Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Отраслевой менеджмент    Трансакционные издержки: информационная база, классификация, оценка и механизм управленияанкротства в сельском хозяйстве

Трансакционные издержки: информационная база, классификация, оценка и механизм управленияанкротства в сельском хозяйстве

29.09.2016

Трансакционные издержки: информационная база, классификация, оценка и механизм управленияанкротства в сельском хозяйстве

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2010

Стукач В.Ф.,
д. э. н., профессор,
 зав.кафедрой экономики и управления
 сельскохозяйственным производством
 Института экономики и финансов
 Омского государственного
 аграрного университета

Шумакова О.В.,
к. э. н., доцент, зав кафедрой
бухгалтерского учета и аудита
Института экономики и финансов
 Омского государственного
 аграрного университета

Трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания и осуществления обменных соглашений между экономическими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о покупателях (продавцах), ценах и качестве товаров и услуг, договориться об условиях, проконтролировать добросовестность её выполнения партнёрами. Если же сделка не состоялась, то важно добиться компенсации расходов. Совершение сделок может требовать значительных затрат и сопровождаться серьёзными потерями.

На долю трансакционных издержек приходится свыше четверти общих затрат. Поэтому их сокращение, оптимизация и управление ими существенны для снижения себестоимости продукции, роста рентабельности и увеличения прибыли предприятия.

Проблематика трансакционных издержек формировалась в поле так называемого «нового институционализма» (30-е годы ХХ в). Дж. Коммонс и Р. Коуз сконцентрировали внимание экономической теории на трансакциях [1]. Понимание трансакционных издержек широко варьирует. Например, Дж. Джоунс и С. Хилл определяют трансакционные издержки как затраты на переговоры, мониторинг и проведение сделки, которые позволяют сторонам прийти к  соглашению [2]. Р. Коуз трактует их как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты  выполнения контракта». К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки  эксплуатации экономической системы и сравнивает их действие в экономике с действием трения в физике [3]. В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки  полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» [4]. Эти издержки служат источником для работы социальных, политических и экономических институтов.

Известно, что все сбои в хозяйственном механизме связаны с такими причинами, как неэквивалентный обмен товарами и услугами, расхождение экономических интересов у партнеров, несоответствие прав и обязанностей.

Эти несоответствия остро отражаются на работе российских сельскохозяйственных предприятий. Проявляются они в трудностях продажи сельхозпродукции, пользования производственными услугами, во взаимоотношениях сельскохозяйственных предприятий с органами управления и иными организациями.

Традиционные системы учёта пока не могут обеспечить организации агропромышленного комплекса такой информацией, которая позволит ответить на вопрос: «Возможна ли (и при каких обстоятельствах) экономия трансакционных издержек на рынке?» Механизм управления трансакционными издержками в агропромышленном комплексе должен содержать выявление, анализ, планирование и воздействие на величину издержек по трансакциям. Оптимизация предполагает не только снижение размера трансакционных издержек, но и их рост, который связан с новшествами в технологиях, маркетинге, управлении производством, c обеспечением качества товаров и услуг. Рост, как и снижение, не всеобщи. Они происходят в отдельных направлениях и по отдельным статьям затрат. Поэтому общий объём может оставаться неизменным.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимы инструменты для выявления, оценки и управления трансакционными издержками, что позволит значительно повысить эффективность работы предприятий. С этой целью нами была разработана методика формирования информационной базы для управления трансакционными издержками в сельскохозяйственных организациях. Она позволит оценивать истинный размер и состав трансакционных издержек, выявлять слабые и сильные стороны предприятий, корректировать их действия и тем самым способствовать достижению финансовой устойчивости организации.

В основу проведённого нами исследования был положен принцип приоритета интересов хозяйств. На этом основании все основные противоречия и проблемы, существующие в отношениях с партнёрами на рынке товаров и услуг, оценены с позиции их руководителей. Нас интересовало, как с позиции экономических интересов своего предприятия они оценивают противоречия и проблемы во взаимоотношениях с предприятиями АПК, с какими трудностями встречаются при сбыте продукции, что не решено во взаимоотношениях с обслуживающими предприятиями и организациями.

Исследовали трудности, с которыми встречалось хозяйство при продаже зерна, скота, молока, а также противоречия во взаимоотношениях при покупке техники, запасных частей и ремонтных материалов, приобретении производственных услуг.

Руководителям и специалистам не предлагался заранее составленный «набор».

Задача заключалась в том, чтобы каждый, исходя из условий работы своего хозяйства, назвал наиболее острые проблемы и противоречия. С другой стороны, по перечню проблем можно судить о приоритетах в работе хозяйственного руководителя и специалиста. Выводы, сделанные по результатам диагностического изучения, позволили выявить области возникновения трансакционных издержек сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При рассмотрении отношений с предприятиями системы заготовок зерна многие руководители отметили, что сложившаяся практика расчётов делает невыгодной для хозяйства продажу зерна по схеме «поле — элеватор». Из-за отсутствия возможности хранить зерно у себя предприятия вынуждены соглашаться на условия, диктуемые собственниками элеваторов. Наиболее выгодные цены для реализации зерна складываются в зимне-весенний период, а сельскохозяйственные предприятия продают его по мере появления покупателя, то есть по ценам ниже возможных. Не имея реального представления о состоянии дел на агропродовольственном рынке и о ценах на сельскохозяйственное сырьё, предприятия заключают договоры не с наиболее выгодными
и надёжными покупателями, а с теми, кто «пришёл первым». Хлебоприёмными предприятиями занижается при приёмке качество зерна (количество клейковины, вес, сорность зерна) — заготовительные организации получают от этого дополнительную прибыль, а хозяйства несут потери. Для контроля над работниками, определяющими качество зерна, производители сельскохозяйственной продукции вынуждены отправлять своих представителей на элеваторы. Это дополнительные материальные и трудовые потери.

Нерационально организована работа хозяйств с мясоперерабатывающими предприятиями. При сдаче скота на мясокомбинаты за время транспортировки и ожидания теряется до 30–40 кг живой массы в расчёте на одну голову крупного рогатого скота.

Особую неудовлетворённость вызывали организационные проблемы при сдаче скота.

Мясоперерабатывающие предприятия не заинтересованы в предотвращении потерь при приёмке, в справедливом определении упитанности животных. Часто на этой почве возникают конфликты.

Оценивая проблемы при сдаче молока, руководители хозяйств считают важным укрепление прямых связей хозяйства с заготовительными организациями. Приёмка молока непосредственно на ферме с окончательным определением качества продукции помогла бы устранить большинство проблем.

Не отработан вопрос заготовки кожевенного сырья. Продажа его в ряде хозяйств носит бессистемный характер. Оценка качества и определение цены ведутся односторонне — заготовителем. Специалисты хозяйства методикой определения качества не владеют. Цены на сырьё очень низкие, и хозяйства не заинтересованы экономически в коренном улучшении дела.

Предприятия, поставляющие технику и оборудование, как правило, отвечают за комплектность и качество своей продукции, дают консультации по вопросам установки и эксплуатации, интересуются мнением специалистов хозяйства о качестве работы и характеристиках техники. Вместе с тем и в этой сфере есть потери. Они связаны с недостаточно качественным техническим сервисом, монополизмом поставщиков сервисных услуг.

Анализ взаимоотношений сельхозтоваропроизводителей с предприятиями и организациями агропромышленного комплекса в оценке с позиции экономических интересов сельскохозяйственного предприятия позволил увидеть противоречия и проблемы в деятельности хозяйств, которые приводят к потере различных ресурсов и возникновению трансакционных издержек.

Существует проблема учёта трансакционных издержек. Выделить собственные реальные расходы сельскохозяйственным товаропроизводителям позволяет только управленческий учёт, потому что в управленческом учёте главный критерий распределения расходов по видам – их экономическое содержание, а не место в принятой системе бухгалтерского учёта. Управленческий учёт должен формироваться по месту возникновения затрат. Построение управленческого учёта на предприятии начинается с определения структуры. Структура — это когда обязанности соединены с ответственностью. Обязанности — это функции, а ответственность — это статьи расходов. Должно быть соответствие между ними: такая-то функция связана с такой-то расходной статьей управленческого учёта. Тогда если в бизнес-процессе произошёл сбой, прервался информационный поток, возникли дополнительные издержки, то издержки должны относиться именно на то подразделение аппарата управления либо линейную службу, где прервался информационный поток, то есть «по месту возникновения затрат» [5]. Существующие в настоящее время классификации и типологии трансакционных издержек не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществлять их учёт. Необходимо определить их состав для сельскохозяйственных предприятий.

Трансакционные издержки представляют собой суммарные издержки, связанные с приобретением производственных услуг у сторонних организаций и содержанием собственных подразделений этой сферы, способствующих продвижению готовой продукции на рынке, с заключением контрактов и защитой своих прав при покупке данных услуг. Классификация трансакционных издержек основного производства представлена в таблице, содержание сводится к применению определений, изложенных ниже.
1. Внутрипроизводственные трансакционные издержки – затраты, непосредственно связанные с продвижением товаров на рынке собственными подразделениями хозяйствующего субъекта. К этой группе относятся рабочая сила, средства труда, предметы труда, финансовые ресурсы.
2. Внешние трансакционные издержки – все затраты, непосредственно связанные с покупкой услуг сторонних организаций, способствующих продвижению товаров на рынке.
3. Трансакционные издержки в форме недополученной выручки возникают при потере сельхозпредприятиями части выручки в результате расхождений определения качественных показателей реализуемой продукции, реализации продукции в сроки и по ценам в ущерб собственной выгоде, физической потере продукции при продаже.

Издержки формируются не только из расходных статей, но также из недополученной  организациями выручки, причём сумма таких потерь велика. В настоящее время сельскохозяйственные предприятия несут большие потери в виде недополученной  выручки из-за неправильного определения качества продукции при продаже.

Чтобы оценить величины, которыми приходится оперировать при оценке и анализе  трансакционных издержек, приводим данные по СПК «Соловьёвский» Омской области. СПК имеет площадь сельскохозяйственных угодий 27 368 га, в том числе пашни – 24 802 га. Среднегодовая численность работников – 474 чел. Годовая выручка от реализации сельскохозяйственной продукции – 59 087 тыс. руб. Ориентировочная величина трансакционных издержек, полученная на основе анализа данных управленческого учёта и экспертных оценок специалистов, равна 19 866 тыс. руб., что составляет 29,8% от общей суммы затрат предприятия. В структуре трансакционных издержек внутрипроизводственные трансакционные издержки занимают 8,7%, внешние трансакционные издержки – 18,0%, трансакционные издержки в форме недополученной выручки – 73,3%, из которых потери по качеству – 26,5%, потери в цене – 46,1%.

Целесообразно вести учёт этих издержек для управленческих решений, направленных на их сокращение. Соответствие видов трансакционных издержек предложенной нами классификации и общепринятой в известной нам литературе представлено в табл. 1.

Предложенная классификация позволит сельскохозяйственным производителям достоверно оценивать размер и состав трансакционных издержек организации и на основе анализа полученной информации корректировать деятельность предприятия.

На всех стадиях производства и реализации продукции должны определяться и накапливаться все виды затрачиваемых ресурсов. Источниками информации о затратах являются данные первичного и сводного учёта, расчётов, экономического анализа, а также данные годовых отчётов предприятий и статистической отчётности.

После того как продукция получена, её нужно продать. Но у товаропроизводителя нет информации о том, где, когда и по какой цене можно продать продукцию. К тому же слабо развита рыночная инфраструктура. Рост трансакционных затрат прежде всего связан с отсутствием развитой рыночной инфраструктуры в АПК. Сегодняшний экономический уклад не снижает, а увеличивает величину трансакций предприятий.

 

Растёт доля трансакционных затрат в стоимости и себестоимости продукта. Выборочные данные показали, что в некоторых случаях удельный вес трансакций, выразившихся в прибыли посреднических предприятий, для АПК составлял свыше 2/3 стоимости продуктов. Эта ситуация была характерной не только для реализации готовой продукции сельского хозяйства, но также и в обеспечении сельского хозяйства горюче-смазочными материалами, техникой, минеральными удобрениями, комплектующими изделиями, семенным и племенным фондом. В результате получалось, что основные производители сельскохозяйственной продукции несли убытки, тогда как посреднические фирмы и предприятия получали сверхприбыли. Поэтому сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо изучать информацию о состоянии рынка и искать выгодные каналы сбыта.

Учёт затрат сельскохозяйственных предприятий должен быть направлен на изучение трансакционных издержек. Необходимо совершенствовать управленческий учёт, измерять издержки непосредственно в центрах ответственности. Использование традиционных маркетинговых технологий позволит оптимизировать трансакционные издержки, формируя рациональные «продуктовые цепочки», снижая затраты на обладание информацией.

Литература
1. Commons J.R. Institutional Economics. Madison, 1934, University of Wisconsin Press.; Coase R.H. The Problem of Social Cost. – Journal of Law and Economics, 1960, vol. 3, p. 1–44.
2. Jones G.R., Hill C.W.L. Transaction Costs Analysis of Strategy-Structure Choice. – Strategic Management Journal, vol. 9, p. 160.
3. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов. – М., 1995. – С. 20.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М., 1997. – С. 45.
5. Стукач В.Ф., Шумакова О.В. Рыночная информация и «продуктовые цепочки» // Экономика сельского хозяйства России. – 2005. – № 5.

Также по этой теме: