем примере уязвимость будет тем значительнее, чем надёжнее технология, используемая нарушителями законодательства;
-  взаимодействие с другими рисками. Содержание опасности, то есть вероятность несоблюдения таможенного законодательства, обусловливает возможность реализации других рисков, например риска беспошлинного ввоза товаров, подлежащих обложению таможенными платежами. Данный риск может быть тесно связан с исследуемым риском, так как они могут реализовываться одновременно.

Литература
1. Самойлов А.В. «Цепкая» таможня: проблемы совершенствования таможенного контроля // Административное право и процесс. – 2007. – № 2.
2. Таможенная служба Российской Федерации в 2007 году // Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. – М., 2008.
3. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. – М. : Мысль, 1989.
4. Голубева А.И., Сологубова Л.В. Основы теории риска: – СПб. : БГТУ, 1998.
5. Грабовый П.Г., Петрова С.Н., Полтавцев С.И. и др. Риски в современном бизнесе. – М. : Аланс, 1994.
6. Дегтярёва О.И. Управление рисками в международном бизнесе : учебник. – М. : Флинта: МПСИ, 2008.
7. Финансовый менеджмент / под ред. Е.С. Стояновой. – М. : Перспектива, 1993.
8. Миэринь Л.А. Основы рискологии. – СПб. : СпбГУЭФ, 1998.
9. Ойгензихит В.А. Проблемы риска в гражданском праве. – Душанбе : Ирфон, 1972.
10. Райзберг Б.А. Предпринимательство и риск. – М. : Знание, 1992.
11. Тешке Х., Шелле Х. Мир управления проектами. – М. : Аланс, 1994.
12. Шахов В.В. Введение в страхование. – М. : Финансы и статистика, 1995.
13. Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – М. : Ин-т новой экономики, 2007.
14. Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. – М., 1999.
15. Секерин А.Б. О методологии управления экономическим риском // Вестник ВГУ. Серия «Экономика и управление». – 2004. – № 1.
16. Пиджаков А.Ю., Жамкочьян С.С. Развитие правового регулирования системы управления рисками в таможенном деле // Налоги. – 2006. – № 9.
17. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
18. Ширкунова Н.В. Управление рисками в таможенном контроле : дис. … канд. экон. наук. – М., 2005.

Также по этой теме: