Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Отраслевой менеджмент    Анализ рынка российских фармацевтических предприятий – производителей лекарственных препаратов на основе матричного подхода

Анализ рынка российских фармацевтических предприятий – производителей лекарственных препаратов на основе матричного подхода

06.10.2016

Анализ рынка российских фармацевтических предприятий – производителей лекарственных препаратов на основе матричного подхода

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2010

Шилова Е.В.,
доцент кафедры «Менеджмент»
АНО ВПО «Пермский институт
экономики и финансов»

В России обостряется конкуренция между фармацевтическими предприятиями. Тем не менее на многих отечественных предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является  конкурентоспособностью фармацевтического предприятия, как её создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать.

Для определения положения на фармацевтическом рынке, анализа конкурентной стратегии поведения предприятий фармацевтической отрасли были проанализированы их деятельность и инновационность ассортимента.

Немногим мировым фармацевтическим компаниям удаётся выйти на международный рынок. «Pfaizer» (США), «Berlin Chemie» (Германия), «Astra Zeneca» (Великобритания) реализуют свою продукцию более чем в 100 странах мира. Большинство фармацевтических компаний работают на меньшем количестве иностранных рынков. Ряд российских предприятий фармацевтической промышленности (ОАО «Нижфарм», ОАО «Акрихин», ЗАО «Сотекс ФармФирма») также имеет выход на международный фармацевтический рынок (страны СНГ, Израиль, Вьетнам), поставляя за рубеж готовые лекарственные препараты, соответствующие международным стандартам качества. Однако большинство отечественных фармацевтических производителей обеспечивает только национальный (ООО «Пик-Фарма», ГУП «Тюменский ХФЗ», ЗАО «Фарм-Синтез») и региональный фармацевтические рынки (ОАО «Пермфармация», ЗАО «Ростовская фармфабрика», ОАО «ЮграФарм»).

Значительное расширение фармацевтического рынка России в 1990-е годы обусловило проблемы в ассортиментной политике фармацевтических организаций. Так, ассортимент зарегистрированных в России лекарственных препаратов (ЛП) увеличился с 1991 года практически в десять раз. Ассортиментное многообразие осложняет классификацию ЛП и порождает возникновение проблем как при управлении товарными запасами отдельных предприятий, так и в лекарственном обеспечении населения.

В настоящее время учёными и практиками управления и экономики фармации предложены подходы по формированию оптимальных ассортиментных портфелей фармацевтических организаций. Так, в работе Н.Б. Дрёмовой и Э.А. Коржавых обосновано высокое значение типологии и классификации ЛП для науки и практики здравоохранения. Дрёмовой и Коржавых даётся подробная маркетинговая классификация ЛП, согласно которой все ЛП подразделяются на четыре типовые группы (правовая, экономическая, фармацевтическая и фармакотерапевтическая). Каждая группа подразделяется на подгруппы [1–3].

Из многообразия групп ЛП были выбраны и изучены ассортиментные портфели отечественных предприятий-производителей в соответствии с экономическим типом ЛП. В соответствии с инновационным классификационным признаком по первичности производства ЛП подразделяют на оригинальные и воспроизведённые. Под оригинальными ЛП понимают тип ЛП, представляющих собой «законно производимые инновационные продукты, новизна которых квалифицирована как изобретение, или лекарственные средства, поступившие в обращение с зарегистрированными собственными названиями». Согласно Федеральному закону «О лекарственных средствах», воспроизведённые ЛП – «ЛП, поступившие в обращение после истечения срока дейст вия исключительных патентных прав на оригинальные ЛП [5]».

Воспроизведённые ЛП – тип ЛП, представляющих собой законно производимые копии оригинального ЛП, производство и сбыт которых возможны по истечении срока действия патента, защищающего инновационный препарат. Понятие «воспроизведённые ЛП» имеет синоним «дженерики» («генерики») [1]. Кроме того, в ассортименте есть лекарственные препараты под собственными торговыми марками(1).

По литературным данным и сведениям сайтов российских предприятий – производителей ЛП были определены масштабы деятельности по производству и сбыту ЛП: международный, национальный и региональный. Кроме того, для каждого предприятия определена преобладающая в их ассортименте доля выпускаемых ЛП (инновационность ассортимента): оригинальные препараты, торговые марки и дженерики, бренд-дженерики, традиционные лекарственные препараты. Исходя из этого, была построена матрица направлений деятельности предприятий, были выделены девять квадрантов (рис. 1).

Квадрант I представлен фармацевтическими и биотехнологическими компаниями, производящими небольшой ассортимент (от двух – ЗАО «ЦСМ «Медикор» и ЗАО «Биокад» до восьми – ООО НПО «Петровакс Фарм») оригинальных лекарственных препаратов. Это средние по размерам предприятия, работающие на международном рынке в пределах десяти лет. Организационная структура их выстроена по линейнофункциональному типу. Инновационную деятельность можно охарактеризовать как продуктовую и частично технологическую (процессную).

Производственный цикл, как правило, осуществляется в строгом соответствии с международными стандартами. Производственная модель, в большинстве случаев, заимствована у ведущих мировых производителей, готовая продукция обладает высокими качественными характеристиками. Основная часть финансовых ресурсов предприятий направляется на НИОКР, благодаря чему все выпускаемые препараты создаются на основе фундаментальных  научных исследований, начиная с идеи и заканчивая доведением готовых ЛП до потребителя. Как правило, производство осуществляется из субстанций собственного производства, что позволяет обеспечивать рынок необходимыми объёмами ЛП.


(1) Торговая марка – торговый знак, зарегистрированный в законном порядке и дающий владельцу исключительное право на его использование [4].


Частота выведения препаратов на рынок варьирует (ежегодно («Генферон», «Лейкостим», «Гриппферон», «Герпферон») – ЗАО «Биокад», ЗАО БТК «ФИРН М»); один препарат за пять–десять лет («Полиоксидоний», «Лонгидаза», «Гриппол», «Деринат») – ООО НПО «Петровакс Фарм», ЗАО ФП «Техномедсервис»). Особое внимание уделяется доказательной базе высокого качества продукции. Ведутся клинические исследования эффективности и безопасности ЛП. Выпускаемые препараты запатентованы в России и во многих странах мира (США, Лаос, Вьетнам, Монголия, Украина, Беларусь, Узбекистан).

 

Кадровый менеджмент данных предприятий нацелен на привлечение высокоспециализированных специалистов (профессоров исследовательских институтов, докторов наук). Продвижение продукции на рынке осуществляется высокопрофессиональной командой медицинских представителей (47 человек в ЗАО «Биокад», 17 – в ООО НТФФ «Полисан»). Эти производители ЛП придерживаются эксплерентной стратегии, или стратегии «первопроходца». Они, несомненно, претенденты на лидерство, но не по объёмам продаж, а по уникальности продукции.

Квадрант II представлен фармацевтическими производителями, приступившими к работе в начале прошлого века (ЗАО «Брынцалов-А» и ОАО «Нижфарм»). Их лекарственные препараты пользуются спросом и широко представлены как в России, так и в странах СНГ, Балтии. В структуре ассортимента преобладают ЛП под торговыми марками (ЗАО «Брынцалов-А», ОАО «Нижфарм»). Лекарственные препараты находятся на стадии зрелости («Левомеколь», «Левосин», «Витапрост», «Генферон», «Дикловит», «Амитриптилин-Ферейн»). Продвижение продукции обеспечивается благодаря максимальной осведомлённости врачей, фармацевтов, потребителей о преимуществах ЛП, об ограничениях в их применении. Информированность специалистов обеспечивается силами медицинских представителей компании, работающих в крупнейших городах всех регионов России (ОАО «Нижфарм»). Кроме того, предприятия, входящие в квадрант II, ведут научные разработки (ОАО «Нижфарм» совместно с головной компанией «STADA PharmDevelopment» специализируется на разработке и исследовании ЛП; ЗАО «Брынцалов-А» разрабатывает новые технологии производства лекарств). Предприятия имеют развитую производственную базу (одними из первых внедрили международные стандарты организации производства и контроля качества лекарственных средств), высокий научно-исследовательский потенциал (сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными институтами и фирмами), высокоэффективный менеджмент, отлаженные автоматизированные системы управления.

ОАО «Нижфарм», входящее в структуру международной группы «STADA», является лидером отечественного производства мазей и суппозиториев, прочно удерживая данный сегмент рынка. На сегодняшний день объединённый продуктовый портфель холдинга включает более 100 наименований ЛП, производимых как на российских, так и на европейских площадках группы «STADA». Основные направления продуктового портфеля ОАО «Нижфарм» – препараты, применяемые в гастроэнтерологии, дерматологии, гинекологии, урологии, ревматологии и педиатрии. ЗАО «Брынцалов-А» специализируется на производстве высокоэффективных медицинских препаратов из следующих фармакотерапевтических групп: препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, антибиотики, антидепрессанты, онкопрепараты(1).

Предприятие имеет хорошо отлаженную логистическую систему (снабжение, производство и сбыт), высококвалифицированный руководящий и производственный персонал, уникальное производственное оборудование и соответствующую мировым стандартам систему качества готовой продукции.

Предприятия из квадранта II придерживаются стратегии фокусирования на отдельных сегментах рынка. Адекватность выбранной стратегии подтверждается показателями работы предприятий за исследуемый период.

Квадрант III представлен крупнейшими предприятиями, созданными в результате объединения и поглощения известных фармацевтических заводов. Например, в состав ОАО «Фармстандарт» входят ОАО «Фармстандарт-Лексредства» (г. Курск), ОАО «Фармстандарт-Уфавита» (г. Уфа), ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм» (г. Томск), ООО «Фармстандарт-Фитофарм-НН» (г. Н. Новгород) и ОАО «Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов» (г. Тюмень).


(1) Особенно популярны у потребителей выпускаемые компанией спиртовые настойки. – Ред


ОАО «Валента Фармацевтика» создано объединением двух предприятий – ОАО «Щёлковский витаминный завод» и ОАО «Новосибхимфарм». В состав ОАО «Верофарм» входят три завода: Белгородское предприятие по изготовлению готовых лекарственных форм, Воронежский химикофармацевтический завод и ОАО «ЛЭНС-фарм». Работая на международном рынке, предприятия выпускают преимущественно дженерики. Ассортимент их ЛП хорошо известен на фармацевтическом рынке, вследствие чего компании увеличивают расходы на маркетинговые мероприятия по стимулированию сбыта, рекламу, создание групп медицинских представителей. Ряд фармацевтических предприятий использует приём укрепления репутации марки путём создания фирменного бренда – производят бренд-дженерики, или корпоративные бренды(1). Руководство предприятиями осуществляют менеджеры высокого класса, имеющие высшее медицинское либо фармацевтическое образование и опыт работы в ведущих отечественных и зарубежных компаниях (ОАО «Акрихин», ОАО «Фармстандарт», ОАО «Валента Фармацевтика», ОАО «Верофарм»).

Ряд предприятий планирует увеличивать долю оригинальных препаратов в ассортиментном портфеле (ОАО «Акрихин», ОАО «Валента Фармацевтика», ОАО «Фармстандарт»), что поможет им изменить корпоративную стратегию виолентов и перейти в квадрант I. В настоящее время предприятия из квадранта III – лидеры фармацевтического рынка по объёмам продаж, по охвату национального и международного рынков, количеству ассортиментных позиций в портфеле компании.

Квадрант IV. Предприятия, представляющие данную группу, осуществляют сбытовую  деятельность на национальном рынке, не составляя конкуренцию предприятиям из квадранта I, так как занимают уникальные сегменты фармацевтического рынка (ЗАО «Фармсинтез» – онкология и неврология; НЦ «Биоформ» – ортопедия, косметология, урология; ЗАО «МираксФарма» – заболевания женской репродуктивной сферы). Даже при ежегодно растущих на 25% (ЗАО «Фармсинтез» г. С.-Петербург) объёмах продаж в течение последних лет предприятия не являются лидерами отечественной фарминдустрии. Их доля НИОКР в общем балансе отрасли составляет порядка 8% (ЗАО «Фармсинтез» г. С.-Петербург). Производство представлено небольшим числом оригинальных лекарственных препаратов. Например, НЦ «Биоформ» выпускает три позиции оригинальных препаратов, ЗАО «Мастерфарм» – шесть, ЗАО «МираксФарма» и ЗАО «Фармсинтез» г. С.-Петербург – по четыре, ООО «Пик-Фарма» – семь препаратов. Не все предприятия данной группы осуществляют производство ЛП по международным стандартам. Основными направлениями деятельности являются разработка, исследование и внедрение новых технологий, способов лечения и препаратов, применяемых в различных областях медицины при участии ведущих медицинских учреждений. Эти компании можно назвать «пионерами» (эксплерентная стратегия), так как их продукция не имеет аналогов на отечественном рынке, компании продолжают научные разработки, совершенствуют уже выпускаемые препараты и субстанции.

Квадрант V. Предприятия реализуют свою продукцию на национальном рынке, преимущественно осуществляя выпуск ЛП под торговыми марками (ЗАО «Инфамед», ООО «Ферон», ЗАО НПК «ЭХО»). Лекарственные препараты данных производств хорошо известны на рынке и узнаваемы потребителями, поэтому на их реализацию не требуются дополнительные финансовые вложения, активные рекламные кампании и другие методы стимулирования сбыта. Подобные предприятия-производители занимают устойчивые конкурентные позиции на рынке лекарственных средств, имеют


(1) Названия препаратов совпадают с названием компании-производителя – «Акридерм», «Акридилол», «Метоклопрамид-Акри», «Веро-лоперамид», «Веро-спиронолактон», «Цыгопан».


Литература
1. Дрёмова Н.В. Типология и классификация лекарственных средств/ Н.В. Дрёмова, Э.А.  Коржавых // Новая аптека. – 2004. – № 12. – С. 49–54.
2. Дрёмова Н.В. Типология и классификация лекарственных средств/ Н.В. Дрёмова, Э.А. Коржавых // Новая аптека. – 2005. – № 1. – С. 41–55.
3. Дрёмова Н.В. Типология и классификация лекарственных средств/ Н.В. Дрёмова, Э.А. Коржавых // Новая аптека. – 2005. – № 2. – С. 38–55.
4. Кравченко Д.В. Корзинов О.М. Есть ли будущее у российских инновационных лекарств? // Ремедиум. – 2008. – № 11. – С. 9–20.
5. Усенко В.А. Фармацевтический маркетинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: provisor.com.ua/archive/1999/N14/usenko.htm/
6. Федеральный закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О лекарственных средствах» (принят ГД ФС РФ 05.06.1998)// «Российская газета» от 31.12.2008.

Также по этой теме: