Чужой среди своих



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №3 год - 2010


ООО «Инвестор-Строй», юрисконсульт

Поговорим о проблеме, с которой часто сталкивается юрист компании. Это антагонизм между ним и другими работниками того же предприятия. Наверняка вы отмечали, что чаще всего от родного коллектива юрисконсульту достаются не проявления уважения, а придирки, нелицеприятные высказывания, непонимание и критика. Он может быть отличным профессионалом и прекрасным человеком, четко выполнять все свои обязанности и тем не менее страдать от недоброжелательства окружающих сотрудников. Отчего же это происходит?

Попытаемся установить некоторые причинно-следственные связи.

Во-первых, юрист обладает профессиональным правосознанием и настроен на то, чтобы деятельность предприятия была законной. Он играет роль надзирателя, цензора. Юрисконсульт обязан выступить против противоречащего законодательству условия в договоре (придуманного директором компании лично), настоять, в целях снижения рисков, на изменении проекта контракта (предложенного очень ценным для компании партнером), отвергнуть некорректный приказ (уже завизированный иными специалистами). Естественно, это вызывает неловкие ситуации, раздражение сотрудников.

Во-вторых, любого юриста можно обвинить в некомпетентности. Никто из нас не способен знать вдоль и поперек все российское законодательство и мгновенно ориентироваться в незнакомых ситуациях, тем более если рядом нет правовой базы. Поэтому юрист может не дать ответ на вопрос, например, об ответственности за нарушение правил стоянки автомобиля (скорее его даст простой водитель). А спрашивающий невольно унесет с собой мнение о вашей низкой квалификации. Кроме того, нет пророка в своем отечестве, и если мнение юрис-консульта другого предприятия будет отличаться от вашего, то, скорее всего, соглашаться будут с ним, а не с вами.

В-третьих, для некоторых сотрудников есть, очевидно, особое удовольствие в том, чтобы показаться более пунктуальными и грамотными, чем юрист, который по определению является олицетворением этих качеств. Потому они самоутверждаются, уличая юриста в недобросовестности или просто разговаривая с ним назидательным тоном. Это может носить и характер мести – ведь кто еще, как не юрист, способен отыскать в чужой работе множество крупных и мелких ошибок, которые, казалось бы, никому не мешали.

Наконец, в силу ограниченности человеческих возможностей самому юристу крайне сложно соблюдать баланс качеств, отвечающих данной профессии. Юрист не может быть чересчур мягким и уступчивым, поскольку для успешной деятельности ему необходимы целеустремленность и некоторая жесткость. Но излишняя твердость и фанатизм юрисконсульта также нежелательны для компании. Следовательно, в любой ситуации юрист должен гроссмейстерски просчитывать степень своей жесткости и мягкости и при этом не казаться противоречивым. Иначе говоря, помимо знания законов ему нужно иметь необычайно развитую интуицию и феноменальную поведенческую гибкость. В реальной жизни совокупность этих качеств почти не встречается. Но требуют ее от каждого юриста.

Это предпосылки неадекватных реакций сотрудников на деятельность юрис-консульта. А при неблагоприятном стечении обстоятельств вся высокая уязвимость этой профессии обнажается и многократно усиливается.

К таким неблагоприятным обстоятельствам относится, в первую очередь, неопытность руководителя, его неумение трезво оценивать способности работников и делегировать им полномочия. Также опасен правовой нигилизм руководства, который формирует пренебрежительное отношение сотрудников к юристу, и тому приходится, что называется, «сражаться с ветряными мельницами».

Еще страшнее – действующий на предприятии правовой позитивизм; не важно, истинный или показной. Он ведет к созданию фальшивого образа: «юрист компании – гарант ее безупречной работы». На юрисконсульта возлагаются неоправданно большие надежды, отчего малейший его недостаток кажется большим пороком, а достоинства – чем-то самим собой разумеющимся. При этом к помощи юриста прибегают при решении любой проблемы (ведь на нормах права держится вся человеческая деятельность) и возлагают на него ответственность за исход ситуации без права на ошибку. Не трудно заметить, что позиция правового позитивизма выгодна для всех, кроме самого юриста, и работа его становится медленным увольнением.

Помимо того, чересчур пристрастное, неприязненное отношение к юристу в коллективе может быть спровоцировано, если:

  • юрисконсульт устроился в компанию, которая до того успешно работала без этой должности;
  • на предприятии юрист работает в единственном числе и при этом не является ничьим протеже (один в поле не воин);
  • руководитель, или же имеющиеся в компании лидеры, или головная организация не приемлют тактику юриста;
  • в компании «взрывоопасный» коллектив, амбициозные сотрудники;
  • юрисконсульт молодой, неопытный и имеет несолидную внешность. Кроме того, очень вредят юристу такие милые черты, как скромность, деликатность и застенчивость.

Соответственно, указанные риски снижают такие объективные факторы, как:

  • высокие моральные качества, выраженные организаторские способности руководителя предприятия;
  • наличие на предприятии юридического отдела – и чем больше, тем лучше (если в компании действует могучая юридическая служба, то каждый конкретно взятый юрист в ней будет практически неуязвим, разумеется, если он вписывается в этот отдел, а если нет – то это предмет для отдельного изучения);
  • родство душ, полное взаимопонимание юриста и руководителя и одновременно – сформировавшаяся боязнь «не угодить» руководству со стороны сотрудников;
  • небольшой, спокойный и доброжелательный коллектив с семейной атмосферой;
  • «почтенные седины» самого юриста и т. д.

Если изначально на вашем предприятии преобладали положительные факторы, если сотрудники привыкли смотреть на юриста «снизу вверх», то за вас можно только порадоваться. В противном же случае положение юрисконсульта оказывается весьма незавидным.

Его считают крючкотворцем и мракобесом, палкой в колесе предприятия, и оттого все требования юриста воспринимаются «в штыки». Его действия критикуются, педантизм высмеивается, но при этом ответственность считается безграничной.

Например, предприятие проигрывает в суде практически безнадежный спор с налоговыми органами, который возник в результате просчета аудиторов. Виновным в денежных потерях объявляют юрисконсульта. Специалисты предоставляют неполную, недостоверную информацию о каких-либо фактах, утрачивают сведения, которые требовались юристу. Эффективность его работы снижается, и это ставят юрисконсульту на вид. В компании возникают серьезные проблемы из-за неграмотно составленных исполнителями документов. Спасать положение, забыв про сон и отдых, приходится юристу.

Как ни грустно, это напоминает небезызвестную историю о том, как обитатели некого заповедника, к общей радости, нашли для себя козла отпущения:

Например, медведь, баламут и плут,
Обхамит кого-нибудь по-медвежьему,
Так враз козла найдут, приведут и бьют,
По рогам ему, и промеж ему.

(В. Высоцкий, «Песенка про козла отпущения»)

Истинные виновники сложных ситуаций, в которых оказывается юрист, чаще всего остаются в тени. Трудно выявить и привлечь к ответственности сотрудников за их старые промахи (тем более если они яростно доказывают свою непогрешимость). И руководителю гораздо проще сделать вид, что причиной всех бед является отупевший от бесконечных нападок, вяло сопротивляющийся юрисконсульт, чем портить отношения с массой иных работников.

Потому ненавистный юрист в силу своей общественной полезности нередко считается необходимым человеком на предприятии. Как у В. Высоцкого в вышеуказанной песне:

И берегли козла, как наследника,
Вышло даже в лесу запрещение
С территории заповедника
Отпускать козла отпущения.

Конечно, описанная выше схема несколько утрирована. Но, я думаю, каждый юрист может вспомнить, как он сам или его коллега сталкивались примерно со следующим.

…Обнаруживается ошибка в договоре, касающаяся чисто технической стороны исполнения сделки, о которой юрист не знал. И, несмотря на то, что документ был завизирован исполнителями, которые действительно могли заметить данную ошибку, юрисконсульта упрекают в том, что он неграмотно составляет договоры...

...Под предлогом «у юриста лучше получится» ему поручают дела, вовсе не относящиеся к прямым обязанностям юрисконсульта, – составление протоколов совещаний, ведение деловой переписки...

...Начальники подразделений, которые с давних пор не могут решить важный производственный вопрос, убеждают руководителя в том, что эту задачу обязан решать юрист...

…Или (о ужас!) – на юрисконсульта сваливает свою вину сам руководитель предприятия...

Как не допустить развития подобных ситуаций? Как следует вести себя юристу? Портить отношения с сотрудниками, постоянно сопротивляться, по сути – вести войну против всей компании? Одному человеку это не под силу. Покориться и тихо сгорать на работе? Так можно потерять самоуважение, а кроме того, даже будучи талантливым юристом, прийти к полному разочарованию в выбранной профессии. Но это недопустимо!

Полагаю, что для решения данной проблемы юристу прежде всего необходимо полностью осознать все особенности своей профессии и, учитывая их, постараться разрядить вокруг себя атмосферу.

Приведу некоторые способы достижения этой цели, которые мне удалось установить как лично, так и исходя из опыта коллег-юристов.

1. Напоминайте сотрудникам компании о том, что еще не родился человек, который мог бы удержать в голове все российское законодательство объемом около 62 000 нормативных правовых актов. Не старайтесь давать немедленные ответы на поставленные вопросы – лучше попросите нужное вам время для их изучения. Кроме того, не забывайте сообщать, что одни и те же нормы закона разными людьми могут толковаться по-разному. Встречается и конкуренция норм. А потому любая точка зрения – и ваша, и чужая – может быть как поддержана, так и отклонена в суде. Разумеется, вы знаете много, очень много и горой стоите за родное предприятие. Но вы не всемогущи.

2. Добейтесь того, чтобы за каждое выигранное судебные дело вам выплачивалась премия. Как правило, руководители легко соглашаются с таким условием, понимая, что личная заинтересованность юриста повышает вероятность благополучного исхода судебного разбирательства. При этом, во-первых, дополнительное вознаграждение подчеркнет значимость заслуг юриста во мнении окружающих при вынесении решения в пользу компании. Во-вторых, даже в случае проигрыша дела юрист вызовет у сотрудников невольное сочувствие из-за упущенного личного дохода, а это в определенной мере снизит претензии к нему.

3. Проявляйте некоторую открытость. По возможности рассказывайте сотрудникам об интересных моментах судебных разбирательств, претензионной работы и т. д., вовлекая их в обсуждение темы. Разумеется, информацию следует подавать в том виде и объеме, против которого не возразило бы ваше руководство, и в адаптированной для слушателя форме. Обязательно держите в курсе ваших дел не только руководителя, но и ведущих специалистов компании. Относитесь к их мнению уважительно. И, если подаваемый иск, претензия связаны с взысканием денежных средств, не забудьте обо всех своих действиях информировать бухгалтерию. Даже если вы считаете, что все знаете сами, тщательно консультируйтесь с ней по вопросам налогов и связанным с финансами условиям договоров (к этому у бухгалтеров очень ревнивое отношение).

4. При любых нововведениях на предприятии, связанных с вашей деятельно- стью, требуя что-либо от сотрудников, постарайтесь не выступать от своего имени. Ссылайтесь на указания руководителя, капризы головной организации, разъяснения контролирующих органов (пусть даже косвенные). Тогда, даже если у сотрудников возрастет объем работы, вы не окажетесь в их глазах вредителем.

5. Содержите в порядке свой рабочий стол, регистрируйте находящиеся у вас документы и помните, где они находятся. Постарайтесь, чтобы в этом отношении ваш кабинет напоминал аптеку. Не опаздывайте на работу. Всегда выполняйте свои обещания. Окружающие ждут от юриста проявлений пунктуальности и точно сти – не стоит их разочаровывать.

6. Не мешает почаще напоминать окружающим о тяжком грузе ответственности, который несет юрист компании (как вариант – рассказывайте о своих бессонных ночах и тягостных раздумьях по поводу предстоящего судебного разбирательства). Кроме того, уважительно относитесь к советам, пусть даже не особенно ценным, которые дают ваши собеседники, как по поводу сохранения вашего душевного равновесия, так и по поводу ведения дел, при возможности сообщайте об их практическом применении. Данная тактика способна пробудить некоторую сердечность по отношению к юристу со стороны сотрудников, кроме того, она повышает их внимание к качеству предоставляемых сведений, которые будут служить доказательствами в суде.

7. Не старайтесь проявить свою компетентность в тех областях знаний, которые к вашей работе непосредственно не относятся (экономике, бухучете и пр.). Иначе вас, чего доброго, заставят контролировать законность чужой работы. Не забывайте, что каждый специалист обеспечивает соответствие своей работы действующему законодательству независимо от наличия на предприятии юрисконсульта. В должностных инструкциях сотрудников-«неюристов» должно быть условиевроде «обязан знать и руководствоваться в своей деятельности следующими нормативными правовыми актами (далее – их перечень)». А тем работникам, которые предпочитают по любому поводу обращаться к юристу, он может распечатать и торжественно передать тексты нормативных правовых актов, относящихся к их деятельности, с пожеланием постоянно отслеживать изменения в законодательстве. Если у вас есть возможность, позаботьтесь также о содержании своей должностной инструкции. Постарайтесь согласовать с руководителем конкретные формулировки ваших обязанностей с исключением тех, что позволяют взваливать на юриста несоразмерный груз работы и ответственности.

8. Высокая энергоемкость претензионной работы, поток негатива со стороны оппонентов, направленный на юрисконсульта в ходе судебных разбирательств, так или иначе истощают его. Недоброжелательное отношение сотрудников вызывает обиды, раздражение и неудовлетворенность. И для того, чтобы преуспеть в работе и при этом раньше времени не выйти из строя, юрист должен быть стрессоустойчивым, психологически зрелым человеком. Потому каждому неплохо было бы пройти курсы личностного роста (их сейчас предлагается великое множество), а также поучиться мастерству общения (в частности – трансактному анализу), овладеть приемами релаксации. При выраженных психологических проблемах юристу необходимы целенаправленные занятия с психологом.

9. Постоянно повышайте свой профессиональный уровень. Без комментариев. Разумеется, это далеко не полный перечень рекомендаций. Полагаю, свой собственный набор «противоядий» наработан у каждого опытного юриста. В заключение хотелось бы сказать следующее. Если по какой-либо причине в компании вас окончательно и бесповоротно избрали в «козлы отпущения» и работать стало невыносимо тяжело, если стало совершенно ясно, что на этом предприятии вы не прижились, то все-таки не срывайтесь, не доводите дело до острых конфликтов с руководством. Иначе разгневанный работодатель может предложить вам уволиться, а весть об этом моментально облетит все предприятие и сильно подпортит вашу дальнейшую карьеру. Лучше своевременно подайте заявление об увольнении по собственному желанию, хотя это и напоминает грустную пословицу «Лучшее средство от перхоти – это гильотина». И одновременно, взяв за основу собственные интересы, постарайтесь найти максимально подходящее для вас предприятие. Там вы проведете работу над ошибками. Удачи вам и берегите себя!

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста