Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Дискуссионный клуб    К одной актуальной проблеме управления региональной конкурентоспособностью

К одной актуальной проблеме управления региональной конкурентоспособностью

31.03.2016

К одной актуальной проблеме управления региональной конкурентоспособностью

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2010

Нагоев А.Б.,
к. э. н., доцент кафедры
менеджмента и маркетинга
Кабардино-Балкарского
 государственного университета

Как было отмечено, повышение конкурентоспособности регионов выступает как одно из главных направлений регулирования экономики на государственном уровне. Необходимо проработать практические вопросы, связанные с оценкой конкурентоспособности регионов.

Важную роль в эффективном поступательном росте экономики региона играют не только макроэкономические показатели, на основе которых принимаются решения, в том числе инвесторов о вложении средств, но и действия и решения региональных органов власти, которые могут обеспечить условия создания комфортной (выгодной) работы многих предприятий, отраслей и инвесторов.

Подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать, опираясь на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером.

Конкурентоспособность региона – продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике [3].

Определение А.З. Селезнева основывается на том, что конкурентоспособность региона – это обусловленное экономическими, социальными и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [2].

По мнению У.И. Ушвицкого, конкурентоспособность включает необходимость достижения высокого уровня жизни населения (конкурентоспособность на рынке труда или конкурентоспособность, обеспечиваемая населением), эффективность функционирования хозяйственного механизма региона (конкурентоспособность на рынке товаров или конкурентоспособность, обеспечиваемая производством) и его инвестиционную привлекательность (конкурентоспособность на рынке капитала или конкурентоспособность финансов) [1].

Б.А. Чуб под конкурентоспособностью предлагает понимать роль и место региона в экономическом пространстве России, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой) [4]. На мой взгляд, существуют неэкономические факторы, которые напрямую влияют на состояние экономики региона. К ним относится способность региональных органов власти создать условия субъектам региона для достижения и удержания ими преимущества по сравнению с другими. Политический фактор будет преобладать в решении указанных вопросов наряду с экономическими показателями.

Именно от их гарантий инвесторам, умения «выбивать» бюджетные средства в Кремле и на Старой площади, от способности создавать благоприятные условия внутренним производителям напрямую зависит конкурентоспособность субъекта, а улучшение каких-либо экономических показателей будет являться следствием указанных действий региональных лидеров.

Таким образом, под конкурентоспособностью понимается способность региональных органов власти предоставить внутренним производителям товаров, частным и внешним инвесторам условия, которые будут выгодно отличаться от аналогичных условий в других субъектах РФ.

Как известно, конкурентоспособность экономического субъекта определяется различными экономическими показателями, на основе анализа которых дается заключение о целесообразности привлечения капитала на данную территорию. Капитал в условиях свободного рынка имеет возможность перетекать с одной территории на другую и выбирать такие регионы и районы, где обеспечиваются наиболее благоприятные условия для вложений. Такими условиями наряду с общепринятыми подчас являются гарантии и устные договоренности с потенциальными инвесторами политических лидеров и органов власти. Тот факт, что среди прочих факторов конкурентоспособности на первый план выходит политическая составляющая, имеет немаловажное значение для небольших регионов ЮФО, особенно для Кабардино-Балкарской Республики. Именно в таких регионах региональные власти, используя «административный ресурс», должны создавать конкурентное преимущество внутренним товаропроизводителям.

Например, с 2006 по 2008 г. в Нальчике был реализован 21 инвестиционный проект, еще девять – в стадии реализации. Объем привлеченных инвестиций составил 1 млрд 201 млн руб. – столица республики вошла в семерку наиболее инвестиционно привлекательных городов Южного федерального округа. Благодаря этому в Кабардино-Балкарии создано около 900 новых рабочих мест. А на днях правительство республики приняло решение снизить процентную ставку для тех предприятий малого бизнеса, которые платят налоги по упрощенной системе. Размер новой ставки составит 10% вместо прежних 15. До этого предприниматели могли выбирать из двух вариантов: платить налоги в размере 6% общего дохода либо 15% прибыли. Теперь же, чтобы уменьшить нагрузку на малое предпринимательство, федеральный Налоговый кодекс дает субъектам России право самим снижать ставку с 15 до 5% в зависимости от категории налогоплательщиков [6].

Известно, что многим субъектам РФ в наследство от СССР досталось слабое социально-экономическое развитие. Кабардино-Балкарская Республика является аграрно-промышленной, при этом промышленность республики была ориентирована на оборонную промышленность и работала в основном по государственным заказам.

С сокращением государственных заказов многие предприятия республики просто остановились, были потеряны рабочие места, существовала скрытая безработица. Сегодня упор в развитии экономики республики делается на развитие рекреационного комплекса и сельского хозяйства. В этих областях достигнуты успехи.

В республике реализуются приоритетные для региона инвестиционные проекты.

С представителями фирмы Idromeccanica LUCCHINI была достигнута договоренность об открытии в Баксанском районе гидропонных теплиц площадью 30 га (открытие состоялось в январе 2008 г.). До этого глава администрации Баксанского района побывал в Италии на заводе по производству оборудования, ознакомился с работой тепличных хозяйств фирмы и построил собственные 4 га парников по европейским технологиям в Нарт кале. Северо-Кавказский банк Сбербанка России открыл вторую кредитную линию по финансированию строительства тепличного комплекса в селе Кишпек Баксанского района Кабардино-Балкарии. Размер инвестиций сейчас превышает 650 млн руб. Первая очередь комплекса уже введена в эксплуатацию, этой весной продукция начнет поступать в продажу. С вводом в строй всех трех очередей комплекс будет давать 15 тыс. тонн помидоров в год. Такое количество может серьезно потеснить импортную, чаще всего турецкую, продукцию на юге России.

Через государственное Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарии за пять лет в экономику республику будут вложены около 25 млрд руб. По договоренности главы республики Минфин Росии в этом году дополнительно предоставит Агентству инвестиций КБР бюджетную ссуду в размере 500 млн руб. на закладываемый по новым технологиям яблоневый сад в Баксанском районе. Сейчас там идет закладка 200 га карликовых садов с применением капельного орошения. Для них из Италии привезли 500 тыс. саженцев семи сортов на 90 млн руб. В районе с. Исламей под сад отведено 130 га. До 2012 г. в КБР в интенсивное садоводство будет вложено не менее 3 млрд руб. Уже идет закладка 200 га садов по этой технологии.

На развитие горно-рекреационного комплекса до 2012 г. направят более 13,8 млрд руб. Предусмотрено строительство автодороги Кисловодск – Долина Нарзанов – Джилы Су – Эльбрус, которая соединит Кавминводы с новым туристско-рекреационным комплексом «Джилы-Су» на северо-восточном склоне Эльбруса. До 2020 г. в курорт планируют привлечь около 100 млрд руб. инвестиций, в том числе 33 млрд бюджетных руб. на инженерную и коммунальную инфраструктуры.

Кроме того, в КБР построят несколько малых ГЭС, которые на 60% обеспечат энергодефицитную республику. Намечены также строительство и реконструкция системы водоснабжения в Нальчике, Баксанском, Зольском и Терском районах КБР, поскольку обеспечение качественной питьевой водой также является одним из приоритетов.

Реализация указанных проектов позволит увеличить денежные доходы населения КБР к 2012 г. в 2,7 раза по сравнению с уровнем 2006 г., снизить уровень безработицы на 13,9%. Объем ВРП увеличится в 2,3 раза, доходы консолидированного бюджета республики на душу населения – в 2,6 раза. Инвестиции в основной капитал возрастут в 4,3 раза [6].

С другой стороны, инвесторы при вложении оценивают экономические показатели и инвестиционные риски вложения средств, а также инвестиционный потенциал, что является вполне нормальным явлением с точки зрения здравого смысла. И регион выглядит не совсем инвестиционно привлекательным. По итогам 13-го рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, подготовленного компанией «Эксперт РА», по рангу инвестиционного климата Кабардино-Балкария1 отнесена к регионам группы 3С1, для которых характерны «пониженный потенциал и высокий риск» (табл. 1).

Вместе с тем на протяжении долгого времени уровень инвестиционного риска в Кабардино-Балкарской Республике характеризовался как «незначительный» и «умеренный». Существенное ухудшение ситуации по данному показателю наблюдалось в 2005 г. Однако уже в 2006 г. рейтинг республики в части инвестиционного риска был повышен (табл. 2).


(1) Наряду с Алтайским краем, Кировской областью, Чукотским автономным округом, Ненецким автономным округом, республиками Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесской Республикой.


Ранг инвестиционного потенциала Кабардино-Балкарской Республики на протяжении 1996–2006 гг. оставался достаточно стабильным. Наибольшего значения – 64-е место из 89 субъектов Российской Федерации наш край добился в рейтинге 2001 г.

Анализ инвестиционного потенциала Кабардино-Балкарской Республики показывает, что уровни инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и трудового потенциалов стабильно превышают уровень инвестиционного потенциала региона в целом. По итогам 2006 г. по сравнению с 2005 г. был повышен уровень инвестиционной привлекательности и снижен уровень инвестиционных рисков.

Если исходить из предположения, что инвесторы предпочитают вкладывать средства в наиболее благополучные регионы с высоким уровнем потенциала и минимальным уровнем риска, то многие субъекты Федерации останутся без дополнительной поддержки со стороны частного, негосударственного сектора и не будут иметь возможности самостоятельно выйти из сложившейся ситуации, поскольку выход из кризиса без инвестиций невозможен. Из приведенных выше данных мы видим, что инвестиции в Кабардино-Балкарскую Республику все же идут, реализуются многие социально важные инвестиционные проекты. Следовательно, инвесторы в своем решении о вложении средств, скорее всего, руководствовались иными принципами. За короткий промежуток времени кардинально изменить социально-экономическое положение, в том числе создать благоприятный инвестиционный климат, в большинстве регионов вряд ли удастся.

А без внешних источников развитие любой экономической системы, находящейся в упадочном состоянии, нереально, необходимы первоначальные инвестиции для того, чтобы сдвинуть с места экономику регионов. Получается замкнутый круг, разорвать который, на мой взгляд, можно следующим образом: личные гарантии инвесторам самим руководителем региона на начальном этапе развития гарантируют сохранность вкладываемых средств, обеспечивают свободу действий инвесторам в рамках инвестиционного законодательства.

Представители региональных властей должны вести борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, отстаивать интересы крупных структурообразующих, социально-значимых предприятий региона, искать возможность для налаживания международных связей, административными мерами, не противоречащими законодательству РФ, защищать местного производителя.

Литература
1. Ушинский Л.И. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность / Л.И. Ушинский, В.Н. Парахина // Методы оценки, современное состояние: Сборник научных трудов СевКав ГТУ. – 2005. – № 1. – (Серия «Экономика»).
2. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А.З. Селезнев. – Юрист, 1999.
3. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. – М.: Международные отношения, 1993.
4. Шеховцева Л.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ / Л.С. Шеховцева // Прогнозирование и стратегия развития Особой экономической зоны России: Межвузовский сборник научных трудов. Калининградский университет. – Калининград. – С. 20–32.
5. Материалы сайта kbr-invest.ru/
6. Материалы сайта economykbr.ru/index.html/

Также по этой теме: